Перенесение Честных Даров с жертвенника на престол




Божественная литургия

 

Литургия есть самое важное богослужение, во время которого совершается Святейшее Таинство Причащения, установленное Господом нашим Иисусом Христом в Великий Четверг вечером, накануне крестных Своих страданий. Умыв ноги Своим апостолам для показания им примера смирения, Господь, воздав хвалу Богу Отцу, взял хлеб, благословил его, преломил и дал апостолам, говоря: приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое; потом Он взял чашу с виноградным вином, также благословил ее и подал апостолам, говоря: пийте от нея еси: сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов; причастив их, Господь дал заповедь всегда совершать это Таинство: сие творите в Мое воспоминание (Мф. 26, 26-28; Лк. 22, 19; 1 Кор. 11, 24).

Апостолы совершали Святое Причащение по заповеди и примеру Иисуса Христа и научили христиан совершать это великое и спасительное Таинство. В первое время порядок и образ совершения Литургии передавался устно и все молитвы и священные песнопения заучивались на память. Затем стало появляться и письменное изложение апостольской Литургии. С течением времени Литургия пополнялась новыми молитвами, песнопениями и священными действиями, что нарушало в разных церквах единообразие в совершении ее. Являлась потребность объединить все существовавшие чины Литургии, внести единообразие в их совершение. Это и было сделано в IV веке, когда прекратились гонения на христиан и христианская Церковь получила возможность приступить к благоустройству внутренней своей жизни (Вселенские Соборы). В это время святой Василий Великий записал и предложил к общему употреблению составленный им чин Литургии, а святой Иоанн Златоуст несколько сократил этот чин. В основу этого чина была положена древнейшая Литургия святого апостола Иакова, первого епископа Иерусалимского.

Святой Василий Великий был архиепископом Кесарии Каппадокийской (в Малой Азии). "Великим" его называют за великие подвиги его на пользу Церкви. Он оставил после себя много церковных писаний, много молитв и церковных правил. Скончался в 379 году.

Святой Иоанн Златоуст был архиепископом Константинопольским. Златоустом прозвали его за особое красноречие, с которым он проповедовал Слово Божие. Он также оставил после себя много церковных произведений. Он несколько (в молитвах, читаемых священником тайно) сократил чин Литургии святого Василия Великого, но существенных изменений никаких не допустил. Скончался в 407 году в ссылке.

Литургия имеет различные названия. Первое название "литургия" - греческое, означает "общественная служба" и указывает на то, что Таинство Святого Причащения есть умилостивительная Жертва Богу за грехи всего общества верующих, - живых и умерших. Так как Таинство Святого Причащения по-гречески называется Евхаристией, что значит "благодарственная жертва", то и Литургия называется также "Евхаристией". Чаще всего Литургию называют "обедней", так как ее положено совершать в полуденное (обеденное) время, и Тело и Кровь Христовы, предлагаемые в Таинстве Святого Причащения, в Слове Божием называются "Трапезой" и "Вечерей" Господней (1 Кор. 10, 21; 11, 20). В апостольское время Литургия называлась еще преломлением хлеба (Деян. 2, 46). На Литургии вспоминаются земная жизнь и учение Иисуса Христа от Рождества и до Вознесения Его на небо и принесенные Им на землю спасительные блага.

Порядок Литургии такой: сначала приготовляется вещество для Таинства, потом верующие приготовляются к Таинству и, наконец, совершается само Таинство и верующие причащаются. Литургия, таким образом, разделяется на три части, называемые: проскомидией, Литургией оглашенных и Литургией верных.

 

Проскомидия

Проскомидия - слово греческое и значит " принесение ". Так называется первая часть Литургии от обычая древних христиан приносить хлеб, вино и все нужное для совершения Литургии; поэтому и самый хлеб, употребляемый на ней, называется просфорой, что значит приношение. Хлеб (просфора) должен быть квасный (поднявшийся), чистый, пшеничный. Сам Господь Иисус Христос для совершения Таинства Святого Причащения взял квасный, а не пресный хлеб. Просфора должна быть круглой и состоять из двух частей во образ двух естеств Иисуса Христа - Божественного и человеческого; на верхней части просфоры имеется печать с изображением креста и по углам его - начальных букв имени Христа Спасителя ИС ХС и греческого слова НИКА; это означает "Иисус Христос побеждает". Вино для Таинства требуется виноградное, красное, потому что красный цвет напоминает цвет крови; вино смешивается с водой в воспоминание того, что из прободенного ребра Спасителя на кресте истекли кровь и вода. Для проскомидии употребляется пять просфор в воспоминание чудесного насыщения Христом пятью хлебами более пяти тысяч человек, что дало Иисусу Христу повод учить народ духовному насыщению и нетленной, духовной пище, подаваемой в Таинстве Святого Причащения (Ин. 6, 22- 58). Но собственно для причащения употребляется одна просфора (Агнец), по слову апостола: Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба (1 Кор. 10, 17), а потому по своей величине эта просфора должна соответствовать числу причастников.

 

Совершение проскомидии

Приготовившись по церковному уставу к совершению Литургии, священник и диакон читают пред закрытыми Царскими вратами так называемые "входные" молитвы и облачаются в алтаре в священные одежды. Подойдя затем к жертвеннику, священник, благословив начало проскомидии, берет первую (агничную) просфору и копием делает на ней трижды изображение креста, произнося: "В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа". Это значит: проскомидия совершается по заповеди Иисуса Христа. Из этой просфоры священник копием вырезает середину, в форме куба, с произнесением слов пророка Исаии: "Яко (как) овча на заколение ведеся, и яко агнец непорочен прямо стригущего его безгласен, тако не отверзает уст своих; во смирении его суд его взятся; род же его кто исповесть? яко вземлется от земли живот (жизнь) его" (Ис. 53, 7-8). Эта кубическая часть просфоры называется Агнцем (Ин. 1, 29) и полагается на дискос. Затем священник крестообразно надрезает с нижней стороны Агнец с произнесением слов: "Жрется (приносится в жертву) Агнец Божий, вземляй (взявший на Себя) грех мира, за мирский живот (жизнь) и спасение", и прободает правую сторону Агнца копием, произнося слова евангелиста: "Един от воин копием ребра Его прободе, и абие (тотчас) изыде кровь и вода; и видевый свидетельствова, и истинно есть свидетельство его" (Ин. 19, 34-35); сообразно с этими словами в Чашу (потир) вливается вино, смешанное с водою. Из второй просфоры, называемой "богородичной", священник вынимает одну частицу в честь Божией Матери и полагает ее по правую сторону Агнца на дискосе. - Из третьей просфоры, называемой "девятичинной", вынимается девять частиц в честь святых: Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребреников, Богоотец Иоакима и Анны (а также храмового святого, равноапостольных Мефодия и Кирилла, вел. князя Владимира и вел. княгини Ольги и всех святых. - Ред.) и того святителя, имени которого совершается Литургия; эти частицы полагаются по левую сторону Агнца на дискосе, по три частицы в ряд. Из четвертой просфоры вынимаются частицы за живых и полагаются ниже Агнца на дискосе; из пятой - за умерших и полагаются ниже частиц, вынутых за живых. Наконец, вынимаются частицы из просфор, подаваемых верующими; одновременно прочитываются соответствующие "поминания" о здравии и спасении живых и об упокоении усопших рабов Божиих; частицы из этих просфор полагаются вместе с частицами, вынутыми из четвертой и пятой просфор.

В конце проскомидии священник благословляет кадило с фимиамом и, покадив звездицу, ставит ее на дискосе над Агнцем и частицами, чтобы сохранить их в положенном порядке, покрывает дискос и потир двумя небольшими покровами и поверх их еще одним несколько больших размеров, называемым "воздухом", кадит пред Дарами и молит Господа благословить предложенные Дары, помянуть принесших эти Дары и тех, за кого они принесены, самого же его соделать достойным для священнодействия Божественных Таин.

