Очевидно, что без детального правового регулирования сферы, в которой функционируют ТС - источники повышенной опасности, без четкой системы дозволений и запретов, а также контроля их выполнения невозможно осуществлять эффективные перевозки грузов и пассажиров. Поэтому одним из важнейших направлений деятельности федеральных и местных органов исполнительной власти признается «осуществление государственного контроля выполнения законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных актов в области обеспечения безопасности дорожного движения» (ст. 5). Выполнение этой задачи возлагается в основном на специализированные органы, наделенные соответствующими надведомственными полномочиями, такие как Российская транспортная инспекция Министерства транспорта РФ, Гостехнадзор Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, Госкомитет по стандартизации, метрологии и сертификации РФ, а также ГИБДД МВД РФ.
Многообразие и большая трудоемкость задач ГИБДД, установленных Положением о Государственной инспекции БДД МВД РФ (далее - Положение), приводят к необходимости создания в ее составе функционально самостоятельных подразделений: автотехнической инспекции, регистрационно-экзаменационной работы, организации дорожного движения, дорожной инспекции, пропаганды, информационного обеспечения, дорожно-патрульной службы и др. Важнейшие службы ГИБДД имеют следующие основные задачи:
1. Автотехническая инспекция:
- контролирует соблюдение нормативов, устанавливающих требования к конструкции, техническому состоянию и переоборудованию механических ТС и прицепов к ним;
- организует и проводит государственный технический осмотр ТС;
- проверяет работу предприятий, фирм, учреждений, ведомств в части обеспечения БДД;
- участвует в осмотре и проверке технического состояния ТС, занятых в перевозках опасных, тяжеловесных, крупногабаритных грузов, а также ТС, причастных к ДТП.
2. Подразделения организации дорожного движения и дорожной инспекции:
- контролируют соблюдение правил, нормативов и стандартов при проектировании, строительстве, реконструкции, содержании и ремонте автомобильных дорог, дорожных сооружений, ЖДП, технических средств регулирования дорожного движения, линий городского электротранспорта в части обеспечения БДД;
- изучают условия дорожного движения и принимают меры по совершенствованию организации движения ТС и пешеходов;
- согласуют проекты по организации дорожного движения на улицах и автомобильных дорогах;
- осуществляют методическое руководство деятельностью специализированных монтажно-эксплуатационных подразделений (СМЭП).
3. Регистрационно-экзаменационные подразделения:
- контролируют исполнение нормативных актов, устанавливающих требования по подготовке водителей ТС;
- принимают экзамены по ПДД и навыкам вождения ТС, а также выдают водительские удостоверения;
- регистрируют автомототранспортные средства, выдают их владельцам регистрационные знаки и документы;
- ведут учет автомототранспортных средств;
- осуществляют розыск ТС в процессе регистрационно-экзаменационной работы.
4. Подразделения пропаганды:
- осуществляют разъяснение и пропаганду ПДД и других нормативных актов по вопросам БДД с использованием СМИ;
- организуют и проводят работу по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
- разрабатывают методические рекомендации, листовки, информационные бюллетени, брошюры и другие печатные материалы по вопросам БДД;
- организуют смотры, конкурсы, рейды и другие мероприятия по профилактике ДТА;
- проводят систематическое изучение общественного мнения о работе ГИБДД.
5. Подразделения информационного обеспечения'.
- участвуют в разработке территориальных и межрегиональных планов оперативно-поисковых мероприятий и координируют действия подразделений ГИБДД;
- обеспечивают круглосуточное функционирование федеральной базы данных о ТС, находящихся в розыске;
- осуществляют сбор, обработку и оценку текущей информации о совершенных и готовящихся преступлениях, связанных с использованием ТС, и доводят ее по назначению.
6. Дорожно - патрулъная служба
Актуализация потребности в текущем контроле состояния ТС, параметров ДИ, поведения участников дорожного движения и в немедленном выполнении распорядительно-регулировочных действий при возможных осложнениях условий движения, а также исключительно высокая распространенность и латентность правонарушений, связанных с посягательством на безопасность дорожного движения, общественный порядок и права собственников транспортных средств, обусловливают необходимость их активного выявления, пресечения и профилактики независимо от родовых объектов посягательства. Качественное своеобразие данных проступков, проявляющееся в использовании ТС, в единстве сферы (дорожное движение) и субъектов ответственности, позволяет рассматривать их совокупность как некую общность деликтов, образующих один из важнейших компонентов управляющего воздействия ГИБДД.
Исходя из анализа правовых, технологических, функциональных и организационно-тактических взаимосвязей, сложившихся внутри и вне элементов подсистемы контроля транспортного процесса, можно выделить комплекс задач оперативного плана, выполнение которых целесообразно возложить на специализированную службу ГИБДД- дорожно-патрульную. Согласно Наставлению по дорожно-патрульной службе Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ (далее- Наставление) к основным задачам ДПС отнесены:
- сохранение жизни, здоровья и имущества участников дорожного движения, защита их законных прав и интересов, а также интересов общества и государства;
- обеспечение бесперебойного и безопасного дорожного движения ТС;
- предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений в области дорожного движения.
В связи с этим на ДПС возлагаются следующие функции:
- оказание в пределах своей компетенции содействия и помощи участникам дорожного движения в осуществлении их законных прав и интересов;
- осуществление контроля за соблюдением Правил дорожного движения Российской Федерации, а также нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения;
- регулирование дорожного движения, обеспечение организации движения транспортных средств и пешеходов в местах проведения аварийно-спасательных работ и массовых мероприятий;
- охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности на улицах, дорогах и иных общественных местах;
- осуществление розыска угнанных и похищенных транспортных средств, а также транспортных средств, водители которых скрылись с мест дорожно-транспортных происшествий;
- осуществление в соответствии с действующим законодательством производства по делам об административных правонарушениях;
- осуществление неотложных действий на месте ДТП, а также принятие мер по эвакуации людей и оказанию им первой медицинской помощи, содействие в транспортировке поврежденных транспортных средств и охране имущества, оставшегося без присмотра;
-- проведение в соответствии с действующим законодательством дознания по делам о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств;
- осуществление в установленном порядке сопровождения транспортных средств;
- выявление причин и условий, способствующих совершению ДТП, нарушений правил дорожного движения, иных противоправных действий, влекущих угрозу безопасности дорожного движения, принятие мер по их устранению;
- информирование населения, в том числе с использованием средств массовой информации, о складывающейся обстановке в сфере дорожного движения, причинах ДТП и принимаемых мерах по их предупреждению;
- участие совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями, учреждениями, предприятиями независимо от форм собственности, общественными объединениями, а также гражданами в реализации профилактических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения;
- контроль за состоянием и обустройством улично-дорожной сети и средств регулирования, соблюдением установленных условий производства ремонтно-строительных работ на автомобильных дорогах, улицах и площадях, принятие неотложных мер к устранению причин, создающих угрозу безопасности дорожного движения;
- участие совместно с таможенными органами в осуществлении контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда на транспортных средствах через территорию Российской Федерации.
Правовую основу деятельности ДПС составляют Конституция РФ, Закон РСФСР «О милиции» (далее - Закон), Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», конституции, законы и иные правовые акты субъектов РФ, нормативные акты МВД РФ, Устав патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности РФ, Наставление, а также акты органов местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий.
Из сравнения направлений работы, указанных в Положении, можно легко прийти к выводу, что лишь пять из обширного перечня задач ГИБДД (проведение государственного технического осмотра ТС; выдача водительских удостоверений, регистрация и учет ТС, а также согласование проектов строительства, реконструкции, ремонта элементов ДИ; выдача заключений на открытие маршрутов регулярного движения общественного транспорта и разрешений на осуществление деятельности по изготовлению специальной продукции)1 выполняются без прямого участия ДПС. Эта служба является крупнейшей, объединяя свыше 70 % общей численности сотрудников и материально-технических средств ГИБДД.
Несмотря на относительное многообразие задач, в отличие от других служб ГИБДД ДПС имеет такое их сочетание и формы реализации, которые в наибольшей степени соответствуют набору функций и порядку действий дорожной полиции большинства стран мира.