N п/п Фамилия, Имя, Отчество




ИНФОРМАТИКА ДЛЯ ЮРИСТОВ

 

 

Санкт-Петербург

Москва • Харьков • Минск

ББК 32.973.23я7

УДК 681.3:33(075)

С37

 

С37 Информатика для юристов и экономистов / Симонович С. В. и др. — СПб.: Питер, 2001.—688 с.: ил.

 

ISBN 5-272-00249-0

 

Книга представляет собой учебный курс для студентов юридических и экономических специ­альностей, изучающих средства вычислительной техники в рамках общеобразовательной дисцип­лины «Информатика», и обеспечивает методическую основу для взаимодействия со специальными курсами, относящимися к информационному и коммуникационному праву, правовой информати­ке, информационной безопасности, защите данных и электронной коммерции. Наряду с базовыми понятиями, методами и приемами автоматизации документооборота за счет использования средств вычислительной техники в книге рассмотрены передовые информационные и коммуникационные технологии глобальных компьютерных сетей, определены экономические предпосылки их приме­нения и правовые режимы функционирования.

Четкое разделение теоретических и практических компонентов курса позволит преподавате­лям гибко использовать представленный материал с учетом особенностей конкретных учебных планов и программ, а также принятых форм и методов обучения.

 

ББК 32.973.23я7

УДК 681.3:33(075)

 

ISBN 5-272-00249-0 © С. В. Симонович, Г. А. Евсеев, В. И. Мураховский,

А. Ю. Казуто, 2001

© Издательский дом «Питер», 2001

 

Введение

 

Историю цивилизации можно представить как непрерывный процесс развития отношений, связанных с созданием, распределением и потреблением ресурсов. Характер используемых ресурсов на протяжении веков неоднократно менялся, менялись также политические, экономические, правовые, религиозные, философ­ские и многие другие системы общественных отношений. Обмен ресурсами является одной из основ общественного развития точно так же, как в основе движения материи лежит энергетический обмен, а в основе развития живой природы лежат процессы обмена веществ.

Традиционной для двадцатого века стала характеристика общества развитых госу­дарств как индустриального. Она напрямую связана с определяющей ролью про­мышленных и энергетических ресурсов в материальной составляющей обществен­ных процессов. Вступая в двадцать первый век, человечество открывает новый этап развития — информационный. Для него характерна доминирующая роль инфор­мационных ресурсов.

Представить полную картину общественных отношений в информатизированном обществе пока никто не в силах. Мы можем лишь прогнозировать тенденции в развитии общественных систем, но тот факт, что политические, правовые, эконо­мические и прочие отношения будут радикально меняться, несомненен — и они уже меняются. Например, в области политических отношений мы наблюдаем зна­чительное усиление роли средств массовой информации, в первую очередь элект­ронных. Именно с этим связано, в частности, появление такого понятия, как поли­тические технологии. Одним из ярких проявлений изменяющегося характера экономических коммерческих отношений в обществе стала бурно развивающаяся электронная коммерция. В экономических производственных отношениях процесс информатизации происходит в форме внедрения гибких автоматизированных сис­тем проектирования и производства продукции.

Изменения, происходящие в обществе в связи со сменой определяющего ресурса, непременно вызовут в ближайшие годы соответствующие изменения в правовых системах, ведь одна из функций права состоит в законодательном или ином оформ­лении отношений, сложившихся в обществе, что дает возможность их регулирова­ния. По большей части этот вопрос предстоит решать в будущем, но начальная стадия уже доступна для изучения и анализа. Так, например, начиная с 1995 года, во многих государствах были приняты законодательные акты, регламентирующие электронный документооборот вообще и устанавливающие правовой режим элек­тронной цифровой подписи в частности. В этот же период были разработаны и соответствующие акты международных организаций, а сегодня на повестке дня стоит создание нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы электронной коммерции, функционирование электронных платежных систем, принципы налого­обложения сделок, заключаемых в электронной форме, и множество других взаи­мосвязанных вопросов и проблем.

Данный учебник посвящен информатике и предназначен для студентов экономических и юридических специальностей. Тот факт, что он подготовлен на пороге информационного столетия, нашел особое отражение при изложении материала. Прежде всего, в книге дано новое определение информации, соответствующее духу XXI века. Отныне информация — это не только совокупность сведений, фактов или данных, как это представлялось ранее (в том числе и в законодательной базе). Информация — это продукт динамического взаимодействия объективных данных и субъективных методов (естественных, аппаратных, программных и других). Такой подход лежит в основе адекватного понимания сути информационного ресурсообмена. Это не просто обмен сведениями в форме их публикации (оглашения, веща­ния). К информационным ресурсам относятся не только данные и содержащиеся в них сведения. Это еще и современные средства связи, и средства вычислитель­ной техники, и программные средства информационных технологий.

В таком контексте информатика выходит за рамки узкой технической дисциплины, относящейся к средствам вычислительной техники и информационным техноло­гиям. Отныне ее предмет становится шире. Информатика в XXI веке становится естественной наукой, занимающей положение между другими естественными, тех­ническими и общественными науками. Ее предмет составляют информационные процессы, протекающие в природе, обществе и технических системах. Ее методы в своем большинстве основаны на взаимодействии программных и аппаратных средств вычислительной техники с другими техническими системами, с челове­ком и обществом. Ее цель — научное обоснование эффективных приемов созда­ния, распределения и потребления всех трех типов информационных ресурсов и методологическое обеспечение разработки новых информационных систем. Ее центральная роль заключается в предоставлении своего аппарата и понятийной базы другим естественным, общественным и техническим дисциплинам. Именно этим вопросам и посвящена данная книга.

Структурно учебник состоит из 17 глав. Условно в нем можно выделить три раз­дела. В первом разделе (главы 1—2) рассматриваются наиболее общие понятия и методы, относящиеся к информации, информационным процессам и средствам вычислительной техники. Их роль — обеспечение методического аппарата, как для самой информатики, так и для других дисциплин. В главах 3—10 рассмотрено использование средств вычислительной техники в обеспечении информационного ресурсообмена. На основе анализа проблемы безопасности Интернета и принци­пиальных основ электронной коммерции показана взаимосвязь информационных, правовых и экономических общественных отношений. Главы 11—17 посвящены прикладному направлению информатики. В них представлены современные сред­ства информационных технологий, используемые в процессе документализации общественных отношений и в управлении документооборотом.

Главы, имеющие теоретическое и методообразующее содержание, завершаются списком контрольных вопросов, которые могут обсуждаться на лекционных и семи­нарских занятиях. Главы, имеющие практическое содержание, завершаются упраж­нениями и исследовательскими работами. Предполагается, что практические упражнения носят инструктивно-методический характер и выполняются под руко­водством преподавателя (лаборанта), а исследовательские работы имеют творчес­кий характер и комплексное содержание. Они предназначены для самостоятель­ной работы и предполагают подготовку итогового отчета. Различие между этими видами занятий отражено в балансе отводимого на них времени.

Исходя из структуры и содержания книги, авторы рассчитывают на то, что она будет полезна следующим категориям читателей:

• студентам юридических и экономических специальностей вузов, изучающим информатику как самостоятельную дисциплину;

• преподавательскому составу, осуществляющему теоретическую и практичес­кую подготовку студентов по дисциплине «Информатика»;

• преподавателям иных дисциплин, использующим персональные компьютеры в качестве технического средства обучения и (или) средства подготовки учебно-методических материалов (бумажных и электронных) по своей предметной области;

• лицам, самостоятельно изучающим или осваивающим аппаратные и программ­ные средства вычислительной техники.

От издательства

 

Ваши замечания, предложения, вопросы отправляйте по адресу электронной почты comp@piter-press.ru (издательство «Питер», компьютерная редакция).

Мы будем рады узнать ваше мнение!

Подробную информацию о наших книгах вы найдете на Web-сайте издательства https://www.piter-press.ru.

Глава 1. Информатика и информация

 

1.1. Человек и информация в материальном мире

 

Объекты и явления материального мира. Энергетический обмен

 

Мы живем в материальном мире. Все объекты, которые нас окружают, являются материальными. Материя существует в двух формах: в виде материальных тел и в виде энергетических полей. Вещество и энергия — это два фундаментальных поня­тия, изучением которых занимаются естественные науки. Носителями вещества являются материальные тела, а носителями энергии — энергетические поля.

Поля и тела непрерывно взаимодействуют друг с другом. Материя существует только в состоянии непрерывного движения. Под движением понимается как пере­мещение тел, так и непрерывное изменение их состояния в результате энергети­ческого обмена между частицами. Этот обмен сопровождается непрерывным изме­нением свойств как самих тел, так и окружающих их полей.

Кроме объектов материального мира мы наблюдаем также и процессы их взаимо­действия. Эти процессы мы воспринимаем как явления природы. В основе любого природного явления, будь то горение веществ, испарение жидкостей, смена дня и ночи, извержения вулканов и землетрясения, лежит взаимодействие материаль­ных тел и энергетических полей.

 

Человек в материальном мире. Информационный обмен

 

Жизнь — это тоже явление природы, хотя до сих пор и малоизученное. Одной из характерных особенностей организмов живой природы является происходящий в них непрерывный обмен веществ. Этот обмен тоже имеет энергетическую природу и происходит на уровне клеток и их структурных элементов. При прекращении обмена веществ прекращаются и жизненные процессы.

Человек, с одной стороны, это обычный материальный объект, и потому ему свойст­венно непрерывное энергетическое взаимодействие с другими объектами матери­ального мира. В то же время он является организмом живой природы и в этом качестве обладает непрерывным внутренним обменом веществ. Эти два процесса могут взаимодействовать между собой. Результат такого взаимодействия мы восприни­маем как информационный обмен между живой и неживой природой.

 

Рис. 1. Информационный обмен в природе

 

Рассмотрим пример, известный из курса биологии. Если через органы чувств животное воспринимает окружающую среду как угрожающую, это приводит к изме­нению обмена веществ. В частности, в кровь выделяются специальные вещества, повышающие частоту дыхания, усиливающие сердцебиение и приводящие органы опорно-двигательной системы в состояние готовности к отражению угрозы. Иные по содержанию, но похожие по механизму процессы происходят в среде, которая воспринимается как успокаивающая. Все это результат информационного обмена, инициированного внешней средой.

Но информационный обмен не обязательно инициируется только внешней сре­дой. Человеку достаточно лишь представить опасность (или иное состояние), чтобы в его организме начались физиологические реакции, связанные с изменением про­цесса обмена веществ. Здесь проявляется реакция на ранее зарегистрированные результаты предшествующего взаимодействия. На этом основаны механизмы вспо­минания, воображения, логического мышления и другие. С их проявлениями мы стал­киваемся, например, в процессе творчества. То есть, в основе логического мышле­ния и творчества тоже лежит информационный обмен.

Информационный обмен может не иметь материальную природу, но он с ней нераз­рывно связан. Он является промежуточным звеном между энергетическим обме­ном, свойственным материальным объектам, и обменом веществ, свойственным живым организмам. Информационный обмен развивается в виде информацион­ных процессов. Если проследить информационный процесс от начала до конца, то на отдельных его этапах можно и не увидеть объектов живой природы, но в его начале или конце объект живой природы присутствует обязательно. Забегая впе­ред, укажем, что свойство отдельных этапов информационного процесса обходиться без объектов живой природы ныне широко используется в информационных технологиях. Оно лежит в основе функционирования автоматических систем обра­ботки информации.

Сигналы

 

Любое взаимодействие материальных объектов имеет энергетическую природу. Космические тела взаимодействуют друг с другом через гравитационные поля. Вза­имодействие заряженных частиц осуществляется через электрическое поле. Даже механическое взаимодействие твердых тел можно рассматривать как взаимодей­ствие их кристаллических или молекулярных структур, в основе которого лежат электромагнитные взаимодействия между частицами, составляющими тела.

С точки зрения физики, любые изменения, происходящие во внутренней структуре вещества или в энергетических полях, сопровождаются образованием сигналов. Сигналы обладают способностью распространяться во времени и пространстве. Они затухают в результате взаимодействия с веществом.

Сигналы окружают нас на каждом шагу. Солнечный свет — это сигналы, образо­вавшиеся в результате термоядерных реакций, происходящих в веществе Солнца. Радиосигналы — результат электромагнитных процессов, происходящих в матери­але излучающей антенны передатчика. Сигналы, регистрируемые сейсмографом, — результаты сложнейших геофизических процессов, происходящих в веществе зем­ной коры и в более глубоких областях планеты.

Регистрация сигналов

 

Как и все объекты материальной природы, сигналы не возникают из ничего и не исчезают бесследно. Их распространение в пространстве всегда завершается взаимодействием с веществом физических тел. Такое взаимодействие в информатике рассматривается как регистрация сигналов,

Сигналы разной физической природы взаимодействуют с веществом по-разному. Например, мы знаем, что свет может оказывать давление на вещество и может выби­вать электроны вещества. Световые сигналы могут вызывать долговременные химические изменения в составе вещества — в растительных организмах на этом основано явление фотосинтеза, а в технике — фотографические процессы.

Изменения магнитного поля могут быть зарегистрированы на ферромагнитном покрытии. На этом явлении основана магнитофонная звукозапись и видеозапись на магнитной пленке. Сигналы регистрируются и при механическом взаимодей­ствии двух тел. Эта регистрация может происходить как деформация тел, как про­должительные упругие колебания и даже в виде образования поверхностного элек­трического заряда.

 

Понятие данных

 

В информатике подход к сигналам не совсем такой, как в других естественных нау­ках. Так, например, для физики природа энергетических сигналов чрезвычайно важна, поскольку они по-разному распространяются и затухают. Для биологии важны свойства электромагнитных волн, поскольку одни волны вызывают фотосинтез растений, а другие — нет. Информатика не изучает природу сигналов — ее интересует факт их регистрации. Результат регистрации сигналов информатика рассматривает как данные. Если сигнал зарегистрирован четко и легко различим на фоне регистрации побочных сигналов, то он может стать источником для полу­чения информации о событиях, которые имели место, или источником информа­ции о предполагаемых событиях (при прогнозировании).

Таким образом, в информатике данные — это зарегистрированные сигналы.

 

1.2. Воспроизведение и обработка данных

 

Методы воспроизведения данных

 

Поскольку все сигналы имеют энергетическую, то есть материальную природу, то и данные — тоже объекты материальной природы. Данные всегда объективны. Их можно посмотреть, потрогать, услышать. Что именно можно сделать с конкретными данными, зависит от их физической природы, но в любом случае данные можно каким-то образом воспроизвести. Это вытекает из определения данных как заре­гистрированных сигналов. Если у нас есть средства зафиксировать факт регистра­ции сигнала, значит, у нас непременно есть и средства для воспроизведения дан­ных, образовавшихся в момент такой регистрации.

Следы, которые преступник оставляет на месте преступления, — это результат его взаимодействия с окружающими телами. Для криминалистов это данные, несущие информацию о произошедших событиях. Если эти данные нельзя увидеть нево­оруженным глазом, то их можно разглядеть в микроскоп или подвергнуть спект­ральному анализу. В данном случае микроскоп или спектрограф предоставляют метод доступа к данным.

Для обычного человека текст, который он видит в документе, — это данные. Но для эксперта-криминалиста данными может быть текст, которого в документе нет (удален в результате подчистки). Разумеется, обычный наблюдатель и эксперт-криминалист получат в этом случае разную информацию из одного и того же доку­мента. Это различие связано с тем, что они пользуются разными методами доступа к данным.

Для того чтобы данные стали информацией, обычно требуется не один, а множе­ство взаимосвязанных методов. Вот пример для обычного текста, напечатанного темными буквами на светлом фоне.

Чтобы рассмотреть текст, наблюдатель должен обладать методом зрения, а не все люди им обладают. Зрение — это естественный метод, присущий большин­ству людей.

Необходимо достаточное освещение, то есть, нужен метод для его обеспече­ния. Освещение — это физический метод, основанный на использовании есте­ственного или искусственного света.

Необходимо знать азбуку (систему кодирования звуков) того языка, на кото­ром написан текст.

Надо знать язык, на котором написан текст.

Надо понимать термины и понятия, использованные в сообщении.

Последние три метода — логические. Они связаны с мышлением человека и не доступны от рождения, а приобретаются в результате обучения. Кстати, обратим внимание на то, что если бы текст был напечатан черными буквами на черном фоне, то количество методов в цепочке стало бы больше. К естественным и логическим методам потребовалось бы добавить технические, например исследование текста в ультрафиолетовых лучах.

► Мы постепенно приближаемся к определению информации, но оно не столь очевидно, как хотелось бы. Для определения информации нам очень важно понять, что инфор­мация образуется из данных, но ее содержательная часть зависит не только от того, какие сигналы были зарегистрированы при образовании данных, но и от того, каким методом данные воспроизводятся.

 

Естественные методы воспроизведения и обработки данных

 

Естественные методы воспроизведения данных присущи человеку и другим орга­низмам живой природы. Если мы говорим о человеке, то прежде всего к естествен­ным методам относим все методы, основанные на его органах чувств (зрение, ося­зание, обоняние, слух и вкус).

Благодаря зрению человек получает отпечаток окружающей среды на сетчатке глаза. Сигналы, свидетельствующие об интенсивности, а также о спектральном составе света, отраженного от наблюдаемого объекта, регистрируются нервными окончаниями сетчатки (палочками и колбочками), в результате чего образуются данные, которые впоследствии анализируются головным мозгом. Результатом этого анализа является наблюдаемый образ, то есть информация.

Вам, конечно, знакома разница между внимательным и невнимательным наблю­дением. И в том и в другом случае на сетчатке глаза образуются совершенно оди­наковые данные, но информацию мы получаем разную. Это связано с тем, что при внимательном наблюдении мозг применяет более сложные методы обработки дан­ных.

Хороший пример того, как из одних и тех же данных образуется разная информа­ция, представляют собой стереограммы (рис. 1.2). Их следует рассматривать так, чтобы левый и правый глаз фокусировались в разных точках рисунка. В этом слу­чае мозг обрабатывает данные иным методом, и вместо регулярного узора мы можем наблюдать скрытое объемное изображение.

 

Рис. 1.2. Пример стереограммы. Рассматривая рисунок «расфокусированным» зрением, можно увидеть многоплановое стереоизображение

 

Кроме методов, основанных на органах чувств, человек обладает и другими мето­дами обработки данных. К ним относится, например, логическое мышление. Оно позволяет работать с данными, не имеющими объективных аналогов в материаль­ном мире. В окружающей природе мы никогда не встретим идеально прямую линию бесконечной длины и нулевой толщины. Однако в геометрии это не мешает нам основывать свои логические умозаключения на свойствах идеальных объектов и постепенно, переходя от теоремы к теореме, делать выводы и получать информа­цию, имеющую непосредственное отношение к объектам материальной природы.

Например, результатом этих «идеальных» методов является способность опреде­лять размеры вполне материальных тел, рассчитывать их объемы и вычислять площади фигур.

К прочим естественным методам, присущим человеку и основанным на особенно­стях его мышления, можно отнести воображение, сравнение, сопоставление, ана­лиз, прогнозирование и другие.

Многие естественные методы обработки данных присущи и другим живым орга­низмам. Естественными методами воспроизведения данных обладают даже клетки организмов, у которых нет ни органов чувств, ни способности к мышлению. В каче­стве примера можно привести метод генетического наследования. Данные, сохра­няющиеся в структуре ДНК в виде набора нуклеотидов, становятся генетической информацией нового организма в процессе деления клетки.

 

Аппаратные методы воспроизведения и обработки данных

 

До последнего времени методы обработки данных можно было разделить на есте­ственные и технические. Однако в связи с бурным развитием вычислительной техники в последние годы в классе технических методов четко выделились два направ­ления: аппаратные и программные методы, способные во многих случаях подме­нять или дополнять друг друга.

Аппаратные методы взаимодействия с данными используют в тех случаях, когда физическая природа данных не позволяет применять для их воспроизведения и обработки естественные методы, основанные на органах чувств. Простейший при­мер — радиосигналы и другие сигналы электромагнитной природы. Человек не имеет органов чувств для их регистрации и потому вынужден использовать аппа­ратные методы. С примерами таких методов вы знакомы — они представлены при­борами, например телеприемниками и радиоприемниками.

Аппаратные методы — это всегда устройства (приборы). Широко известны такие устройства воспроизведения данных, как магнитофоны, видеомагнитофоны, теле­фоны, рентгеновские аппараты, телескопы, микроскопы и многие другие. С точки зрения физики все эти устройства обладают разными принципами действия и выполняют разные функции. С точки зрения информатики эти устройства выпол­няют общую функцию — преобразуют данные из формы, недоступной для естест­венных методов человека, в форму, доступную для них.

В отдельных случаях данные должны проходить через достаточно длинные цепочки преобразования аппаратными средствами, прежде чем станут доступны для вос­приятия человеком и из них образуется информация. Поскольку разные приборы выпускаются разными предприятиями, между различными устройствами воз­можны проблемы совместимости. Не всегда одни устройства могут обрабатывать данные, созданные другими приборами. В таких случаях применяют специальные устройства преобразования данных, но уже говорят не о преобразовании формы данных, а о преобразовании их формата. Например, видеозапись, выполненную с помощью любительской видеокамеры, нельзя передать по каналам телевизионного вещания без предварительного преобразования. В таких случаях данные из фор­мата, в котором работают бытовые видеокамеры, преобразовывают в формат, с кото­рым работают профессиональные средства телевещания и видеотехники.

