А. А. Ахматова занимает исключительное место в русской поэзии XX века. Современница великих поэтов периода так называемого серебряного века, она стоит гораздо выше многих из них. В чем причина столь удивительной силы стихов Анны Ахматовой? На мой взгляд, в то сумбурное и страшное время, в которое выпало жить поэтессе, в тот момент, когда многое необходимо было переосмыслить и оценить по-новому, именное в такие моменты истории наиболее глубоко прочувствовать всю глубину жизни может прежде всего женщина. Поэзия Анны Ахматовой -- это все-таки поэзия женская, и ее лирический герой -- человек, обладающей глубочайшей интуицией, умением тонко чувствовать и сопереживать всему, что происходит вокруг.
Любовь -- тема, которая с самого начала творческого пути поэтессы стала одной из ведущих в лирике А. А. Ахматовой. "У нее был величайший талант чувствовать себя разлюбленной, нелюбимой, нежеланной, отверженной", -- сказал об А. Ахматовой К. Чуковский. И это очень ярко выражено в стихах раннего периода: "Я не любви твоей прошу...", "Смятение", "Проводила друга до передней...". Любовь в ранних стихах Ахматовой всегда безответная, неразделенная, трагичная. Душевная боль ее лирической героини нестерпима, но она, как и сама поэтесса, всегда с достоинством переживает удары судьбы.
В период с 1911 по 1917 год в лирике А. Ахматовой все более и более настойчиво проявляется тема природы, что было отчасти связано с тем, что этот период жизни она провела в имении своего мужа Слепневское. Русская природа описана в лирике Ахматовой с удивительной нежностью и любовью:
Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят деревья весело -- сухие,
И теплый ветер нежен и упруг.
В этот период происходит сближение лирической героини Анны Ахматовой с окружающим ее миром, который становится более близким, понятным, родным, бесконечно красивым и гармоничным -- миром, к которому стремится ее душа.
Однако для героя произведений А. Ахматовой любовь к природе родного края неотделима от чувства любви к Родине -- России в целом. А потому в творчестве поэтессы не может быть равнодушия к судьбе своего народа, лирической героиней овладевают чувства боли, тоски по судьбе народа. Ахматовская героиня с каждым годом становится все ближе к народу и постепенно вбирает в себя все горькие чувства своего поколения, ощущает свою вину за все, что происходит вокруг нее:
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам...
В стихах периода первой мировой войны и русских революций покой и светлая радость в душе ахматовской героини меняются на постоянное ощущение надвигающейся катастрофы:
Пахнет гарью. Четыре недели
Торф сухой по болотам горит.
Даже птицы сегодня не пели,
И осина уже не дрожит...
В это тяжелое для страны время, время коренного перелома в жизни всей страны и ахматовского поколения, личные проблемы лирической героини уходят на второй план, главными становятся проблемы общечеловеческие, проблемы, пробуждающие в душе чувства тревоги, неуверенности, ощущения катастрофичности и неясности бытия. Достаточно вспомнить такие стихи, как "Клевета", "Страх, во тьме перебирая вещи...", "Слух чудовищный" и многие другие:
И всюду клевета сопутствовала мне.
Ее ползучий шаг я слышала во сне
И в мертвом городе под беспощадным небом,
Скитаясь наугад за кровом и за хлебом.
Огромная боль за страдания России наиболее полно выразилась в поэме "Реквием", написанной в 1935 -- 1940 гг. Создание поэмы во многом связано с личными переживаниями Ахматовой, с арестом сына, но важнее то, что лирическая героиня этой поэмы вбирает в себя все боли и страдания, выпавшие на долю миллионов русских людей. Голосом лирической героини поэтому говорит каждая из матерей, жен, стоящих в длинных очередях в надежде узнать хоть что-нибудь о судьбе своих близких, каждый из переживших страшную трагедию.
Цикл стихотворений "Ветер войны" -- один из последних в творчестве А. А. Ахматовой -- включает в себя произведения военных и послевоенных лет. Война 1941 -- 1945 гг. -- еще одно тяжкое испытание, выпавшее на долю ахматовского поколения, и лирическая героиня поэтессы снова вместе со своим народом. Стихи этого периода полны патриотического подъема, оптимизма, веры в победу:
И та, что сегодня прощается с милым, --
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!
Послевоенные стихотворения А. А. Ахматовой (сборник "Нечет") -- это итог ее творчества. В этих стихах соединены все темы, волновавшие Анну Ахматову в течение жизни, но теперь они озарены мудростью человека, прожившего насыщенную, яркую, сложную жизнь. Они полны воспоминаний, но есть в них и надежда на будущее. Для лирической героини это время ознаменовано возвращением к чувству любви, причем тема эта получает более общее, философское раскрытие:
Ты прав, что не взял меня с собой
И не назвал своей подругой,
Я стала песней и судьбой,
Поэма-цикл “Реквием”, созданный между 1935 и 1940 годами, а письменно зафиксированного лишь в 1962 году, станет поэтическим памятником бесчисленным жертвам террора Сквозной бессонницей и вьюгой...
|
|
|
Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл, — Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был.
А. Ахматова
На долю поистине великого русского поэта Анны Ахматовой выпало огромное, казалось бы, непереносимое для обычной женщины количество горя и страданий, испытаний и боли. Она жила в тяжелое и суровое время: революция, гражданская война, расстрел мужа и тюремное заключение сына, Великая Отечественная война. И все же даже в самые сложные периоды своей жизни А. Ахматова находила в себе силы чувствовать и предчувствовать, писать стихи, запечатлевая все переломные моменты в истории своей страны.
В поэме "Реквием" отображена одна из самых жестоких и трагических страниц русской истории — время репрессий.
Это было, когда улыбался Только мертвый, спокойствию рад, И ненужным привеском болтался Возле тюрем своих Ленинград.
Поэма эта писалась на протяжении шести лет: с 1935 по 1940 год. "Реквием" состоит из отдельных маленьких главок, отрывков, в которых сконцентрированы и плач русской женщины, и горестное наблюдение за страданиями миллионов русских людей, и трагическое переосмысление действительности.
Узнала я, как опадают лица, Как из-под век выглядывает страх, Как все права защищены 2001-2005 клинописи жесткие страницы Страдание выводит на щеках. Как локоны из пепельных и черных Серебряными делаются вдруг, Улыбка вянет на губах покорных, И в сухоньком смешке дрожит испуг.
Волна репрессий черным крылом задела семью А. Ахматовой — единственный сын оказался в тюрьме. Неизвестность его дальнейшей участи, страх никогда его больше не увидеть — это самое серьезное испытание в судьбе хрупкой, но непокорной и несдающейся женщины после смерти мужа.
Семнадцать месяцев кричу, Зову тебя домой,
Кидалась в ноги палачу, Ты сын и ужас мой. Все перепуталось навек, И мне не разобрать Теперь, кто зверь, кто человек, И долго ль казни ждать.
Личное горе поэта усиливается от понимания того, что тысячи, миллионы ее соотечественников страдают так же, как она, ведь это время было периодом трагедии целой страны, всего народа. Страх, ужас и недоверие поселились в душах и сердцах людей, а искра надежды на лучшее будущее для многих погасла совсем. Таким образом, через личные и интимные переживания А. Ахматова передает в наполненных болью строках общенародное, историческое горе.
Опять поминальный приблизился час. Я вижу, я слышу, я чувствую вас: И ту, что едва до окна довели, И ту, что родимой не топчет земли, И ту, что красивой тряхнув головой, Сказала: "Сюда прихожу, как домой.'"
В это тяжелое время А. Ахматова сумела сохранить стойкость духа и надежду, веру и любовь. Ее не сломили| суровые испытания, но закалили и проверили на проч-р ность личность маленькой женщины и большого поэта.1 Все увиденное и пережитое Анна Ахматова сумела переплавить в поражающие правдой и болью стихи, которые, возвращая нас сегодня более чем на полвека назад, заставляют не только задуматься и оценить жестокое прошлое, но и вселить уверенность в том, что повторения этой трагедии невозможно допустить в будущем.
Перед этим горем гнутся горы, Не течет великая река, Но крепки тюремные затворы, А за ними "каторжные норы" И смертельная тоска.
Проблемы и конфликты в творчестве Л.Андреева («Жизнь Василия Фивейского»,
«Красный смех», «Иуда Искариот» и др.)
Русская литература конца XIX — начала XX © A L L S o c h. r u века — что это за период? Довольно короткий, но напряженный и очень важный — «серебряный век», давший всему миру известные имена. Среди них — имя Леонида Николаевича Андреева, который с первых же своих шагов в литературе вызвал острый и неоднородный интерес. Начав печататься с конца 90-х годов, к середине первого десятилетия XX века он достиг зенита славы, став чуть ли не самым модным писателем тех лет. Непрекращающаяся полемика о творчестве молодого писателя, образы и мотивы произведений которого были рождены восприятием конкретной эпохи, свидетельствовала о властном.притяжении к Андрееву и о неоднозначности его художественного мира. Леонид Андреев огромное значение придавал творческой интуиции, самопознанию: «Все на познании собственного духа основываю».
Такая особенность индивидуальности писателя в известной мере была обусловлена обстоятельствами его жизни. Он был старшим в многодетной семье орловского чиновника. Жила семья более чем скромно. Душевная близость с матерью, свято верившей в избранническую судьбу сына, помогала пережить болезненно воспринимаемую безрадостную обстановку существования. После окончания орловской гимназии Л. Андреев поступает на юридический факультет Московского университета. В это время умирает отец, и совсем еще юный Андреев становится главой семьи. Очень рано его стали волновать вопросы о сущности жизни. Возник интерес к философии Ф. Ницше, А. Шопенгауэра.
В 1897 году Леонид Андреев заканчивает университет и начинает заниматься адвокатской практикой, одновременно публикуя судебные очерки, фельетоны.
В 1899 году появился его первый рассказ «Варга-мот и Гараська», высоко оцененный М. Горьким, который привлек автора к сотрудничеству в журналах «Жизнь», «Журнал для всех», познакомил с членами литературного кружка, получившего название «Среда». Здесь Л. Андреев знакомится с Буниным, Куприным, став одним из самых активных участников этих собраний.
Под эгидой издательства «Знание» А. М. Горький сгруппировал творческий коллектив, в который вошел и Андреев. Был знаком он и с А. Блоком. Но скоро молодой литератор почувствовал свое одиночество. Уже в первых произведениях Л. Андреева традиционные темы приобрели новое содержание, обнаруживая подспудные «пружины» человеческого существования. В ранней прозе Андреева заметна чеховская традиция, в частности в рассказах «Петька на даче », «Ангелочек ».
К исходу 1910 года критика настойчиво заговорила о традициях Достоевского в творчестве Андреева, увлеченного вопросом, прекрасен или ничтожен человек.
Высшей ценностью почитал Андреев дар человеческого мышления, но справедливо считал, что оно может быть использовано в разных целях, и взгляд писателя был сосредоточен на столкновении противоположных начал во внутреннем бытии личности.
Внимательно наблюдая за действительностью, Л. Андреев создал психологический документ своей эпохи. Его рассказы «Бездна», «В тумане», «Красный смех» поразили современников. В рассказе «Красный смех» Л. Андреев поставил задачу показать антинародность и антигуманность войны как одного из безумств XX века...
В прозе Л. Андреева рубежа веков четко просматривается череда рассказов, раскрывающих достойные устремления личности, потому что писатель всегда лелеял идеал единения человека с большим миром. Мысль о таком будущем своеобразно отзывалась в авторских оценках героев и уподоблялась приходу «добрых и сильных людей со всего мира». Личность — люди — мир — подобный замысел органично сочетался с постоянным влечением писателя к «глубинам человеческим». Об этом повесть «Жизнь Василия Фивейского», которая отвечает на главный для Л. Андреева вопрос: кто и как поможет бескрайним людским страданиям? В образе священника Василия Фивейского, отдав-шегс-себя «великому подвигу и великой жертве» во имя людей, выражена авторская, вера в достижения
Человека. Л. Андреев не менее страстно, чем отец Василий, лелеял максималистскую мечту — одним деянием, одной жертвой преобразить действительность, потому что он был убежден, что горячо верующий человек не может представить Бога иначе, как «Бог — любовь, Бог — справедливость, мудрость, чудо...»
Все представления и эмоции Л. Андреева носили максималистский характер. Желанное будущее писатель отождествлял с абсолютной гармонией. Молодость, чистота, самоотверженность должны были, по Л. Андрееву, излечить жизнь. Так он воспринял первую русскую революцию, ожидая серьезного внутреннего перелома в народном сознании. Но чуда духовного перерождения не произошло, и Л. Андреев болезненно переживает это, что нашло отражение в таких его произведениях, как, пьеса «Жизнь человека», повести «Иуда Искариот», «Рассказ о семи повешенных».
В последнее десятилетие перед своей ранней смертью Л. Андреев испытал много тяжелых душевных невзгод. Одно из самых болезненных переживаний было вызвано заметным спадом интереса к его сочинениям читателей и критики. Кроме того, он так и не смог оправиться после смерти горячо любимой первой жены. Женившись вторично, Л. Андреев вел светский образ жизни, летом выезжал на дачу в Финляндию. Сроднившись с местностью, купил на Черной речке землю и построил большой дом, где проводил много месяцев в году, а с началом Первой мировой войны жил там почти постоянно. Это способствовало разъединению писателя с прежним литературным окружением. Неумолимо распадался взлелеянный писателем мир, отступали прежние светлые идеалы.
Во время первой мировой войны Л. Андрееву казалось, что сражение с германским милитаризмом соединит всех для «общего блага» и священной цели: человечности.
И тем не менее именно в этот период во всей сложности проявились противоречия писателя, двойственность взглядов.
Творчество Л. Андреева не укладывается в какие-то ограниченные рамки. При жизни его называли декадентом, символистом, неореалистом. Спустя годы стали сближать с экспрессионистами. Но в отличие от тех и других писатель верил в объективно закономерное развитие реальной жизни.
Мир Андреева, сложный, противоречивый, обладал единством поиска и свершений. Его творческое наследие — неотъемлемая часть великой русской литературы.