В настоящее время сформулированы основные подходы к разработке критериев оценки социального развития молодежи. В свете особенностей нынешнего периода они могут рассматриваться, скорее, как принципиальные и вместе с тем гипотетические требования достижения необходимого консенсуса между обществом и молодежью по поводу ее развития.10
К ним относятся:
——баланс интересов, обеспечивающий общественное согласие различных групп населения, в том числе молодежи в процессе модернизации общества;
—возможности, предоставляемые обществом для свободного выбора или иного уклада в многоукладной экономике;
—условия, создаваемые обществом для осуществления личной свободы и проявления собственной индивидуальности;
—социальные гарантии, предоставляемые обществом молодежи для компенсации обусловленного возрастом социального неравенства;
—общественная забота о своем будущем (ресурсы, здоровье, интеллектуальный потенциал, экология, окружающая среда и Др.);
—уровень осознания молодежью общественных стандартов и требований будущего;
—этические нормы отношений в молодежной среде и в обществе, соответствующие Всемирной декларации прав человека;
— степень сформированности исторического сознания как меры между прошлым и будущим.
Такие подходы к изучению молодежи, во-первых, создают предпосылки для целостного изучения молодежи во всем многообразии ее общественных связей и проявлений; ее важнейшие сущностные характеристики рассматриваются с точки зрения роли и места в системе воспроизводства и обновления общества. Во-вторых, предметом исследования становится та, наиболее значимая часть социальных проблем, которая вырастает из противоречий взаимодействия «молодежь—общество», а потому имеет принципиальное значение для поиска путей выхода из кризиса. В-третьих, появляется возможность для более углубленного исследования механизма социального воспроизводства, роли и места молодого поколения в этом процессе. В-четвертых, системное исследование социального развития молодежи в рамках единой концептуальной модели и по сопоставимой методике позволяет осуществить сравнительный исторический анализ как внутрипоколенных, так и межпоколенных изменений, а следовательно, глубже оценить социальную эффективность проводимых реформ, обосновать направления их корректировки с позиций будущего России.
|
Примечания
1 Подробнее см.: Ч у про в В. И. Развитие молодежи: концептуализация понятия// Молодежь России: социальное развитие/ Отв. ред. Н.С.Слепцов. М., 1992. С. 6-22.
2 Подробнее см.: Иконников а С.Н. Молодежь: социологический и социально-психологический анализ. Л., 1974.
3 Ч у про в В. И. Теоретические и прикладные проблемы социального развития молодежи. Диссертация в форме научного доклада на соискание учен. степ. докт. социол. наук. М., 1994. С. 6-10.
4 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.43. С.118.
5 См.: Л о м о в Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
6 См.: Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980.
7 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.42. С.119.
8 См.: ЛисовскийА.В., ЛисовскийВ.Т. В поисках идеала. Диалог поколений. Мурманск, 1994.
9 См.: Молодежь России: тенденции, перспективы/Под ред. И.М.Ильинского, А.В.Шаронова. М., 1993.
10 См.: Молодежь в условиях социально-экономических реформ// Материалы международной научно-практической конференции/ Науч. ред. В.Т.Лисовский. Вып. 1-2. СПб., 1995.
|
§ 3. Социализация молодежи
Известный американский социолог Нейл Смелзер определяет социализацию как «процесс формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям».1 Крупнейший польский социолог академик Ян Шепанский определил социализацию как «влияния среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей».2 «Социализация, —пишет И. С. Кон, —близка к русскому слову "воспитание", значение которого несколько шире английского, несмотря на их тождественную этимологию. Но воспитание подразумевает прежде всего направленные действия, посредством которых индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства, тогда как социализация наряду с воспитанием включает ненамеренные, спонтанные воздействия, благодаря которым индивид приобщается к культуре и становится полноправным членом общества»3
В разных словарях социализация определяется как: 1) «процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит»,4 2) «как процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта»,5 3) как «процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе»,6 4) как «сложный, многогранный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности».7
|
Факторы, влияющие на социализацию. Социальная активность—главное качество социализации. Содержанием социализации является выработка соответствующих социальных позиций личности.
Социологи, психологи и педагоги выделяют следующие факторы, влияющие на социализацию человека:
1. Семья. В любом типе культуры семья выступает основной ячейкой, в которой происходит социализация личности. В современном обществе социализация идет главным образом в малых по размеру семьях. Как правило, ребенок выбирает стиль жизни или образ поведения, которые присущи его родителям, семье.
2. «Отношения» равенства. Включение в «группы равных», т. е. друзей одного возраста, также влияет на социализацию личности. Каждое поколение имеет свои права и обязанности. В разных культурах часто существуют особые церемонии при переходе человека из одной возрастной группы в другую.
Отношения между сверстниками более демократичны, чем отношения между детьми и родителями. Однако дружеские отношения между сверстниками могут быть и эгалитарными: физически сильный ребенок может оказаться лидером и подавлять других. В «группе равных» дети вступают в широкую сеть контактов между собой, которые могут сохраниться на протяжении всей жизни индивида, создавая неформальные группы людей одного и того же возраста.
3. Обучение в школе. Это формальный процесс— определенный круг учебных предметов. Кроме формального учебного плана в школе существует то, что социологи называют «скрытым» учебным планом для детей: правила школьной жизни, авторитет учителя, реакции учителя на поступки детей. Все это потом сохраняется и применяется в дальнейшей жизни индивида. Отношения равенства тоже часто формулируются в школе, и система школьной жизни усиливает их влияние.
4. Средствамассовойинформации. Это очень сильный фактор воздействия на поведение и взгляды людей. Газеты, журналы, телевидение, радиовещание и т. д. влияют на социализацию индивида.
5. Труд. Во всех типах культуры труд является важным фактором социализации индивида.
6. Организации. Молодежные объединения, церковь, свободные ассоциации, спортивные клубы и т. д. тоже играют свою роль в социализации.
С момента рождения и до смерти человек включается в различные виды деятельности и всесторонне контактирует с окружающими его людьми и условиями. Он принимает определенные нормы поведения и согласно им действует сам. Социализация является также и источником процесса индивидуализации и свободы. В ходе социализации каждый человек развивает свою индивидуальность, способность независимо мыслить и действовать.8
Это особенно важно учитывать сейчас, когда изменения в экономической, социально-политической и культурной сферах происходят очень быстро, ломая привычные жизненные стереотипы, порождая психологическое состояние беспокойства и неуверенности в будущем.
Социализация молодежи. Социализация молодежи не является лишь пассивным отражением действительности, своеобразным зеркалом социальных условий и общественных воздействий. Такое понимание роли молодежи было бы примитивным, ибо задача воспитания сводилась бы к выработке механизма адаптации, конформизма, исполнительского послушания, повторения в каждом новом поколении одних и тех же свойств. А это исключало бы прогресс, движение вперед. Именно поэтому столь важно развивать в молодом человеке чувство нового, инициативу, творчество. Это своеобразный процесс общественного омоложения, противодействующий косности, инерции, застою.
Известный болгарский социолог П. Митев назвал его «ювентизацией». Это понятие «описывает перемены, вносимые молодежью в общественные отношения. По своему содержанию ювентизация является специфическим видом творчества, порожденного новым доступом молодежи к социально-политической и ценностной системе общества».9
Итак, включение молодежи в общественную жизнь носит двусторонний характер: социализация как форма принятия общественных отношений и ювентизация как форма обновления общества, связанная с включенностью в его жизнь молодежи. Однако здесь важно иметь в виду, что ювентизация может приобретать крайние и односторонние формы отрицания всего предшествующего опыта, культурного наследия: псевдоноваторство; различные формы отклоняющегося поведения; альтернативные движения.
Оптимальным способом соотношения социализации и ювентизации является социальная инициатива, когда молодежь не просто приспосабливается к обществу, но и становится субъектом социальной деятельности. Этот двусторонний подход делает молодежь не только зрителем, но и инициативным автором исторических событий, человеческим фактором в развитии общества. Ибо важным критерием отличия зрелой личности от инфантильной является дифференцированность самооценки, способность самостоятельно принимать решения.
«Успех» или «неудача» социализации очень часто зависят от методов, применяемых для ее осуществления. Бывает и так, что социализация терпит полное фиаско.
Необходимо постоянно оказывать помощь молодежи в преодолении ее духовной слабости, растерянности и неприкаянности. Это требует разработки программы социализации вступающих в жизнь молодых поколений, что немыслимо без формирования вдохновляющего образа будущего, основанного на серьезном анализе всего хода как современного, так и предшествующего исторического развития, отказа от грубой политической тенденциозности.
В некоторых публикациях последних лет навязывается точка зрения, согласно которой в «прежние времена молодежь выступала лишь объектом социализации, а главным принципом— " старшие знают", "старшие научат"».10 Видимо, авторы подобных «открытий» совершенно не знакомы с социологической литературой 60-х годов, в которой аргументировано критиковалась недопустимость отношения к молодежи лишь как к «объекту воспитания», а не как к субъекту социальной жизни.11 Где-то была и чрезмерная опека молодого поколения, воспитывающая инфантилизм, но именно молодежь первой ехала на целину, на сибирские стройки, защищала рубежи Родины. Об этом следует помнить.
Социализация осуществляется как в ходе целенаправленного воздействия на человека в системе воспитания, так и под влиянием широкого круга других воздействующих факторов (семейного и внесемейного общения, искусства, средств массовой информации и др.)
Расширение и углубление социализации индивида происходит в трех основных сферах: деятельности, общения и самосознания.12
По мнению Нейла Смелзера, «агентами социализации являются институты, люди и социальные группы, которые способствуют социализации личности».13
На формирование личности молодого человека решающее влияние оказывают следующие факторы:
—целенаправленное воздействие общества на личность, т. е. воспитание в широком смысле слова;
— социальная среда, в которой человек постоянно находится, воспитывается и формируется;
— активность самой личности, ее самостоятельность в отборе и усвоении знаний и их осмыслении;
—умение сопоставлять различные точки зрения, критически их оценивать;
—активное участие в практической, преобразовательной деятельности.
Социализацию нельзя сводить лишь к механическому «наложению на молодежь» готовых социальных «форм», к простому взаимодействию или только к сумме внешних влияний макро-
и микросреды. Это процесс целостного формирования, воспитания и становления молодежи как особой социальной группы на основе того круга специфических общественных отношений, в которые она включается при помощи всех видов своей общественно значимой жизнедеятельности. Молодежь не только и не столько объект воздействия со стороны общества и его социальных институтов, она—активный субъект социальной жизни. От ее сознания и самосознания, собственной социальной активности во многом зависит конечный «результат» социализации— молодой человек как явление должен «состояться».
Социализация молодежи осуществляется под общим воздействием социальных (прежде всего общемолодежных) экономических, культурно-образовательных и демографических процессов, происходящих в обществе.
Процесс становления личности. Становление личности представляет собой сложный и противоречивый процесс, включающий в себя ряд взаимосвязанных уровней. Можно выделить уровни биологического, психологического, социального и мировоззренческого становления человека. Каждый из них характеризуется своими специфическими чертами и особенностями. Однако все они неразрывно связаны друг с другом и образуют единое целое. Лучше сказать, что на различных временных этапах тот или иной уровень приобретает доминирующее значение. По-видимому, в детские годы наиболее интенсивно происходит физиологическое развитие человека, тогда как социальная и мировоззренческая компоненты выражены слабее. Затем начинают доминировать социальная и мировоззренческая компоненты, а физиологическая отступает на задний план.
Абсолютизация какой-либо одной из этих компонент создает искаженное представление о формировании личности. Эту ошибку делают многие исследователи, пытающиеся проследить становление человеческой личности через призму какой-либо одной компоненты. Так возникают односторонние представления о личности и создаются иллюзии, которые часто можно обнаружить в современной литературе. Поэтому когда говорят о гармоническом развитии личности, речь должна идти о целостном рассмотрении всех указанных аспектов.
Специфика взаимосвязи отдельных компонент в ходе развития личности отражается и в характере деятельности. Скажем, игровая деятельность обычно не требует высокого уровня социализации и сформированности мировоззрения (хотя они и не исключаются полностью). Учебно-производственной деятельности сопутствует возрастание роли социального фактора, а творчески преобразовательная деятельность предполагает наличие зрелого мировоззрения.
Если в ходе развития личности отдельные фазы по каким-либо причинам выпадают, процесс оказывается необратимым. Такой индивид уже никогда не сможет сформироваться как полноценный человек. Об этом свидетельствуют случаи, когда ребенок вырастал среди диких животных.
По всей вероятности, становление личности в рамках того или иного общества (социальной группы) задается некоторой общей схемой взаимодействия человека и природы, человека и общества, человека и человека. Схема, эта оказывается довольно жесткой и специфичной, строго регламентированной во времени и пространстве и тем самым представляет собой как бы совокупность упорядоченных во времени и пространстве звеньев. Такая упорядоченность регулируется и обеспечивается на социальном уровне традициями, привычками, ритуалами, системами воспитания, обучения и пр. Разумеется, эта схема развития допускает известные вариации, но последние небеспредельны.