 

Программные методы воспроизведения и обработки данных

 

Широкое внедрение средств вычислительной техники позволяет автоматизиро­вать обработку самых разных видов данных с помощью компьютеров. Компьютер — это прибор особого типа, в котором одновременно сочетаются аппаратные и про­граммные методы обработки и представления информации. Эти методы составляют предметную область информатики, и мы познакомимся с ними более подробно в последующих главах, а сейчас приведем лишь несколько примеров того, как про­граммные методы влияют на содержание информации, представленной в данных.

Три изображения, представленные ниже, получены в результате обработки одних и тех же данных разными программными средствами.

 

           
 
2 х 2 = 4
 
2 х 2 = 4
 
2 х 2 = 4

 

 


Рис. 1.3. Одинаковые данные, несущие одинаковую информацию

Эти данные различаются только форматированием, по-разному выполненным компьютерной программой. Ниже представлен противоположный пример, когда данные, совпадающие с точностью до символа, в результате применения программ­ного метода форматирования представляют противоположную информацию.

 

Рис. 1.4. Одинаковые данные несут разную информацию в результате применения разных методов форматирования

 

1.3. Понятие информации

 

Развитие представлений об информации

 

До сих пор мы определили только данные как результат регистрации сигналов. Определить, что такое информация, не столь просто, хотя бы потому, что она, в отличие от данных, не является объектом материальной природы и образуется в результате взаимодействия данных с методами. Напомним, что в результате работы таких методов, как логическое мышление, воображение и прогнозирование, может образовываться или обрабатываться информация об «идеальных» объектах, не име­ющих адекватного отражения в материальном мире. Это явление хорошо известно, например, по анализу свидетельских показаний. Свидетели не всегда различают информацию, полученную в результате наблюдения и логического мышления. Поэтому одни и те же объективные данные могут интерпретироваться в их показа­ниях в разную информацию.

Несмотря на то что понятие информации очень широко используется и в науке, и в повседневной жизни, его строгого научного определения до последнего времени не существовало. По сей день разные научные дисциплины вводят это понятие по-разному. Здесь можно выделить три возможных подхода: антропоцентрический, техноцентрический и недетерминированный.

Суть антропоцентрического подхода состоит в том, что информацию отождеств­ляют со сведениями или фактами, которые теоретически могут быть получены и усвоены, то есть преобразованы в знания. Этот подход в настоящее время приме­няется наиболее широко. Его примеры мы можем наблюдать, в частности, в рос­сийском законодательстве.

«Под информацией понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явле­ниях и процессах независимо от формы их представления»

(Федеральный Закон № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информа­ции» от 25.01.95 г. «Российская газета» № 39 от 22.02.95 г.)

 

Недостатки антропоцентрического подхода заключаются в том, что в его рамках невозможно найти адекватного объяснения генетической информации живой при­роды и абстрактной информации, не имеющей адекватного отображения в природе и обществе. С такой информацией, например, имеют дело теология, идеалистиче­ская философия и некоторые разделы математики.

Наиболее простой пример недостаточности антропоцентрического подхода про­является при рассмотрении таких информационных объектов, как команды. Напри­мер, команда «Вперед!» — это отнюдь не сведения. Это именно команда, для отра­ботки которой исполнитель должен обладать соответствующим методом. «Вперед!» — очень простая команда. Существуют более сложные команды синхронизации, соот­ветствия и другие. Их информационная сущность может быть завуалированной, но в рамках антропоцентрического подхода она не раскрывается.

До последнего времени антропоцентрический подход удовлетворительно работал в области правовых и общественных наук. Однако в связи с широким внедрением вычислительной техники его недостатки все чаще дают о себе знать. Так, например, подход к информации только как к сведениям не позволяет адекватно интерпре­тировать такие информационные объекты, как компьютерные программы. В пассив­ном состоянии (в момент создания, распространения) компьютерная программа — это действительно набор сведений. Их можно просмотреть, размножить, распеча­тать, то есть, перевести в другую форму, а также усвоить, как знания. В активном состоянии, при работе на компьютере, то есть во время взаимодействия с аппа­ратным методом, компьютерная программа — это не совокупность сведений, а сово­купность команд, то есть, это программный метод.

Суть техноцентрического подхода состоит в том, что информацию отождествляют с данными. Этот подход нашел очень широкое распространение в технических дисциплинах. Например, нам часто встречаются упоминания о том, что «инфор­мация передается по компьютерным сетям», «информация обрабатывается ком­пьютерами», «информация хранится в базах данных». Во всех этих случаях происходит подмена понятий. Дело в том, что по компьютерным сетям передаются только данные, компьютеры обрабатывают только данные, а в базах данных хранятся тоже только данные. Станут ли эти данные информацией и если да, то какой, зависит не только от данных, а и от многочисленных аппаратных, программных и естествен­ных методов.

В этой книге мы рассмотрим основные понятия баз данных и покажем, что одни и те же данные, хранящиеся в базе, могут интерпретироваться как различная инфор­мация в результате работы специального программного средства СУБД (системы управления базой данных). На примере Интернета мы покажем, что одни и те же данные, передаваемые сервером, могут интерпретироваться клиентом как разная информация, в зависимости от того, какими аппаратно-программными методами он располагает и как они настроены. На примере средств криптографии и средств для работы с электронной цифровой подписью мы также покажем, что данные становятся информацией только у тех лиц, которые обладают соответствующими правами.

В российском законодательстве мы не находим явных признаков техноцентричес­кого подхода, но они имеются в законодательствах других государств, например Германии. В частности, такие понятия, как информация, доступ к информации, модификация информации, во всех случаях, когда речь идет об эксплуатации техни­ческих систем, представляются как данные, доступ к данным, модификация данных.

Недетерминированный подход к понятию информации встречается также доста­точно широко. Он состоит в отказе от определения информации на том основании, что оно является фундаментальным, как, например, материя и энергия. В частно­сти, мы не найдем определения информации в «Законе о государственной тайне» и в «Законе о средствах массовой информации», хотя и в том и в другом правовом акте это понятие используется.

Отсутствие определения использованного понятия это вовсе не недосмотр зако­нодателя. Во многих случаях отказ от определения информации можно считать традиционным. Так, например, мы не найдем определения информации и в таком уважаемом справочном издании, как Британская энциклопедия. Определение можно получить лишь косвенным образом через статью «Обработка информации и информационные системы», где говорится, что...

«... этот термин используют применительно к фактам и суждениям, получаемым в повседневной жизни от других живых существ, из средств массовой информации, из электронных баз данных, а также путем наблюдения явлений окружающей среды».

 

Здесь смешаны и антропоцентрический, и техноцентрический подход, после чего определение сведено к бытовому уровню. При этом приводится обширный список литературы, опубликованной за последние 50 лет, анализ которой не дал прямого определения.

 

Современное представление об информации

 

Информация — это действительно фундаментальное научное понятие. Во всех случаях фундаментальные научные понятия для прикладных научных дисциплин должны поставляться фундаментальными естественными науками. В данном слу­чае мы имеем дело с тем фактом, что фундаментальной естественнонаучной дис­циплины, занимающейся природой информации, никогда не существовало. Поня­тие информации прошло мимо физики, химии, математики, биологии. Нельзя сказать, что эти дисциплины совсем не занимались изучением информации. В той мере, в которой для них это было необходимо, они занимались изучением свойств информации, но не ее природы.

К настоящему времени свойства информации действительно неплохо изучены в самых различных дисциплинах. Физика, например, занимается свойствами сигна­лов, несущих информацию. В качестве прикладной дисциплины существует тео­рия информации, занимающаяся вопросами информационной содержательности сигналов (сообщений). Теория информации близко связана с физикой и матема­тикой, она использует методический аппарат радиотехники и теории вероятнос­тей. Генетика занимается изучением вопросов передачи наследственной инфор­мации в живой природе. Этот перечень можно продолжить, но фундаментальной науки, занимающейся исследованием природы информации, до сих пор не было. Поэтому не было и строгого научного определения информации.

Лишь в последние годы информатика начала формироваться как естественнона­учная дисциплина, но она еще не вышла за рамки прикладной технической науки и потому до сих пор не ввела строгого понятия информации. Более того, мы часто наблюдаем, как информатика сама заимствует понятие информации из других науч­ных дисциплин (в том числе и из правовых) или вводит его на бытовом уровне. В учебной и научной литературе по информатике мы находим немало примеров антропоцентрического подхода к информации (как к сведениям) или техноцентрического подхода (как к данным). В лучшем случае информацию рассматривают как содержательную часть данных, интерпретируемых человеком (синтез антро­поцентрического и техноцентрического подхода).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: