Воображение и творчество




 

Творческое воображение выражается в создании нового, оригинального образа, идеи. В данном случае понятие «новый» может иметь двоякое значение: как объективно новое и как субъективно новое. Объективно новые образы - это образы таких предметов, которых не существует в действительности ни в материальном, ни в идеальном виде. Субъективно новое - это то, что ново для данного человека. Творческое воображение представляет собой активное, целеустремлённое оперирование наглядными представлениями в поисках путей удовлетворения потребностей.

Отличительной особенностью творческого воображения является то, что объект создаваемого образа не существует в действительности, что формируется нечто новое. Создание образа стимулируется не только потребностями человека, но и интересами всего общества, уровнем его развития. Творческое воображение проявляется во всех видах искусства, в изобретениях в области науки и техники. Продукт творческого воображения не всегда может быть материализован, т.е. воплощён в виде вещи, но образ может остаться на уровне идеального содержания, поскольку реализовать его на практике невозможно.

Нужно отметить относительность различий между воссоздающим и творческим воображением. При воссоздающем воображении, так же как и при творческом, образы объектов создаются, творятся вновь. Вероятно, нетворческого воображения, строго говоря, не бывает. У каждого человека - свой Евгений Онегин и Остап Бендер, Анна Каренина и Эллочка Людоедка. Недаром, посещая спектакли и кинофильмы, люди выходят после окончания неудовлетворёнными, утверждая, что актёры играли «непохоже». Но вероятность достичь сходства с образом, созданным каждым индивидуальным воображением, очень мала.

Долгое время в науке господствовал взгляд о невозможности алгоритмизации и обучения творческому процессу, что было сформулировано французским психологом Г.Рибо следующим образом: «Что касается до «методов изобретения», по поводу которых было написано много учёных рассуждений, то их на самом деле не существует, так как в противном случае можно было бы фабриковать изобретателей подобно тому, как фабрикуют теперь механиков и часовых дел мастеров». Постепенно эта точка зрения подверглась сомнению. Творчество прошло путь от случайных открытий к сознательному и планомерному решению новых задач. Английский учёный Г.Уоллес выделил 4 стадии процессов творчества:

. Подготовка (зарождение идеи);

. Созревание (концентрация, «стягивание» знаний, прямо и косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений);

. Озарение (интуитивное схватывание искомого результата);

. Проверка.

Г.С. Альтшуллер разработал целую теорию творческих задач.

В общем виде им выделено 5 уровней творчества. Задачи первого уровня решаются применением средств, прямо предназначенных для этих целей. Здесь требуется мысленный перебор лишь нескольких общепринятых и очевидных вариантов решений. Сам объект в этом случае не меняется. Средства решения таких задач находятся в пределах одной узкой специальности. Задачи второго уровня требуют некоторого видоизменения объекта для получения необходимого эффекта. Перебор вариантов в этом случае измеряется десятками. Средства решения такого рода задач относится к одной отрасли знаний.

Правильное решение задач третьего уровня скрыто среди сотен неправильных, так как совершенствуемый объект должен быть серьёзно изменён. Приёмы решения задач этого уровня приходится искать в смежных областях знаний. При решении задач четвёртого уровня совершенствуемый объект меняется полностью. Поиск же решений ведётся, как правило, в сфере науки, среди редко встречающихся эффектов и явлений. На пятом уровне решение задач достигается изменением всей системы, в которую входит совершенствуемый объект. Здесь число проб и ошибок возрастает до сотен тысяч и миллионов. Средства решения задач этого уровня могут оказаться за пределами сегодняшнего дня науки; поэтому сначала нужно сделать открытие, а потом, опираясь на новые научные данные, решать творческую задачу. Одним из важных приёмов решения творческих задач является перевод их с высших уровней на низшие. Таким образом, если задачи четвёртого или пятого уровня посредством специальных приёмов перевести на первый или второй уровень, то далее сработает обычный перебор вариантов. Проблема сводится к тому, чтобы научиться быстро сужать поисковое поле, превращая «трудную» задачу в «лёгкую».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: