IV. Работа по теме уроков




Уроки 9, 10. Потребности человека

Цели и задачи: познакомить учащихся с ролью, видами и значением потребностей в жизни человека; показать противоречивость влияния потребностей на жизнь личности; обсудить проблему духовного мира человека; выделить характерные черты мыслительного и чувственного процессов.

Планируемые результаты: учащиеся должны научиться характеризовать иерархию потребностей; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; владеть принципами работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы и дополнительный текст и вопросы; приобрести умения и навыки анализа проблемы, проведение дискуссии и участия в эвристической беседе; работать с документами, выполнять проблемные задания, вырабатывать навыки работы в группе.

Формируемые УУД:

Предметные: различать виды потребностей; классифицировать в соответствии с собственными ошибками; применять полученные знания, умения;

Метапредметные1) коммуникативные: планировать учебное сотрудничество достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулировать и аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации, участвовать в обсуждении проблем; 2) регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; работая по плану сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно ; 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям; 4) личностные: формирование заинтересованности не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация, проектор для демонстрации слайдов.

Тип уроков: открытие нового знания.

 

Ход уроков

  1. Организационный момент
  2. Мотивационно – целевой этап

Спросили как – то трех каменщиков работающих на стройке: что вы делаете? Ответ первого был таков: «Я таскаю тяжелые камни». Второй сказал: «Я зарабатываю на хлеб для себя и своей семьи». А третий произнес: «Я строю храм».

Вопрос к классу

- Как вы поняли смысл этого рассказа?

(Ответы учеников.)

Повторим то, о чем говорили на прошлых уроках.

Тестовые задания

  1. Отличия человеческой деятельности от поведения животных:
  1. Взаимодействие с окружающим миром;
  2. Приспособление к окружающей среде;
  3. Наличие продуманной цели;
  4. Внешняя активность.
  1. Понятия «игра», «учение», «труд» объединяет то, что все они относят:
  1. Потребностям организма человека;
  2. Видам деятельности;
  3. Качествам человека;
  4. Способам получения заработка.
  1. Пословицу «Стрелять из пушки по воробьям» произносят, когда человек:
  1. Не планирует свою деятельность;
  2. Не анализирует результат деятельности;
  3. Неверно подбирает средства для достижения цели;
  4. Неверно ставит цели.
  1. Являются деятельностью следующие действия:
  1. Девочка занимается спортивной гимнастикой;
  2. Пчелы делают мед;
  3. Бабушка выжжет носки;
  4. Дети играют в футбол во дворе;
  5. Бобры строят плотину;
  6. Малыш собирает пирамидку;
  7. Постовой регулирует уличное движение;
  8. Мальчик играет в компьютерную игру.

Проблемные задания

  1. Игра и труд являются видами человеческой деятельность. Сравните трудовую и игровую деятельность.
  2. Можно ли считать компьютерные игры видом деятельности? Какова цель игры в компьютер, ее средства, результаты?
  3. Как вы думаете, почему многие ученые считают общение важным видом деятельности? Обоснуйте свою точку зрения.

Тема урока: «Потребности человека».

- Предположите, о чем мы будем говорить.

- На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ответы учеников.)

Ответьте на вопросы, приведенные в рубрике «Вспомним» на с. 33 учебника.

(Ответы учеников.)

План уроков

  1. Какие бывают потребности.
  2. Мир мыслей.
  3. Мир чувств.

Проблемный вопрос уроков

- Почему человек должен стремиться обогатить свой внутренний мир?

III. Введение в новый материал

Обратимся к рубрике «Обсудим вместе» (§ 4, с. 33). (После того как учитель зачитывает ее содержание, ученикам предлагается ответить на вопрос рубрики.)

Ситуация фантастическая, потому что человек всю свою жизнь трудится, чтобы удовлетворить свои потребности. Именно они составляют основу его действий и поступков. Что такое человеческие потребности? Поговорим об этом на наших уроках.

IV. Работа по теме уроков

  1. Какие бывают потребности

Человеку постоянно чего – то не хватает, т. е. люди испытывают постоянно потребности в чем – то. Потребность – состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования.

Вопрос к классу

- Как вы думаете, отчего у человека появляются потребности?

(Во время ответа на вопрос на доске составляется схема.)

Человеческие потребности

 

Состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования

 

Состояние нужды вызывает

 

Дискомфорт   Психологическое чувство неудовлетворенности

 

Удовлетворение потребности – процесс возвращения организма в состоянии равновесия, комфорта

 

- Вспомните и назовите потребности современного человека в чем – либо, о которых в прежние времена никто и мечтать не мог (например, потребности в мобильном телефоне, компьютере, авиаперелетах и т. д.).

- Как вы думаете, будет ли человек удовлетворен теми достижениями, которые у него имеются?

(Ответы учеников.)

Мы, выяснили, что меняется мир, меняются и потребности людей. Потребности заставляют человека действовать.

Предположим, вы узнали о новой модной компьютерной игре. Что вы предпримите, чтобы стать ее участником?

(Ответы учеников.)

- А какие потребности есть у вас?

(Ученики отвечают на вопрос, учитель записывает их ответы на доске.)

Этот небольшой опыт убедил нас в том, что потребностей у человека огромное количество. Но обществоведы пришли к выводу, что их необходимо классифицировать, т. е. распределить по группам.

Задание: работая с текстом п. 1 §4 учебника, выделите эти группы, назовите и дайте характеристику, заполнив следующую таблицу.

Виду потребностей

Потребности Характеристика
Биологические (материальные) Самыми базовыми, самыми мощными обязательными из всех человеческих потребностей являются те, которые связаны с физическим выживанием: потребности в пище, воде укрытии (жилище), защите от неблагоприятных воздействий климата, отдыхе и сне, кислороде и т. д.
Социальные Свидетельствуют о том, что человек – существо социальное, коллективное и вне группы жить не может. Человек жаждет дружбы, привязанности и общения, любви и заботы, помощи близких, принадлежности к сообществу и участия в организациях и т.д. Социальные потребности указывают на стремление человека не выделяться, быть как все, быть равным другим.
Духовные Потребности в познании мира, получение знаний и умений, достижении гармонии и красоты. Это стремление выразить творческую активность, т. е. самореализоваться. Духовные потребности многообразны и чрезвычайно важны в жизни человека

 

(Проверка выполнения задания.)

Творческое задание. Предлагаю сыграть в игру, которая поможет нам понять, насколько хорошо вы усвоили виды потребностей. Я зачитываю вам строчки из разных стихотворений, а вы должны назвать потребности, описанные в них.

Рабочий материал

  1. Я лежу, болею,

Сам себя жалею!

А. Барто

(Потребность в медицинской помощи – социальные потребности.)

  1. В коридоре, в классе ли

Всюду стены красили,

Терли краску, терли мел,

Каждый делал, что умел.

А. Барто

(Потребность в медицинской помощи –материальные потребности.)

  1. Вот уже стоит Егорка

У доски с мелом в руке,

Вот и первая пятерка

У Егорки в дневнике.

С. Михалков

Потребность в медицинской помощи –духовные потребности.)

  1. Муха, Муха – цокотуха,

Позолоченное брюхо.

Муха по полю пошла.

Муха денежку нашла.

Пошла муха на базар

И купила самовар.

К. Чуковский

(Потребность в покупке посуды –материальные потребности.)

  1. Ест на завтрак яйца всмятку,

Пять картофельных котлет,

Два стакана простокваши

И тарелку манной каши –

Каша тоже не во вред!

С. Михалков

(Потребность в пище – биологические (материальные) потребности.)

  1. У далекой

У заставы

Часовой в лесу не спит.

Он стоит –

Над ним зарницы,

Он глядит на облака:

Над его ружьем границу

Переходят облака.

С. Михалков

(Потребность в безопасности – социальные потребности.)

  1. Сделать хотел грозу,

А получил козу,

Розовую козу

С желтой полосой.

Л. Дербенев

(Потребность в творчестве – духовные потребности.)

(Проверка выполнения задания.)

Потребности у людей постоянно изменяются, даже биологические. Предлагаю убедиться в этом на примере истории возникновения вилки.

Вопросы к классу

Задание. Обратимся к рубрике «Жил на свете человек» на с. 35 учебника. Внимательно прочитайте материал и ответьте на предложенные вопросы.

(Проверка выполнения задания.)

- Как вы понимаете смысл высказывания древнегреческого философа Сократа: «Я ем, чтобы жить. А некоторые люди живут, чтобы есть».

(Ответы учеников.)

Истоки любой потребности лежат в ощущении нужды в чем – то. Пример с древнегреческим философом Фалесом доказывает это. Философ много путешествовал, растратил все свои деньги и жил небогато, занимаясь исследованиями явлений природы. Он учил, что человеку нужна мудрость, а не деньги. «Ты поучаешь людей, а сам живешь в бедности», - говорили ему сограждане. Тогда Фалес взял в долг денег и скупил все маслобойни в городе. По его прогнозу, должен был быть необычайно большой урожай маслин. Прогноз оправдался, и Фалес за одну осень заработал целое состояние. Тем самым он доказал, что, если бы его интересовали деньги, он со своими знаниями и умом мог тать богатейшим человеком.

Всякая потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и каким способом она удовлетворяется. Древнегреческий император Диоклетиан (243 - 312), утратив интерес к государственным делам, отрекся от всех своих титулов и занялся выращиванием овощей и фруктов. Старый приятель стал уговаривать его вернуться. «Друг мой, внимательно посмотри на возделанное моими руками: вначале на государство, а потом вон на ту прекрасную капусту – и скажи, в чем я добился больших успехов?» - ответил Диоклетиан.

Задание: внимательно рассмотрите предложную схему и прокомментируйте ее.

Общество порождает определенные потребности человека Потребности человека оказывают влияние на развитие самого общества

 

(Проверка выполнения задания.)

- Послушайте притчу и ответьте на вопросы.

Самое главное

Жил – был человек, и мучили его всю жизнь три вопроса: какая самая главная пора, кто самый главный человек, какое самое главное дело?

Думал человек: знай я ответ на три вопроса – весь мир покорю, самым богатым стану, все, что ни пожелаю, свершу, и станет народ за великого меня почитать.

Многих людей опросил этот человек, беседовал с целым сонмом ученых мужей, но никто на вопросы эти так и не ответил. Дошли до человека слухи, что живет в отдалении некий отшельник и славен он мудростью во многих землях. Пошел человек отшельника разыскивать. Идет он чащобою лесною и видит: стоит ветхая лачужка, а подле нее старичок землю мотыжит. Едва с ног от усталости не валится, но мотыги не выпускает. Подошел человек и поклонился старцу.

- Приехал я к тебе, чтобы ответ на три своих вопроса получить. Какая самая главная пора? Кто самый главный человек? Какое самое главное дело?

Выслушал его старый отшельник и, ничего не сказав в ответ, вернулся к своему занятию.

- Ты, должно быть, устал, дай помогу тебе, - предложил человек. Взял у отшельника мотыгу и принялся работать.

Потом опять свои три вопроса повторил. И на этот раз не ответил отшельник, лишь сказал, чтобы мотыгу вернул. Обиделся человек, но виду не подал. Пришел к мудрому старику на следующий день. Смотрит – тот семена сажает в почву, что вчера взрыхлил.

- Мудрый отшельник, - взмолился человек, - неужели так и не ответишь на мои вопросы?

-Полно тебе, - молвил тот, - ты на них уже сам ответил.

- И слыхом никаких ответов не слыхивал, - изумился человек.

- Ты, видя мою старость и немощь, сжалился надо мной и вызвался помочь, поэтому самая главная пора та, когда ты копал землю, помогал мне. Самый главный в ту пору человек – я, а твоя помощь – самое главное дело.

Мало – помалу человек уразумел смысл слов отшельника.

- Помни же, - сказал старец ему на прощание, - самая главная пора – сегодня, самый главный человек – тот, кто рядом в эту пору. А самое главное дело – вершить добро для того, кто рядом, потому что именно для этого мы и рождены. Только духовное богатство делает человека поистине великим.

Вопросы к классу

- О чем эта притча? Почему она так называется?

(Ответы учеников.)

Итак, мы убедились, что мысль играет важную роль в жизни человека. Проведем небольшой эксперимент: посидите спокойно и прислушайтесь к себе.

- Какие мысли у вас появились за это время?

- Озвучьте их.

(Ответы учеников.)

Мысли рождаются в голове человека постоянно. Но как они появляются на свет? Попробуем раскрыть этот секрет.

Задание: работая с текстом п. 2§ 5 на с. 36 – 37 учебника, давайте характеристику содержанию человеческого мышления.

(Во время выполнения задания составляется логическая схема.)

 

Содержание человеческого мышления

Мысль, выделяющая совокупность предметов по их общим признакам, называется понятием   Высказывание, содержащее определенную мысль, называется суждением   Несколько логически связанных суждений, из которых можно вывести новое суждение, называется умозаключением

 

  1. Мир чувств

Когда вы наблюдаете восход солнца, читаете книгу, слушаете музыку, ищете ответ на возникший вопрос или метаете о будущем, то наряду с разными формами познавательной деятельности проявляете свое отношение к окружающему миру. Книга, работа могут вас радовать или огорчать, вызвать удовольствие или разочарование. Радость, грусть, боязнь, страх, восторг, досада – это разнообразные чувства и эмоции. Человек не только мыслит, но еще и выражает свои чувства, свое отношение к окружающему миру и людям.

Можно ли как – то классифицировать мир чувств?

Задание: прочитайте п. 3 § 5 на с. 37 учебника и ответьте на вопросы.

- Почему одно и то же событие может вызвать у разных людей различные чувства?

- Опираясь на личный опыт, вспомните, чем было вызвано ваше то или иное настроение?

- Какие бывают виды чувств?

(Ответы учеников. Во время выполнения задания составляется следующая схема.)

Высшие чувства

 

Нравственные:
  • Чувство долга;
  • Чувство справедливости;
  • Возмущение бесчестным поступком;
  • Любовь к труду
  Эстетические:
  • Чувство наслаждения;
  • Радость от общения с прекрасным с прекрасным (природа, произведения искусства)
  Интеллектуальные - переживания, связанные с познанием окружающего мира

 

- Какую роль играют чувства и эмоции в жизни людей?

Применяя прием «Мозговой штурм», ответьте на этот вопрос.

(Во время выполнения задания составляется схема.)


Мир чувств и эмоций

 

Богатство эмоциональных переживаний помогает человеку лучше понимать происходящее

 

Чувства помогают проникать в переживания других людей

 

Чувства формируют отношения между людьми

 

Мир чувств способствует познанию человеком самого себя, своих возможностей, способностей, достоинств и недостатков, а также окружающих предметов и явлений

 

Эмоции и чувства придают словам и поступкам, всему поведению человека своеобразный колорит

 

Положительные переживания воодушевляют человека в его творческих поисках и смелых дерзаниях

 

Задание: обратимся к рубрике «Картинная галерея». Внимательно рассмотрите репродукцию картины Ф. П. Решетникова «Опять двойка» на с. 38 учебника и ответьте на вопросы, представленные в этой рубрике.

(Проверка выполнения задания.)

Ученые, анализируя мыслительную деятельность человека, пришли к выводам, которые отражены на следующей схеме. Внимательно изучите ее и прокомментируйте.

У духовно богатого человека развиты чувства долга и справедливости. Любовь к истине, стремление узнать новое заставляют человека упорно трудиться, преодолевать трудности

Чувства оказывают влияние на поступки человека

Чувства порождают мысль

Мысль будит чувства

 

Задание: обратимся к рубрике «Путешествие в прошлое». Изучите материал на с. 39 учебника, ответьте на вопросы рубрики.

- О чем вы узнали из этого отрывка?

(Проверка выполнения задания.)

V. Рефлексия

Игра «Светофор». Учащиеся «сигналят» смайликами трех цветов: зеленой – побольше таких уроков, поучительно; желтой – понравилось, но не все, интересно; красной – не понравилось, скучно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: