в великой отечественной войне




Сурков А.М.

Зябиров Р.М.

Лукманов Р.Р.

Формирование опыта снабжения горючим

в великой отечественной войне

 

Война началась в условиях, неблагоприятных для Советского государства и его Вооруженных Сил. Заблаговременно подготовленная к нападению немецко-фашистская армия сумела использовать элемент внезапности и, захватив стратегическую инициативу, принудила Советские Вооруженные Силы перейти к стратегической обороне.

Внезапное нападение Германии не позволило до начала боевых действий, хотя бы частично, развернуть оперативный и войсковой тыл в действующей армии. Фронтовой и армейский тыл создавался уже в ходе начавшейся войны, как и планировалось, на базе окружных стационарных тыловых частей и учреждений мирного времени, а также за счет тыловых частей и учреждений, сформированных внутренними военными округами [1].

Отсутствие опыта и разработанной системы обеспечения горючим на военное время создавало серьезные трудности в организации снабжения войск. Управление снабжения горючим (УСГ) в первые дни войны доукомплектовывало свои отделы и отделения молодыми кадрами, прибывшими из Главнефтесбыта и военно-учебных заведений, которые не имели практического опыта по обеспечению войск горючим.

На фронтах в начале войны возникла сложная обстановка. Большое количество складов горючего приграничных военных округов оказалось на территории, занятой врагом. Часть запасов горючего эвакуировалась в тыл, часть была уничтожена отходящими войсками. В результате было утрачено171тыс. куб. м горючего, что составляло 53% от общих запасов [2].

Одним из наиболее сложного явился вопрос управления подвозом горючего различными видами транспорта. Если до войны централизованная отгрузка горючего войскам производилась в незначительных количествах (по светлым нефтепродуктам 8,8%), то в начале войны она резко возросла и к июлю 1941 г. составила 36,6%. Столь значительный скачок объема централизованной отгрузки горючего потребовал изменений в организационной структуре Управления снабжения горючим и перераспределения в нем функциональных обязанностей. В конце сентября 1941 г. произошла реорганизация УСГ без увеличения его штатной численности. Вместо отдела снабжения горючим было создано пять отделов: отдел планирования и учета горючего; отдел снабжения горючим действующей армии; отдел снабжения горючим военных округов; транспортный отдел; промышленный отдел. Результаты реорганизации имели положительные последствия: был наведен порядок в планировании. Потребовалось также внести коррективы и в организацию подвоза горючего войскам[7]. По сложившемуся порядку заявки в транспортные органы разрабатывал плановый отдел УСГ, а снабженческие отделы (их было четыре) каждый в отдельности отдавали распоряжения пунктам (налива). Это нарушало порядок в отдаче распоряжений и создавало трудности для военпредов, не знающих в какой очередности выполнять заявки. Потребовалось ликвидировать и этот недостаток. Руководство отгруз­кой горючего по железной дороге, водным и автомобильным транспортом перешло в ведение только транспортного отдела [4].

Уже в первые дни войны была разработана схема грузопотоков горючего на заводах промышленности и нефтебазах. Транспорты с горючим направлялись на распорядительные базы фронтов и далее распределялись на полевые и фронтовые склады горючего, соединениям (частям), а также на аэродромы ВВС.

Резкое изменение оперативной обстановки на фронтах, рост потребления горючего войсками потребовали дальнейшего совершенствования управления подвозом горючего.

В июле 1941 г. по просьбе УСГ правительством на основе крупных баз Главнефтеснаба создаются распорядительные базы Центра (РБЦ) на станци­ях. В соответствии с этим решением дирек­тивой Генерального штаба для непосредственного управления подачей горю­чего на фронты организуются контрольно-распорядительные станции фрон­тов (КРСФ).

Несмотря на принятые меры обстановка по обеспечению войск горючим была сложной и напряженной. Контрольно-распорядительные станции фронтов постоянно перемещались на восток, железные дороги были заняты оперативными и эвакуационными перевозками промышленных предприятий в восточные районы страны. Транспорты с горючим медленно продвигались к распорядительным станциям фронтов, длительное время простаивали под сливом, увеличивались сроки возврата порожняка на пункты налива. В некоторых случаях начальники ОСГ фронтов и армий по указанию своего командования длительное время не разгружали транспорты с горючим для того, чтобы иметь свой подвижный резерв на железной дороге. Органы ВОСО недостаточно четко контролировали продвижение транспортов. В результате фронтовые железные дороги оказались загроможденными транспортами с горючим [6].

