Укажите вид психического дизонтогенеза, к которому относится олигофрения.




a) психическое недоразвитие

b) задержанное развитие

c) искаженное развитие

d) поврежденное развитие

Укажите фактор, который следует учитывать при отборе методов специального обучения.

a) общие и специфические закономерности отклоняющегося развития

b) зона актуального развития

c) возрастные особенности развития

Ситуационная задача.

Юлия М. 8 лет, ученица 2 класса. К психологу обратилась учительница, которая не находит поддержки у родителей девочки в вопросах ее воспитания и обучения. Основной проблемой является установка Юлии на постоянную помощь и опеку, нелюбовь к труду. У нее нет самостоятельности, инициативы, ответственности.

Девочка соматически ослаблена. Частые пропуски занятий привели к постепенному снижению ее успеваемости до неудовлетворительной по основным предметам. При общем снижении познавательной активности у девочки повышена утомляемость, увеличение интеллектуальных нагрузок приводит к быстрому истощению. Юлии требуется больше времени для выполнения любого учебного задания.

Юлия единственный ребенок в семье, ее очень любят и опекают бабушки и дедушки как со стороны ее матери, так и отца, поскольку она и единственная внучка. Отец девочки успешный бизнесмен и не принимает активного участия в жизни дочери, обеспечивая семью материально. Из беседы с матерью девочки выяснилось, что воспитание в семье осуществляется по типу «кумир семьи».

Психологическое обследование показало у Юлии нормальный для ее возраста уровень умственного развития. При сохранности психических процессов отмечается выраженное снижение мотивации учебной деятельности и продуктивности учебной деятельности в связи с патологическим развитием личности (тревожная мнительность, эгоцентризм).

1. Установите форму задержки психического развития у ребенка..

2. Определите основные направления психолого-педагогической коррекционной работы над проблемой.

 

Ситуационная задача.

Игорь Д., 10 лет, учится во 2 классе. Пошел в школу с 8,5 лет, поскольку имеет порок сердца и очень ослаблен соматически. Родителей беспокоят астения, раздражительная слабость, а также неврологические наслоения в виде страхов, прежде всего боязни смерти. Сниженная познавательная активность проявляется в неудовлетворительной успеваемости. Несмотря на соблюдение разумной требовательности и щадящего режима для сына, попытки родителей улучшить успеваемость Игоря не дают результатов.

В ходе психологического обследования у Игоря установлен невысокий, но нормальный для его возраста уровень умственного развития. Выявлена достаточная сформированность психических процессов, снижение динамики умственной работоспособности, повышенная истощаемость внимания, уменьшение объема памяти в зрительной и слуховой модальностях.

1.Установите форму задержки психического развития у ребенка..

2.Определите основные направления психолого-педагогической коррекционной работы над проблемой.

 

Ситуационная задача.

Ольга С. 11 лет, ученица 2 класса (оставалась на повторное обучение в 1 классе), направлена на консультацию психолога в связи с выявлением причин стойкой неуспеваемости. Она плохо ориентируется в понятиях «право-лево», пишет буквы и цифры в «зеркальном» виде, не различает сходные фонемы. Учительница считает, что Ольгу надо либо снова оставлять на второй год, либо переводить в школу для умственно отсталых.

Изучение анамнеза показало наличие негрубой органической недостаточности нервной системы резидуального характера вследствие минимальной мозговой дисфункции перинатального периода (патология беременности в сочетании с недоношенностью плода).

Психологическое обследование показало у Ольги невысокий, но нормальный для ее возраста уровень умственного развития. Недоразвитие психических процессов и функций приводит к нарушению интеллектуальной продуктивности. Установлено также частичное недоразвитие отдельных психических функций.

Нейропсихологический анализ структуры психического дефекта позволил выявить

нарушение умственной работоспособности, недостаточность устойчивости, переключения, объема внимания. Отмечается недоразвитие ориентировочной основы деятельности, зрительно-пространственного гнозиса и праксиса, а также выраженная дефицитарность в развитии отдельных свойств внимания, памяти, гнозиса, праксиса.

1.Установите форму задержки психического развития у ребенка..

2.Определите основные направления психолого-педагогической коррекционной работы над проблемой.

 

Ситуационная задача.

Костя А., 7 лет, ученик 1 класса. Мальчик невысокого роста, инфантильного телосложения. Направлен к психологу учительницей, которая жалуется на то, что ученик постоянно играет на уроках, отвлекается. Это привело к неуспеваемости уже в первом полугодии обучения. Мальчик делает только то, что ему интересно, что преподносится в занимательной форме.

В ходе психологического обследования у Кости установлен невысокий, но нормальный для его возраста уровень умственного развития. Отмечена относительная сформированность психических процессов, но замедленный темп их становления. Выявлено недоразвитие мотивации учебной деятельности, преобладание игровых мотивов, а также личностная незрелость.

Нейропсихологическое исследование показало нарушение динамики умственной работоспо­собности, снижение объема памяти и внима­ния вследствие недоста­точной мотивации дея­тельности.

1.Установите форму задержки психического развития у ребенка..

2.Определите основные направления психолого-педагогической коррекционной работы над проблемой.

 

Ситуационная задача.

При проведении методики «Сюжетные картинки» Коля (5,5 лет) в выполнении 2 задания «Установление последовательности событий» испытывает затруднения с составлением связного рассказа. По сюжетным картинкам с явным смыслом, простые картинки (была предъявлена серия из 4-х картинок «Семья»), мальчик с трудом смог составить связный рассказ, наблюдаются выраженные трудности с подбором нужных слов и описаний изображенных действий. По усложненным картинкам со скрытым смыслом сюжета (была предъявлена серия из 4-х картинок «Покупка») Коля не смог понять связь событий и построить правильные умозаключения. Скрытый смысл остался неясен для мальчика. Картинки с незавершенным концом действия (была предъявлена серия из 4-х картинок «Собака») ребенок завершить не смог. При предъявлении трех картинок мальчик сказал, что это и есть окончание, больше добавить нечего. В процессе работы Коля редко прибегал к передвижению карточек, был пассивен.

Проанализируйте ситуацию. Сделайте вывод о развитии мышления данного ребенка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: