Упражнение 2. “Работа с импульсом”. Исходная позиция: нейтральная.




Тема: Жестикуляция рук и Пластика тела.

Ход занятия:

Невербальные символы общения. Игра в жесты.-15 мин.

Упражнения для развития пластики рук.-15 мин.

Ритмический тренинг.-15 мин.

Пластический тренинг.-15 мин.

Упражнения психофизического тренинга.-30мин.

 

1. Упражнения по актерскому мастерству, направленные на напряжение и расслабление

Прежде чем приступить к игре на сцене, нужно размяться. Для этого можно сделать следующие упражнения. Для начала нужно встать прямо и поднять руки вверх. Затем посмотреть на руки и подняться на носочки. Потом потянуться так, будто вам надо закинуть тяжелый чемодан на верхнюю полку, напрячь свое тело как можно сильнее, и продержаться в таком положении примерно 7–10 секунд. Расслабиться. Обычно расслабить тело нелегко, а вот после сильного напряжения — совсем просто.

Все «расслабленные» садятся на стулья, ведущий проверяет, насколько эффективно было упражнение. Для этого он подходит к каждому участнику, поднимает его руку (за пальцы) и двигает ее в разные стороны. Рука должна быть совершенно послушной. Если просматривается хоть небольшое напряжение или сопротивление, то результат упражнения отрицательный. То же самое ведущий проделывает с ногами, поднимая их в коленном суставе. Нога должна легко сгибаться, а ступня — волочиться по полу.

Данное упражнение необходимо повторить 3–5 раз. Оно помогает снять скованность перед выходом на сцену. Неплохо делать подобное упражнение в начале каждого занятия, чтобы у актеров это вошло в привычку.

Невербальные символы

Невербальными символами называются непроизвольные и произвольные движения тела и конечностей. С их помощью человек выражает свои эмоции, мысли и даже слова. Например, взмах рукой означает приветствие, топанье ногами — недовольство.

Участники группы должны вспомнить все известные им невербальные символы. Знание того, что какое движение обозначает, поможет играть в пантомиме. Упражнение можно оформить в виде игры: каждый участник показывает какой-то жест, остальные угадывают, что он хотел этим выразить. И так до тех пор, пока не вспомнятся все возможные невербальные символы.

Игра в жесты

В данную игру могут играть сразу 7–15 человек. Каждый участник придумывает себе жест, например: сделать рожки, хлопнуть в ладоши, почесать ухо и т. д. Игроки образуют круг, садятся, и упражнение начинается. Первый участник показывает свой жест, а затем жест другого игрока. Тот участник, чей жест был показан, должен его сразу же повторить и показать жест следующего игрока. Тот, кто сбился, выходит из игры. Победителей остается двое.

«Крокодил»

Для упражнения нужно минимум 4 человека. Участники делятся на две команды. Первая команда придумывает слово. Затем вызывается представитель из другой команды, ему говорят это слово. Его задача — объяснить игрокам своей команды данное слово посредством одних лишь жестов. Чтобы угадать слово, участники задают наводящие вопросы. Когда слово угадано, команды меняются местами.

«Красим забор»

Упражнение по актерскому мастерству направлено на развитие пластики рук. Участники театральной группы все сразу или по очереди должны выполнять следующие движения:

красить импровизированный забор, будто кисть руки — кисточка с краской;

пускать волны через плечо (волны должны быть плавными);

трогать невидимую стену (ладони и пальцы будто прикасаются к плоскости);

грести веслами;

перетягивать невидимый канат (для этого упражнения участники группы делятся на команды).

«Собери по частям»

Каждый член театральной группы получает листочек с заданием изобразить что-либо:

сделать из досок лодку с веслами;

установить все четыре колеса на машину;

собрать по частям вертолет;

собрать по частям самолет;

собрать по частям велосипед;

собрать по частям какую-то другую технику (на усмотрение ведущего).

Упражнение выполняется следующим образом: посредством пантомимы зрителям рассказывается, что и из каких частей собирается. Участник берет первую деталь и показывает ее форму (ощупывая ее руками, изображая то, для чего она предназначена и др.). Таким образом у остальных участников группы должно сложиться ясное представление о том, что находится в руках «сборщика». Затем данная деталь якобы устанавливается. Задача группы — угадать, что же собирал ведущий.

«Гладим животное»

Все учащиеся театральной группы, как и в предыдущем упражнении, получают листочки с заданием. Только на этот раз им необходимо показать, как они гладят какое-либо животное, берут его на руки… Участникам можно предложить «погладить» следующих животных:

кошку;

слона;

жирафа;

хомячка (можно изобразить, как он выскальзывает из рук, бегает по плечам и пр.);

змею (можно показать, как она обвивает руки или шею).

Задача остальных участников — угадать животное, которое «гладят».

«Попугай в клетке»

Когда подобную сценку исполняет профессионал, создается впечатление, что повторить ее довольно легко. Однако это не всегда так. Задача участника заключается в следующем:

подойти к клетке (все предметы, в том числе и клетка, и попугай, — воображаемые);

ощупать ее руками;

переставить ее на другое место;

подразнить птицу;

найти дверцу, открыть ее;

насыпать в ладонь зерна и покормить попугая;

погладить его (попугай непременно должен укусить участника);

отдернуть руку;

закрыть клетку как можно быстрее;

погрозить птице пальцем;

снова переставить клетку.

2. Упражнения для развития пластики рук.

Упражнение № 1
Сжимаем-разжимаем кулаки (несколько раз, вы уже знаете примерно сколько), ритмично, как можно быстрее.
Упражнение выполняется в двух вариантах: сначала акцент делаем на сжимание пальцев в кулак (хватательные движения), а затем – на разжимание (бросательные), причем пальцы нужно выпрямлять полностью.
Упражнение № 2
Последовательно сжимаем пальцы от мизинца к большому несколько раз, а потом от указательного к мизинцу. После чего встряхиваем кисти рук, расслабляем мышцы.
Упражнение № 3
Акцентируем внимание на лучезапястном суставе.
Теперь кисти, сжатые в кулак, вращаем по кругу максимального диаметра, сначала в одну, потом в другую сторону.
Упражнение № 4
Плечи параллельны полу, зафиксированы. Руки согнуты в локтях, предплечья свободно висят.
Совершаем вращательные движения предплечьями вокруг локтевых суставов в обе стороны. Следите за тем, чтобы плечи не двигались.
Упражнение № 5
Голова прямо. Плечи тянем вперед навстречу друг другу. Чувствуем приятное напряжение.
Даем легкое расслабление и опять с новым усилием дополнительное напряжение, снова расслабление и т. д.
Упражнение № 6
Затем – назад, лопатки ‘наезжают’ одна на другую. В каждую сторону выполняем упражнение по несколько раз.

Упражнение № 7
После этого плечи идут вверх, дотягиваемся ими до ушей, слегка отпускаем напряжение и снова тянемся к ушам.
Аналогично чередуем увеличивающееся с каждым разом напряжение с легким расслаблением, опуская плечи как можно ниже.
Затем снова плечи тянем вверх и заканчиваем упражнение.
Упражнение № 8
Круговые движения плечами вперед, а затем назад осуществляем по такому же принципу. Амплитуда максимальная.
Упражнение № 9
Голова прямо. Руки выпрямлены вдоль туловища. Разворачиваем их ладонями наружу, как будто ‘ввинчиваем’ руки в пол. Проверьте! В работу включаются лучезапястный, локтевой и плечевой суставы.
После того как дошли до упора, даем дополнительное напряжение – ‘подтягиваем винт’, и легкое расслабление. Еще дополнительное, чуть больше по силе, напряжение – ‘затягиваем туже’ и расслабление. Делаем несколько таких движений, а затем разворачиваем руки в противоположную сторону и выполняем упражнение аналогично. И еще очень важное правило: как нужно дышать? На любое напряжение всегда приходится выдох, а на расслабление – вдох! И никогда не задерживайте дыхание!

Ритмический тренинг

Сидим в полукруге, ведущий – перед кругом, лицом к группе (первое время в роли ведущего – я). Хлопками, ударами или метрономом задается простой ритм: падающих снежинок, ритм капающей воды, ритм аплодисментов, падающего града. Дети слушают, потом повторяют все вместе, один в один хлопок, как один человек, чтобы не было «гороха», т.е. отдельных хлопков до и после основного.

1. Заданный ритм отхлопать по очереди, по часовой стрелке (или против), воспроизводя его не все вместе, а по одному. Следить, чтобы ритм не замедлялся и не сжимался, а шел равномерно.

2. Отстучать тот же ритм не ладошками, а ножками; ротиком – чавканьем, носиком – хрюканьем.

3. Пройти по сцене в заданном ритме, отбивая его шагами. Здесь вводим понятие «громче-тише», как выразительное средство. Придумать, кто и почему так ходит (вор медленно крадется в темноте, солдат идет, печатая шаг, люди гуляют по парку и т.д., пусть дети проявят свою фантазию).

4. Поискать ритмы сказочных героев: Буратино, Карабаса-Барабаса, Папы Карло и т.д.

5. Работаем парами. Ритм передается хлопками. Надо хлопнуть вместе с партнером.

6. Ритмический рисунок. Ведущий отхлопывает спортивный ритм (Спартак-чемпион…). Группа повторяет весь или кусочками. Можно менять скорости.

7. Ритмический рисунок любой стихотворной фразы: У лукоморья дуб зеленый… и т.д., проговаривая с детьми текст вслух и про себя.

8. Фантазирование своего ритмического рисунка. Проверяется по очереди, с просьбой повторить 2–3 раза, или предлагается повторить партнеру.

9. Фантазирование на сцене в заданном ритмическом рисунке всем телом. Оправдать, где и почему возник такой рисунок.

Прекрасные упражнения на внимание описаны у Станиславского: большой, средний, малый круг.

По хлопку слушаем и запоминаем звуки, которые происходят на улице, за пределами здания, после второго хлопка спрашиваю, кто что услышал. Средний круг – звуки в нашем здании, за пределами нашей комнаты. Малый – я, мое тело, мысли, чувства.

Пока дети мало знакомы: один выходит перед полукругом и встает спиной к группе. Дети называют его имя. Надо назвать имя ребенка, чей голос тебя позвал.

«Кто во что одет?» – называю конкретного ребенка, чтобы он внимательно посмотрел на партнера справа или слева в течение небольшого времени, например, пока считаю до 5, и запомнил, во что одет партнер. Потом закрыть глазки и перечислить.

«Восстановить мизансцену»: группа детей занимает позиции на заданную тему, ведущий выходит или отворачивается, в мизансцене производим некоторые изменения и просим ведущего восстановить как было.

Очень полезное и важное задание для детей – строить фигуры из своих тел или стульев: точный круг, квадрат, треугольник. Маленьким это не просто, но тогда у них вырабатывается чувство формы, мизансцены. Мы это делаем под счет – пока считаю до 7, до 5, до 3.

«Запомни движения». Один показывает 3–5 движений, другой старается повторить в точности.

Тренинг развивающий.

Упражнение 1. Исходная позиция: ноги вместе, руки опущены вдоль тела.

Упражнение выполняется на восемь счётов в прыжках.

На «раз» – ноги в стороны; на «два» – ноги вместе; на «три» – правая нога вперёд, левая назад, на «четыре» – ноги вместе; на «пять» – ноги в стороны; на «шесть» – ноги вместе; на «семь» – левая нога вперёд, правая назад; на «восемь» – ноги вместе.

Счёт для рук: на «раз» – правая рука на пояс; на «два» – левая рука на пояс; на «три» – правая рука на плечо; на «четыре» – левая рука на плечо; на «пять» – правая рука на затылок; на «шесть» – левая рука на затылок; на «семь» - правая рука выпрямляется по направлению вверх; на «восемь» – левая рука выпрямляется по направлению вверх. Соединить движения рук и ног на восемь счётов.

Упражнение 2. Исходная позиция: нейтральная.

Потянуться правым ухом вправо, затем левым ухом влево. Проконтролировать, чтобы взгляд был направлен вперёд, голова не поворачивается.

Упражнение 3. Исходная позиция: стопы на ширине плеч, параллельны.

Перекаты с пяток на носочки и обратно. Перекатившись на носочки, найти устойчивую позицию. Прокатившись на пятки, также удержать устойчивое положение.

Упражнение 4. Исходная позиция: лёжа на спине.

Подобрать ноги к себе и выйти в «полумост». Не отрывая пятки от пола, максимально прогнуться вверх.

Упражнение 5. Исходная позиция: четыре точки опоры спиной к полу.

Раскачать тазобедренный сустав и, отрывая руки от пола, встать через прогиб.

Упражнение 6. Исходная позиция: стоя на левой ноге.

Максимально оттолкнувшись, выпрыгнуть вверх и приземлиться на правую ногу. Правая стопа опускается на то место, где была левая. После прыжка – устойчивая позиция.

Тренинг пластический.

Цель пластического тренинга – воспитание чувства движения. Умение существовать непрерывно, мягко, плавно – качество необходимое будущему актёру. Пластический тренинг может проводиться как отдельными упражнениями, так и в комплексе упражнений, объединённых в одно упражнение.

Упражнение 1. Исходная позиция: нейтральная.

Вытягивающие и растягивающие движения в одном темпе. Темп выполнения один для всех занимающихся. Задача в непрерывности движения, при работе всего тела, а не локального его участия.

Упражнение 2. “Работа с импульсом”. Исходная позиция: нейтральная.

Импульс (толчок), вынуждающий соответствующий участок тела двигаться в направлении от толчка. Пальцем кисти любой руки коснуться определенного участка своего тела – «задать импульс». Очень важно, чтобы тело мгновенно и «взрывно» отзывалось на это действие. Движение участка тела, получившего импульс, «гасится» до полной остановки. Это упражнение выполняется на трех уровнях: верхнем (стоя на ногах), среднем (положение приседа или полуприседа) и нижнем (на полу).

Большое значение в освоении актёрского искусства имеет актёрский тренинг. Тренинг способствует развитию пластичности психики и отзывчивости на любой условный раздражитель. При этом одним из главных условий успеха проведения такого тренинга должна стать методика проведения такого тренинга должна стать методика проведения экспериментальных упражнений.

5.Упражнения психофизического тренинга условно можно разделить по следующим темам:

Освобождение от мышечных напряжений (от так называемых «зажимов»). Освобождение от телесных зажимов ведет к освобождению от зажимов психологических. Упражнения этой темы даются в начале любого занятия, это так называемые «разогревающие процедуры».

Внимание. В этой теме содержатся упражнения на сосредоточение внимания, переключение внимания, привлечения внимания к себе, развитие внутреннего внимания, развитие памяти и т.д.

Воображение и фантазирование, которые являются необходимым звеном творческого поиска, наполняют все движения актера разнообразным, а главное, осмысленным содержанием.

Общение и взаимодействие с проработкой невербальных средств общения (интонаций, мимики, движений и т.п.) и его содержания (контекста, подтекста, атмосферы).

Актёрский тренинг предполагает широкое использование элементов игры. Каждое упражнение актерского тренинга можно провести в соответствии с основными специфическими актерскими способностями, свойствами. Существуют опорные и ведущие свойства, над которыми необходимо работать начинающему актеру:

Тренинг творческой психотехники актера:

развитие навыков рабочего самочувствия;

развитие творческих восприятий;

развитие творческих навыков физического самочувствия;

развитие артистической смелости и элементов характерности.

Задание тренинга на овладение основными элементами сценического действия по системе Станиславского: освобождение мышц, внимание, воображение, эмоциональная память, память физических действий, развитие актёрской смелости и непосредственности, общение, темпоритм.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: