Одним из главных производителей газосепараторов в Китае является фирма Теmрех. В конструкцию газосепаратора этой фирмы включены следующие элементы, повышающие надежность:
1) концевые радиальные керамические подшипники;
2) гильзы из закаленной стати для защиты корпуса от воздействия перекачиваемой жидкости.
Конструкция центробежного газосепаратора практически повторяет конструкцию аналогичного газосепаратора фирмы REDA.
Виды производимых устройств, страны и фирмы изготовители представлены в табл. 1.15 [3].
Таблица 1.15
Газосепараторы для ЭЦН
Производители газосепараторов: | Центробежные | Вихревые | Гравитационные | |
Страна | Фирма | |||
Россия | МНГ и МНГК, МН ГСЛ, МНГБ5 | — | — | |
США: | REDA | ARS, 62GS, DRS-ES | VGS 80-150 | RF ARZ |
ODI | — | RGV, KGV | — | |
Cenlrilift | FRS | — | — | |
ESP | ⊕ | — | — | |
Словакия | ZTS | Фирма выпускает газосепараторы по лицензии фирмы REDA | ||
Китай | ТЕМРЕХ | ⊕ | — | — |
Примечание. ⊕ устройства изготавливаются, но обозначение устройства фирмой не приводится;
— устройства не изготавливаются
ПОГРУЖНЫЕ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ И ИХ ГИДРОЗАЩИТА
Основным видом погружных электродвигателей, служащих для привода центробежных насосов являются асинхронные маслозаполненные двигатели с короткозамкнутыми роторами. При частоте тока 50 Гц синхронная частота вращения их вала равна 3000 мин-1. Двигатели, как и насосы, должны иметь малые диаметры, различные для скважин с различными обсадными колоннами. Мощность двигателей достигает 500 кВт. Напряжение тока у двигателей (400 — 3000 В) и сила рабочего тока (от 10 до 100 А) зависит oт типоразмера двигателя. Величина скольжения составляет до 6 % [3].
|
Малые диаметры и большие мощности вызывают необходимость увеличивать, длину двигателей, которая иногда превышает 8 м.
Электродвигатель (рис. 1.94) состоит из статора 1, ротора 3, головки 5, основания 10 и узла токоввода 9.
Статор 1 представляет собой выполненный из специальной трубы корпус, в который запрессован магнитопровод из листовой электротехнической стали.
В пазы статора уложена трехфазная протяжная обмотка из специального обмоточного провода. Фазы обмотки соединены в звезду.
Внутри статора размещается ротор 3 представляющий собой набор пакетов, разделенных между собой промежуточными подшипниками и последовательно надетыми на вал. Вал ротора выполнен пустотелом для обеспечения циркуляции масла. Пакеты ротора набраны из листовой электротехнической cтали. В пазы пакетов вдавлены медные стержни, сваренные по торцам с медными кольцами.
Рис. 1.94. Конструкция односекционного электродвигателя:
1 — статор, 2 — обмотка статора, 3 — ротор, 4 — втулка подшипника, 5 — головка, 6 — пята, 7— подпятник, 8 — клапан обратный, 9 — колодка, 10 — основание, 11 — фильтр, 12 — клапан перепускной, 13 — клапан обратный, 14 — крышка кабельного ввода, 15—крышка верхняя, 16 — муфта шлицевая, 17— крышка нижняя
В головке электродвигателя размешен узел упорного подшипника 6, который воспринимает осевые нагрузки от веса ротора.
В нижней части электродвигателя расположено основание 10, в котором размешен фильтр 11 для очистки масла.
Секционные двигатели (рис. 1.95, 1.96) состоят из верхней и нижней секций, которые соединяются при монтаже двигателя на скважине. Каждая секция состоит из статора и ротора, устройство которых аналогично односекционному электродвигателю. Электрическое соединение секций между собой последовательное, внутреннее и осуществляется с помощью 3-х наконечников. Герметизация соединения обеспечивается уплотнением при стыковке секций.
|
Рис. 1.95. Конструкция секционного двигателя.
Секция верхняя: 1 — провод выводной с наконечником, 2— шариковый перепускной клапан
Рис. 1.96. Конструкция секционного двигателя.
Секция нижняя: 1 — стопор, 2 — пружина, 3, — колодка межсекционная, 4 — провод выводной с гильзой
Статор
Статор состоит из корпуса, в который запрессован магнитопровод, изготовленный из листовой стали. В пазы статора уложена трехфазная протяжная обмотка из специального обмоточного провода.
Корпус статора
Для изготовления корпусов статора используются трубы, выпускаемые по ТУ 14-3-1941-94 «Трубы стальные бесшовные холоднотянутые особовысокой точности для корпусов погружных электродвигателей и насосов»;
ТУ 14-243-320-91 «Трубы стальные электросварные холоднотянутые и бесшовные холоднотянутые высокой точности для малогабаритных электронасосных установок»;
ТУ 14-3-1754-90 «Трубы стальные электросварные холоднотянутые высокой точности для корпусов погружных электродвигателей и насосов».
Размеры труб приведены в табл. 1.16 [3].
Таблица 1.16