ВВЕДЕНИЕ
Начинающие авторы способны на всё, но не знают на что!..
В авторской песне создано много хороших песен, совершенных - значительно меньше. Чтобы довести песню до совершенства, нужен не только талант, но и знания. И всё же зададимся вопросом: «зачем нужно совершенствовать песню, если она уже хороша»? Совершенная песня, как прекрасная женщина, способна привлечь к себе внимание более широкого круга людей, и вызвать более глубокие чувства.
СТИХИ И МУЗЫКА «В ОДНОМ ФЛАКОНЕ».
Когда стихи и музыка «в одном флаконе», т.е. взаимодействие составляющих продумано: поэтическое слово гармонично сочетается с музыкой, интонация музыки совпадает или продуманно не совпадает с интонацией стихотворения, усиливая или даже расширяя его смысл и интонацию. Иными словами, в этом случае интонация музыки может усилить, сделать более выпуклой интонацию стихотворения, передав ещё и другой интонационный пласт, расширив интонацию стихотворения, может сделать песню богаче интонационно и по смыслу. Например, добавить к грустной интонации стихотворения оптимизм, надежду на изменение к лучшему, так называемую грусть с долей оптимизма. При этом число собеседников-слушателей возрастает по двум причинам: во-первых, к логическому стихотворному каналу добавился музыкальный канал; во-вторых, интонация усилилась, например, стала глубже, её динамика расширилась.
ГОВОРИМ ОДНО, А ПОДРАЗУМЕВАЕМ ДРУГОЕ - ПЕСНЯ С ПОДТЕКСТОМ.
Рассмотрим еще один случай, когда интонации стихотворения и музыки не совпадают по замыслу композитора. В этом случае музыка передаёт другую интонацию, полностью меняя в песне интонацию и смысл стихотворения. Это случай песни с подтекстом, когда «мы говорим одно, а подразумеваем другое», например, юмор, базирующийся на несовпадении интонаций. Помните пример Ю.Кукина с ТУ-104, приведенный ранее?
|
СОЧИНЕНИЕ ПЕСНИ В «ФАРС-МАЖОРЕ».
Музыка была настолько хороша, что стихи к ней не подошли!..
Например, музыка и её интонация в песне настолько яркая, что смысл и интонация стихотворения поблекли и потерялись. Это уже - «попса», в которой роль слова занижена. «Зачем обращать внимание на стихи, если их всё равно заглушает музыка»?
Бережное отношение к стихотворению
Из песни слова не выкинуть, но добавить можно.
Композитор Э.Григ говорил о своём творчестве: «Когда я пишу свои песни, главное для меня состоит не в том, чтобы сочинить музыку, а в том, чтобы удовлетворить сокровеннейшим намерениям поэта».
Полностью сохраняя стихотворение, т.е. не изменяя и не сокращая строки и строфы стихотворения, преодолевая возникшие при этом творческие трудности, композитор вынужден, отступать от привычных для себя канонов, уходя тем самым от собственного «штампа».
А.Мирзаян утверждает (АП Арт): «Что касается моих «поправок» и вторжений в оригиналы, - это вообще совсем другой жанр. Это как фильмы или спектакли по мотивам литературных произведений. Режиссёр ведь обязательно что-то меняет в связи с переносом материала в другое пространство. Здесь то же самое. Из произведения литературы я делаю песенное произведение, видимо, выполняя роль режиссёра... Вторжения появляются не из желания скорректировать поэтический текст. Звук и знак не одинаковы: какие-то слова просто невозможно спеть. Многие вещи меняются в связи с большей динамичностью песни, по сравнению со стихом».
|
И всё же творческие устремления композитора, вытекающие из задачи бережного отношения к стихотворению и его автору, требуют, по меньшей мере:
1. Сохранения, по возможности, текста в полном объеме, сохранение содержания (смысла), эпохи событий, характера и глубины темы.
2. Сохранения формального закона в части рифмы, ритмики и строфики, формы объединения строф.
3. Недопущения разрыва смысла стихотворной фразы, слова, правильной мелодической расстановки ударений в словах.
4. Музыкального усиления, акцентирования содержания и интонации стихотворной фразы, усиления поэтических акцентов, наличия кульминации.
5. Выбора жанра, доли и степени традиционности музыки.
СОХРАНЕНИЕ ТЕКСТА В ПОЛНОМ ОБЪЁМЕ.
Сохранение содержания (смысла), эпохи событий, характера и глубины темы. Известно, что время звучания большинства песен колеблется от трёх до четырёх минут. На мой взгляд, не бывают «длинными» интересные песни, неинтересные – всегда длинны.
Таким образом, и большой объём стихотворения в песне – проблема, прежде всего, психологическая. Способы решения проблемы «уменьшения длины» песни должны быть направлены на то, чтобы сделать песню музыкально содержательнее, интереснее, интонационно ярче.
Какие средства и способы усложнения музыки песни внутри музыкальной части может использовать композитор в этом случае?
Это:
- оправданное усложнение музыкальной формы песни (многочастные песни) или усложнение музыки внутри музыкальной части;
|
- смена тональности по куплетам;
- смена ритмики аккомпанемента по куплетам;
- отклонение или модуляция в другую тональность внутри музыкальной части;
- усложнение аккордов и гармонических последовательностей;
- повторение одной или нескольких последних строк куплета, припева - каденция (расширенная, прерванная и т.д.), например, песня О. Митяева «Как здорово»;
- изменение счёта, ритма, темпа, наличие оттенков (громче, тише и т.д.); - комбинация всех вышеперечисленных способов;
- частичное или полное изменение музыки (мелодии, гармонии и т.д.) в одном или нескольких куплетах, например, песня В. Берковского и М.Синельникова «На далёкой Амазонке» (стихи Р.Киплинга) - вариативность музыки по куплетам. – «Крупная музыкальная форма».
СОХРАНЕНИЕ ФОРМАЛЬНОГО ЗАКОНА СТИХОТВОРЕНИЯ.
Иногда в самом стихотворении встречается отступление от этого закона: несовпадение некоторых строф по количеству строк, по ритмике, т.е. количеству слогов в строчке, ударению в словах, из-за несовпадения характера и эмоционального наполнения строф, из общего интонационного контекста стихотворения (резкое изменение характера строф стихотворения).
В этих случаях композитор может попытаться сохранить стихотворение за счёт вариативности музыки по куплетам или усложнения музыкальной формы песни.
НЕДОПУЩЕНИЕ РАЗРЫВА СМЫСЛА СТИХОТВОРНОЙ ФРАЗЫ, СЛОВА. ПРАВИЛЬНАЯ МЕЛОДИЧЕСКАЯ РАССТАНОВКА УДАРЕНИЙ В СЛОВАХ.
Писать музыку нужно так, чтобы не было мучительно больно исполнителю, слушателям и поэту-соавтору.
Правильная мелодическая расстановка ударения в словах и недопущение мелодического разрыва слова, фразы это - сохранение смысла слова, фразы, построения, сохранение информативности стихотворения и песни в целом.
Иногда количество слогов в строчках куплетов совпадают, а ритмика, ударения в словах по куплетам, отличается. - Что делать?! Перестановка слов в строке возможна, но нежелательна по этическим соображениям, а также из-за ухудшения информативности: порядок расположения частей речи становится неудачным.
Мелодическая расстановка ударений в словах может быть выполнена следующим образом:
- размещением ударного слога на сильной доле такта;
- более высокой нотой звучания ударного слога по сравнению с безударными слогами;
- большей длительностью звучания ударного слога по сравнению с безударными слогами;
- акцентированным исполнением слабой доли, на которую падает ударение в слове, и не акцентированным исполнением сильной доли, на которую приходится безударный слог;
- синкопой, т.е. перемещением тактового акцента с сильной доли на слабую.
Вокальное акцентирование (или неакцентирование) ударного слога (или безударного слога), пауза на сильной доле такта и, как следствие, укорачивание длительности звучания ноты слога, который должен быть безударным, могут применяться не только по замыслу композитора, но и при исполнении песни по замыслу исполнителя. Степень влияния выше перечисленных приёмов на расстановку ударения в слове различна. Так можно утверждать, что размещение ударного слога на сильной доле такта гарантирует успех независимо от высоты длительности звучания ударного слога. Степень влияния на расстановку ударения в слове остальных приёмов проверяется на слух.
Но можно воспользоваться опытом В.С.Берковского, который не ставил перед собой задачи одинаковости музыки куплетов в песне, меняя некоторые мотивы по интонации и смыслу конкретных строк, например, в песне Гренада.