В современном обществе индивид постоянно обогащает свои взаимосвязи с природой и обществом. Для ребенка сначала определяющим является контакт с матерью или отцом, затем эти контакты распространяются на нескольких человек в границах семьи; некоторое время спустя возникают группы сверстников; еще позже эти связи простираются на дошкольные учреждения, школу, вуз, производственные коллективы и т.п. Затем число контактов человека с другими людьми резко расширяется за счет овладения опосредованными связями через искусство, средства массовой информации и т. д. Причем роль опосредованных связей в формировании человека постоянно возрастает, и эти связи накладывают свой отпечаток на характер личности, на структуру ее мировоззрения.
В каждый период своей жизни человек ориентирован на те или иные виды деятельности. Вся его жизнь представляет собой поток сменяющихся во времени актов деятельности, познания, творчества, преобразования социальных отношений, общения. И ориентированность человека, и его образ жизни будут в конечном счете определяться тем, на какую деятельность они будут направлены.
Экологический фактор. При рассмотрении становления личности молодого человека нельзя упускать из виду также и экологический фактор, который в наши дни в связи с глобальным воздействием людей на природную среду и интенсивной урбанизацией становится крайне важным. Современный человек испытывает воздействие таких факторов, по отношению к которым в ходе эволюции у него не выработалось механизмов защиты, ибо он с ними никогда раньше не сталкивался: например, синтетические материалы, техника, космические факторы, интенсивное радиоактивное облучение и т. п. Причем с развитием общества такие воздействия будут играть все большую роль.
В условиях урбанизации человек постоянно оказывается в стрессовых ситуациях и начинает искать выход обращаясь ко всякого рода компенсаторным средствам и зачастую находит их в употреблении алкоголя, наркотиков, во всякого рода сектах, в попытках так или иначе уйти от действительности, которая его не устраивает.
Социально-исторические условия играют главенствующую роль в формировании личности, но их влияние преломляется в непосредственном окружении личности, также немаловажны и ее собственные устремления.
Кроме внешних факторов, воздействующих на личность, существуют внутренние, психологические, а также социально-психологические (связанные с различными видами и кругами общения)—так называемые механизмы развития личности. Остановимся на последних подробнее.
Механизмы развития личности. Становление личности происходит в постоянном противоречии между потенциями (умениями, навыками, интеллектом) и тенденциями (целями, стремлениями, планами). Наиболее важный и критический этап развития личности—юность. В этот период человеку необходимо делать жизненный выбор, принимать решение о том, как строить свое будущее.14 Он сталкивается с двумя основными жизненными задачами. Первая—самоопределение в профессиональной сфере: выбор профессии, овладение ею, вторая— создание своего круга общения, поиск друзей, любимого человека. Для того чтобы сделать правильный выбор, недостаточно знаний о внешнем мире, необходимо разобраться в себе, в своих личных особенностях, познать себя, свои возможности и способности.
У личности есть три пути самопознания. Первый— оценки, мнения других людей. Действительно, в процессе общения, во время учебы, на работе нас постоянно оценивают и мы оцениваем других. Эти оценки бывают самыми элементарными (кривая усмешка в ответ на какое-либоь замечание собеседника) и сложными, например аттестация на производстве, во время которой высказанные мнения определяют перспективы профессиональной карьеры.
Второй путь—это социальное сравнение. Любой человек с раннего детства начинает сравнивать себя с другими людьми, а сравнивая—делать заключения о том, не отстал ли он от своих сверстников, своего поколения, понимают ли его. Особенно часто это происходит в юности; потребность не отстать от других, быть на уровне времени для юных очень злободневна.
Третий возможный путь—самооценка. Человек как бы извне наблюдает за своими поступками и делает вывод об их мотивах, об отношениях с окружающими и о своих личностных качествах. Действительно, поступок, т. е. действие в социальной ситуации, раскрывает внутренний мир личности, выявляет, что в нем главное, устойчивое, а что—внешнее, ситуативное. Такой путь самопознания более сложен, чем первые два: человеку иногда приходится специально конструировать особую ситуацию, а затем проверять себя в ней. И если говорить о юных, этот тест оказывается далеко не всегда разумным и эффективным, порой он просто опасен. Например, для проверки собственной храбрости устраиваются «прогулки» по карнизам, а «независимость» проявляется в курении вопреки строгим запретам родителей, а то и в попытках «попробовать» наркотики.
Тем не менее самопознание личности и ее становление возможны только через поступки и... ошибки. Другого пути нет. К сожалению, это не всегда осознается родителями и педагогами. Сверхопека по отношению к подросткам и юношам (девушкам), стремление все решать за них приводят их к незрелости, социальной инфантильности. Чрезмерная опека часто вызывает социально-психологический феномен «подрыва интереса» у молодого человека к тому, что ему навязывают. У него возникает стремление поступать вопреки навязываемому. Например, юноша (или девушка) решает сделать уборку квартиры и вдруг слышит от кого-либо из близких требование сделать это, причем высказанное сварливым тоном, с раздражением и недовольством. Энтузиазм мгновенно пропадает; более того, хочется ответить резким тоном. И напротив, лучший способ побудить человека к действию — это создать у него впечатление, что он сам придумал дело, хотя в действительности идея может быть кем-то подсказана.
Самопознание происходит на основании осознанных и часто интуитивных представлений о структуре личности, о тех элементах, из которых она складывается. Эти представления у большинства людей формируются в процессе овладения языком и усвоения обыденных представлений о личности. Реже— в результате знакомства с основами психологической теории личности.
Личность раскрывается прежде всего с социальной стороны как представитель определенной исторической эпохи, включенный в систему общественных отношений. Поэтому важнейшие характеристики личности— социальные статусы, которые она занимает в различный сферах, группах, организациях, и роли— устойчивые социальные функции, которые она выполняет. Статус характеризуется правами и обязанностями. Например, достигнув совершеннолетия, молодой человек приобретает статус гражданина, который дает ему право избирать и быть избранным, вступать в брак, обязанность трудиться и многое другое. Статус и роль ученика предполагают, что индивид должен овладевать знаниями. Казалось бы, статус и роли характеризуют личность лишь с внешней стороны, могут быть восприняты как нечто навязанное ей извне. Так бывает в случае, когда человек по своим психологическим качествам не соответствует порученной ему обществом или избранной им самим роли. Широко распространенный пример такого рода—это неправильный выбор профессии.
Родители и педагоги должны, с одной стороны, бережно поддерживать зарождающиеся профессиональные интересы юношей и девушек (квалифицированную помощь в этом им могут оказать психологи), с другой—готовить детей к любому труду—и физическому, и умственному,—без которого немыслима никакая профессия. И еще одно качество, необходимое для успешного профессионального становления личности (да и в Других сферах жизни без него не обойтись): умение преодолевать жизненные трудности.
Однако вернемся к социальным ролям. В жизни приходится сталкиваться не только с внутриролевыми, но и межролевыми конфликтами. Роли определяются не только социально заданными образцами поведения и деятельности, но и ролевыми ожиданиями других людей. Нередко эти ожидания противоречат друг другу. Скажем, педагоги требуют выполнения роли прилежного ученика, одноклассники же наоборот—роли весельчака, балагура, который мешает вести урок. В результате, если для школьника важны мнения и учителя, и одноклассников, возникает межролевой конфликт. Для разрешения ролевых конфликтов личности необходимо иметь устойчивую систему ценностей, жизненную цель и уметь делать выбор, совершать поступки.
Ролевая теория, конечно, не отрицает активности самого человека—исполнителя роли, его отношения к своей деятельности и влияния на нее. Она лишь подчеркивает тот факт, что в любой деятельности необходимо сочетаются элементы импровизации, творчества, с одной стороны, и регламентации, задан-ности—с другой. Становление личности обязанности предполагает овладение широким спектром ролей в профессиональной сфере, в быту, в сфере досуга, в межличностных отношениях. Однако роли не раскрывают в полной мере внутреннюю, интимную психологическую структуру личности. В самом деле, роль—это обобщенный шаблон, который наполняет содержанием конкретный человек со своими мыслями, чувствами, планами.
Один из основных вопросов—это соотношение природного, прирожденного и социального, приобретенного. В значительной степени наследственно обусловлены свойства нервной системы и формирующийся на их основе темперамент. Темперамент определяет диапазон динамико-энергетической напряженности деятельности, общую активность человека. Психолог В. М. Русанов пишет, что «характеристики темперамента не столько окрашивают деятельность, сколько задают границы, оберегают организм от чрезвычайно большего расхода энергии».15 Темперамент, формирующийся на основе свойств нервной системы и общей конституции человека, может оказывать влияние и на результативные характеристики, и на эффективность деятельности, но никак не влияет на содержательные отношения личности: убеждения, ценностные ориентации. Соотношение различных свойств нервной системы как и темперамент, имеет носит компенсаторный характер. Например, люди с сильной и выносливой нервной системой медленнее утомляются, но в условиях однообразной работы у них быстрее, чем у лиц со слабой нервной системой, развивается состояние мо-нотонии, снижающее эффективность деятельности. Иначе говоря, лица с сильным типом нервной системы эффективнее работают в напряженных условиях, а со слабым—в монотонных. Э.А.Голубева исследовала влияние свойств нервной системы на особенности памяти.16 Зависимость опять-таки носила компенсаторный характер: «сильные» лучше запоминали большие объемы информации, трудные для систематической обработки, «слабые»—словесного материала, требующего осмысления. «Возбудимые»школьники лучше запоминали словесный материал, «тормозные» же—образный.
Мозг и нервная система здорового человека обладают широчайшими возможностями самоорганизиции и компенсации, большими резервами. Нейропсихологам удается вернуть к нормальной жизни пациентов после тяжелейших травм, в результате которых погибает значительная часть клеток головного мозга. Слепоглухонемые дети, для которых единственным каналом связи с внешним миром остается осязание, оказываются способными не только овладеть школьной программой, но даже получить высшее образование.17
Человек может многое, важно помочь ему развить свои способности. Поэтому мы не согласны с бытующим обыденным представлением, будто «каждый человек кем-нибудь рождается». На самом деле каждый здоровый человек рождается с широчайшим спектром задатков и практически не ограничен в выборе жизненного пути. Но по мере становления личности у нее формируются конкретные способности к определенной деятельности. Просто одни задатки реализуются, другие нет. Это зависит не столько от природной предрасположенности, сколько от интересов и настойчивости в их реализации. Если эти интересы находят поддержку у окружающих людей и к тому же подкреплены упорством и работоспособностью, мы сталкиваемся с феноменом ранней одаренности. Здесь у нас разговор пошел уже не о темпераменте, а о другой подструктуре личности—способностях, интеллекте, знаниях, умениях, навыках, обеспечивающих успех в том или ином виде деятельности. Когда о них заходит речь, также нередко приходится сталкиваться с парадоксами обыденной психологии. Вроде бы очевидно (и это подтверждается высказываниями ряда выдающихся людей), что за успехом в различных сферах социальной жизни (открытиями, изобретениями, созданиями произведений искусства) стоит упорный труд их творцов. И все же многие люди в глубине души продолжают считать: «Способности, мол, от Бога».
Разумеется, нельзя отрицать роль природных задатков в развитии личности, в том числе и врожденных. Однако многочисленные исследования последних лет показали, что они влияют прежде всего на формально-динамические параметры психической деятельности: темп, ритм, скорость деятельности, выносливость и утомляемость, особенности эмоциональных реакций. В то же время содержание деятельности задается не природными, биологическими, а социальными факторами. Никакой врожденной предрасположенности к той или иной профессии не существует, но игнорировать природные особенности психики, конечно, не следует. Напротив, необходимо, зная их, формировать свой индивидуальный стиль деятельности, который поможет достигнуть желаемых результатов с меньшей затратой сил и энергии.
Важную роль в развитии личности играет ее интеллектуальный уровень: мышление, восприятие, внимание, память, воображение. Для измерения интеллекта в психологии применяются специальные тестовые методики. И хотя об их надежности и обоснованности ведутся споры, все же эти методики позволяют получить определенную оценку развития интеллекта. Большинство специалистов считают, что тесты оценивают не творческие способности, а лишь уровень знаний и навыков и обучаемость — скорость овладения новыми знаниями. Тесты выявляют прежде всего скорость познавательных процессов, а не их глубину или творческий характер, т. е. свидетельствуют об умении оперировать готовыми знаниями. Хотя тесты и не раскрывают в полной мере познавательные способности человека, но дают значимую информацию, позволяют, например, прогнозировать успешность обучения в вузе.18 Исследования также показали, что уровень развития интеллекта изменяется в процессе обучения: он может как повышаться, так и понижаться.