Преимущества свободной торговли неоспоримы. Поскольку структура национальных ресурсов и уровень технологий в каждой стране различны, то каждая страна может производить определенные товары с разными издержками. Действие принципа сравнительных преимуществ заставляет страну производить те товары, издержки на производство которых ниже, чем в других странах. Одновременно свободная торговля стимулирует конкуренцию и ограничивает монополию. Суммарное действие всех перечисленных факторов стимулирует экономический рост.
Несмотря на обоснованную критику подобной политики ограничений во внешней торговле, она периодически проводится в различных странах. Ограничения реализуются по следующим основным направлениям:
1. Путем введения таможенных тарифов. Тарифы—это налоги на импорт. Тарифы — это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары. Существует два основных типа тарифов. Это фискальные тарифы, используемые государством с целью увеличения притока денежных ресурсов. И протекционистские тарифы, используемые государством для защиты национальной промышленности от иностранной конкуренции. Они делают иностранную продукцию более дорогой, чем аналогичную отечественную, которой поэтому потребители и отдают предпочтение.
Пошлины бывают 3 видов:
адвалорные—взимаемые в процентах от стоимости товара;
специфические—взимаемые в виде определенной денежной суммы с веса, объема или штуки товара;
смешанные— предполагающие одновременное применение адвалорных и специфических пошлин.
Например, в Украине с февраля 1993г. действует единый таможенный тариф, представляющий собой свод ставок пошлин, взимаемых при импорте товаров из-за рубежа на таможенную территорию Украины. В тарифе ставки пошлины определены в процентах от таможенной стоимости товаров.
|
Тариф по размерам ставок разделяется на три разновидности:
преференциальные ставки, включая освобождения от уплаты пошлины, применяются к товарам, происходящим из стран, входящих вместе с Украиной в таможенные союзы или образующих специальные зоны, или которым предоставлен специальный режим в соответствии с международными договорами, а также происхождением из развивающихся стран;
льготные ставки применяются к товарам, происходящим из стран, пользующихся на Украине режимом наибольшего благоприятствования. В международной торговле режим наибольшего благоприятствования означает порядок, при котором уровень таможенных пошлин и прочих сборов, взимаемых при импорте товаров из страны, пользующейся таким режимом, не должен быть выше аналогичных пошлин и сборов, налагаемых на товары любой другой страны. То же относится и к различным, связанным с торговлей формальностями и процедурам. Иными словами режим наибольшего благоприятствования предусматривает лишь равный с остальными торговыми партнерами (не дискриминационный) статус, а не какие-либо особые претензии и льготы. Режим наибольшего благоприятствования представляется на взаимной основе, как правило в рамках двухсторонних и многосторонних торговых договоров и соглашений и является общепринятой нормой в международной торговле, зафиксированной в уставе ГАТТ "любая страна, присоединяясь к соглашению, обязуется обеспечивать соблюдение принципов режима наибольшего благоприятствования по отношению ко всем остальным его участникам".
|
Как правило, уровни таможенного обложения всех стран не остаются неизменными, а меняются в зависимости от степени международного разделения труда, интеграционных процессов и так далее. В целом же характерна тенденция (для развитых стран, как пример в развитии) к постепенному снижению таможенных пошлин. Так за последние 40 лет их уровень снизился более чем на З/4.
2. К общим для всех стран формам регулирования внешнеторговой деятельности относятся нетарифные меры. Согласно принятой в ООН классификации к ним относятся меры, направленные на косвенное и административное ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства. Сюда относятся: лицензирование и контингентирование импорта, антидемпинговые и компенсационные пошлины, импортные депозиты, так называемые "добровольные экспортные ограничения", компенсационные сборы, система минимальных импортных цен и т.п. Рассмотрим основные из них более подробно.
Под лицензией понимается разрешение, выдаваемое государственными органами на право той или иной деятельности. Система лицензий возникла еще в период меркантилизма и использовалась для регулирования торгового баланса. Прошедшее время изменило ее характер. Значение лицензии возросло в период мирового кризиса 1929-1933 гг., а затем — во время второй мировой войны. В послевоенные годы наблюдается либерализация внешней торговли, приведшая к ослаблению роли лицензий в регулировании экспорта и импорта, сокращению количества лицензируемых товаров.
|
Лицензия как форма регулирования международной торговли представляет собой документ на право ввоза или вывоза товаров, выдаваемая импортеру или экспортеру государственным органом. Ее использование позволяет государству оказывать прямое воздействие на внешнюю торговлю страны, ограничивая ее размеры, а в ряде случаев и полностью запрещая экспорт или импорт отдельных товаров.
Различают два основных вида внешнеторговых лицензий:
1.Открытая генеральная лицензия (автоматическая) — это опубликованное в печати разрешение соответствующего государственного органа на ввоз или вывоз товара на определенный срок. Товары, включенные в список открытых генеральных лицензий, могут ввозиться или вывозится беспрепятственно.
2.На вывоз или ввоз остальных товаров необходимо получение каждым экспортером индивидуальных лицензий (неавтоматические), которые выдаются на экспорт или импорт отдельных товаров и на строго определенный период времени.
Наряду с лицензированием применяется такое количественное ограничение, как квотирование (контингентирование). Квота—это ограничение количества импортируемых товаров определенного наименования и вида. Подобно протекционистским тарифам квоты снижают иностранную конкуренцию на внутреннем рынке в определенной отрасли. Квоты бывают:
• индивидуальными, ограничивающими ввоз (вывоз) в одну конкретную страну;
• групповыми, устанавливающие объем ввоза (вывоза) в определенную группу стран;
• глобальными, когда импорт (экспорт) ограничивается без указания стран, на которые это ограничение распространяется.
Во взаимных отношениях дело иногда доходило и до введения эмбарго. Эмбарго—полный запрет на торговлю с определенным государством, на ввоз определенного товара. Например, после вторжения Ирака в Кувейт страны—члены ООН проголосовали за введение эмбарго на иранскую нефть.
В последние годы между различными странами заключено свыше ста соглашений о "добровольном" ограничении экспорта и об установлении минимальных импортных цен. "Добровольное" экспортное ограничение—это ограничение, когда иностранные фирмы "добровольно" ограничивают объем своего экспорта в определенные страны. Они дают это согласие против своей воли, в расчете на избежание более жестких торговых барьеров. Так, в Японии автомобилестроители под угрозой введения в США более высоких тарифов или низких импортных квот согласились на введение "добровольных" экспортных ограничений на свой экспорт в США. Специфика "добровольных" экспортных ограничений, как впрочем, и установление минимальных импортных цен состоит в том, что торговый барьер, защищающий страну—импортера, вводится на границе экспортирующей, а не импортирующей страной. Здесь, например, в случае, снижения экспортной цены ниже минимального уровня, импортирующая страна вводит антидемпинговую пошлину, применение которой может сделать невозможным дальнейший экспорт товаров на рынок данной страны.
Антидемпинговые пошлины как нетарифный инструмент регулирования импорта применяется при импорте товара по ценам ниже предлагаемых издержек на их производство.
В некоторых случаях страны применяют так называемые компенсационные пошлины—когда установлено, что экспортер товара получил государственную субсидию на его производство. В некоторых случаях применяется регулирование внешнеэкономических связей посредством мер административного характера, такие как: технические нормы и стандарты, таможенные формальности, санитарные и ветеринарные нормы, требования к упаковке и маркировке товара и так далее.
§4.Платежный баланс
В статьях платежного баланса страны отражаются все внешнеторговые операции, которые она ведет с иностранными государствами. Эти операции включают торговый экспорт и импорт, покупку и продажу услуг, расходы туристов за границей и т.п. Таким образом, платежный баланс страны отражает баланс между всеми доходами, которые она получает от иностранных держав, и всеми платежами, которые она производит другими странами.
Платежный баланс включает три основных компонента:
1. Торговый (внешнеторговый) баланс, характеризующий экспорт и импорт товара, служащий фундаментом платежного баланса. Он строится на основе данных таможенной статистике, учитывающей объемы реально пересекающих границу товаров, тогда как платежный баланс учитывает платежи и поступления в ходе внешнеторгового оборота, которые по времени могут не совпадать с движением товаров.
2. Баланс услуг и некоммерческих платежей(односторонних трансфертов) включает платежи и поступления по транспорту, страхованию, почтово- телеграфной и телефонной связи, комиссионным операциям, туризму культурному обмену, потребительским переводам(зарплаты, наследств, стипендий, пенсий), по содержанию дипломатических и торговых представительств, проценты и дивиденды по капиталовложениям, платежи за лицензии и т.д.
Торговый баланс и баланс услуг и некоммерческих платежей(иностранных трансфертов) образует платежный баланс по текущим операциям(из них 70% приходится на торговлю товарами) или текущий баланс. Следовательно, текущий баланс измеряет стоимость чистых доходов страны или чистых расходов, возникающих в результате сделок с товарами, услугами и трансфертами.
3. Баланс движения капиталов и кредитов—соотношение ввоза и вывоза частных и государственных капиталов, получение и предоставление международных кредитов, т.е. соотношение продажи и покупки активов.
Торговый баланс показывает разницу между товарным экспортом и импортом. Если экспорт превышает импорт, то возникает положительное сальдо, когда же импорт превышает сальдо, то образуется отрицательное сальдо, или внешнеторговый дефицит.
Балансы текущих операций и движение капиталов тесно взаимосвязаны. Дефицит баланса по текущим операциям показывает, что экспорт страны недостаточен для оплаты импорта. Его финансирование требует либо внешнего займа, либо продажи некоторых активов иностранцам. Следовательно, дефицит платежного баланса покрывается за счет притока капиталов в страну. И наоборот, актив или положительное сальдо платежного баланса сопровождается оттоком капиталов по счету движению капиталов. Другими словами, если при дефиците платежного баланса страна вынуждена влезать в долги и продавать собственность и другие свои активы, то при положительном балансе она может использовать избыток капиталов для покупки недвижимости и иностранных активов, а также предоставлять займы иностранным государствам.
Каждая страна должна располагать официальными резервами, т.е. определенным количеством иностранной валюты для регулирования несбалансированности платежного баланса. Сокращение таких резервов показывает размеры дефицита платежного баланса страны. Увеличение резервов характеризует величину активного, или положительного сальдо.
Очевидно, что небольшой дефицит вполне допустим, если есть уверенность в том, что он может быть ликвидирован в будущем году. Кроме того, от такого дефицита выигрывают потребители внутри страны, т.к. они получают больше иностранных товаров. Большой же дефицит во внешней торговле, имеющий тенденцию к устойчивому росту, характеризует потерю конкурентоспособности страны на мировом рынке. Такие дефициты обычно связаны с различными внешними потрясениями, резкими подъемами цен на сырье и энергоносители на мировом рынке, а также глубокими спадами производства, вызванными циклическим характером развития капиталистического производства.
Устойчивое повышение дефицита платежного баланса вызовет истощение официальных резервов страны или запаса иностранной валюты, в результате чего страна может прибегнуть к установлению торговых барьеров, введению высоких пошлин и квот на иностранные товары, чтобы компенсировать дефицит. Однако часто этих мер оказывается недостаточно, и страна начинает жить в долг, продавать недвижимость и финансовые активы.