ИНФОРМАЦИЯ ПО ПЕРЕЧНЮ ВОПРОСОВ ЖИТЕЛЕЙ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ КОМПЛЕКСА ПО ОБРАБОТКЕ, УТИЛИЗАЦИИ И ОБЕЗВРЕЖИВАНИЮ ОТХОДОВ «КАМБАРКА»




Блок вопросов на тему «Виды, объемы, источники отходов»:

· К какому классу опасности относятся ядерные и радиоактивные отходы? Планируются ли такого рода отходы к завозу на ПТК в Камбарке? Какие гарантии, что этого не произойдёт? Кто персонально и какую ответственность понесёт, если это произойдёт?

· Какие отходы по кодам Федерального классификационного каталога отходов (ФККО) будут обрабатываться, утилизироваться и обезвреживаться в Камбарке?

· Какое количество отходов 1 класса будет обрабатываться, утилизироваться и обезвреживаться в Камбарке?

· Каковы источники происхождения отходов, которые планируется завозить на ПТК, в том числе в процентном отношении отходы из Удмуртской Республики и других регионов?

· Каким транспортом и с каких территорий будут завозиться отходы на создаваемый ПТК в Камбарку? Каким образом планируется организовать инфраструктуру сбора и доставки опасных и особо опасных до ПТК?

· Каким образом будет организован сбор отходов 1 и 2 класса у населения и организаций? Через Регоператора?

· Будет ли осуществляться приемка отработанных лампочек и батареек у населения Камбарского района? На каких условиях?

 

Комментарий ФГУП «РосРАО»:

Федеральный проект «Инфраструктура для обращения с отходами I и II классов опасности» предусматривает создание мощностей по обработке, утилизации и обезвреживанию только промышленных отходов I и II класса опасности.

Прием на ПТК «Камбарка» радиоактивных отходов исключен. В качестве дополнительных мер будет организован радиационный контроль входящих отходов с целью недопущения попадания радиоактивных веществ на предприятие.

Ответственность за нарушение законодательства при обращении с отходами предусмотрена действующим законодательством Российской Федерации и возлагается на лиц, совершивших правонарушения.

В соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов на основании анализа отходообразования можно выделить следующие группы отходов, планируемых к поступлению на производственно-технический комплекс:

- свинец-содержащие отходы (автомобильные и промышленные свинцово-кислотные аккумуляторы, отходы электрического кабеля);

- ртуть-содержащие отходы (люминесцентные лампы, термометры и другие приборы, содержащие ртуть);

- отходы химических источников тока (батарейки, источники бесперебойного питания, аккумуляторы);

- органические горючие отходы (в основном отходы химического и нефтехимического производства);

- водные неорганические отходы (отработанные растворы кислот, щелочей, гальваношламы).

Проектная предельная мощность ПТК «Камбарка» составит 50 тыс. тонн отходов I и II классов. Однако это не значит, что именно такой объем отходов будет на него завозиться. Мощность предприятия спланирована с учетом промышленного развития регионов.

На производственно-техническом комплексе планируется обращение с отходами I и II классов опасности, которые образуются в результате деятельности, прежде всего, предприятий Удмуртской Республики, а также предприятий близлежащих регионов в соответствии с федеральной схемой, утверждаемой Правительством Российской Федерации. Данная информация будет доступна после внедрения федеральной схемы и единой государственной информационной системы по обращению с отходами I и II классов опасности.

Передача отходов I и II классов опасности федеральному оператору предусматривается от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО).

Региональные операторы уже сегодня обязаны передавать образующиеся при сборе и сортировке ТКО отходы I и II класса (например, ртутные лампы, аккумуляторы, батарейки) на утилизацию и обезвреживание специализированным организациям. Данный порядок останется неизменным.

Как и в настоящее время перевозка отходов I и II классов опасности на ПТК будет соответствовать самым жестким требованиям, установленным российским законодательством.

Одним из дополнительных требований к перевозке отходов I и II классов опасности будет оснащение транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС (ГЛОНАСС/GPS), что позволит в режиме реального времени посредством единой государственной системы учета и контроля отслеживать их движение.

Кроме того, планируется осуществлять маркировку тары с отходами для осуществления дополнительного контроля за их обезвреживанием и утилизацией.

 

Блок вопросов на тему «Текущая ситуация и необходимость создания ПТК»:

· Существуют ли аналогичные производственно-технологические комплексы (далее - ПТК) в России? Где они расположены и какой обладают мощностью?

· Есть ли необходимость в создании объекта? Загружены ли существующие сейчас в России предприятия на полную мощность?

· Много аргументов против перепрофилирования объекта, среди которых густонаселённость района, близость крупных городов, непосредственная близость Камы, неподходящая почва, уже имеющие проблемы со здоровьем у местного населения и многое другое. Оправдывает ли экономия, связанная с частичным использованием существующей инфраструктуры объекта УХО, возникающие риски? Чем это обосновано?

· Почему выбран регион Удмуртская Республика для строительства, в то время как существуют заводы по переработке отходов в Кирове и в Пермском крае? Или почему бы не построить такой же ПТК в Татарстане или же в Дагестане?

· Почему именно в Камбарском районе планируется создать ПТК по обработке, утилизации и обезвреживании отходов 1 и 2 класса опасности?

 

Комментарий ФГУП «РосРАО»:

 

Отрасль переработки отходов развита в западных странах и успешно функционирует уже несколько десятилетий. Места расположения выбираются исходя из анализа отходообразования регионов, транспортной инфраструктуры и логистики, доступа к газо-, электро- и теплосетям. Например, в Германии действует 29 таких заводов в крупных городах, в Финляндии 8.

В России же в настоящее время действуют в основном небольшие предприятия по утилизации опасных отходов, что позволяет переработать не более 1,5% от ежегодно образующегося объема. Прежде всего, применяются физико-химические методы для обезвреживания ртутьсодержащих отходов и батареек.

Из-за отсутствия производственной базы по переработке отходы накапливаются, со временем становясь объектами накопленного экологического ущерба, источниками химической опасности. Данные обстоятельства несут в себе высокую степень риска нанесения ущерба окружающей среде и населению. Это потребовало принятия решения о дополнительном государственном регулировании обращения с отходами 1 и 2 классов опасности, в том числе в части создания производственных мощностей по их утилизации и обезвреживанию.

В 2018 году завершилась реализация федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации». На мероприятия по уничтожению химоружия было израсходовано более 330 млрд. рублей. Были построены современные безопасные заводы по утилизации химического оружия, включая объект «Камбарка», созданы высококвалифицированные рабочие места, построена социальная инфраструктура.

В настоящее время на объектах удаляется оборудование для уничтожения химического оружия, обезвреживаются отходы от уничтожения химического оружия и ликвидации последствий деятельности.

Инфраструктура и системы безопасности объектов по уничтожению химоружия, обученный высококвалифицированный персонал являются уникальной базой для комплексного и контролируемого обращения с отходами I и II классов опасности. Современные многоуровневые и высокоэффективные системы обеспечения безопасности и контроля за недопущением негативного воздействия на окружающую среду уже созданы и функционируют на объектах. Это обеспечит эксплуатацию промышленного комплекса под строгим контролем и в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.

Инфраструктура ПТК «Камбарка» полностью замкнутая и исключает попадание химических веществ в окружающую среду даже на уровне допустимых значений, утвержденных государственными нормативами.

Создание ПТК «Камбарка» и таких же комплексов в Кировской, Саратовской и Курганской областях на базе объектов по уничтожению химоружия позволит не только вовлечь высвобожденный имущественный комплекс в хозяйственный оборот, и тем самым способствовать развитию отрасли, формированию и перспективному развитию российской технологической и машиностроительной баз промышленности, но и, самое главное, обеспечить экологическую безопасность регионов.

Существующую инженерную инфраструктуру при перепрофилировании планируется использовать с максимальной отдачей.

Проектом предусмотрено трудоустройство высококвалифицированного персонала объекта «Камбарка», создание новых рабочих мест. В процессе строительства ПТК будут дополнительно привлечены специалисты широкого спектра специальностей Удмуртской Республики.

В ходе работы производственного комплекса будет вестись строгий контроль за обеспечением безопасности. Будут задействованы уже существующие на объекте химико-аналитические лаборатории мониторинга окружающей среды, технологические лаборатории и лаборатории контроля безопасности производства, аккредитованные в установленном порядке национальным органом по аккредитации, имеющие расширенные области аккредитации и оснащенные современными средствами отбора проб и проведения измерений для анализа состояния окружающей среды и производственного контроля.

Блок вопросов на тему «Эффективные технологические решения»:

· Какие методы и технологии будут применяться при обработке, утилизации и обезвреживании опасных и особо опасных отходов в Камбарке?

· Предполагается ли накопление и постоянное хранение какой-либо части завозимых отходов в Камбарке? Если предполагается захоронение отходов, чем чревата в случае утечка и её несвоевременное обнаружение для местных жителей?

· Какие будут не подлежащие переработке остатки от деятельности ПТК (хвосты после процесса переработки и пр.) – объемы и способы обращения?

 

Комментарий ФГУП «РосРАО»:

 

Технологическое оснащение объекта будет создаваться с учетом задействования различных подходов и методов обработки, утилизации, обезвреживания отходов.

Технологические решения будут основаны на применении наилучших доступных технологий на базе информационно-технических справочников ИТС 9-2015, ИТС 15-2015 и др.

Отходы, поступающие на производственно-технический комплекс, будут направляться на обработку, утилизацию или обезвреживание в зависимости от их физико-химических свойств и компонентного состава.

В ходе переработки отходов I и II классов опасности будут образовываться в основном сухие соли, не оказывающие негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека, которые будут максимально возвращаться в хозяйственный оборот.

Конкретные решения будут разработаны в проектной документации и обсуждены в рамках общественного контроля реализации проекта.

Блок вопросов на тему «Государственная и общественная экологическая экспертиза»:

· ОВОС и ГЭЭ - какие специалисты будут осуществлять?

· Имеются ли результаты оценки воздействия, создаваемого ПТК на окружающую среду для того, чтобы общественность и республиканские эксперты могли оценить безопасность планируемого проекта? Когда эти результаты будут опубликованы?

· Насколько прозрачна будет работа ПТК? Будет ли возможность у общественников и местных органов власти в любое время получать информацию о безопасности данного проекта, приезжать с проверками?

· Какая проектная документация на ПТК будет опубликована и предоставлена общественникам? В какие сроки? Какая информация будет содержаться в этой документации?

 

Комментарий ФГУП «РосРАО»:

 

В соответствии с Федеральным законом от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» производственно-технический комплекс по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II класса опасности относится к объекту государственной экологической экспертизы высшего федерального уровня.

Государственным заказчиком данных работ определена Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом». Заказчиком (застройщиком) - ФГУП «РосРАО», в хозяйственное ведение которого передается имущественный комплекс объекта УХО «Камбарка».

В рамках создания ПТК будет проведен весь спектр предусмотренных законодательством процедур, в том числе разработка проекта, включая оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС), общественные обсуждения, проведение всех необходимых видов государственной экспертизы.

В 2020 году запланирована разработка проектной документации.

В рамках проектирования ПТК будет осуществлен ряд мероприятий, направленных на прогноз (расчетным методом) возможного негативного воздействия на окружающую среду, в том числе будет дана оценка воздействия на окружающую среду, проведены общественные слушания и государственная экологическая экспертиза, в том числе общественная (ориентировочно в II-III квартале 2020 года).

Кроме предусмотренных законом процедур ФГУП «РосРАО» планирует обсуждение с общественностью региона технологических решений на предпроектной стадии. При общественной палате республики создана рабочая группа для наблюдения и оценки проводимых мероприятий. В будущем аналогичная рабочая группа будет следить за соблюдением экологической безопасности при эксплуатации объекта.

Блок вопросов на тему «Создание ПТК»:

 

· Срок службы имеющейся инфраструктуры, оставшейся от завода УХО?

· Срок проектной службы ПТК? На сколько лет планируется работа ПТК?

· Будет ли модернизироваться существующая инфраструктура предприятия, в первую очередь, очистные сооружения, под новые задачи?

· Кто и в каком порядке будет проектировать ПТК?

· Какие направления деятельности имеет РосРАО? Каким научным и производственным потенциалом обладает данное предприятие?

· Какой опыт создания и эксплуатации аналогичных ПТК имеет РосРАО (приведите примеры)?

 

Комментарий ФГУП «РосРАО»:

 

Срок службы зданий и сооружений бывшего завода по уничтожению химического оружия установлен проектной документацией и составляет не менее 30 лет. В настоящее время имеется существенный запас эксплуатационного срока для его полезного использования. После проведения модернизации гарантированный срок эксплуатации будет продлен в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов.

В рамках реконструкции будет демонтировано оборудование для уничтожения химического оружия, а вся инфраструктура и мощности для обезвреживания отходов и обеспечения безопасности будут существенно модернизированы и усовершенствованы.

Проектные организации будут выбраны в рамках мероприятий, проводимых в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

ФГУП «РосРАО» – специализированная организация ГК «Росатом», профессионально занимающаяся в том числе комплексным обращением с промышленными отходами, реабилитацией территорий, развитием специализированной производственно-технической базы. Среди наиболее ярких проектов можно назвать успешное создание инфраструктуры для решения проблем «ядерного наследия» на Северо-Западе России (Губа Андреева – ввоз на переработку отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) атомных подводных лодок; Сайда-Губа – утилизация атомных подводных лодок, выведенных из состава ВМФ России в течение 1990-2000х гг.), освобождение от ОЯТ всей территории российского Дальнего Востока, разработка технологии очистки тритиевых вод для нужд АЭС «Фукусима-1» и другие крупные проекты.

ГК «Росатом» с участием специалистов, работающих во ФГУП «РосРАО» создана эффективная система обращения с радиоактивными отходами. Полученный опыт и компетенции, аккумулированные во ФГУП «РосРАО», гарантируют такое же эффективное решение проблемы обращения и с отходами I и II классов опасности. Кроме того, будут привлечены ведущие специализированные научно-исследовательские институты и инжиниринговые центры как российские, так и зарубежные.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: