Министерство образования и науки РФ
МАУ ВПО «Воронежский институт экономики и социального управления»
Кафедра психолого-педагогических основ управления
Программа практики по получению первичных профессиональных умений и навыков (учебной)
Направления 37.03.01. «Психология»
(уровень бакалавриата)
(методические рекомендации)
Воронеж 2015
Введение
Практика является важнейшим звеном в системе профессиональной подготовки психолога.
При обучении психологов практика выполняет ряд функций: адаптационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, диагностическую.
Адаптационная функция практики проявляется в том, что студент не только знакомится с разными видами учреждений и организацией работы психологов в них, но и привыкает к ритму рабочего процесса, начинает ориентироваться в системе производственных отношений и связей. Будущий психолог вступает в контакт с потенциальными клиентами, начинает реально представлять все трудности и радости своей профессиональной деятельности.
Обучающая функция практики самоочевидна и не требует разъяснений. Полученные в процессе теоретической подготовки знания проверяются практикой, т.е. находят воплощение в деятельности обучающегося-практиканта. Происходит процесс выработки основных профессиональных умений, формирование профессионального сознания, которое из плоскости идеальных представлений переходит в систему реальных установок и взглядов. Обучение и профессиональное воспитание осуществляется во время практики во всех видах деятельности.
Воспитывающая функция практики состоит в том, что будущий выпускник может реально научиться принимать людей такими, какими они есть, выработать у себя терпение, выдержку, настойчивость, ответственность и чувство долга. Начиная работать относительно самостоятельно, обучающиеся понимают, что необходимо постоянно заниматься самообразованием и самовоспитанием, так как профессионально-значимые качества требуют постоянного развития.
В теснейшей взаимосвязи с предыдущими функциями находится и функция развивающая. На практике формируются и развиваются организаторские способности обучающегося-практиканта, вырабатываются компенсаторные умения, если какие-то способности у будущего психолога представлены слабо. В ходе практики студент развивается и в личностном, и профессиональном плане. Он учится думать и поступать как профессионал, а не просто ориентируясь на здравый смысл и житейский опыт.
Диагностическая функция практики является одной из важнейших. В реальной производственной деятельности выявляются личностные и профессиональные качества будущего психолога, его сильные и слабые стороны.
Организация практики предполагает учет следующих принципов:
– личностно ориентированный подход, который подразумевает определенную субъектность позиции обучающегося. Сама система взаимоотношений с ним в ходе практики должна носить характер взаимодействия и сотрудничества, он должен иметь возможность высказать свое мнение, получить любую необходимую консультацию, помощь или разъяснение той или иной ситуации или принятых в отношении его решений;
– комплексный характер предполагает, что за время практики студент выполняет все возможные виды деятельности в рамках специфики работы учреждения;
– усложняющийся характер – начиная с общего знакомства с учреждением, наблюдений и анализа получаемой информации, студент-практикант постепенно выполняет все более сложные и ответственные задания;
– творческий характер практики предполагает, что в ее процессе у обучающегося развиваются исследовательские способности к нестандартной интерпретации производственных процессов и другие. Однако для их проявления студенту должна быть предоставлена определенная самостоятельность, возможность проявить инициативу.
Учебная практика является частью профессиональной подготовки обучающихся и, наряду с другими видами практик, закладывает фундамент формирования первичных профессиональных умений и навыков будущих психологов.
Учебная практика – первая в ряду практик в учебном процессе – призвана дать обучающимся возможность осмыслить будущую профессиональную деятельность, развить профессиональную любознательность, сформировать первоначальный интерес в научно- исследовательской сфере.
Учебная практика проводится на 2 курсе очного отделения / 3 курсе заочного отделения и рассчитана на 2 учебные недели.
Цель и задачи учебной практики
Целью практики является первоначальная ориентация в будущей профессиональной деятельности: ориентировка в информационном пространстве профессиональных знаний и ознакомление с практической деятельностью психологов в различных отраслях.
Объектом практики являетсяпсихолог-практик.
Предметом практики является:специфика профессиональной деятельности практического психолога.
Основными задачами учебной практики являются:
1. Познакомиться со всеми видами носителей профессиональной информации.
2. Научиться определять уровень содержательности каждого из них, составлять общее представление о степени глубины и актуальности содержания каждого из изучаемых источников.
3. Познакомиться со спецификой деятельности психолога в учреждениях различного профиля.
4. Осознать собственные профессиональные интересы и склонности.
Проведение практики опирается на изученные дисциплины «Введение в профессию», «Общая психология», «Психология личности».
В результате учебной практики обучающийся должен выработать рефлексивную позицию по отношению к формированию собственного профессионального интереса и приобрести следующие умения и навыки:
- на основе информационного поиска уметь ориентироваться в современных научных исследованиях теоретической и прикладной психологии;
- анализировать содержательность различных источников информации и составлять аналитический отчет о результатах поиска информации по избранной теме;
- составлять социально-психологическую характеристику организации;
- анализировать специфические условия работы психолога в различных учреждениях и составлять отчет по результатам наблюдения;
- составлять профессиограммы;
- анализировать нормативную документацию, регламентирующую деятельность практического психолога;
- формировать навыки реконструкции опыта психолога-практика.