Большую роль в обеспечении соединений и частей фронтов в этот период стал играть автомобильный транспорт. Первые месяцы войны показали, что перевозки горючего автомобильным транспортом следует осуществлять не только в войсковом и оперативном звене, но и в звене центр-фронт. С этой целью были сформированы автомобильные роты и батальоны подвоза горючего. Наличие таких батальонов и рот позволило Ставке ВГК и фронтам содержать подвижной резерв горючего и оперативно его использовать. Так, например, за зиму 1941-1942 г. Ленинграду по льду Ладожского озера было подвезено автотранспортом 34,7 тыс. т горючего. Автомобильные батальоны и роты центра и фронтов были использованы для подвоза горючего войскам в битве под Москвой и в Сталинградской битве.

В этот период войны впервые был использован полевой трубопровод для долговременной массовой подачи горючего. В 1942 году был проложен сварной трубопровод для подачи горючего через Ладожское озеро в осажденный Ленинград. Трасса трубопровода проходила на участке: Мыс Кареджи - Ладожское озеро - Борисова грива. Общая протяженность трассы составила около 30 км, из них 21 км проходил под водой на глубине до 12,5 метра. По трубопроводу за время его эксплуатации через Ладожское озеро было подано 32,6 тыс. т автобензина, керосина и лигроина.

В оборонительных операциях обеспечение войск горючим было крайне неравномерны. Некоторые армии име­ли большие запасы (например, 3 армия: автобензина – 10 заправок, дизтоп­лива - 18 заправок), а другие - низкие и снабжались «с колес». Неравномер­ность в обеспечении горючим объяснялась плохим планированием и несо­вершенством учета. Все это потребовало проведения оптимизационных ме­роприятий. Так, в частности, были перераспределены запасы горючего во фронтах путем снижения их на фронтовых и армейских складах и увеличения в войсках, с ноября 1941 года был осуществлен переход к декадному плани­рованию обеспечения войск горючим по среднесуточным нормам расхода. В результате улучшилась равномерность подачи горючего фронтам, что позво­лило обеспечить не только текущую потребность, но и планомерность накоп­ления запасов в ходе оборонительных операций для обеспечения последую­щего контрнаступления.

С переходом войск в контрнаступление расход горючего по сравнению с оборонительным периодом возрос на 40-50 % и превысил установленные нормы. Подача его из Центра не обеспечивала восполнения расхода, поэтому запасы горючего во фронтах с продвижением войск постоянно снижались. Однако в полках и дивизиях запасы поддерживались в пределах установлен­ных норм и перебоев в обеспечении боевых действий не было. Маневр запа­сами горючего и при необходимости срочная его подача в войска в ходе контрнаступления осуществлялось автотранспортом Ставки ВГК.

В связи с переходом (апрель 1942 года) на месячное планирование обеспечения войск горючим, решением правительства перевозки для Красной Армии были исключены из общего плана перевозок нефтепродуктов Главнефтеснаба. Управление снабжения горючим Красной Армии составляло план перевозок горючего по железным дорогам и водным путям самостоятельно. С этого времени ежемесячные планы снабжения горючим Красной Армии, включая план перевозок, утверждались постановлением ГКО. Большую роль в приближении запасов горючего к фронтам сыграло решение ГКО в январе 1942 года о ликвидации распорядительных баз Центра и организации фронтовых баз горючего.

Таким образом, в ходе проводимых операций начального периода войны служба горючего получила первый боевой опыт в обеспечении войск горючим. Были выработаны основные положения по планированию обеспечения войск горючим, лимитированию и экономии его расхода, накоплен опыт маневрирования запасами и положено начало созданию и использованию резервов горючего Ставки ВГК.

В ходе войны происходил непрерывный процесс совершенствования организационно-штатной структуры органов управления службы снабжения горючим и смазочными материалами, ее частей и учреждений во всех звеньях. Вместе с тем отрабатывалась более гибкая и оперативная система обеспечения горючим в оборонительных и наступательных операциях Красной Армии.

Во втором периоде войны потребности действующей армии в горючем резко возросли, и удовлетворить их полностью нефтяная промышленость страны была не в состоянии. Потребовалось проведение специальных мероприятий, направленных на бесперебойное обеспечение войск горючим.Для обеспечения потребности армии в бензине кроме отпуска его за счет производства, использовались мобилизационные запасы, государственные резервы, трофейное горючее, широко применялись заменители.Существенное значение приобрели вопросы экономии горючего. С этой целью были изъяты все сверхштатные машины, сокращены до минимума их личное использование, ограниченаперевозка грузов автомобилями, по возможности используя гужевой транспорт. Вместе с экономией горючего, начиная с 1943 года, были проведены мероприятия по сбору и регенерации отработанных масел [3].

Была проведена большая работа по восстановлению и строительству новых складов, что позволило приблизить запасы Центра к действующей армии, что облегчило доставку горючего войскам. Большое внимание уделяли комплектованию войск действующей армии емкостями. Из-за ограниченного их производства широко использовались трофейные емкости.

В работе штабов тыла фронтов и служб снабжения горючим первоочередное внимание уделялось обеспечению войск подвижных групп, действующих на направлении главных ударов. Для удовлетворения их нужд обычно содержался резерв горючего на автомашинах в готовности к немедленной отправке.

В третьем периоде войны значительно улучшилось положение с производством в стране горючего. По сравнению с 1943 годом в 1944 году страна получила больше: автобензина - на 38%, авиабензина - на 32% и дизельного топлива - на 12%. В 1945 году производство нефтепродуктов продолжало расти. В этот период возрос и объем импорта нефтепродуктов. Так, в 1944 году и в первой половине 1945 года было импортировано авиабензина и его компонентов в 4,6 раза больше чем в 1943 году. Постановлением ГКО для увеличения ресурсов горючего в Вооруженных Силах в этот период были частично разбронированы мобилизационные резервы НКО и Госрезервы. Кроме указанных источников обеспечения войск, в третьем периоде использовались также нефтепродукты восстанавливаемой нефтяной промышленности Румынии и трофейное горючее. Рост ресурсов горючего позволил создавать резервы. В ноябре 1944 года было принято решение о создании резерва горючего Ставки Верховного Главнокомандования. К 1 января 1945 года для этой цели было накоплено 142 тыс. т. нефтепродуктов[8].

Но, несмотря на значительное увеличение ресурсов горючего, обеспечение фронтов в третьем периоде войны продолжало оставаться напряженным. Потребность войск действующей армии в этот период возросла в два раза. Это было связано, прежде всего, с переходом Советских войск на всем советско-германском фронте к наступательным операциям с высокими темпами на большую глубину, а также с непрерывным ростом технической оснащенности армий и флота.

Планирование обеспечения горючим осуществлялось по среднесуточному расходу горючего фронтом в операции, без учета характера возможностей обстановки на каждом ее этапе. Такой расход был взят за основу при определении потребности в горючем в целом на операцию и на каждый ее этап, соответственно планировался и подвоз. Фактически же эти нормы среднесуточного расхода горючего не покрывали реальные суточные потребности войск.

При планировании обеспечения автомобильным бензином не учитывалось, что наибольший его расход приходится на завершающий этап фронтовой наступательной операции, когда фронт переходил к наступлению и вел ожесточенные боевые действия за удержание достигнутого рубежа. Протяженность автомобильных коммуникаций в это время достигала своего максимума и автотранспортные части расходовали автобензина до одной заправки в сутки.

На напряженность в обеспечении фронтов горючим, как и в предыдущих периодах войны, существенное влияние оказывал недостаток подвижных емкостей. Особенно это ощущала авиация. Каждому фронту к началу операции подавалось 40-50 тыс. т горючего, размещение которого представляло весьма большие трудности. Из-за недостатка подвижных емкостей горючее сливалось не там, где оно требовалось в соответствии с планами проведения операций, а в стационарные емкости, находящиеся в местах, иногда совершенно не соответствующих направлениям наступления главных группировок фронтов [5]. Нередко из-за недостатка емкостей фронтовые запасы горючего размещались и за тыловыми границами фронтов. Военными советами и органами тыла фронтов и армий принимались срочные меры по восстановлению разрушенных нефтебаз и складов. К этой работе привлекались бригады специалистов из авиационных, артиллерийских, танковых и механизированных соединений и частей, автомобильных войск. Большую работу в решении этой задачи выполняли ремонтно-восстановительные роты, сформированные во фронтах по ходатайству Управления снабжения горючим Красной Армии. Однако, тяжелое положение с емкостями оставалось до конца войны. Такое положение с емкостями и размещением запасов горючего создавало дополнительные трудности в подвозе горючего в ходе операций.

С точки зрения преодоления этих трудностей, представляет определенный интерес опыт организации подвоза горючего железнодорожными «круговыми вертушками». В 1944 г. таких «вертушек» использовалось более 200, каждая из которых представляла собой железнодорожный состав, включающий в себя до 20 цистерн в четырехосном исчислении грузоподъемностью 800-1000 т. За фронтом закреплялось до 20 «вертушек». Во главе каждой «вертушки» фронт назначал своего офицера, а НКПС закреплял по две постоянные бригады, которые сопровождали ее от места налива до места слива и обратно.

В ходе операции часто возникала необходимость в создании временных перегрузочных районов, особенно на реках Висла и Одер. Для перекачки горючего через реки в этих районах с одного вида транспорта на другой широко использовались комплекты складских трубопроводов, что значительно ускоряло доставку горючего войскам.

Проводились и другие мероприятия. Ввиду особой остроты вопроса обеспечения войск горючим были приняты постановления ГКО: о первоочередном формировании, отправке и движении поездов с горючим; о предельных сроках пребывания железнодорожных цистерн на железнодорожной сети фронтов; о повышении ответственности за своевременный слив и возврат в тыл каждой цистерны [2, 6].

В 1944-45 гг. организационно оформилась служба снабжения горючим видов Вооруженных Сил. В тылу ВВС было создано Управление снабжениягорючим. Это диктовалось интенсивным ростом авиации и огромным потреблением авиационного горючего воздушными армиями, соединениями дальней и военно-транспортной авиации, училищами летного состава в военных округах.

Если в начале войны отделение ГСМ управления материально- технического снабжения ВВС было реорганизовано в отдел снабжения горючим, то в конце войны отдел потребовалось реорганизовать в управление. В воздушных армиях и ВВС военных округов были созданы отделы снабжения горючим. В состав тыла воздушной армии в 1944 г. был введен склад горючего. Кроме того, в головной авиационный склад воздушных армий был включен отдел ГСМ и регенерации авиационных масел. В некоторых воздушных армиях были сформированы армейские лаборатории ГСМ.

Дальнейшее развитие получила служба в войсках ПВО. В составе фронтов, корпусов и дивизий ПВО были сформированы склады горючего и подразделения подвоза горючего в автомобильных частях.

К завершению Великой Отечественной войны сформировавшаяся организационно-штатная структура службы снабжения горючим Красной Армии обеспечивала выполнение задач по бесперебойному снабжению войск.

Таким образом, за годы войны, служба горючего накопила огромный опыт в обеспечении горючим, который в свою очередь стал крепким фундаментом для строительства и развития системы обеспечения горючим в послевоенные годы. Этот опыт анализируется на протяжении десятков лет и широко используется в современных военных конфликтах.

 

Использованные источники:

1. История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг. – М.: ВИ, 1961-1965 гг. т. 2, с. 521, 523; т. 3, с. 480; т. 4, с. 19.

2. Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945. Краткая история. Издание второе, исправленное и дополненное. – М.: ВИ, 1970 г., с. 43, 52-54, 181,211.

3. История социалистической экономики СССР. – М.: Издательство «Наука», 1978 г., т. 5, с. 125-126, 370, 397.

4. Тыл Советской Армии в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. – Л.; ВАТТ, 1963 г. Часть I, С. 20-21, Части II и III. С. 13, 40, 45, 59-60, 209, 217, 224, Части IV и VI. С. 39-40, 59-60, 63, 295.

5. Развитие тыла Советских Вооруженных Сил 1918-1988. – М.: ВИ, 1989 г., с. 171-172.

6. Железнодорожные войска в Великой Отечественной войне Советского Союза. – М.: ВИ, 1963 г., с. 37, 54, 137-139.

7. Голушко И.М. Штаб Тыла Красной Армии в годы Великой Отечественной войны. - М: ВИ, 1988 г.

8. История тыла Российских Вооружённых сил (XVIII - XXI вв.). Книга третья. Тыл Красной армии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. – СПб.: ВАТТ, 2000 г.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: