ГОСТ Р 51248-99
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПУТИ НАЗЕМНЫЕ РЕЛЬСОВЫЕ
КРАНОВЫЕ
Общие технические требования
ГОССТРОЙ РОССИИ
Москва
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН АОЗТ «Центральный научно-исследовательский и проектно-экспериментальный институт организации, механизации и технической помощи строительству» и Техническим комитетом по стандартизации (ТК 376) «Эксплуатация строительно-дорожных машин и оборудования»
СОГЛАСОВАН с Госгортехнадзором России
ВНЕСЕН Управлением механизации, инженерного оборудования и лизинга Госстроя России
ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ Госстроя России от 18 февраля 1999 г. № 8.
ВЗАМЕН СНиП 3.08.01-85
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 1 1 Область применения. 2 2 Нормативные ссылки. 2 3 Общие положения. 2 4 Требования к устройству рельсовых путей. 3 5 Требования к эксплуатации. 9 |
Введение
Настоящий стандарт является основополагающим нормативным документом, обязательным для исполнения руководящими и инженерно-техническими работниками, связанными с проектированием, устройством и эксплуатацией наземных рельсовых крановых путей.
При разработке требований стандарта учитывались современные достижения науки и техники, передовой отечественный и зарубежный опыт, а также требования международных стандартов по рельсовым крановым путям.
Основными отличиями этого стандарта являются приоритетность требований, направленных на обеспечение безопасности работы людей, связанных с эксплуатацией, ремонтом и обслуживанием грузоподъемной техники.
В стандарте содержатся, в основном, требования к эксплуатационным характеристикам рельсовых путей, удовлетворяющие потребителя и обеспечивающие безопасную их эксплуатацию.
Средства и способы обеспечения этих требований, а также более подробное описание конструкции, методов расчета и применяемых материалов излагаются в разрабатываемых сводах правил по проектированию, устройству и эксплуатации наземных рельсовых крановых путей.
Настоящий стандарт разработан АОЗТ ЦНИИОМПТ (ответственный исполнитель - Ю.А. Корытов) и Техническим комитетом по стандартизации ТК 376 (ответственный исполнитель - Н.Д. Тимофеев) под руководством Управления механизации, инженерного оборудования и лизинга Госстроя России (Д.П. Добжинский).
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПУТИ НАЗЕМНЫЕ РЕЛЬСОВЫЕ КРАНОВЫЕ
Общие технические требования
TRACKS OVERLAND RAIL CRANE
Principal specifications
Дата введения 1999-06-01
Область применения
Настоящий стандарт распространяется на наземные рельсовые пути, предназначенные для передвижения грузоподъемных кранов (башенных, козловых) и устанавливает требования по их проектированию, устройству и эксплуатации.
Требования стандарта являются обязательными, кроме 4.2.5; 4.3.1; 4.3.7; 4.7; 5.8 и таблицы 1, которые носят рекомендательный характер.
Стандарт может применяться для сертификации.
Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ 12.3.009-76 ССБТ. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.4.026-76 ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасности
ГОСТ 23407-78 Ограждения инвентарные строительных площадок и участков производства строительно-монтажных работ. Технические условия
Международный стандарт ИСО 4310. Краны. Правила и методы испытаний
ПБ 10-14-92 Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (Госгортехнадзор России)
Правила устройства электроустановок (Госэнергонадзор России)
Правила технической эксплуатации электроустановок (Госэнергонадзор России).
Общие положения
3.1 Устройство и эксплуатация рельсовых путей должны осуществляться по проектной и конструкторской документации, разрабатываемой в соответствии с требованиями настоящего стандарта и нормативно-технической документации на проектные работы.
3.2 Организации, разрабатывающие проектную и конструкторскую документацию и осуществляющие устройство и эксплуатацию рельсовых путей, должны иметь лицензии на соответствующие виды деятельности, выданные органами лицензирования Госстроя России и Госгортехнадзора России.
