Механизмы переработки представлений в воображаемые образы




 

Несмотря на кажущуюся лёгкость, произвольность, непредсказуемость возникающих образов, творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется в соответствии с определёнными способами или приёмами. Новые представления возникают на основе того, что уже было в сознании, благодаря операциям анализа и синтеза. В конечном счёте, процессы воображения состоят в мысленном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), т.е. носят аналитико-синтетический характер.

Наиболее ярко аналитико-синтетический характер воображения проявляется в приёме агглютинации. Агглютинация представляет собой комбинацию, слияние отдельных элементов или частей нескольких предметов в один образ. Так, например, образ водяной русалки в народных представлениях создался из образов женщины, рыбы и зелёных водорослей.

Аналитическим процессом создания образов можно считать и акцентирование, которое заключается в том, что в создаваемом образе какая-либо часть, деталь выделяется и особо подчёркивается, например, изменяясь по величине и делая объект непропорциональным. Акцентирование позволяет выделить самое существенное, самое важное в данном конкретном образе. Этим приёмом нередко пользуются карикатуристы: воспроизводя одни черты оригинала, - иначе было бы неизвестно кого хотят изобразить, они утрируют, возводя в абсолют другие черты. Болтуна изображают с длинным языком, любителя поесть наделяют объёмистым животом.

Приём акцентирования ожжет получить дальнейшее развитие, если будет распространён на весь объект. Этого можно достичь двумя способами: увеличив объект по сравнению с действительностью (гипербола) или уменьшив его (литола). Эти приёмы широко используются в народных сказках, былинах, когда герой изображается могучего телосложения, ростом «выше леса стоячего, чуть пониже облака ходячего», со сверхчеловеческой силой, что позволяет ему победить целое войско врагов. Так же созданы образы великанов и лилипутов в романе Дж.Свифта «Путешествие Гулливера». Гиперболизация может достигаться за счёт изменения количества частей предмета или их смещением: многорукий Будда в индийской религии, драконы с семью головами, одноглазый циклоп.

Конструирование представлений воображения может идти и синтетическим путём. В этом случае, если представления, из которых создаётся фантастический образ, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план, то говорят о схематизации. В качестве примера схематизации могут служить национальные орнаменты и узоры, элементы которых заимствованы из окружающего мира. Каждый человек без труда может представить себе «итальянца», «англичанина», «китайца» или представителя любой другой нации. Однако, если попросить определить, в чём различия между ними, то это у многих вызовет затруднение, так как эти образы живут в нашем воображении в виде обобщённых схем.

Схематизация является как бы подготовительным этапом к более сложному приёму творческого воображения - типизации, процессу разложения и соединения, в результате чего выкристаллизовывается определённый образ. В образе художник обычно стремится передать определённый более или менее осознанный замысел. В соответствии с этим замыслом происходит акцентирование тех, а не иных черт, подбор при агглютинации таких, а не других моментов. В результате одни черты опускаются, как бы выпадают из внимания, другие упрощаются, освобождаются от частностей, усложняющих деталей, третьи же, наоборот, усиливаются, а в целом весь образ преобразуется. По этому поводу А.М.Горький писал: “Как строятся типы в литературе? Они строятся, конечно, не портретно, не берут отдельно какого-нибудь человека, а берут тридцать-пятьдесят человек одной линии, одного рода, одного настроения и из них создают Обломова, Онегина, Фауста, Гамлета, Отелло. Всё это обобщённые типы”. Тип - это индивидуальный образ, в котором соединены в одно целое наиболее характерные признаки людей целой группы, класса, нации.

В индивидуально-дифференцирующем отношении воображение является чрезвычайно существенным проявлением личности. Воображение различается у людей по нескольким признакам. Образы фантазии могут различаться по новизне, оригинальности, точности. Прежде всего индивидуальное своеобразие выражается в яркости образов. У некоторых людей образы воображения настолько яркие, сочные, отчётливые, что могут соперничать с образами восприятия и представлениями памяти. В таких случаях как бы теряется различие между реальной действительностью и образами фантазии. Рассказывают, что Ч.Диккенс со слезами на глазах описывал страдание и смерть своих героев. Жорж Санд говорила о том, что запах плюща вызывал в её глазах дикий испанский пейзаж. Л.Бетховен настолько ярко и точно представлял звучание музыки, что будучи уже совершенно глухим, мог создать свои великолепные произведения.

Яркость, сила воображения также в значительной степени обусловлены эмоциональной сферой. Яркие картины, рисуемые воображением, нередко возникают вследствие повышенной чувствительности. Чувство страха заставляет человека представить воображаемые опасности, и, напротив, воображение этих опасностей может во много раз усилить чувство страха. Чем сильнее чувство, тем ярче образы воображения. У людей малочувствительных, холодных образы воображения обычно бледны и слабы.Индивидуальные различия воображения могут быть определены и по степени их реалистичности, правдивости. Так, для одних людей характерно фантазировать в облатси нереальных представлений, другие не выходят за рамки обыденного опыта. Данная особенность воображения звисит от того, насколько легко или трудно даются личности преобразования реальности. Естественно, что у лиц, которым трудно даже мысленно сдвинуть что-нибудь со своего места, представить себе что-нибудь необычное, взаимоотношения с окружающим миром носят печать шаблона и рутины, не выходят за пределы ситуации, они скованы и инертны в своих фантазиях.

Широта воображения определяется кругом тех областей действительности, образами которой оперирует воображениечеловека. Для людей с широким воображением свойственно одновременное использование представлений из самых различных сфер природы в её прошлом и будущем, прошлой и будущей жизни истории человека, недра земли и звёздное небо, техника и искусство. Нередко сюда же привлекаются и образы чистой фантастики. Широкое воображение обычно богато по содержанию. Именно таким воображением отличались А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, М.Горький, Ж.Верн, Ч.Диккенс и другие писатели, сумевшие отразить в своём творчестве факты и события разнообразных времён и мест.

Индивидуальной характеристикой воображения может служить его произвольность, т.е. умение подчинять воображение поставленной задаче, использовать для достижения нужного результата. Люди с высокоорганизованным воображением, несмотря на разнообразие появляющихся образов, не упускают из внимания основное направление решения и как бы привязывают к нему появляющиеся у них ассоциации.

Неорганизованное воображение обычно быстро теряет задачу, как направление, задающее фантазирование, и начинает функционировать по типу свободных ассоциаций, переходя в грёзы. У разных людей воображение также определяется областью их профессиональной деятельности и доминирующими потребностями. Направленность личности как бы создаёт очаги повышенной восприимчивости и в этой области находятся наиболее яркие и разнообразные представления личности. В качестве индивидуальной особенности воображения может служить и тип представлений, которыми по преимуществу оперирует человек.

Индивидуальные проявления творческого воображения могут быть связаны также с устойчивостью данного процесса. Творчество - не сплошное и непрерывное движение. В нём чередуются подъёмы, застои, спады. Высшей точкой творчества, его кульминацией является вдохновение, для которого характерен особый эмоциональный подъём, ясность и отчётливость мысли, отсутствие субъективного переживания, напряжения.

У разных людей состояние вдохновения имеет разную продолжительность, частоту наступления. Выяснено, что продуктивность творческого воображения зависит главным образом от волевых усилий и является результатом постоянной напряжённой работы. По словам И.Е.Репина, вдохновение - это награда за каторжный труд.

 


Литература

1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2007. - 583 с.

. Краткий психологический словарь / Ред. - сост. Л.А.Карпенко; Под общ. ред. А.В.Петровкого, М.Г.Ярошевского. - 2 изд., расш., испр. и доп. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999 - 512 с.

. ПетровскийА.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 512 с.

. Общая психология: Курс лекций для первой ступени пед. образования. / Сост. Е.И.Рогов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 448 с.

. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. - 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 576 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: