Покажите ребенку картинки, предназначенные для выполнения этого задания (см. приложение № 5).
Инструкция: «Посмотри на эти картинки. Кто в верхнем рядочке лишний? Покажи. А в следующем рядочке какая картинка лишняя?» (и так далее). Запишите ответы. Если ребенок медлит с ответом, спросите его: «Ты понимаешь, что нарисовано на картинках?» Если ему не понятно — назовите сами. Если ребенок говорит, что лишних картинок нет (это может произойти после рассмотрения четвертого ряда картинок), отметьте это в бланке ответов. Затем попросите ребенка вновь посмотреть на ряд картинок и найти лишнюю. Запишите, какую картинку он выберет повторно. Если ребенок отказывается искать, не настаивайте.
Правильные ответы:
1. Собака (ряд картинок № 1)
2. Цветы (ряд картинок № 2)
3. Батон (ряд картинок № 3)
4. Бумага (ряд картинок № 4)
За каждый правильный ответ — 1 балл (максимально 4 балла).
Задание 7. Визуальные аналогии
Покажите ребенку картинки, предназначенные для выполнения этого задания (см. приложение № 6).
Инструкция: «Посмотри, здесь уже объединили «кошечку» и «котенка» (показать). Тогда к курочке вот сюда (показать) какую из этих картинок (показать на картинки снизу) надо добавить, чтобы получилась такая же парочка? Если «кошечка и котенок», то «курочка и...»? Покажи».
Запишите ответ. Покажите следующие картинки. Повторите инструкцию, но больше не называйте то, что нарисовано на картинках, а только показывайте. Принимайте и записывайте все ответы без критики, за правильные ответы обязательно хвалите ребенка.
За каждый правильный ответ — 1 балл (максимально 8 баллов).
Правильные ответы:
1. Цыпленок (картинка 3).
2. Портфель (картинка 2).
|
3. Глаз (картинка 4).
4. Бумага (картинка 3).
5. Еж (картинка 4).
6. Электроплитка (картинка 2).
7. Мороженое (картинка 1).
8. Лицо (картинка 4).
Задание 8. Абстрактное мышление
Покажите ребенку картинки, предназначенные для выполнения этого задания (см. приложение № 7).
Задание № 8.1
Инструкция: «Посмотри, нарисован холодильник. Знаешь, для чего холодильник используют? На какой из этих картинок (показать на картинки справа) нарисовано что-то такое, что используют не для того, для чего нужен холодильник, а наоборот? Покажи эту картинку».
Запишите ответ, не требуйте объяснений. Перейдите к следующему заданию.
Правильный ответ: электроплитка — картинка 2.
Задание № 8.2
Инструкция: «У этих двух картинок (показать на две верхние картинки) есть что-то общее. Какую из нижнихкартинок (показать) к ним надо добавить, чтобы онаодновременно подошла и к этой (показать на желуди),и к другой картинке (показать на сов), и чтобы это общее повторилось? Какая из нижних картинок лучшевсего подойдет сразу к двум верхним? Покажи».Записать ответ; если ребенок указывает на «ягоды»,спросить: «Почему?» и записать.
Правильный ответ: две ягодки — картинка 2
Задание№ 8.3.
Инструкция: « Какое слово длиннее — «кот» или «котенок»?».
Запишите ответ. В этом задании инструкцию повторять нельзя.
Задание № 8.4
Инструкция: «Посмотри, вот так цифры записаны (показать): 2, 4, 6, … Сюда (показать на многоточие) какую цифру надо добавить: 5, 7 или 8?». Записать ответ. Похвалите ребенка и скажите, что работа закончена. За каждый правильный ответ — 1 балл (максимально 4 балла).
|
Собеседование с учителем позволит определить достигнутый к моменту опроса уровень развития умственных навыков ребенка. В бланке фиксации результатов подсчитайте общую сумму баллов, набранных ребенком с первого по восьмое задание.
Если ребенок сможет безупречно выполнить все предложенные ему задания, то он наберет в сумме 57 баллов. Однако практика показывает, что нормальным результатом для 6–7-летних детей, готовящихся к поступлению в школу, является сумма в 21 балл. Высокий суммарный результат для дошкольника — более 26 баллов, низкий — менее 15 баллов. Обыкновенно «средний» дошкольник запоминает с первого раза около 5 слов и 5–6 картинок; в 3, 4, 6, 8-м заданиях набирает по 2–3 балла, в 5-м задании — 5–6 баллов, а в 7-м — только 2 балла.
Бланк «Готовность к школе» мальчик/девочка
Дата встречи с ребенком______________________________ Время с______ по _______________
Ф.И.О. ребенка___________________________________________________________________________
Дата рождения_______________________ Возраст на момент беседы___лет___месяцев
- «Кратковременная речевая память»
ставьте «плюс», если ответ верный и записывайте ответы при ошибках
Слово-стимул | Ответ ребенка | Баллы |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. | ||
6. | ||
7. | ||
8. | ||
9. |
2. «Кратковременная зрительная память»
Образец-стимул и дословный ответ ребенка при ошибках | Баллы |
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. | |
6. | |
7. | |
8. | |
9. | |
10. |
|
- «Интуитивный речевой анализ-синтез»
Задание | Ответ ребенка | Баллы |
Сумма баллов |
- «Речевые аналогии»
Задание | Ответ ребенка | Баллы |
Сумма баллов |
- «Произвольное владение речью»
Задание | Ответ ребенка | Баллы |
1а | ||
1б | ||
2а | ||
2б | ||
3а | ||
3б | ||
3в | ||
3г | ||
Сумма баллов |
- «Интуитивный визуальный анализ-синтез»
Задание | Ответ ребенка | Баллы |
Сумма баллов |
- «Визуальные аналогии»
Задание | Ответ ребенка | Баллы |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. | ||
6. | ||
7. | ||
8. | ||
Сумма баллов |
- « Абстрактное мышление»
Задание | Ответ ребенка | Баллы |
Сумма баллов |
Тест Тулуз-Пьерона:
Скорость переработки информации (всего) N ____________________________________________________________________________
Показатель саморегуляции – правильно (всего – ошибки) К________________________________________________________________
Показатель внимательности К/N _______________________________________________________________________________________
Тест Бендер:
Уровень зрительно-моторной координации_________________________________________________________________________________
Сводная характеристика
Характеристика | Уровень развития | ||
Слабый | Средний | Хороший | |
Скорость переработки информации | |||
Внимательность | |||
Зрительно-моторная координация | |||
Кратковременная речевая память | |||
Кратковременная зрительная память | |||
Интуитивный речевой анализ-синтез | |||
Речевые аналогии | |||
Произвольное владение речью | |||
Интуитивный визуальный анализ-синтез | |||
Визуальные аналогии | |||
Абстрактное мышление |
Педагог-психолог______________________________