Применяемые на проскомидии священные предметы и совершаемые действия имеют символическое значение: дискос знаменует и вифлеемскую пещеру и Гроб Спасителя, звездица - вифлеемскую звезду, покровы - пелены рождественские, пелены и плащаницу, бывшие во гробе Спасителя, потир - ту Чашу, в которой священнодействовал Иисус Христос, приготовление Агнца - суд, страдания и смерть Иисуса Христа, а прободение его копием - прободение, сделанное одним из воинов на Теле Спасителя. Соединение всех частиц в известном порядке на дискосе означает всю Церковь Божию, членами которой состоят: Божия Матерь, ангелы, все святые угодники Божии, все верующие христиане - живые и усопшие, а Главою ее - Сам Господь наш Спаситель. Каждение знаменует осенение Святого Духа, благодать Которого сообщается в Таинстве Святого Причащения.

Проскомидия совершается священником на жертвеннике при закрытом алтаре вполголоса. Завершается она, когда на клиросе читаются 3-й и 6-й (а иногда и 9-й) часы по Часослову.

 

Литургия оглашенных

Вторая часть Литургии называется Литургией оглашенных потому, что при совершении ее могут присутствовать и оглашенные, т.е. готовящиеся к принятию Святого Крещения, а также кающиеся, отлученные за тяжкие грехи от Святого Причащения.

Диакон, получив благословение от священника, выходит из алтаря на амвон против Царских врат и громко произносит: "Благослови, владыко!", - т.е. благослови начать службу и собравшимся верующим участвовать в молитвенном прославлении Бога.

Священник в первом своем возгласе прославляет Святую Троицу: "Благословено (т.е. достойно прославления) Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно (всегда) и во веки веков (вечно)". Певчие поют: "Аминь!" (действительно так). Затем диакон произносит великую ектению, в которой перечисляются разнообразные христианские нужды и наши прошения ко Господу, а священник в алтаре тайно молится, чтобы Господь призрел на этот храм и молящихся в нем и исполнил бы их нужды. Великая ектения начинается напоминанием, что молиться Господу нужно "миром", т.е. примирившись со всеми, не имея ни на кого гнева или вражды; по учению Спасителя, мы не можем приносить Богу дары, если имеем что-нибудь против ближнего (Мф. 5, 23-24). Высшее благо, о котором следует молиться,- это душевный мир и спасение души: "о свышнем (небесном) мире, и спасении душ наших"; этот мир есть то спокойствие совести, то отрадное чувство, которое мы испытываем, например, после внимательной исповеди и достойного Причащения Святых Таин, в участливом отношении к судьбе ближнего, после всякого доброго дела; этот мир Спаситель преподал апостолам в прощальной беседе на Тайной вечере (Ин. 14 27). "О мире всего мира" - чтобы не было раздоров и вражды между народами и государствами во всем мире (вселенной). "О благостоянии святых Божиих Церквей", чтобы православные Церкви во всех государствах твердо и непоколебимо, на основании Слова Божия и правил Вселенской Церкви, исповедовали святую православную веру, не увлекаясь гибельными ересями и не допуская раскола, "о соединении всех" верующих в единое стадо Христово (Ин. 10, 16). Молимся "о святем храме сем", который составляет главную святыню прихода и должен быть предметом особенного попечения каждого прихожанина, чтобы Господь сохранил его от пожара, воров и других несчастий, и о тех, кто входит в него ("в онь") с искренней верой, благоговением и страхом Божиим. Молимся о Патриархе, митрополитах, архиепископах и епископах, потому что им принадлежит главный надзор за чистотой христианской веры и нравственности; о властех, которые охраняют свободу православной веры и общий законный порядок для мирной жизни всех граждан, "о граде сем (или веси - селении)", в котором мы живем и трудимся, о "всяком граде, стране, и верою живущих в них", молимся также по чувству христианской любви и обо всех других городах и окрестностях (стране - стороне) его и обо всех живущих в них верующих людях, "о благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных, и временех мирных", молимся о хорошей, благотворной погоде, чтобы земля дала изобилие всех плодов, необходимых для пропитания всех жителей страны, и о времени мирном, чтобы среди граждан не было вражды или борьбы, отвлекающей от мирного и честного труда. "О плавающих, путешествующих, недугующих (больных), страждущих (у кого много горя и скорби на душе), плененных и о спасении их" - все эти лица преимущественно перед всеми нуждаются в Божественной помощи и нашей молитве. Молимся: "О избавится нам от всякия скорби, гнева и нужды". Затем просим Господа, чтобы Он заступил и сохранил нас не по делам нашим или заслугам нашим, которых у нас нет, а единственно по своей милости (благодати), "Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию". В последних словах ектений, "помянувше", т.е. призвав на помощь, Божию Матерь и всех святых, мы предаем, поручаем Христу Богу себя и друг друга, чтобы Он руководил нами по Своей премудрой воле. Священник заканчивает великую ектению возгласом: "Яко (потому что) подобает (приличествует, следует) Тебе всякая слава, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков", содержащим в себе, по образцу молитвы Господней, славословие, прославление Господа Бога.

После великой ектений поются псалмы 102-й: "Благослови, душе моя, Господа" и 145- й: "Хвали, душе моя, Господа", разделяемые малой ектенией "паки и паки (еще, опять) миром Господу помолимся". В означенных псалмах изображены благодеяния Божии роду человеческому: сердце (душа) христианина должно прославлять (благословлять) Господа, очищающего и исцеляющего наши душевные и телесные немощи, исполняющего благие наши желания, избавляющего от нетления жизнь нашу, и не забывать всех Его благодеяний (воздаяний); Господь щедр, милостив и долготерпелив; Он хранит истину вовек, творит суд обидимым, дает пищу алчущим, освобождает заключенных (решит окованныя), любит праведников, принимает сирот и вдов и наказывает грешников. Псалмы эти называются изобразительными, а так как петь их положено на двух клиросах попеременно, то по-гречески они называются также "антифонами". В двунадесятые Господские праздники изобразительные псалмы (антифоны) не поются, вместо них поются особые стихи из других псалмов, соответствующие празднуемому событию. За каждым стихом первого праздничного антифона поется припев: "Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас!" А за каждым стихом второго антифона, смотря по празднику: "Спаси ны, Сыне Божий, рождейся от Девы" (в Рождество Христово), или: "во Иордане крестивыйся" (в Крещение Господне), или: "Воскресый из мертвых" (в Пасху) и тому подобное... "поющия Ти: аллилуиа!" (хвалите Бога). По окончании второго антифона всегда поется песнь "Единородный Сыне и Слове Божий, безсмертен сый, и изволивый спасения нашего ради воплотитися от святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, един сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас". В этой песне изложено православное учение о Втором Лице Святой Троицы - Сыне Божием, Иисусе Христе; Единородный (единственный по существу) Сын и Слово Божие, Христос Бог, будучи бессмертным, сделался человеком, не переставая быть Богом ("непреложно" - неизменно "вочеловечивыйся"), принявши человеческую плоть (тело) от Святой Богородицы и Приснодевы Марии и, будучи распят, Он Своею смертью победил нашу смерть - "смертию смерть поправый", один из трех Лиц Святой Троицы, прославляемый наравне с Отцом и Святым Духом.

