В силу знаковой, символической природы образа в искусстве слова художественное время и пространство создаваемого мира не вполне конкретизированы, условны и прерывисты. Художественная литература, по сравнению с другими видами искусства, максимально свободно обращается с реальным временем и пространством. Писатели с легкостью изображают события, происходящие в разных местах, переходят из одного временного плана в другой (обычно от настоящего к прошлому). Художественная литература связана, в первую очередь, с временем, а не пространством. Поэтому в произведении литературы может быть пространственная неопределенность. Так, читатель совершенно спокойно относится к пространственной фантастике, связанной с образами носа и майора Ковалева («Нос» Н.В. Гоголя), Алисы («Алиса в стране чудес» Л.Кэрролла). Однако подобная неясность применительно к художественному времени встречается редко. Исключением является «Гамлет»: неизвестно, сколько времени проходит на протяжении трагедии (в начале произведения Гамлет - молодой студент, в конце ему тридцать лет, а действие показывается как непрерывное).
Кроме того, в литературном произведении пространственно-временная картина всегда представлена в символико-идеологическом аспекте. Уже древнейшим моделям времени и пространства присуща ценностная осмысленность. Такие ориентиры мира, как верх - низ, замкнутое - открытое, правое - левое, большое - маленькое, далекое - близкое, всегда имеют то или иное мировоззренческое и нравственное значение.
Например, стихотворение Б.Л.Пастернака «Ночь» (1956) построено на смысловом сопоставлении верха и низа. «Верх» - место, куда уходит летчик, где «блуждают, сбившись в кучу/ Небесные тела» и где бодрствует художник «На крытом черепицей/Старинном чердаке»; а «низ» - область будничной жизни. Герои «верха» - летчик, художник ответственны за «низ» и вместе с тем являются связующим звеном между земным пространством и бесконечностью, временем и вечностью. По-новому представлена здесь и традиционная метафора «художник, артист - звезда»: вместо двухчленного сопоставления Пастернак дает трехчленное «художник - летчик - звезда» и сравнивает художника со звездой посредством промежуточного члена сравнения - летчика, который находится прежде всего в пространственной, а не смысловой близости к звезде. Тем самым поэт намекает на сходство миссий художника (поэта) и звезды - давать людям свет и в ночи (то есть при трагических обстоятельствах жизни).
|
У Н.В. Гоголя идеологически ценностными являются такие виды пространства, как замкнутое, безопасное, свое (пространство Дома в повести «Старосветские помещики»), и открытое, чужое и опасное (художественное пространство степи в повести «Тарас Бульба», дороги в поэме «Мертвые души»), пространство героического деяния и внутреннего пути .
Подобная ценностная наполненность замкнутого и разомкнутого типов пространства есть и у других русских писателей. В романе В.Я.Шишкова «Емельян Пугачев» предпочтение, оказанное автором мужицкому царю перед Екатериной II, видно, в частности, в том, что первый существует в разомкнутом пространстве природного мира, а вторая - в основном в замкнутом пространстве дворцов.
Правое и левое во многих мифологиях являются символами мужского и женского начал .
|
В художественной литературе пространство и время тесно слиты. М.М. Бахтин называл этот феномен хронотопом: «Существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе, мы будем называть хронотопом (что значит в дословном переводе - «время-пространство»). Термин этот употребляется в математическом естествознании и был введен и обоснован на почве теории относительности (Эйнштейна). Для нас не важен тот специальный смысл, который он имеет в теории относительности, мы перенесем его сюда - в литературоведение - почти как метафору (почти, но не совсем); нам важно выражение в нем неразрывности пространства и времени (время как четвертое измерение пространства). Хронотоп мы понимаем как формально-содержательную категорию литературы (мы не касаемся здесь хронотопа в других сферах культуры).
В литературно-художественном хронотопе имеет место слияние пространственных и временных примет в осмысленном и конкретном целом. Время здесь сгущается, уплотняется, становится художественно-зримым; пространство же интенсифицируется, втягивается в движение времени, сюжета, истории. Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем. Этим пересечением рядов и слиянием примет характеризуется художественный хронотоп. <…> Хронотоп как формально-содержательная категория определяет (в значительной мере) и образ человека в литературе; этот образ всегда существенно хронотопичен» .