(Поправка)
3.3 Рельсовый путь включает: нижнее и верхнее строения, путевое оборудование.
3.3.1 В состав нижнего строения рельсового пути входят: земляное полотно и водоотводное устройство.
3.3.2 В состав верхнего строения рельсового пути входят: балластная призма, подрельсовые опорные элементы, рельсы, стыковые и промежуточные скрепления.
3.3.3 В состав путевого оборудования рельсового пути входят: тупиковые упоры, лотки для предотвращения износа кабеля, питающего электроэнергией кран, ограничители передвижения, ограждение, заземление и предупреждающие знаки.
3.4 Комплект документов должен содержать:
проектную и конструкторскую документацию;
паспорта и сертификаты на элементы (комплектующие изделия и материалы), входящие в состав рельсового пути;
акт сдачи-приемки кранового рельсового пути в эксплуатацию (акт комплексного обследования кранового пути);
разрешение на пуск в работу рельсового пути.
3.5 В составе проектной документации на рельсовый путь приводятся:
выкопировка из стройгенплана;
проект рельсового пути;
проект производства работ на устройство рельсового пути;
требования по эксплуатации рельсового пути.
3.5.1 Проект рельсового пути должен содержать:
план рельсового пути с указанием основных размеров и участка для стоянки крана в нерабочем положении;
конструкцию верхнего строения рельсового пути (тип рельса, подрельсовый опорный элемент, расстояния между ними, тип или конструкция стыковых скреплений, материал и размеры балластного слоя);
конструкцию земляного полотна (поперечный профиль с размерами, расположение и тип водоотводных устройств, степень уплотнения земляного полотна);
допуски, контролируемые при устройстве и эксплуатации;
конструкцию тупиковых упоров, схему заземления рельсового пути;
конструкцию переезда через рельсовые пути для автомобильного транспорта (при необходимости);
указания о месте монтажа крана и регламенте обкатки рельсового пути*;
__________
* Обкатку рельсового пути следует производить краном, башня которого смонтирована на минимальное исполнение, согласно паспортной характеристике.
(Поправка)
пояснительную записку с расчетами и обоснованиями проектных и конструкторских решений.
3.5.2 Проект производства работ (ППР) по устройству рельсового пути должен содержать:
состав и способы производства работ;
методы контроля;
браковочные требования на элементы рельсового пути;
способы устранения отклонений рельсового пути в плане и в вертикальной плоскости от нормативных значений;
периодичность обследования и технического обслуживания.
Требования к устройству рельсовых путей
4.1 Общий вид и основные контролируемые параметры рельсовых путей указаны на рисунке 1.
0202S10-10657
1 - рельсовый путь; 2 - башенный кран; 3 - водоотводное устройство;
4 - ограждение; 5 - возводимое здание
0202S10-10657
Контролируемые параметры:
А - ширина земляного полотна;
Б = (R - 0,5 K) + 0,7 м - минимальное расстояние от выступающей части здания (штабеля) до оси рельса;
В - база крана;
К - колея пути;
R - наибольший радиус поворотной части крана;
I = (hу/К) - поперечный уклон пути;
hб - толщина балласта;
S - отклонение от прямолинейности рельсового пути;
L* - расстояние от оси (торца) рельса до ограждения (не менее размера «Б»).
Рисунок 1 - Общий вид и основные контролируемые параметры
наземных рельсовых крановых путей
(Поправка)
4.2 К нижнему строению рельсового пути предъявляются следующие требования:
4.2.1 Перед устройством земляного полотна под рельсовые пути должны быть выполнены все работы по прокладке инженерных сетей и коммуникаций.
Подземные коммуникации, расположенные в зоне крановых нагрузок, следует проверить расчетом на прочность и, при необходимости, защитить от деформации и разрушения.
(Поправка)
4.2.2 Продольный уклон земляного полотна должен быть не более 0,003;
поперечный уклон земляного полотна, сложенного из недренирующего грунта, должен быть в пределах 0,008 - 0,01 в сторону от обслуживаемого объекта;
земляное полотно, сложенное из дренирующего грунта, допускается выполнять горизонтальным.
4.2.3 Плотность грунта земляного полотна (выемки и нулевого места) должна быть в пределах 1,55 - 1,75 г/см3 коэффициент уплотнения насыпного грунта земляного полотна - не менее 0,95. Способы уплотнения грунта и методы контроля за его плотностью определяются проектом.
4.2.4 Земляное полотно должно иметь эффективное водоотводящее устройство.
(Поправка)
4.2.5 Устройство земляного полотна в зимний период должно осуществляться по отдельным требованиям к проекту кранового пути с учетом специфики климатических зон.
При устойчивой отрицательной температуре окружающего воздуха во время нахождения крана на объекте допускается укладывать балластный слой без предварительного уплотнения грунтового основания.
(Поправка)
4.3 К верхнему строению рельсового пути предъявляются следующие требования:
4.3.1 Верхнее строение рельсового пути может возводиться как из отдельных элементов, так и с использованием инвентарных секций.
В качестве подрельсовых опорных элементов могут применяться деревянные полушпалы, брусья или железобетонные балки.
4.3.2 Толщина балластного слоя определяется проектом на основании расчетов и зависит от нагрузки на колесо крана, вида грунтового основания, материала балласта и конструкции подрельсовых опорных элементов.
Ориентировочная толщина балласта (для составления технико-экономического обоснования проекта) приведена в таблице 1.
4.3.3 При устройстве рельсового пути с полушпалами стыки рельсов следует располагать между полушпалами, а с железобетонными продольными подрельсовыми элементами - над их стыками.
4.3.4 Конструкции болтовых соединений рельсов должны исключать ослабление затяжки (должны применяться пружинные шайбы, шплинты и т.п.).
4.3.5 Величина зазора в рельсовом стыке не должна превышать 12 мм. Смещение торцов стыкуемых рельсов не должно превышать в плане 2 мм и по высоте 3 мм.
4.3.6 Длина балластной призмы должна превышать длину рельсовой нитки на 1 м в каждую сторону.
4.3.7 При применении железобетонных подрельсовых опорных элементов (балки, плиты, шпалы) между рельсами и поверхностями этих опорных элементов должны устанавливаться прокладки соответствующей упругости.
(Поправка)
4.3.8 Допускаемые отклонения размеров рельсовых путей от проектного значения при их устройстве приведены в таблице 2.
4.4 Расстояния выступающих частей крана до зданий, сооружений, штабелей грузов должны соответствовать требованиям ст. 4.14.5 ПБ 10-14 и ГОСТ 12.3.009.
4.5 К путевому оборудованию рельсового пути предъявляют следующие требования:
4.5.1 На концах рельсового пути (на расстоянии не менее 0,5 м) должны быть установлены тупиковые упоры, предназначенные для гашения остаточной скорости крана и предотвращения его схода с концевых участков кранового пути в аварийных ситуациях, при отказе ограничителя передвижения или тормозов механизма передвижения крана.
Упоры должны быть установлены таким образом, чтобы наезд крана на упоры был одновременным.
Рельсовые пути должны иметь в поперечном направлении фиксирующие элементы (стяжки-распорки), которые устанавливаются в начале и конце рельсового пути, а в промежутке - не менее одного на инвентарную секцию или с шагом не более 6,25 м.
Таблица 1
В миллиметрах
Нагрузка от колеса на рельс, кН | Ориентировочная толщина балласта hб | |||||||||||
щебеночного под железобетонными балками | песчаного под железобетонными балками | щебеночного под деревянными полушпалами | ||||||||||
при земляном полотне из глинистого, суглинистого или супесчаного грунта и рельсах типов | при земляном полотне из песчаного грунта и рельсах типов | при земляном полотне из глинистого, суглинистого или супесчаного грунта и рельсах типов | при земляном полотне из песчаного грунта и рельсах типов | при земляном полотне из глинистого, суглинистого или супесчаного грунта и рельсах типов | при земляном полотне из песчаного грунта и рельсах типов | |||||||
Р 50 | Р 65 | Р 50 | Р 65 | Р 50 | Р 65 | Р 50 | Р 65 | Р 50 | Р 65 | Р 50 | Р 65 | |
До 200 | ||||||||||||
От 200 до 225 | ||||||||||||
От 225 до 250 | ||||||||||||
От 250 до 275 | ||||||||||||
От 275 до 300 | - | - | - | - | ||||||||
От 300 до 325 | - | - | - | - | ||||||||
Примечания 1 При нагрузке на колесо более 275 кН рекомендуется применять железобетонные опорные подрельсовые элементы. 2 Расстояние между осями полушпал следует принимать 500 мм с допускаемыми отклонениями ± 50 мм. 3 В качестве щебеночного балласта следует применять щебень из естественного камня фракции 25 - 60 мм, гравий и гравийно-песчаную смесь фракции 3 - 60 мм (гравий) и 0,63 - 3 мм (песок) по массе не более 20 %. 4 Для изготовления подкрановых рельсовых путей должны применяться новые или старогодние рельсы I и II групп годности. |
Таблица 2
Параметры | Предельная величина отклонения при | |
устройстве | эксплуатации | |
Продольный и поперечный уклоны рельсового пути* | Не более 0,004 | Не более 0,01 |
Колея рельсового пути | ± 10мм от номинального размера | ± 15 мм от номинального размера |
Прямолинейность рельсового пути на участке длиной 10 м для кранов: | ||
с жесткими ходовыми рамами | Не более 15 мм | Не более 20 мм |
с балансирными тележками | Не более 20 мм | Не более 25 мм |
Упругая просадка рельсового пути при максимальной нагрузке на колесо крана и конструкции верхнего строения: | ||
из деревянных полушпалах | Не более 7 мм | Не более 7 мм |
на железобетонных балках | Не более 5 мм | Не более 5 мм |
* На участке пути, равном по длине двум базам крана (2 В), поперечные знакопеременные уклоны в указанных значениях не допускаются. |
4.5.2 Ограничители передвижения должны быть установлены таким образом, чтобы отключение двигателя механизма передвижения крана происходило на расстоянии не менее тормозного пути до тупикового упора.
4.5.3 Устройство заземления пути необходимо выполнять в соответствии с требованиями Правил устройства электроустановок.
4.5.4 Знаки безопасности выставляют в соответствии с требованиями ГОСТ 12.4.026.
Ограждение рельсового пути следует выполнять по ГОСТ 23407. На рельсовом пути участок стоянки крана в нерабочем состоянии должен быть обозначен табличкой «Место стоянки крана».
4.5.5 Ограничители передвижения и тупиковые упоры должны быть окрашены в соответствии с требованиями ГОСТ 12.4.026.
Металлические детали должны быть предохранены от коррозии.
4.6 Кроме общих требований к устройству рельсовых путей, изложенных в 4.3 и 4.5, следует руководствоваться также условиями на укладку рельсового пути, которые должны содержаться в паспорте крана, соответствующем требованиям международного стандарта ИСО 4310.
4.7 Рельсовый путь перед сдачей-приемкой подлежит обкатке. Обкатка пути производится не менее 10 раз краном без груза и не менее 5 раз с максимальным рабочим грузом. Просадка пути и выявленные дефекты устраняются.
4.8 Готовность рельсового пути к эксплуатации подтверждается актом сдачи-приемки пути по форме в соответствии с приложением 8 ПБ 10-14 или актом комплексного обследования крановых путей (5.3).
4.9 Разрешение на эксплуатацию рельсового пути выдается инженерно-техническим работником но надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, съемных грузозахватных приспособлений и тары, назначенным согласно требованиям ст. 7.4.2 ПБ 10-14, на основании акта сдачи-приемки или акта комплексного обследования крановых путей.
(Поправка)