МУЗЫКАЛЬНОЕ УСИЛЕНИЕ И АКЦЕНТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И ИНТОНАЦИИ СТИХОТВОРНОЙ ФРАЗЫ. УСИЛЕНИЕ ПОЭТИЧЕСКИХ АКЦЕНТОВ, КУЛЬМИНАЦИЯ.
Известно, что для временных искусств характерны этапы развития действия: относительный покой – завязка – развитие конфликта – кульминация – развязка.
Относительный покой -прелюдия, например, интонационно ровное, негромкое звучание.
Завязка, развитие конфликта. Например, изменение силы и высоты звучания, темпа, ритма и т.д.
Кульминация - момент наивысшего напряжения в музыкальном построении, высшая точка мелодии при условии совпадения её с наибольшим динамическим напряжением. Как правило, выделяется высоким регистром, усилением громкости звучания, гармоническими средствами.
Обычно в песне кульминация связана с одним мелодическим звуком, но может занимать и несколько тактов - кульминационное проведение темы. Кульминация может быть в каждом в каждом из куплетов построений песни: эмоциональные волны различной величины, но главная кульминация песни – одна. Она должна иметь наивысшую высоту звучания мелодии, выделяться высоким регистром, усилением громкости звучания, гармоническими средствами. Обычно кульминация песни проводится на третьей четверти песни.
Развязка – окончание. Например, звучание спокойнее средней части, но сильнее начала. В окончании песни может быть осмысление, обобщение отношения к ранее спетому и, совсем неплохо иметь «изюминку»: сбой, усиление, отступление от формального закона, акцентирующее внимание слушателя или просто акцентированное музыкальное окончание.
Последовательность этих этапов характерна и для песни.
Музыкальное акцентирование – выделение звучания путём смены гармонии, направления мелодического движения, ритма, темпа, силы и тембра, паузы.
Пауза – знак молчания, перерыв в звучании одного, нескольких голосов или всех голосов. Пауза - это «сбой», который обязательно привлекает внимание слушателя. Следовательно, пауза является средством музыкальной выразительности. Наличие паузы позволяет осмыслить информацию, услышанную ранее, или акцентирует, то есть подготавливает внимание слушателя к информации, которая последует после паузы. В свою очередь, отсутствие пауз делает звучание мелодии более энергичным, напряжённым, а в некоторых случаях позволяет «сойти с мелодической колеи».
Музыкальное акцентированиеможет быть достигнуто также средствами, аналогичными расстановке ударений в словах:
- размещение звука на сильной доле такта;
- более высокие ноты звука;
- большая длительность звучания;
- акцентированное исполнение звука.
ВЫБОР ЖАНРА, «ДОЛИ» И СТЕПЕНИ ТРАДИЦИОННОСТИ МУЗЫКИ.
Слава автора-композитора не в музыке, а в музыке песни!..
Соотношение доли музыки в каждой песне должно зависеть от информативности стихотворения. Стихотворение – информационно «плотное», музыка – информационно «разреженная» и наоборот.
Жанр, оригинальность или традиционность музыки тоже должны быть продуманы.
Если стихотворение передает события девятнадцатого века (например, стихотворение Ф.Тютчева «Я встретил Вас»), то уместна музыкальная форма романса, музыка в стиле ретро. По степени оригинальности или традиционности музыки необходимо ясно осознавать, что мелодия запоминается скоро, если её рисунок что-то напоминает, оригинальный же рисунок запоминается лишь после нескольких прослушиваний. Опора же мелодии на уже знакомые, традиционные музыкальные построения: мотивы, фразы, предложения, впитанные нами с детства интонации, и повторяемость куплетов, помогает сразу же затвердить мысль, мелодию и дальше переключиться на текст. Отсюда и разные музыкальные решения песни:
- популярная песня – традиционный мелодический рисунок.
- другое назначение песни – оригинальный или менее стандартный рисунок.
Мы уже говорили, что популярность песни - фактор положительный, но не всегда только положительный. Если популярной становится песня с глубоким серьёзным содержанием, интонацией, то часто при исполнении её вместе со слушателями в интонации песни передаётся только радость совместного исполнения песни, а не истинная более глубокая и динамичная интонация песни. Это издержки популярности песни, перешедшей в разряд «массово – объединяющей».