Далее следует малая ектения и пение блаженств евангельских (Мф. 5, 3-12), в которых указывается, что христианин, испрашивая милости у Бога, должен иметь смирение духа (духовную нищету), сокрушаться о своих грехах, быть кротким (незлобивым), поступать по правде Божией, иметь чистоту в сердце, быть милосердным к ближнему, умиротворять враждующих, быть терпеливым во всех испытаниях, готовым перенести поношение, изгнание ("ижденут") и смерть за Христа, т.е. быть исповедником Его, за каковой подвиг ожидает великая награда ("мзда") на небесах. В великие Господские праздники, вместо евангельских блаженств, поется несколько раз соответствующий тропарь со стихами. При пении евангельских блаженств Царские врата открываются для малого входа. В конце пения блаженств священник берет с престола Святое Евангелие, передает его диакону и выходит в предшествии диакона, несущего Святое Евангелие, северными дверями на амвон. Этот выход священнослужителей со Святым Евангелием называется малым входом, в отличие от следующего великого входа, и напоминает верующим первый выход Иисуса Христа на всемирную проповедь. Получив благословение от священника, диакон останавливается в Царских вратах и, возвышая Святое Евангелие, громко возглашает: "Премудрость! Прóсти!"; входит в алтарь и полагает Святое Евангелие на престоле. Возглас "Премудрость! Прóсти!" напоминает верующим, что они должны стоять прямо (по буквальному переводу с греческого языка славянское слово "прóсти" значит "правильно", "прямо"), т.е. быть внимательным, сосредоточенным в мыслях. Смотря на Святое Евангелие, как на Самого Иисуса Христа, идущего на проповедь, верующие поют: "Приидите поклонимся и припадем ко Христу, спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых (или молитвами Богородицы, или во святых дивен сый), поющия Ти: аллилуиа!" После сего поется тропарь (воскресный, или праздничный, или святого) и другие песнопения, а священник в это время в тайной молитве просит Отца Небесного, воспеваемого херувимами и славословимого Серафимами, принять и от нас ангельскую (Трисвятую) песнь, простить грехи, освятить и дать нам силы праведно служить Ему; конец этой молитвы "Яко свят еси, Боже наш" он произносит вслух.

Далее поется Трисвятое (Святый Боже). В Рождество Христово, Крещение Господне, Пасху (всю седмицу) и день Святой Троицы, а также в субботы - Лазареву и Великую вместо Трисвятого поется "Елицы (которые) во Христа крестистеся (крестились), во Христа облекостеся (облеклись в одежду правды). Аллилуиа", потому что в древней Церкви оглашенные преимущественно в эти праздники принимали святое крещение. В праздник Воздвижения Креста Господня (27 сентября) и в третью Неделю (воскресенье) Великого поста, когда совершается поклонение Кресту, вместо Трисвятого поют: "Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим".

По окончании Трисвятого читается очередной Апостол (апостольское чтение из книги Деяний святых апостолов, семи Соборных апостольских посланий и четырнадцати посланий святого апостола Павла - по особому указателю). К внимательному чтению Апостола верующие приготовляются возгласами "Вoнмем" (будем внимать!), "Мир всем!", "Премудрость!" и пением прокимна - особого краткого стиха (переменяемого). Во время чтения Апостола совершается каждение в знак той благодати Святого Духа, с которой апостолы проповедали всему миру учение Иисуса Христа. На каждение, а также и на возглас священника "Мир всем!" нужно отвечать простым поклоном (без крестного знамения). Затем поется "Аллилуиа" три раза с произнесением особых стихов и читается очередное Евангелие (также по особому указателю), предваряемое и сопровождаемое пением радостной песни "Слава Тебе, Господи, слава Тебе!", так как для верующего христианина не может быть более радостной вести, как благовестие (евангелие) о жизни, учении и чудесах Господа Иисуса Христа. Апостол и Евангелие должны быть выслушаны с особенным вниманием, при наклоненной главе; хорошо делают те, кто предварительно знакомится с этими чтениями дома. Пред началом чтения Апостола и Евангелия следует перекреститься, а по окончании - совершить крестное знамение с поклоном, троекратно.

После Евангелия следует сугубая (усиленная) ектения, в начале которой верующие приглашаются помолиться Господу Богу от чистого сердца, всеми силами души: "Рцем (будем говорить, молиться) вси от всея души и от всего помышления". Далее в двух прошениях мы сугубо (усиленно) просим Господа услышать нашу молитву и помиловать нас: "Господи, Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся (молимся Тебе), услыши и помилуй. Помилуй нас, Боже". Следуют сугубые прошения: о Патриархе, митрополитах, архиепископах, епископах, правящем архиерее и всей во Христе братии нашей (обо всех верующих христианах); о священниках, монахах, состоящих в священном сане, и обо всех служителях Христовой Церкви; о блаженных и приснопамятных (всегда достойных памяти) святейших патриархах православных, и о создателях святого храма, и обо всех усопших православных отцах и братьях, здесь и повсюду погребенных. Нужно молиться за умерших по чувству христианской любви к ним, никогда не оскудевающей, тем более что для умерших за гробом нет покаяния, а только воздаяние, - блаженная жизнь или вечные мучения. Христианская же молитва за них, добрые дела, совершаемые в память их, и особенно принесение бескровной Жертвы могут умолить правосудие Божие и облегчить мучения грешников. Еще сугубо молимся о милости (чтобы Господь умилосердился над нами), жизни, мире, здравии, спасении, посещении (чтобы Он посетил, не оставил Своими милостями), прощении, оставлении грехов рабов Божиих, братии святого храма сего (т.е. прихожан). В последнем прошении сугубой ектений говорится о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся (для храма), поющих и предстоящих в нем людях, ожидающих от Бога великие и богатые милости. Под плодоносящими и добродеющими (делающими добро) для храма разумеются верующие, которые приносят в храм все необходимое для богослужения (елей, ладан, просфоры и проч.), жертвуют на нужды храма и прихода деньгами и вещами (на благолепие храма, на содержание труждающихся в нем - причта, певчих, служителей, в пользу бедных прихожан и на другие обще при ходе кие религиозно-нравственные нужды).

За сугубой ектенией следует особая ектения об умерших, в которой мы молимся за всех усопших отцов и братьев наших, просим Христа, бессмертного Царя и Бога нашего, простить им все прегрешения вольные и невольные, упокоить их в селениях праведных и, признавая, что нет человека, который не согрешил бы в своей жизни, умоляем Праведного Судию даровать им Царство Небесное, где все праведные упокоеваются.

Далее произносятся ектении об оглашенных, чтобы Господь помиловал их, наставил в истинах святой веры ("открыл им Евангелие правды") и удостоил Святого Крещения ("соединить их святей... Церкви"). Во время этой ектений священник развертывает на престоле антиминс, а ектению заканчивает возгласом: "да и тии с нами славят", т.е. чтобы и они (оглашенные) вместе с нами (верующими) прославляли Пречестное и Великое Имя Отца и Сына и Святого Духа. Затем оглашенные приглашаются выйти из храма: "Елицы оглашении, изыдите". Оглашенные в точном смысле существуют и теперь; все они нуждаются в милосердии Божием, и потому мы обязаны молиться за них. Что касается повеления оглашенным выйти из храма, то эти слова должны быть предупреждением и нам, если даже и нет среди нас "оглашенных". Мы, крещеные, часто грешим и без раскаяния присутствуем в храме без должного благоговения или имеем в душе вражду и ненависть против ближнего. А потому при грозных словах "оглашеннии, изыдите" мы, как недостойные, должны углубиться в самих себя, поразмыслить о своем недостоинстве, простить своим личным врагам, иногда воображаемым, и просить у Господа Бога прощения своих грехов при твердой решимости сделаться лучшими.

Словами "елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся" начинается Литургия верных.

 

Литургия верных

Так называется третья часть Литургии потому, что на ней могут присутствовать только верные, т.е. крещеные. Ее можно подразделить на: перенесение Честных Даров с жертвенника на престол; приготовление верующих к освящению Даров; освящение (пресуществление) Даров; приготовление верующих к Причащению; Причащение; благодарение за Причащение и отпуст.

 

Перенесение Честных Даров с жертвенника на престол

 

После приглашения оглашенным удалиться из храма произносятся две краткие ектении и поется Херувимская песнь:

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: