Цель занятия:
закрепление, обобщение и систематизация знаний о профессиональной позиции психолога и особенностях взаимодействия психолога в организации; формирование готовности применить их в практической деятельности; развитие аналитических умений студентов.
План занятия:
1. Способы общения психолога и особенности его профессиональной роли.
2. Особенности построения деловых взаимоотношений психолога в организации.
Список практических заданий:
1. Ответить на вопросы теста по теме.
2. Заполнить таблицу:
Различия профессиональных позиций педагога и психолога
Критерии для сравнения | Профессиональная роль педагога | Профессиональная роль психолога |
Содержание профессиональных знаний | ||
Отношение к учащимся | ||
Отношения с педагогами | ||
Отношения с администрацией | ||
Поведенческие характеристики |
3. Перед вами словесные портреты школьных психологов. Определите свои вкусы и предпочтения: к какому из них вы сами пошли бы на консультацию со своей проблемой (личной и профессиональной)? Обоснуйте свой ответ.
Портрет 1.
Психологом в школе работает молодая девушка в очках, умная, образованная и уверенная в себе. Держится независимо, строго, официально. Все знает и все умеет. На вопросы учителей отвечает обычно так: «Надо делать так и так, а вы все делаете неправильно…».
Портрет 2.
Школьный психолог – долговязый 30-летний парень. Всегда ходит в джинсах и длинном свитере. Общается в школе мало, чаще молча сидит и смотрит. Глаза отрешенные, думает о чем-то своем. На вопросы учителей долго тянет: «Э-э-э… Знаете ли… Это сложная проблема…». И начинается продолжительный разговор, в ходе которого постепенно многое становится понятным.
Портрет 3.
Психологом в школе стала работать М. И. – бывшая учительница. Закончила психологические курсы. Пока еще твердо не знает, что надо делать психологу в школе. Испытывает неуверенность в своих силах. Но сама – человек добрый, отзывчивый и имеет богатый жизненный опыт.
Портрет 4.
Психолог в школе – 35-летний мужчина. Пришел в школу два года назад после окончания вечернего отделения психологического факультета. Раньше работал инженером в НИИ. Активный, общительный, с юмором. С первых дней работы в школе ребята из средних и старших классов начали с ним дружить: организовали секцию восточного единоборства, ездят в туристические поездки. Учителя удивляются: на переменах и после уроков в кабинете психолога толпятся ребята. О чем-то спорят, слушают музыку. И вроде бы он к себе никого специально не приглашает, сам спорит увлеченно, не уступая, а ведь тянутся к нему…
4. Перед вами описание трех примеров из школьной практики. Определите, кого из четырех описанных выше школьных психологов выберут эти люди, если бы они имели право выбора? Обоснуйте свой ответ.
А. «Я – учительница начальных классов. Все у меня было хорошо до тех пор, пока не начался мой разлад с мужем. Муж был несправедлив ко мне, я все время переживала и стала срываться на детях. Иногда чувствую, что ничего не хочу – ни идти в школу, ни дома оставаться, ни вообще жить».
Б. «Зовут меня Витька, учусь в 7 «А» классе. И что она ко мне пристала? Ну, повернулся я к Сашке! Ну, запустил тетрадкой в Людку! Ну, не сделал домашнее задание! Ну, забыл дневник дома! Так все в классе забыли свои дневники, а она пристала ко мне! И дураком меня обзывает! Надоело все! Не хочу идти на урок!».
В. «Наша Светочка – умница! Все у нее получается: уберется чистенько, платьице погладит, уроки сделает. Маму-папу слушается. С собакой гуляет. А вот учительница ее невзлюбила! Плохие оценки ей ставит. Мы уже с мужем к директору ходили, да толку нет. Больше так продолжаться не может. Мы решили перевести нашу девочку в другую школу!».
Вопросы для обсуждения на форуме:
1. Существуют ли сходства в профессиональных позициях педагога и психолога?
2. Какие личностные качества, на ваш взгляд, необходимы психологу?
3. Какие правила необходимо соблюдать психологу для того, чтобы грамотно выстраивать деловые взаимоотношения в образовательном учреждении?
Список дополнительной литературы:
1. Введение в профессию: рабочая тетрадь / Е.А. Овсяникова, М.Ю. Худаева. - Белгород: ИД Белгород, 2012. - 80 с.
2. Карандашев В.Н. Психология: введение в профессию: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / В.Н. Карандашев. - 3-е изд., стер. - М.: Смысл: Академия, 2005. - 382 с.
3. Павлова Т.А. Введение в профессию: Психолог: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и спец. "Психология" / Т.А. Павлова; рец.: Е.М. Иванова, Н.С. Пряжников. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 136 с.