Методики исследования уровня готовности детей к обучению в школе
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПСИХОЛОГА
Многие педагоги-психологи испытывают затруднения при выборе методик исследования уровня готовности детей к обучению в школе. Одни методики, такие, как тест Керна-Йирасика, не дают достаточной информации об индивидуальных особенностях ребят, другие, например, тест Векслера, очень сложны, требуют высокой квалификации психолога и значительных временных затрат при проведении процедуры диагностики. Как нам кажется, предлагаемая вашему вниманию подборка методик исследования уровня готовности детей к обучению в школе лишена этих недостатков.
Сегодня много спорят о допустимости или недопустимости использования разнообразных психолого-педагогических методик определения готовности детей к школьному обучению. Но практика показывает, что уже в сентябре учителя первых классов сталкиваются с весьма запутанными проблемами, связанными с обучением своих подопечных. Очень часто педагоги не в силах понять причины школьной неуспешности отдельных детей. Поэтому педагогу-психологу совместно с учителем в начале сентября целесообразно провести психолого-педагогическое исследование, позволяющее хотя бы в первом приближении определить наличные навыки поступивших детей. Из всего многообразия вопросов о психологических особенностях ребенка для успешности обучения в школе особенно важными являются:
1) динамические ресурсы умственной деятельности (темп протекания психических процессов, скорость вхождения в новую деятельность, продолжительность периода работоспособности);
2) особенности саморегуляции умственной деятельности ребенка (наличие или отсутствие произвольности, устойчивость–неустойчивость внимания,способность к переключению внимания, скоростьпереключения на другую деятельность);
|
3) показатели зрительно-моторной координации (развитость связки «глаз–рука» важна для успешности обучения письму, трудовым и двигательным навыкам);
4) достигнутый уровень интеллектуального развития (зачатки умений оперировать в мышлении отвлеченными понятиями, использовать операции анализа и синтеза в речевой и зрительной формах, способность абстрагироваться);
способность ребенка успешно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Динамические характеристики психики человека являются врожденными, такими как цвет глаз или волос. А это означает, что учителю необходимо принимать их как данность. Если ребенок обладает не слишком высоким темпом умственной деятельности, то существенно его увеличить, пожалуй, не удастся никогда. В свою очередь, и замедлить темп умственнойтьдеятельности нельзя. А вот все остальные из перечисленных выше характеристик ребенка вполне возможно развивать в нужном для обучения в школе направлении. Перед любым педагогическим воздействием стоит определить начальный уровень, с которого учитель приступает к работе с конкретным ребенком.
Набор предлагаемых методик как раз и предназначен для этого. Основой используемого раздаточного материала послужили оригинальные материалы, приведенные в книге Л.А. Ясюковой.
Для проведения исследований с помощью предлагаемых ниже методик необходимо ксерокопировать приведенный раздаточный материал, увеличив его в 2 раза до формата А4 (стандартного машинописного листа). Следует также изготовить бланки, в которых вы будете фиксировать результаты, полученные каждым ребенком.
|
Исследование уровня готовности детей к школе целесообразно проводить в два этапа.
Первый этап — групповой. Психолог школы проводит в классе с детьми тест Тулуз–Пьерона (приложение № 1) и тест Бендер (приложение № 3). С помощью теста Тулуз–Пьерона выясняются динамические характеристики детской психики, свойства внимания, работоспособность и произвольность. Тест Бендер позволяет определить наличный уровень зрительно-моторной координации детей.
Второй этап — индивидуальное собеседование ребенка с учителем.
Оно структурировано специальными заданиями на изучение объема зрительной исловесной памяти ребенка, освоенных им мыслительных операций и речевых навыков. Всем детямпредъявляются одни и те же задания, что позволяет определить уровень успешности в выполнении как отдельного упражнения, так и всего комплекса в целом.
Нелишне напомнить, что:
• перед началом исследования ребенок должен отдохнуть;
• недопустимо изучать готовность к школе в тот период, когда ребенок болен;
• перед работой ему стоит предложить посетить туалет.
В процессе исследования готовности детей к обучению в школе необходимо создать для них комфортную, доброжелательную обстановку. Не забывайте хвалить ребенка за выполнение каждого задания независимо от того, справился ли он с поставленной задачей или нет.