Филологический факультет
Кафедра психологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По учебной дисциплине
«ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Выполнил(а):
студент(ка) ______ группы
_________________________
Преподаватель:
доц. Фархутдинова Юлия
Низамутдиновна
Донецк – 2021
Задание 1. Заполнить таблицу по всем изученным возрастным периодам развития личности.
Цель: закрепить знания об особенностях развития всех изученных возрастов.
ВОЗРАСТНАЯ КАРТА ЧЕЛОВЕКА | ||||||
Возраст | Социальная ситуация развития | Ведущая деятель ность | Ведущая психическая функция | Сензитивный период | Возраст ной кризис | Психологические новообразования |
Подростковый возраст | ||||||
Юношеский возраст | ||||||
Ранняя взрослость | ||||||
Средняя взрослость | ||||||
Поздняя взрослость |
Задание 2. Анализ фильма «Вам и не снилось» (реж. И. Фрэз, 1981 г.).
Вопросы:
1. Обозначьте основную тему юношеской рефлексии. Как эта проблема представлена в фильме?
2. Проанализируйте психологические особенности поведения Кати, Романа и их родителей.
3. Какова роль любви в юношеском возрасте? Покажите её влияние на развитие личности героев.
4. О какой черте Романа повествуют эти сроки:
- Ты за мной ходишь. Почему?
- Ты маленькая, вдруг обидят.
Как это характеризует его мировоззрение?
5. В фильме мы встречаемся с такими высказываниями героев:
Рома: с пренебрежением высказывается о другой девочке, влюбленной в него – «слон», «Останкинская башня», «не могу разговаривать с неживой природой»;
Катя – об учительнице – «глаза как у больной собаки», эгоистично об учебе Романа – «зачем проклятая математика тебе далась?», о его поступке уехать к бабушке – «отрастил чувство долга».
|
Чем вызваны такие высказывания героев?
6. Какую роль в судьбе ребят сыграл их классный руководитель?
Ответы:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Задание 3. Прочитайте текст и определите:
О каком возрастном этапе идет речь?
Какой кризисный период описан?
Какие характеристики сопровождают данный возрастной период у женщин?
Составьте психологические рекомендации для преодоления данного кризиса.
Фаррелл и Розенберг исследовали мужчин во время определенного возрастного периода. В целом, считают они, существуют 4 главных пути развития мужчины в этом возрасте, отражающих его мотивационную направленность.
Первый из них — путь трансцендентно-генеративного мужчины, большая часть его желаний и потребностей воплотилась в жизнь. Для такого человека наступает время реализации своих возможностей и достижения новых целей.
Второй путь — это путь псевдоразвитого мужчины, внешне справляющегося со своими проблемами и делающего вид, что все происходящее его удовлетворяет или находится под его контролем. На самом деле он, как правило, чувствует, что потерял направление, зашел в тупик или что ему все осточертело.
Третий путь — мужчина, находящийся в замешательстве. Ему кажется, что весь его мир рушится. С одной стороны, он не в состоянии удовлетворять предъявляемым к нему требованиям, а с другой — его собственные потребности также остаются неудовлетворенными. Для одних мужчин этот период может быть временным периодом неудач; для других он может стать началом непрерывного падения.
|
Четвертый путь — это путь обездоленного судьбой. Такой человек был несчастлив или отвергаем другими большую часть своей жизни. Обычно он не в состоянии справиться с кризисными проблемами».
Ответы:
1.
2.
3.
4.
Задание 4. Практические задачи.
Задача 1
Андрей Иванович, 31 года, имеет высшее техническое образование. В последнее время он не находит удовлетворения в работе, постоянно меняет место работы.
1. О каком феномене идёт речь в данной ситуации?
2. Какова причина возникновения подобного явления?
Ответ:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 2
Из письма молодого человека: «Мне 26 лет. У меня есть учёная степень, шикарный автомобиль, я полностью независим в финансовом отношении, и в отношении секса и личного престижа я располагаю большими возможностями. Единственный вопрос, который я себе задаю: «Какой во всем этом смысл?».
1. Определите ведущие мотивы молодого человека.
2. О какой направленности личности идёт речь?
Ответ:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
Задача 3.
Из письма: «Пару месяцев назад мы подобрали на улице собачку. Вся семья просто влюбилась в зверька. Но на время отпуска мы оставили его к моей мамы. Когда мы снова хотели забрать Тошу, мама стала умолять нас оставить его ей, потому что без него ей будет одиноко. Вдобавок во время прогулок с собакой она завязала знакомство, имеющее для нее большое значение. Я все понимаю, но ради своих детей я отказала маме в её просьбе и с тех пор она нам больше не звонит».
1. Проанализируйте ситуацию.
2. Какие психологические проблемы испытывают и решают участники ситуации?
3. Как эти проблемы соотносятся с соответствующими задачами развития среднего возраста?
4. Какие могут быть варианты дальнейшего развития ситуации?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 4.
Из письма: «Мои родители развелись, отец пропал на несколько лет. За это время я вышла замуж, у меня ребенок. Тут появился папа с новой супругой. Сын обрадовался деду, муж тоже рад его видеть (он действительно хороший человек), но мне неприятно общаться с новой женой отца. Не нравится она мне, и все (хотя она очень хочет, чтобы отец общался с нами). В результате мы почти не видимся. Сын переживает, да и муж тоже. Как мне выйти из ситуации?».
1. Проанализируйте ситуацию.
2. Почему для пожилой женщины собака оказалась столь важна?
3. Исходя из каких потребностей и мотивов действовали участники ситуации?
4. Каким образом можно было разрешить данную ситуацию?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.