Сюжетом является действие произведения в его полноте, реальная цепь изображенных движений, а фабулой - система основных событий, которая может быть пересказана. Фабула только сообщает об объективном действии и его основных перипетиях, в то время как сюжет разворачивает это действие на глазах читателя. Однажды Н.В. Гоголь услышал анекдот о бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей, накопившем денег на ружье, которое во время первой же охоты запуталось в кустах и утонуло в реке. Сослуживцы чиновника, заболевшего с горя, собрали по подписке деньги и купили ему новое ружье. Данный анекдот, видоизмененный писателем, и стал фабулой повести «Шинель». А ее сюжетом является вся совокупность событий в произведении.
Фабула и сюжет не всегда бывают однонаправленными во времени. Они однонаправленны в фольклорных сказках, где действие развивается строго хронологически. Классическим примером их разнонаправленности считают роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», в котором повествование начинается с более поздних этапов судьбы Печорина, а затем движется вспять и повествователь рассказывает о его прошлом. Подобная ретроспекция встречается, как правило, в эпосе - романе «Дама с камелиями» А.Дюма-сына, новелле «Легкое дыхание» И.А.Бунина, повестях «Прощай, Гульсары!» и «Белый пароход» Ч.Т. Айтматова. Впрочем, порой фабула и сюжет разнонаправленны и в драме: в комедии М.А. Булгакова «Иван Васильевич» гениальный изобретатель Тимофеев с помощью созданной им машины времени переносится из Москвы 1920-х годов в эпоху Ивана Грозного и затем возвращается в XX век.
Сюжет раскрывается в драме и особенно в эпосе во многих аспектах, выражая разные грани индивидуальности героев. «<…> литературное произведение ставит перед нами многочленную последовательность внешних и внутренних движений людей и вещей. <…> эта единая, обладающая многообразными внутренними связями последовательность и образует сюжет произведения», «<…> сюжет - это не сочетание событий, а вся сложнейшая последовательность совершающихся в произведении действий и взаимодействий людей, раскрывающаяся как ряд «историй характеров»» . Это развернутое определение, предложенное В.В. Кожиновым, помогает вычленить элементы сюжета. Сюжет в литературном произведении включает в себя всю событийную сторону, или внешние действия героев; их внешние и внутренние высказывания, которые двигают действие и благодаря этому развиваются лежащие в основе сюжета конфликты или коллизии; повествование о переживаниях и умственных запросах персонажей, динамику их мыслей и чувств.
|
Первый аспект сюжета обычно называют внешним сюжетом, третий - внутренним, второй относится в равной степени к внешнему и внутреннему действию. Эти аспекты сюжета различают как в драме, так и в эпосе.
В трагедии У. Шекспира «Гамлет» наряду с внешним действием - преступлением, совершенным королем Клавдием, и местью Гамлета за убитого отца - есть еще и внутренняя борьба в душе датского принца противоречивых чувств: ощущение кризисности, «расшатанности» всего мира, осознание своей миссии не как узколичной, но как общественной, желание поскорее осуществить задуманную месть и сомнения, присущие рефлектирующей личности, и т.д. Внешний и внутренний сюжеты имеют место и в «Борисе Годунове» А.С. Пушкина (история преступления Бориса Годунова и муки его преступной совести). Особенно насыщенны внутренним действием пьесы А.П. Чехова.
|
В повести Е.И. Замятина «Уездное» внешним сюжетом являются те поступки «антигероя» Анфима Барыбы, из которых состоит событийная сторона произведения: уход из дома, воровство, жизнь на содержании у вдовы кожевенного фабриканта, насилие над служанкой, преступление, совершенное против монаха, лжесвидетельство в суде, клевета на приятеля, приводящая к казни последнего, вознаграждение «антигерою» за все грехи в виде должности урядника. Вместе с тем у этих событий есть и внутренний сюжет - история греховности главного героя. И только совокупность внешнего и внутреннего сюжета раскрывают в полной мере образ Анфима, «зверюги» и урядника-разбойника.
В основе сюжета лежит конфликт (от лат. conflictus - столкновение) - борьба между героями эпоса или драмы, или между характерами и обстоятельствами, или внутри характера и сознания персонажа. Исторически масштабный, глобальный конфликт именуют коллизией (лат. colisio столкновение). Борьба, в которой участвуют персонажи трагедии, эпопеи, большого исторического романа, основана на коллизии - настолько величественны цели, которые здесь преследуются. Борьба, которую ведут персонажи жанров драмы, комедии, мелодрамы, басни, основана на конфликте - цели, которые здесь преследуются, гораздо менее значительны. Хотя каждый из терминов «конфликт» и «коллизия» имеет свое значение, в современном литературоведении они нередко используются как синонимы.
|
Композиция - построение, расположение всех элементов художественной формы. С помощью композиции выражается смысл (идея) произведения. К сфере внешней композиции относят деление эпического произведения на книги, части и главы, лирического на части и строфы, лиро-эпического на песни, драматического - на акты и картины. Область внутренней композиции включает в себя все статические элементы произведения: разные типы описаний - портрет, пейзаж, описание интерьера и бытового уклада жизни героев, суммирующую характеристику; внесюжетные элементы - экспозицию (пролог, вступление, «предысторию» жизни героя), эпилог («последующую историю» жизни героя), вставные эпизоды, новеллы; всевозможные отступления (лирические, философские, публицистические);мотивировки повествования и описания; формы речи героев: монолог, диалог, письмо (переписка), дневник, записки; формы повествования, то есть точки зрения: пространственно-временную, психологическую, идеологическую, фразеологическую.
В любом из эпических шедевров есть множество запоминающихся описаний: это контрастные словесные портреты Наполеона и Кутузова, Каренина и Анны Карениной, небо и дуб, увиденные князем Андреем («Война и мир»), описания интерьеров домов помещиков и их бытового уклада в «Мертвых душах» и «Обломове». Несмотря на то, что подобные описания тормозят внешнее развитие действия, каждое из них раскрывает какую-то грань характера героя или состояние социальной и общественной среды и способствует тем самым воплощению определенной стороны содержания произведения и, как правило, развитию внутреннего действия. Подобную художественную роль играют и такие элементы композиции, как письма, дневник, записки.
Письма собачки, которые читает сумасшедший чиновник Поприщин, содержат в себе эффект «остраненния», помогающий понять абсурдность человеческого существования в гоголевском Петербурге. Эпистолярная форма, к которой прибегают в повестях «Последний Колонна» и «Полинька Сакс» В.К.Кюхельбекер и А.В.Дружинин, романе «Бедные люди» Ф.М. Достоевский, помогает раскрыть изнутри образы главных героев.
Порой своего рода вариантом экспозиции служит предыстория героя, а вариантом эпилога - последующая история его жизни. Таковы история детства и юности Онегина, рассказанная не в самом начале романа, а после внутреннего монолога героя, едущего в деревню к заболевшему дяде, и предыстория жизни Печорина, помещенная в середине романа «Герой нашего времени», история последующей жизни Николая Аполлоновича Аблеухова из эпилога к роману А. Белого «Петербург».
В композиции произведения большую роль играют формы повествования, называемые точками зрения. Точка зрения - «позиция, с которой рассказывается история или с которой воспринимается событие истории героем повествования» . Понятие точки зрения в литературе аналогично понятию ракурса в живописи и кино. Современное российское литературоведение обязано разработкой этого аспекта композиции Б.А.Успенскому и Б.О.Корману , выделившим следующие типы точки зрения: идейно-ценностную (идеологическую), лингвистическую («фразеологическую»), пространственно-временную, психологическую, а также внутреннюю и внешнюю. Различные подходы к вычленению точки зрения в художественном произведении соответствуют различным уровням анализа композиции этого произведения