Выразительное чтение и анализ стихотворений




Страничка биографии

А) К улиев Кайсын Шуваевич (1917 — 1985), балкарский поэт.

Родился 1 ноября в старинном балкарском ауле Верхний Чегем в семье скотовода и охотника. Вырос в горах. Ребенком потеряв отца, прожил трудное детство, очень рано начал работать.

В 1926 поступил в только что открывшуюся школу в Нижнем Чегеме, где впервые увидел книги, начал учить русский язык. В 10 лет написал первые свои стихи. После школы учился в техникуме в Нальчике, заполняя толстые тетради своими стихами. В семнадцать стал печататься в газетах.

В 1935 Кулиев приезжает в Москву и, хотя твердо решил стать поэтом, поступает в Театральный институт (ГИТИС), где изучались все области искусства и культуры, чтобы стать хорошо образованным человеком. Одновременно слушал лекции в Литературном институте, продолжая писать стихи. В 1939, окончив институт, возвращается в Нальчик, преподает в учительском институте литературу. В 1940 выходит первая книга стихотворений «Здравствуй, утро!».

В 1940 был призван в ряды Красной Армии, служил в парашютно-десантной бригаде. Весной 1941 бригаду направили в Латвию, где Кулиев и встретился с войной. После тяжелых боев под Орлом был ранен, попал в госпиталь. Писал много стихов, которые печатали в газетах «Правда», «Красная звезда» и др. Позже воевал на Сталинградском фронте уже в качестве военного корреспондента газеты «Сын Отечества». Участвовал в боях за освобождение южных городов, снова был ранен, долго лечился в госпиталях. В годы войны написал несколько циклов стихов — «В час беды», «О тех, кто не вернулся», «Перекоп» (1942 — 44).

В 1945 уехал в Киргизию, работал в Союзе писателей (по рекомендации Н. Тихонова), писал стихи, но не мог публиковать их (балкарский народ был переселен Сталиным во время войны). Занимался переводами. В мае 1956 Кулиев приехал в Москву, где Н. Тихонов способствовал изданию книги стихов «Горы», вышедшей в 1957; в этом же году в издательстве «Молодая гвардия» вышла вторая книга — «Хлеб и роза».

В том же 1956 Кулиев вернулся в Нальчик. Наконец он смог стать профессиональным литератором. В свет выходят поэтические сборники: «Раненый камень» (1964), «Книга земли» (1972), «Вечер» (1974), «Вечерний свет» (1979), «Краса земная» (1980) и др. В 1985 К. Кулиев скончался.

Б) Дополнительный материал в учебнике, стр.172-173 (прочитать).

Выразительное чтение и анализ стихотворений

А) «Когда на меня навалилась беда»

Ответить на вопросы к стихотворению в учебнике на стр.175, вопросы 1-3.

Проверь себя!

Тема стихотворения – родной край / милее Родины нет ничего.

Основная мысль стихотворения – Родная земля способна залечивать душевные раны, на Родине всегда легче переносятся все тяготы. Родная земля – твой дом, твои стены, которые всегда защитят.

Стихотворение состоит из трех смысловых частей: вступление (первые два стиха), кульминация (от третьего до двенадцатого стиха), развязка (последнее четверостишие)

Сюжет строится на разговоре автора с природными объектами родного края: водой, дорогой, небом, горами, травой. Для построения многосубъектного диалога автор использует основной прием художественной выразительности – олицетворение («гора шептала», «поманили луга», «шуршала дорога», «сказала вода» и т.д.). Также автором применены метафоры: «навалилась беда», «растает тревога», эпитеты: «голубые снега», «родимый край», ассонанс: «И стало все просто, и понял я вдруг – иного …», аллитерации «чуть слышно гора мне шептала», ряды однородных членов предложения: «а только б дорога, да речка, да луг, да небо…».

Ритм четкий, стихотворный размер трехсложный /амфибрахий/, рифма перекрестная, чередование мужской и женской рифм.

Б) Выразительное чтение стихотворения «Каким бы малым ни был мой народ».

Ответить на вопросы к стихотворению в учебнике на стр.175, вопросы 4-5.

Проверь себя!

Главная тема стихотворения любовь к своему народу, к своей культуре и традициям, родному языку, гордость за балкарцев, малый народ России.

Автор описывает свой народ мужественным, сильным трудолюбивым. Он чувствует себя должников своего народа.

 

3. Домашнее задание. 1. Решить тест, ответы вписать в таблицу.

2. Письменно ответить на вопросы «Как вы думаете, почему, размышляя о судьбе народа, поэт особо говорит о родном языке?» Почему пока жив язык, жив народ?» (Ответ не более, чем на 1/3 страницы)

Работу сфотографировать прислать.

Тест

Начало формы

1. Что будет делать народ автора, даже не смотря на то, что он мал?

А) Рваться вперёд

Б) Переживёт автора

В) Никогда не умрёт

2. Какие птицы упоминаются в стихотворении?

А)Голубь и ворон

Б) Орёл и кукушка

В) Грач и аист

3. Во что верует автор?

А) В то, что его малый род будет жить, как жил

Б) В то, что его малый род будет меняться и крепчать

В) В то, что его малый род станет большой нацией

4. Что возвращало автору его мужество и силу?

А) Мужество его рода

Б) Поддержка его рода

В) Любовь к его роду

5. Какие антонимы использует автор в противопоставлении друг другу двух птиц?

А)Белый и чёрный

Б)Нежный и грозный

В) Тихий и крикливый

 

6. Какие песни потом сложат люди?

А) иные

Б) племенные

В) волевые

7. Какие песни, как надеется автор, будут петь люди?

А) Совсем новые песни

Б) Песни, что пели при нём и до него

В) Национальные песни, отражающие гордость народа

8. Почему люди, как надеется автор, будут петь старые песни, вместо новых?

А) В дань уважения к прошлому

Б) Потому что старые песни гораздо красивее

В) Потому что старые песни ориентированы на конкретную нацию

9. «И что с тобой, народ мой, ни случится,
Я знаю, будет жив... родной.»

А) мой край

Б) язык

В) тот век

10. Каким словом автор описывает свой век в конце стихотворения?

А) Кротким

Б)Короткий

В) Недлинный

 

Ф.И ________________________________________

Конец формы

 

Вопрос                    
Ответ                    

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: