Развитие плавания в дореволюционной России




История и развитие плавания в России как вида спорта

Возникновение и развитие плавания на Руси


Возникновение и развитие плавания в России относится к древнейшим временам, когда слабое развитие производственных сил не позволяло человеку вести оседлый образ жизни. Длительные переходы, связанные с преодолением различных преград, требовали непрерывного развития и совершенствования физических сил и способностей людей и, в частности, овладения навыками плавания.

Развитию плавания способствовало наличие большого количества водоёмов, расположенных на территории Древней Руси. Эти водоёмы обусловили появление некоторых видов трудовой деятельности на воде у первобытных людей: рыбной ловли, охоты на водоплавающую птицу и т.д. Такая трудовая деятельность была бы невозможна без использования навыков плавания, ныряния в длину и глубину, прыжков вводу.

 

Дальнейший этап развития плавания в России был связан с переходом древних славян к оседлому образу жизни. Люди селились на берегах морей, заливов, рек, озёр и использовали плавание как физическое действие, необходимое при выполнении различных видов трудовой деятельности, связанных с водной средой [3; стр. 15].

Плавание применялось не только в быту, но и в военных действиях. Описание военных сражений в исторических исследованиях и художественной литературе подтверждают высокий уровень освоения навыков плавания славянами в те далёкие времена. Так, например, византиец Маврикий указывал, что славяне особенно хорошо переправлялись через реки, потому что больше и лучше, чем другие племена, умели держаться на воде. А в Ипатьевской летописи рассказывается об отроке, пловце из Киева, который в 968 году при осаде Киева печенегами переплыл Днепр на глазах у врагов и сообщил о нападении князю Святославу. В результате кочевники были разбиты.

 

Развитие плавания в дореволюционной России


Первые учебные группы в России, в которых проводилось организованное обучение плаванию, возникли в начале XVIII века. Большая заслуга в этом принадлежала Петру I. Он сделал обучение плаванию в военных учебных заведениях обязательной учебной дисциплиной, изучаемой в групповом порядке. В уставе высшего военного учебного заведения того времени (Императорский шляхетский кадетский корпус) указывалось: «Всем новым солдатам без изъятия должно учиться плавать – не всегда есть мосты».

Наибольшее развитие обучению плаванию в учебных группах получило во второй половине XVIII века, когда общее количество воинских частей и военных учебных заведений значительно увеличилось.

Развитие плавания в этот период связано с именем знаменитого русского полководца А.В. Суворова. Его огромная заслуга состояла в том, что он рассматривал плавание как средство воспитания, которое наряду с физической подготовкой воинов имело также оздоровительную и прикладную направленность. А.В. Суворов считал, что умение плавать есть важнейший навык, необходимый солдату для преодоления водных преград вброд и вплавь [3; стр. 16].

В «Экономическом месяцеслове» за 1776 г. подробно разбирается вопрос о том, какое свойство приобретает тело человека, если его легкие наполнены воздухом. Этот воздух по мнению автора, «должен держать тело поверх воды и не допускать его тонуть». Это важнейшее открытие неизвестного русского автора было положено в основу обучения плаванию и получило название метода естественного изучения плавательных движений: человека сначала учили спокойно лежать на груди и спине на поверхности воды и только после освоения этого навыка начинали обучать правильным приемам плавания, которые предусматривали освоение способа плавания в целом, т.е. в полной координации. Естественный метод обучения плаванию был опубликован за рубежом (в Италии) лишь 18 лет спустя.

 

Сама жизнь заставила поднять вопрос и широком обучении плаванию, в первую очередь доблестных защитников Отечества. Вызвано это было печальными итогами боевых походов - тысячи солдат гибли не от пуль неприятеля, а при форсировании рек. Особенно остро об этом заговорили после Отечественной войны 1812 года. И все же только спустя почти 17 лет состоялись первые соревнования по плаванию в 1829 году. Символично, что местом их проведения стал огражденный деревянными плотами небольшой участок реки Березины. Правила этих соревнований заключались в следующем: участники по команде судьи прыгали в воду, принимали вертикальное положение и начинали «ходьбу» в воде, не касаясь ногами дна. Дистанция в 25 саженей преодолевалась наперегонки. В дальнейшем эта дистанция преобразовалась в сугубо прикладное упражнение: «выстрел из ружья в цель» на берегу из положения плавая стоя. Был еще один вид состязаний - дистанция в 100 саженей лежа на спине. Участники первых в России соревнований на Березине были солдаты, а судьями - офицеры второй саперной бригады русской армии. Цель турнира - определить лучших и наиболее разносторонне подготовленных в плавании солдат - была достигнута. И из их числа укомплектовывались специальные подразделения.

