Сущность и роль инвентаризации




Инвентаризация была одним из первых и долгое время основным учетным приемом. Еще в Египте в 3400-2980 гг. до н. э. каждые два года проводилась инвентаризация движимого и недвижимого имущества. Лишь во втором тысячелетии прерывная (дискретная) инвентаризация заменена текущим (перманентным) учетом, целью которого была проверка достоверности получений и выдачи серебра, хлеба и т. д.

В Китае к VII-XIII веках н.э. сложилась весьма развитая система учета материальных ценностей. Учетные работники были сосредоточены в трех отделах, где фиксировался приход, расход и остаток ценностей. Первый и второй отделы показывали движение ценностей, а третий проводил инвентаризации и выводил натуральный остаток, но не знал остатка учетного. Поэтому только высшая администрация имела представление о реальном положении дел.

В основе бухгалтерии древнего мира лежал учет фактов, основанный на инвентаризации и прямой регистрации имущества. С появлением косвенной регистрации объектов учета с применением первичных документов учетные сведения и фактическое положение дел перестали быть адекватными. Бухгалтерия становится только вероятной, а инвентаризации только указывают на репрезентативность информации.

В середине XIX века бухгалтерский учет стал восприниматься как наука. Зарождение теории учета коренным образом изменило характер представлений об учитываемых объектах. Объектом учета стали выступать уже не сами факты хозяйственной жизни, а информация о них, основанная на документах.

В России в XV-XVII веках основным принципом учета, в значительной мере сохранившимся по сей день, был приоритет интересов государства как главного собственника всего имущества. В те времена за каждый имущественный объект отвечало определенное лицо или группа лиц. Наказания за недостачи были весьма суровы — от порки до смертной казни. Иван Пересветов, известный публицист ХVI в., советовал в помещении складов прибивать к стенам «кожу бывших кладовщиков, допустивших недостачу».

Позднее нравы смягчились, но в ХVII веке в России учет прихода и расхода были отделены, и контроль за ценностями обеспечивался инвентаризацией, причем не натуральные остатки сличались с учетными, а наоборот, учетные — с натуральными. Уже при Петре I были обеспечены: сплошное документирование всех фактов хозяйственной жизни; регулярность проведения инвентаризаций.

Л. И. Гомберг, член-корреспондент Академического общества бухгалтеров в Париже и действительный член Международной ассоциации бухгалтеров считал целью инвентаризации установление «хозяйственной силы организации», но сама эта работа, по его мнению, должна относиться к администрации, а не к бухгалтерам. Впрочем, время показало, что нет такой работы, которую не пришлось бы выполнять бухгалтеру.

Менялись времена, системы и способы бухучета, но инвентаризация как один из важнейших учетных приемов не потерял свою актуальность и в настоящее время.

Инвентаризация - способ бухгалтерского учета, представляющий собой регламентную процедуру периодической проверки и документального подтверждения наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации, производимую для подтверждения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

Основными целями инвентаризации являются:

- выявление фактического наличия имущества организации;

-сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;

- выявление некондиционных материальных ресурсов, формирование обоснованных заключений с привлечением необходимых специалистов и специальных организаций, а также подготовка документов для их уценки или списания (утилизации);

-определение виновных лиц в случае обнаружения недостач, излишков, порчи материальных ресурсов;

- проверка полноты отражения обязательств в учете соблюдения исполнителями выполнения договорных сроков, принятия мер по взысканию дебиторской и погашению кредиторской задолженностей, списания в установленном порядке обязательств по истечении сроков давности.

Согласно п. 1.3 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49) "инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств. Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам" [11, с.5].

Рассмотрим критерии проведения инвентаризации в таблице 1.1

Таблица 1.1

Критерий проведения инвентаризации Вид инвентаризации Отличительные особенности инвентаризации
По обязательности проведения Обязательная Проводится в обязательном порядке в соответствии с  законодательством РФ
Инициативная Проводится по решению руководителя
По периодичности Плановая Проводится в установленные порядком проведения инвентаризации сроки
Внеплановая Проводится по решению руководителя организации вне утвержденного плана для обеспечения дополнительного контроля над сохранностью отдельных видов имущества, либо необходимость ее проведения предусмотрена законодательством
По степени охвата Полная Инвентаризации подвергаются все объекты активов и  обязательств
Частичная Проверке подлежит один или несколько видов активов и обязательств
По методу проведения Натуральная Состоит в непосредственном наблюдении объектов и  определении их количества путем подсчета, взвешивания, обмера и т.п.
Документальная Состоит в проверке документального подтверждения наличия объектов

Критерии проведения инвентаризации

Сплошная - инвентаризация охватывает проверку всего без исключения наличного имущества, предъявленного конкретным материальным лицом.

Выборочная - это инвентаризация, при которой проверяются только некоторые (на выборку) ценности у конкретного материально ответственного лица.

Необходимая - проводится при смене материально ответственных лиц, после стихийного бедствия, при переоценке материальных ценностей, краже.

Повторная - проводится в случае, когда возникли сомнения не только в качестве инвентаризации, но и в том, что материально ответственное лицо знало заранее срок начала инвентаризации и подготовилось к ней.

Инвентаризация, являясь средством контроля за сохранностью имущества организации тесно связана с другими методами бухгалтерского учета, обеспечивающие проведение наблюдения за объектами, их измерением, группировку и обобщение учетных данных.

 


1.2. Общие положения проведения инвентаризации
Сегодня целями инвентаризация на российских предприятиях являются: выявление фактического наличия имущества; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств.
Инвентаризация имущества и обязательств проводится в соответствии с Приказом Минфина РФ от 13.06.95 № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств». Сроки проведения инвентаризации устанавливаются приказом по предприятию.
Проверка кассы на Предприятии проводится ежемесячно и внезапно по решению комиссии по проверке кассовых операций, назначенной Приказом руководителя Предприятия.
Для проведения инвентаризации на предприятии создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает приказом по предприятию руководитель.
Инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств. Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.
Порядок проведения инвентаризации (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) определяется руководителем учреждения, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
Проведение инвентаризации обязательно:

¾ передача имущества организации в аренду, выкуп, продажа, а также преобразование государственного или муниципального унитарного предприя­тия;

¾ перед составлением годовой бухгалтерской отчётности, кроме имуще­ства, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчётного года. Инвентаризация основных средств может проводиться раз в три года;

¾ смена материально-ответственных лиц. При этом инвентаризация

¾ дол­жна проводиться на день приёмки-передачи дел;

- установление фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи цен­ностей;

¾ стихийное бедствие, пожар, авария или другие чрезвычайные ситуации, вызванные экстремальными условиями;

- ликвидация или реорганизация предприятия.

В случае применения в организации коллективной (бригадной) матери­альной ответственности инвентаризация обязательна также в следующих случаях:


при смене руководителя коллектива (бригады);


при выбытии из коллектива (бригады) более 50% его членов;


по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады).


Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов — один раз в пять лет. В учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;


1.3. Правила проведения инвентаризации

Виды инвентаризации

Полная или частичная

В зависимости от охваченных объектов инвентаризации бывают полные или частичные.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: