Инвентаризация была одним из первых и долгое время основным учетным приемом. Еще в Египте в 3400-2980 гг. до н. э. каждые два года проводилась инвентаризация движимого и недвижимого имущества. Лишь во втором тысячелетии прерывная (дискретная) инвентаризация заменена текущим (перманентным) учетом, целью которого была проверка достоверности получений и выдачи серебра, хлеба и т. д.
В Китае к VII-XIII веках н.э. сложилась весьма развитая система учета материальных ценностей. Учетные работники были сосредоточены в трех отделах, где фиксировался приход, расход и остаток ценностей. Первый и второй отделы показывали движение ценностей, а третий проводил инвентаризации и выводил натуральный остаток, но не знал остатка учетного. Поэтому только высшая администрация имела представление о реальном положении дел.
В основе бухгалтерии древнего мира лежал учет фактов, основанный на инвентаризации и прямой регистрации имущества. С появлением косвенной регистрации объектов учета с применением первичных документов учетные сведения и фактическое положение дел перестали быть адекватными. Бухгалтерия становится только вероятной, а инвентаризации только указывают на репрезентативность информации.
В середине XIX века бухгалтерский учет стал восприниматься как наука. Зарождение теории учета коренным образом изменило характер представлений об учитываемых объектах. Объектом учета стали выступать уже не сами факты хозяйственной жизни, а информация о них, основанная на документах.
В России в XV-XVII веках основным принципом учета, в значительной мере сохранившимся по сей день, был приоритет интересов государства как главного собственника всего имущества. В те времена за каждый имущественный объект отвечало определенное лицо или группа лиц. Наказания за недостачи были весьма суровы — от порки до смертной казни. Иван Пересветов, известный публицист ХVI в., советовал в помещении складов прибивать к стенам «кожу бывших кладовщиков, допустивших недостачу».
Позднее нравы смягчились, но в ХVII веке в России учет прихода и расхода были отделены, и контроль за ценностями обеспечивался инвентаризацией, причем не натуральные остатки сличались с учетными, а наоборот, учетные — с натуральными. Уже при Петре I были обеспечены: сплошное документирование всех фактов хозяйственной жизни; регулярность проведения инвентаризаций.
Л. И. Гомберг, член-корреспондент Академического общества бухгалтеров в Париже и действительный член Международной ассоциации бухгалтеров считал целью инвентаризации установление «хозяйственной силы организации», но сама эта работа, по его мнению, должна относиться к администрации, а не к бухгалтерам. Впрочем, время показало, что нет такой работы, которую не пришлось бы выполнять бухгалтеру.
Менялись времена, системы и способы бухучета, но инвентаризация как один из важнейших учетных приемов не потерял свою актуальность и в настоящее время.
Инвентаризация - способ бухгалтерского учета, представляющий собой регламентную процедуру периодической проверки и документального подтверждения наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации, производимую для подтверждения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
Основными целями инвентаризации являются:
- выявление фактического наличия имущества организации;
-сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
- выявление некондиционных материальных ресурсов, формирование обоснованных заключений с привлечением необходимых специалистов и специальных организаций, а также подготовка документов для их уценки или списания (утилизации);
-определение виновных лиц в случае обнаружения недостач, излишков, порчи материальных ресурсов;
- проверка полноты отражения обязательств в учете соблюдения исполнителями выполнения договорных сроков, принятия мер по взысканию дебиторской и погашению кредиторской задолженностей, списания в установленном порядке обязательств по истечении сроков давности.
Согласно п. 1.3 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49) "инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств. Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам" [11, с.5].
Рассмотрим критерии проведения инвентаризации в таблице 1.1
Таблица 1.1
Критерий проведения инвентаризации | Вид инвентаризации | Отличительные особенности инвентаризации |
По обязательности проведения | Обязательная | Проводится в обязательном порядке в соответствии с законодательством РФ |
Инициативная | Проводится по решению руководителя | |
По периодичности | Плановая | Проводится в установленные порядком проведения инвентаризации сроки |
Внеплановая | Проводится по решению руководителя организации вне утвержденного плана для обеспечения дополнительного контроля над сохранностью отдельных видов имущества, либо необходимость ее проведения предусмотрена законодательством | |
По степени охвата | Полная | Инвентаризации подвергаются все объекты активов и обязательств |
Частичная | Проверке подлежит один или несколько видов активов и обязательств | |
По методу проведения | Натуральная | Состоит в непосредственном наблюдении объектов и определении их количества путем подсчета, взвешивания, обмера и т.п. |
Документальная | Состоит в проверке документального подтверждения наличия объектов |
Критерии проведения инвентаризации
Сплошная - инвентаризация охватывает проверку всего без исключения наличного имущества, предъявленного конкретным материальным лицом.
Выборочная - это инвентаризация, при которой проверяются только некоторые (на выборку) ценности у конкретного материально ответственного лица.
Необходимая - проводится при смене материально ответственных лиц, после стихийного бедствия, при переоценке материальных ценностей, краже.
Повторная - проводится в случае, когда возникли сомнения не только в качестве инвентаризации, но и в том, что материально ответственное лицо знало заранее срок начала инвентаризации и подготовилось к ней.
Инвентаризация, являясь средством контроля за сохранностью имущества организации тесно связана с другими методами бухгалтерского учета, обеспечивающие проведение наблюдения за объектами, их измерением, группировку и обобщение учетных данных.
1.2. Общие положения проведения инвентаризации
Сегодня целями инвентаризация на российских предприятиях являются: выявление фактического наличия имущества; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств.
Инвентаризация имущества и обязательств проводится в соответствии с Приказом Минфина РФ от 13.06.95 № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств». Сроки проведения инвентаризации устанавливаются приказом по предприятию.
Проверка кассы на Предприятии проводится ежемесячно и внезапно по решению комиссии по проверке кассовых операций, назначенной Приказом руководителя Предприятия.
Для проведения инвентаризации на предприятии создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает приказом по предприятию руководитель.
Инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств. Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.
Порядок проведения инвентаризации (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) определяется руководителем учреждения, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
Проведение инвентаризации обязательно:
¾ передача имущества организации в аренду, выкуп, продажа, а также преобразование государственного или муниципального унитарного предприятия;
¾ перед составлением годовой бухгалтерской отчётности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчётного года. Инвентаризация основных средств может проводиться раз в три года;
¾ смена материально-ответственных лиц. При этом инвентаризация
¾ должна проводиться на день приёмки-передачи дел;
- установление фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
¾ стихийное бедствие, пожар, авария или другие чрезвычайные ситуации, вызванные экстремальными условиями;
- ликвидация или реорганизация предприятия.
В случае применения в организации коллективной (бригадной) материальной ответственности инвентаризация обязательна также в следующих случаях:
при смене руководителя коллектива (бригады);
при выбытии из коллектива (бригады) более 50% его членов;
по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады).
Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов — один раз в пять лет. В учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;
1.3. Правила проведения инвентаризации
Виды инвентаризации
Полная или частичная
В зависимости от охваченных объектов инвентаризации бывают полные или частичные.