В первой половине XIX века (183-1837) в России (в основном в Петербурге) были открыты первые школы плавания. Наибольшее значение для развития плавания в этот период имела открытая в 1834 г. на реке Неве общедоступная школа плавания, руководимая шведским преподавателем гимнастики Г. Паули. В школе обучали всем известным в то время способам плавания, а также ученики осваивали навыки прикладного плавания (плавание с оружием, спасение тонущего) и прыжки в воду.

Руководитель школы плавания на Неве шведский специалист Густав Муар де Паули навсегда вошел в историю водного вида спорта. Именно он написал книгу, положившую начало специальной литературе о плавании, которая была опубликована в Петербурге в 1838 году под названием «Руководство к плаванию с показание пользы этого искусства в войне». Впервые читатель нашел на ее страницах подробное описание техники плавания брассом, на боку, «по-собачьи», «саженками», ныряния, прыжков в воду и, что особенно было актуально в ту пору, оказания помощи утопающим.

К этому времени получил свое признание метод раздельного обучения плаванию. Основным способом при обучении этим методом являлся брасс. Изучали его путем разделения каждого плавательного движения и систематического освоения отдельных элементов в воде. Затем отдельные движения соединились в целостный способ. Изучению отдельных элементов было отведено определенное количество уроков, на которых применялась система различных приспособлений и приемов. К числу таких приспособлений относились различные поддерживающие средства (надувные мешки, пробковые подушки, пучки камыша, лямки и др.), из которых наиболее важное значение приобрели лямки. В зависимости от названия (неподвижная лямка, удочка, подвижная лямка, спущенная лямка и др.) лямка изготавливалась из пробки, брезента или холста. Система обучения была проста. Вначале ученик выполнял отдельное движение на неподвижной лямке. Затем применялась удочка, и учитель в любой момент мог натяжением шнура регулировать продвижение ученика, останавливать его и давать ему советы. Далее. по мере освоения навыка применялась спущенная лямка, которая поддерживала ученика лишь в момент, когда его тело опускалось ниже допускаемого уровня. Тренировочные упражнения выполнялись на подвижной лямке [3; стр. 17].

 

Изданная в 1897 г. книга А. Ганике «Самообучение плаванию» содержала описание основных групп подготовительных упражнений и впервые в истории плавания рекомендовала способ «скольжение» как один из приемов приучения занимающегося к уверенным движениям в воде. Значение этого приема нельзя недооценить, он с успехом применяется и сейчас при обучении плаванию. Характерным является тот факт, что предложенная А. Ганике новая система обучения нашла применение почти во всех школах плавания, организованных в начале ХХ в. как в России, так и за рубежом. Такой успех этой системы объяснялся тем, что она отражала передовой для того времени опыт работы по плаванию.

В 1908 г. в Шувалово, близ Петербурга, была организована первая в России спортивная школа плавания, которая просуществовала до 1917 г. В Шуваловской школе обучали всем существующим в то время способам плавания: кролю (американскому и австралийскому), брассу на груди и спине и на боку. Основу обучения составлял брасс. Шуваловская школа была кузницей инструкторских кадров по плаванию в России. Многие пловцы имели звание магистра или кандидата плавания. Требования для получения этих званий были весьма высокие.

Большинство воспитанников Шуваловской школы проявили себя в рекордных заплывах. Они были участниками Олимпийских игр в Стокгольме, а на первом чемпионате России в 1913 году шуваловцы завоевали командный кубок. В школе были построен открытый плавательный бассейн и крытые трибуны на 200 мест. Наличие этих сооружений позволяло проводить учебно-тренировочные занятия и спортивные соревнования. Ежегодно в школе занималось от 300 до 500 человек.

Немалая заслуга в деле развития плавания в России принадлежит выдающемуся русскому пловцу, рекордсмену мира, преподавателю французского языка Бакинской гимназии Л.А. Романченко. В июле 1912 года Леонид Романченко проплыл по Каспийскому морю от Шиховой косы до городской купальни (более 48 км), и тем побил мировой рекорд знаменитого английского пловца Бургеса, проплывшего 31 версту за 22 часа 23 минуты, затратив всего 24 часа 10 минут. Если учесть, что достигнутая тем самым скорость плавания и преодоленное расстояние данным пловцом превосходили показатели зарубежных марафонцев, то результат Романченко можно отнести к разряду мировых рекордов [3; стр. 24].

Изучив технику популярных для того времени способов плавания и усовершенствовав методику предварительного изучения плавательных движений на суше, Л.А. Романченко организовал обучение молодежи различным способам плавания. В 1913 г. он преподавал на курсах плавания при обществе «Богатырь» в Петербурге, зимой занятия проводились в бассейне. В 1915-1916 г.г. Л.А. Романченко посетил ряд городов России, где обучил плаванию десятки молодых людей. Наиболее способные ученики, выполнившие программу и сдавшие испытания, получили свидетельства, дававшие им право обучать плаванию на общественных началах.

Значение плавания как средства оздоровления и воспитания было хорошо известно в начале ХХ в. Об этом говорится в целом ряде книг и руководств, написанных известными в то время врачами и педагогами. Знаменитый русский педагог профессор В.В. Гориневский в 1913 г. писал: «Плавание в гигиеническом и воспитательном отношении - прекрасное упражнение тела. Оно представляет гармоничное сочетание деятельности различных мышечных групп, приходящих под влиянием воды в сильное напряжение. Плавание приучает к воде, к уходу за кожей, к сохранению тела в чистоте; оно приучает также к перенесению чувства холода, закаливает человека».

Гигиенически - оздоровительное значение плавания обусловило появление в печати рекомендаций по приучению к воде детей дошкольного возраста. Такую рекомендацию дает А.Н. Филиппов в книге «Гигиена детей», изданной в 1902 г. «Я разрешаю, - пишет А.Н. Филиппов, - здоровым детям с 5 лет купаться в пруду или тихой речке, начав с температуры 18 по Рюмеру, а потом продолжая даже при 16. Более взрослых детей надо скорее обучать плаванию, что, кроме удовольствия, представляет прекрасную гимнастику».

 

Дальнейшему развитию плавания в России содействовали новые сведения по теории и практики, которые были обобщены в ряде руководств, появившихся в 1900-1916 г.г. К ним относятся книги Гофштейна, Покровского, Носовича, Волкова, Шеманского, Полторацкого, альбом основных приемов плавания Романченко, а также статьи и заметки Геркана.

Для начала ХХ в. характерно появление новых школ плавания и создания общественных организаций по плаванию. Вслед за Шуваловской школой в 1910 г. школы плавания были открыты в Баку и Чернигове, а в 1914 г. - в Николаеве.

В 1908 г. в Риге было создано Рижское общество пловцов, а в 1912 - Московское общество любителей плавания и Московская лига любителей плавания, которая объединяла пловцов всех клубов Москвы («ЗКС», «Санитас», «Сходня», и др.).

В 1912 г. русские пловцы впервые приняли участие в V Олимпийских играх в Стокгольме. Однако выступили они весьма неудачно.

Неудачное выступление русских пловцов на Олимпиаде в Стокгольме заставило руководителей плавательного спорта расширить сферу организованных занятий спортивным плаванием и проводить ежегодные Всероссийские соревнования. В 1913 г. в Петербурге была проведена первая встреча пловцов Москвы и Петербурга. Победу одержали воспитанники Шуваловской школы, которые представляли команду Петербурга. В этом же году были проведены городские соревнования в Москве и Петербурге. В 1913 г. состоялась первая русская Олимпиада в Киеве, в программу которой было включено плавание. Лучшие спортивные результаты, показанные на этой Олимпиаде, были зарегистрированы в качестве первых в истории России рекордов по плаванию [3; стр. 28].

В 1914 г. в Риге была проведена вторая русская Олимпиада. Результаты сильно отставали от мировых рекордов.

Развитие плавания в СССР

В 1918 г. в Москве и в 1919 г. в Петрограде были открыты институты физической культуры. В учебных планах институтов предусматривалось преподавание плавания как самостоятельного учебного предмета.

В 1920 в Петрограде было организовано спортивное общество «Дельфин», которое за шесть лет существования проделало огромную работу по развитию плавания. В обществе работали лучшие педагоги и специалисты того времени: В.Н. Песков, Э.И. Лусталло, Д.А. Крадман, И.Я. Семенов и другие.

В 1921-1923 г.г. в Москве и Петрограде организуется обучение плаванию детей в возрасте 11-12 лет. В 1925 г. преподаватель плавания Московского института физической культуры Л.В. Геркан издал первое (после революции) большое учебное пособие по плаванию «Теория и практика спортивного плавания». Эта книга явилась результатом обобщения практического опыта и теоретических основ плавания того времени. Автор в популярной форме изложил научные основы плавания, указал на его оздоровительное, воспитательное, эстетическое значение, дал краткую историческую справку, рассмотрел технику поворотов, разобрал систему обучения, тренировку и тактику.

 

Развитию плавания во многом способствовало появление в 1928 г. книги «Плавание, прыжки в воду и водное поло», написанной коллективом ленинградских авторов под редакцией Н.А. Бутовича. Эта книга, выдержавшая три издания, долгие годы была практическим руководством для специалистов по плаванию.

Организованные занятия по плаванию с детьми потребовали создания новых форм учебно-тренировочной и спортивной работы. Так появились игровая и учебно-игровая формы проведения занятий [3; стр. 32].

Организация в 1935 г. отделений плавания при Высших школах тренеров при Московском и Ленинградском институтах физической культуры способствовали дальнейшему развитию плавания. В этих школах обучались лучшие пловцы СССР (С. Бойченко, Л. Мешков, М. Соколова, В. Ушаков и др.) Это позволило кафедрам плавания институтов провести научно-исследовательскую работу по вопросам техники плавания и методики тренировки.

В 1938 г. было опубликовано учебное пособие «Юный пловец», написанное З.П. Фирсовым. Пособие обобщило опыт практической работы по плаванию с детскими и юношескими коллективами и способствовало дальнейшему развитию этого вида спорта.

Перед началом Великой Отечественной войны многие советские пловцы достигли высоких результатов. Война потребовала особенно хорошей физической подготовки (в том числе и плавательной) всего состава Армии и Флота. Резервы для действующей армии надо было обучать плаванию в кратчайшие сроки.

В 1945 г. возобновилась работа по спортивному плаванию В этом году в Москве было проведено личное первенство СССР.

В 1947 г. Всесоюзная секция плавания вступила в члены Международной любительской федерации плавания (ФИНА) и в Европейскую лигу любителей плавания (ЛЕНА).

В 1952-1953 г.г. было издано восемь пособий по плаванию, в том числе первый учебник для техникумов физической культуры «Плавание» (автор - Н.В. Вржесневский) и книга «Тренировка юного пловца» (автор Н.А. Бутович).

В 1956 г. теоретические вопросы тренировки пловца получили значительное развитие. Этому в большой степени способствовали научные исследования и опыт 4-летней подготовки советских пловцов к XVI Олимпийским играм. В это время вышла книга «Тренировка пловца» (авторы - К.А. Инясевский и Б.Н. Никитский).

Дальнейшему развитию теории спортивной тренировки в немалой степени способствовало выпущенное в 1958 г. научно-методическим советом Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР методическое письмо «Плавание» (под редакцией В.Ф. Китаева и М.Я. Набатниковой). В письме были обобщены данные по подготовке и участию лучших советских и зарубежных пловцов в ХVI Олимпийских играх и был дан глубокий анализ круглогодичной тренировки лучших советских пловцов перед Олимпиадой. В 1959 г. вышла книга «Плавание» (под редакцией Н.А. Бутовича) для студентов институтов физической культуры, специализирующихся по плаванию. В учебнике дан большой физический материал по технике плавания, методике обучения и спортивной тренировке.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: