Физиологические основы воображения




психический воображение физиологический предвидение

Воображение, как и все другие психические процессы, является функцией коры больших полушарий. Иногда его процесс связывают только с работой правого полушария. Этот упрощённый подход не раскрывает сложных взаимосвязей, существующих между полушариями. Для возникновения образов воображения необходима работа обоих полушарий, каждое из которых выполняет свои функции. Специфика правого полушария заключается в том, что оно не застревает на деталях, но упрощает картину мира, даёт представление целостности и вместе с тем гармоничности, соразмерности, композиционного единства. Оно тесно связано с эстетическими чувствами, вызываемыми различными образами. Левое же полушарие упорядочивает эту информацию, позволяет выразить её в речи: образ и мысль всегда выступают в неразрывном единстве. Великий испанский художник Ф.Гойя говорил, что фантазия, лишённая разума, производит чудовищ; соединённая с ним она - мать искусства и источник его чудес. Такую же мысль высказал физик Э.Резерфорд: «Эксперимент без фантазии или фантазия, не опирающаяся на эксперимент, достигнут лишь немногого. Действительный прогресс имеет своим предположением соединение обоих сил».

Физиологической основой воображения является актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы. Таким способом возникают образы, не совпадающие с прежним опытом, но и не оторванные от него. Сложность, непредсказуемость воображения, его связь с эмоциями дают основание предполагать, что его физиологические механизмы расположены не только в коре, но и более глубоко залегающих отделах мозга. В частности, большую роль здесь играет гипоталамо-лимбическая система.

В то же время возникающие в мозгу образы оказывают регулирующее воздействие на периферические процессы, изменяя их функционирование. В этом отношении из всех психических процессов воображение наиболее тесно связано с органическими процессами и позволяет воздействовать на них. Из повседневной жизни каждому известно, как создаваемая воображением картина вызывает учащение пульса, изменение дыхания, побледнение лица, расширение зрачков. Нередко встречаются факты внушения различных болезней. Даже студенты медицинских институтов на младших курсах нередко находят у себя многие болезни, хотя в действительности их нет. Особенно ярко это проявляется у лиц впечатлительных, с богатым воображением. Когда Флобер писал сцену отравления Эммы Бовари, героини знаменитого романа, он ясно ощущал во рту вкус мышьяка. По свидетельству М.Горького, при описании им сцены убийства цыганки в повести «Старуха Изергиль», у него на левой стороне груди возник красный рубец, не проходивший несколько дней. Картины самовнушения могут привести и к более печальным последствиям. Так по свидетельству венгерского психиатра Иштвана Гарди, рабочий одного из холодильников случайно оказался запертым в рефрижераторе и был убеждён, что холодильная установка включена. Наутро его нашли мёртвым, причём врач констатировал все признаки смерти от переохлаждения организма. При выяснении обстоятельств этого несчастного случая было, однако установлено, что рефрижератор не был включён и что смерть, следовательно, наступила не от холода, а от ожидания и представления картины смерти.

Иногда поводом для психического расстройства и последующего заболевания становится неправильное понятое слово авторитетного человека. Известны случаи, когда неосторожное высказывание врача вызывало пациента мысль о том, что он заболел опасной болезнью. При этом могут развиваться соответствующие симптомы, и возникнет так называемое ятрогенное заболевание. Так, у одной больной заболевание развилось после неосторожного высказывания медицинского работника санатория. В санатории больная предпочитала проводить значительную часть времени в парке. Во время беседы врач сказал, что в связи с болезнью сердца она может без отдыха проходить только от скамейки к скамейке. В этот же день больная, пройдя несколько десятков шагов, почувствовала боль в области сердца и вынуждена была сесть, а затем совершенно уже не могла ходить. Состояние её улучшилось только после лечения в психиатрической клинике.

Аналогичным образом может возникнуть расстройство и при неосторожном, бестактном, педагогически неграмотном высказывании учителя. Такие заболевания называются дидактогенными. В научной литературе К.К.Платоновым описан следующий случай: «Людмила В., 16 лет, ученица 9 класса средней школы, здоровая, трудолюбивая, усидчивая (по словам матери), обратилась с жалобами на «панический страх», который с некоторых пор стал овладевать ею перед классными письменными работами: задолго до предстоящей письменной работы у неё развивается состояние внутренней тревоги, с болезненно-напряжённым ожиданием «чего-то неотвратимо страшного». Вместе с тем в эти дни отмечается резко сниженный аппетит, плохой сон, не может готовить уроков. Во время самой письменной работы испытывает состояние растерянности, не может сосредоточиться, причём «всё происходит, как в тумане». Вследствие этого делает много необычных для описок и грубых грамматических ошибок по тем правилам грамматики, которые прекрасно знает. Таких ошибок в обычном, спокойном состоянии совершенно не допускает. На этой почве наступили конфликтные отношения с учительницей, в результате чего возникло тяжёлое невротическое состояние с мыслями о «бесперспективности» учёбы. В то же время такие письменные работы в домашних условиях пишет вполне хорошо, без волнений без ошибок.

Проведённая… беседа вскрыла психическую травму: будучи в 4 классе, девочка была переведена из одной школы в другую, причём в новой школе учительница русского языка встретила её недружелюбно и при устных ответах давала ей слишком сложные задания. Но с устными ответами девочка справлялась. Однако во время первой же письменной работы учительница, подойдя к ней, резко бросила фразу: «Языком ты крутишь хорошо, а вот посмотрим как напишешь!». Девочка сразу сильно взволновалась: «А что если наделаю ошибок!». И почувствовала, что её всю «охватило жаром»: руки, лицо и всё тело вспотели, в голове «пошёл туман», и вся работа была написана ею как в тумане: «Что писала - не помню!». А при известии о плохой отметке, поставленной за эту работу, с ней что-то произошло: «Внутри как-то всё осунулось и снова появился туман в голове». С этого дня возник страх перед классными письменными работами».

В то же время сознательное использование образов воображения позволяет управлять органическими процессами, делает их доступными для тренировки и развития. Достаточно ярко представить себе вкус лимона, как немедленно начинается слюноотделение. Интересно, что прямой самоприказ в отличие от представления не вызывает выделение слюны.

Основываясь на силе воображения, французский аптекарь Эмиль Куэ создал оригинальную систему лечения, названную им «школой самообладания путём сознательного самовнушения». Куэ считал, что главной причиной болезней является воображение человека. Исходя из этого больным предлагалось ежедневно, сидя или лёжа в удобной позе, представлять себя абсолютно здоровыми, повторяя 20-30 раз формулы самовнушения вроде: «Мне становится лучше и лучше… Моё зрение (или слух) улучшается». Такие сеансы, по несколько минут каждый, рекомендовалось проводить 3-4 раза в день, особенно перед сном в состоянии покоя и расслабления. Куэ подчёркивал, что достижение результата совершенно не требует усилий, ибо они предполагают участие воли, в то время как именно она должна остаться в стороне. В 20-е годы нашего века эта методика получила широкое распространение.

Помимо представлений о состоянии своих внутренних органов человек может использовать воображение, чтобы представить движения какой-либо части собственного тела. При этом в мышцах, которые должны осуществлять это движение, можно зафиксировать импульсы, аналогичные тем, которые регистрируются при реальном выполнении движения. Это так называемые идеомоторные акты. О существовании идеомоторных актов свидетельствует следующий опыт. Необходимо взять в руку маятник-нитку, которой привязан висящий грузик. На листе бумаги следует нарисовать круг, разделённый на четыре сектора пересекающимися под прямым углом линиями. Если поставить локоть руки на стол и взять свободный конец нити большим и указательным пальцем, то маятник может совершать произвольные движения по отношению к сегментированному кругу в направлении, на котором мы сосредоточились, образ которого представляем себе с наибольшей точностью. Если представить, что маятник движется по линии, пересекающей круг вертикально, то висящий предмет действительно начнёт такое движение, хотя мы будем держать конец нитки совершенно спокойно, не помогая пальцами этому движению.

Именно представление о возможном негативном результате действия не позволяет новичку проехать на машине, не совершив аварии, или начинающему туристу перейти пропасть по переброшенному через неё бревну. Однако правильное представление движения широко используется спортсменами людьми, овладевшими трудовыми навыками. Это связано с тем, что неоднократное представление движения упрочивает механизм выполнения данного действия. Тренеры рекомендуют своим воспитанникам перед выполнением упражнения проделать его в уме, представить от начала до конца. Практика показывает, что такое «проигрывание» улучшает выполнение упражнения.

 

Виды воображения

 

Воображение может функционировать на различных уровнях. Различие их определяется прежде всего тем, насколько активно, сознательно относится человек к этому процессу. По степени выраженности активности различают два вида воображения: пассивное и активное. Для пассивного воображения характерно создание образов, которые не воплощаются в жизнь, программ, которые не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены. Воображение выступает при этом как замена деятельности, её суррогат, с помощью которого человек отказывается от необходимости действовать. Наилучшим примером такой бездеятельной пустой мечтательности может служить созданный Н.В.Гоголем образ Манилова. Людей с таким воображением называют «пустыми мечтателями», «фантазёрами». Нередко эти люди с бедным личным опытом, не развитой критичностью мышления, слабой волей, не связанные с жизненной практикой. Ничем не сдерживаемая их фантазия может создавать сааме причудливые, невероятные и, главное, неосуществимые образы.

Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создаёт образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грёз. В грёзах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Легко предугадать, о чём будет грезить спортсмен, готовящийся к соревнованию, или студент, идущий сдавать экзамен. Людям свойственно грезить о приятном, заманчивом. Но, если грёзы начинают подменять деятельность и преобладать в психической жизни личности, то это уже свидетельствует о дефектах развития. Так школьник, не готовясь к занятиям и получая неудовлетворительные отметки, может создать себе иллюзорную, выдуманную жизнь, где ему всё удаётся, где ему все завидуют, где он занимает положение, на которое не может надеяться в настоящее время и в реальной жизни.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинация, при которой человеком воспринимается несуществующий объект. Этот образ настолько яркий, что человек абсолютно убеждён в его реальности. Больное воображение рисует чертей, чудовищ, опасные ситуации.

В отличие от пассивного воображения активное воображение может быть воссоздающим и творческим. Воссоздающее воображение имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию. Этот вид воображения является непременным атрибутом любой учебной деятельности и проявляется при чтении литературы, изучении географических кат, исторических описаний, рассмотрении чертежей и проектов. Создание образов воссоздающего воображения может происходить со слов других людей на основании письменных и вещественных документов. Воссоздавая, человек наполняет знаковую систему имеющимися у него знаниями.

Воссоздание того или иного образа во многом зависит от художественного мастерства автора, от способов, приёмов, при помощи которых был оформлен данный образ. Образный язык с использованием сравнений, метафор даёт простор для воссоздания, поскольку оживляет широкий круг знаний и личный опыт читателя. Одновременно то или иное содержание, полнота, яркость воссоздаваемого образа зависят и от степени развития воображения человека, воспринимающего данный образ. Читая, рассматривая, слушая, каждый человек создаёт свой образ соответствующего объекта. Обширность знаний, сочетающаяся с их точностью, богатство жизненного опыта позволяют человеку извлекать из памяти нужную информацию. В этом отношении показателен факт чтения звёздной карты неба. Опытный астроном, имеющий солидный запас знаний, выгодно отличается от человека, не видящего за миллиардами светящихся огней никакой системы. Следует отметить роль состояний человека в построении воссоздающих образов. Сильные эмоциональные состояния отрицательной и положительной направленности мешают воссозданию, и тогда человек не в состоянии собраться с мыслями, сосредоточиться и воссоздать образ того, что заключено в тексте. Изменённые состояния психики, вызванные болезнью или алкоголем, также могут породить образы, не адекватные их первоначальному содержанию.

С.Л.Рубинштейн предлагает также различать конкретное и абстрактное воображение. Образы, которыми оперирует воображение, различны, это могут быть образы единичные, вещные, обременённые множеством деталей, и образы типизированные, обобщённые схемы, символы. Возможна целая иерархия или ступенчатая система наглядных образов, отличающихся друг от друга различным в каждом из них соотношением единичного и общего; соответственно этому существуют многообразные виды воображения - более конкретного и более абстрактного.

Кроме того, образы конкретного воображения могут различаться по той модальности, в которой, в которой они представлены. Здесь можно выделить зрительные представления; слуховые представления, обонятельные представления, вкусовые представления, двигательные представления.

Чем разнообразнее образы, используемые в творчестве художником, тем полнее и ярче картины возникают при их восприятии.

Особым видом воображения является мечта как образ желаемого будущего. Мечтать - значит создавать образы будущего, приятные для нас, образы того, что человек хотел бы осуществить, но в данный момент не может; того, что удовлетворяет самые сокровенные желания. Мечта выступает необходимым условием претворения в жизнь творческих сил человека. Можно говорить о реальности и нереальности мечты. В первом случае мечта по своей сути тождественна цели деятельности и человек отчётливо представляет её содержание и пути достижения. Для нереальной мечты характерно лишь её содержание при отсутствии или невозможности путей реализации. Нереальная мечта практически неотделима от грёз, которые захватывают человека и позволяют компенсировать жизненные проблемы в плане воображения.

Многие романы Жюля Верна, Герберта Уэллса не оказались примером несбыточного фантазёрства, как считали некоторые их современники. Большинство их идей воплотилось в действительность, и поэтому их творчество может рассматриваться как вид научного прогнозирования. Совершенно другой вид мечты наблюдается у гоголевского Манилова: «Иногда, глядя с крыльца на двор и на пруд, говорил он о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома, провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары… Впрочем, все эти прожекты так и оканчивались только одними словами».

В отличие от грёз мечта всегда активна и выступает в качестве побудительной причины, мотива деятельности, результат которой по каким-то причинам оказался отсроченным. Любой предмет человеческой деятельности представляет собой определённую мечту многих поколений людей. Чем длиннее история создания вещи, тем больше она изменялась, тем больше человеческих мечтаний в ней заключено. Каждая новая вещь сначала кажется совершенством, но по мере пользования ею обнаруживаются недостатки, от которых стремятся избавиться, и человек начинает мечтать о новых, более совершенных вещах, лишённых этих недостатков. По сути дела, достичь мечты невозможно, т.к. на этом моменте заканчивается развитие. Воплощённая мечта вызывает новую потребность порождает новую мечту. Этот процесс можно легко проследить по этапам создания оконного стекла. Как известно, первоначально окон в жилища людей не было или их заменяли естественные отверстия. По мере развития цивилизации люди, стремясь защитить жильё от холода, стали закрывать это отверстие какими-либо плёнками, пропускающими дневной свет. Однако непрозрачность такого окна причиняла определённые неудобства и в результате появилось обычное оконное стекло. Современные изобретатели создали стёкла, пропускающие ультрафиолетовые лучи, шумонепроницаемые, пуленепробиваемые, прозрачные только с одной стороны. Так, осуществление одной мечты порождает новые, давая простор для воображения и творчества.

 

Развитие воображения

 

Неверно, что о силе воображения следует судить по необычности созданного образа. В связи с этим некоторые считают наиболее продуктивным для творческого воображения детский возраст. Л.Н.Толстой писал о своём детстве: «…я изобразил синего зайца, потом нашёл нужным переделать из синего зайца куст, куст тоже мне не понравился; я сделал из него дерево, из дерева - скирд, из скирда - облако…». Однако несмотря на то, что представления в детском возрасте играют большую роль из-за малого жизненного опыта, отсутствия знаний и слабой критичности и фантазии представляют собой скорее глубокое искажение действительности, чем подлинное творчество. Ещё труднее оценить уровень представлений у больших художников. Воображение Льва Толстого отнюдь не слабее, чем воображение Герберта Уэллса. Это качественно разные проявления творческого воображения. Можно даже сказать, что чем реалистичнее художественное произведение, чем в большей степени оно соответствует действительности, тем изощрённее должно быть воображение, чтобы сделать наглядным замысел художника. Очень трудно, подчас невозможно, выразить, в чём заключается сущность творчества. Даже в портрете художник не воспроизводит фотографию и преобразует, воспринимает в соответствии со своим видением. Суть этого преобразования - в снятии случайных, нетипичных наслоений и внешних покровов. В результате всё глубже и вернее выявляется основной рисунок, и полученный образ оказывается адекватнее, чем при обычном фотографическом воспроизведении действительности. Этими качествами отличаются и выдающиеся мастера фотографии, которые скрупулезно ищут ракурс, освещённость, положение и другие характеристики объекта с тем, чтобы точнее передать его сущность.

Наиболее отчётливо люди различаются по степени яркости образов воображения. Как правило, высокий уровень развития воображения мы встречаем у людей, занимающихся творческим трудом, - писателей, художников, музыкантов, учёных.

Существенные различия между людьми проявляются в отношении характера доминирующего типа воображения. Чаще всего встречаются люди с преобладанием зрительных, слуховых и двигательных образов воображения. Но есть люди, у которых отмечается высокое развитие всех или большинства типов воображения. Эти люди могут быть отнесены к так называемому смешанному типу. Принадлежность к тому или иному типу воображения очень существенно отражается на индивидуально-психологических особенностях человека. Например, люди слухового или двигательного типа очень часто драматизируют ситуацию в своих размышлениях, представляя себе несуществующего оппонента.

Следует отметить, что человек не рождается с развитым воображение. Развитие воображения осуществляется в ходе онтогенеза человека и требует накопления известного запаса представлений, которые в дальнейшем могут служить материалом для создания образов воображения. Воображение развивается в тесной связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, а также в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами.

Определить какие-либо конкретные возрастные границы, характеризующие динамику развития воображения, очень трудно. Существуют примеры чрезвычайно раннего развития воображения. Например, Моцарт начал сочинять музыку в четыре года, Репин и Серов уже в шесть лет хорошо рисовали. С другой стороны, позднее развитие воображения не означает, что этот процесс в более зрелые годы будет стоять на низком уровне. Истории известны случаи, когда великие люди, например Эйнштейн, в детстве не отличались развитым воображением, однако со временем о них стали говорить как о гениях.

Несмотря на сложность определения этапов развития воображения у человека, можно выделить определённые закономерности в его формировании. Так, первые проявления воображения тесно связаны с процессом восприятия. Например, дети в возрасте полутора лет не способны ещё слушать даже самые простые рассказы или сказки, они постоянно отвлекаются или засыпают, но с удовольствием слушают рассказы о том, что они сами пережили. В этом явлении достаточно ясно видна связь воображения и восприятия. Ребёнок слушает рассказ о своих переживаниях потому, что отчётливо представляет то, о чём речь. Связь между восприятием и воображением сохраняется и на следующей степени развития, когда ребёнок в своих играх начинает перерабатывать полученные впечатления, видоизменяя в воображении воспринимаемые ранее предметы. Стул превращается в пещеру или самолёт, коробочка - в автомашину. Однако следует отметить, что первые образы воображения ребёнка всегда связаны с деятельностью. Ребёнок не мечтает, а воплощает переработанный образ в свою деятельность, даже несмотря на то, что деятельность - игра.

Важный этап в развитии воображения связан с тем возрастом, когда ребёнок овладевает речью. Речь позволяет включить в воображение не только конкретные образы, но и более отвлечённые представления и понятия. Более того, речь позволяет ребёнку перейти от выражения образов воображения в деятельности к непосредственному их выражению в речи.

Этап овладения речью сопровождается увеличением практического опыта и развитием внимания, что позволяет ребёнку легче выделять отдельные части предмета, которые он воспринимает уже как самостоятельные и которыми всё чаще оперирует в своём воображении. Однако синтез происходит со значительными искажениями действительности. Из-за отсутствия достаточного опыта и недостаточной критичности мышления ребёнок не может создать образ, близкий к реальной действительности. Главной особенностью данного этапа является непроизвольный характер возникновения образов воображения. Чаще всего образы воображения формируются у ребёнка данного возраста непроизвольно, в соответствии с ситуацией, в которой он находится.

Следующий этап развития воображения связан с проявлением его активных форм. На этом этапе процесс воображения становится произвольным. Возникновение активных форм воображения вначале связано с побуждающей инициативой со стороны взрослого. Например, когда взрослый человек просит ребёнка что-либо сделать, он активизирует процесс воображения. Для того чтобы выполнить просьбу взрослого человека, ребёнок вначале должен создать, или воссоздать, в своём воображении определённый образ. Причём этот процесс воображения по свое природе уже является произвольным, поскольку ребёнок пытается его контролировать. Позднее ребёнок начинает использовать произвольное воображение без всякого участия взрослого. Это скачок в развитии воображения находит своё отображение прежде всего в характере игр ребёнка. Они становятся целенаправленными и сюжетными. Окружающие ребёнка вещи становятся не просто стимулами к развёртыванию предметной деятельности, а выступают в виде материала для воплощения образов его воображения. Ребёнок в четырёх - пятилетнем возрасте начинает рисовать, строить, лепить, переставлять вещи и комбинировать их в соответствии со своим замыслом.

Другой важнейший сдвиг в воображении происходит в школьном возрасте. Необходимость понимания учебного материала обусловливает активизацию процесса воссоздающего воображения. Для того чтобы усвоить знания, которые даются в школе, ребёнок активно использует своё воображение, что вызывает прогрессирующее развитие способностей переработки образов восприятия в образы воображения.

Другой причиной бурного развития воображения в школьные годы является то, что в процессе обучения ребёнок активно получает новые и разносторонние представления об объектах и явлениях реального мира. Эти представления служат необходимой основой для воображения и стимулируют творческую деятельность школьника

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: