Вся история развития человеческого общества так или иначе связана с бизнесом. Наиболее простое определение бизнеса следует из этимологии этого термина. Бизнес - это дело. А человек, занимающийся бизнесом или делом - бизнесмен. Синонимом этого понятия является предпринимательство, и, соответственно - предприниматель.
Практически во всем мире предпринимательство является мощным двигателем социального и экономического развития.
История развития бизнеса имеет четко определенные этапы. В развитых странах в настоящее время основу экономической системы составляют мелкие и средние предприятия, владельцы которых вместе с менеджерами и квалифицированными рабочими, составляют средний слой - опору современного государства.
Развитие мелкого и среднего бизнеса определяется несколькими факторами:
1. Это - результат технического прогресса, который создал высокопроизводительную технику для индивидуального использования.
2. Это - результат существования чрезвычайно большого количества потребностей, которые не могут быть полностью удовлетворены только крупным производством с его недостаточной гибкостью.
3. Постепенное превращение монополистического капитализма в общество со смешанной экономикой.
Современная Россия является государством с достаточно высоким уровнем технологий, поэтому формирование предпринимательской среды объективно проходит значительно быстрее. Хотя мы до сих пор говорили о мелком и среднем бизнесе, это совсем не означает, что крупные предприятия не относятся к предпринимательской сфере.
Можно дать много определений предпринимательству. На наш взгляд, простое и наиболее полно характеризующее смысл предпринимательской деятельности следующее: предпринимательство - это особый вид целесообразной экономической деятельности, направленной на извлечение прибыли.
|
Как и любая деятельность, предпринимательская деятельность имеет свои объекты и своих субъектов.
Субъектами предпринимательства выступают:
1) предприниматель;
2) потребитель;
3) государство и 4) наемный работник, хотя предприниматель и наемный работник могут выступать в одном лице.
Объекты предпринимательства - это результат предпринимательской деятельности. Это - товары, услуги и работы.
Целью предпринимательской деятельности являются производство и предложение на рынок таких товаров, услуг и работ, которые возможно реализовать на рынке с прибылью. Предпринимательский доход или прибыль - это превышение доходов над расходами.
Выше мы определили бизнесмена и предпринимателя как синонимы. Но существует один момент, который коренным образом отличает эти два понятия, по крайней мере, теоретически - это инновационная направленность деятельности. Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента. К нему можно отнести производство нового товара, основание нового предприятия или подразделения предприятия, внедрение новой технологии или нового способа организации производственного процесса и др. Практически отсутствие инновационного момента невозможно, т.к. конкуренция (даже в зачаточном состоянии) очень быстро приведет к потере доходов, а затем и к убыткам. В связи с этим можно считать бизнес и предпринимательство одним и тем же.
|
Предпринимательство может существовать только при наличии предпринимательской среды, формирующейся под влиянием общественно-экономической ситуации, которая, в свою очередь, характеризуется степенью экономической свободы (свободы выбора), степенью доступа к возможности формирования предпринимательского капитала, возможностью использования необходимых ресурсов.
Предпринимательская среда создается субъектами предпринимательской деятельности.
Первая категория субъектов - предприниматели. Их деловой интерес - извлечение прибыли - реализуется через производство и реализацию продукции. В процессе производства и реализации они вступают в деловые отношения между собой и другими субъектами предпринимательской деятельности. Основу предпринимательства составляет частная собственность на средства производства. Однако частная собственность в ее чистом виде, как собственность одного лица, широко распространена только в малом бизнесе, а в крупном бизнесе это явление чрезвычайно редкое.
Вторая категория - потребители. Потребители - не пассивные участники сделок с предпринимателями, они являются равноправными участниками деловых отношений. Их деловой интерес - приобретение товаров и услуг - реализуемый путем самостоятельного установления контактов с производителями и продавцами, по принципу максимизации выгоды. Это осуществляется путем приобретения товаров и услуг наилучшим образом удовлетворяющих потребности в пределах имеющихся средств. Фактически можно говорить о специфическом "потребительском бизнесе". Его отличительными особенностями являются то, что, во-первых, он осуществляется всеми гражданами; во-вторых, он отражает заинтересованность всех граждан в конечных результатах производства; в-третьих, он является уравновешивающей силой и стимулятором по отношению к предпринимательству; в-четвертых, сами предприниматели выступают участниками потребительского бизнеса, приобретая товары и услуги у других предпринимателей.
|
Третья категория - государство в лице различных государственных органов. Они, с одной стороны, формируют определенные ограничения при формировании предпринимательской среды, а также могут выступать в виде стимуляторов предпринимательской деятельности, а с другой стороны - являются непосредственными участниками предпринимательства.
Четвертая категория - граждане, работающие по найму. Они также не являются пассивной стороной во взаимодействии с другими субъектами предпринимательской деятельности. Деловой интерес наемных работников - извлечение доходов - реализуется посредством работы в предпринимательской фирме на основе договора. Основой реализации делового интереса наемных рабочих является свобода личности.
Система деловых отношений обладает необходимыми системными свойствами. К ним относятся:
социально-экономическая независимость всех субъектов предпринимательства;
согласование интересов всех субъектов предпринимательства.
Независимость позволяет всем субъектам самостоятельно отыскивать предмет и форму сделок, принимать инициативные решения, рисковать собственным состоянием, нести экономическую и юридическую ответственность за результаты деятельности. Однако социально-экономическая независимость не означат неограниченной свободы субъектов предпринимательской деятельности.
Согласие интересов означает взаимную заинтересованность субъектов в конечном результате предпринимательской деятельности, а значит и вытекающие отсюда взаимные обязательства - не нарушать независимость сторон. Отсюда вытекает замечательное качество предпринимательской деятельности - саморегуляция.