Генеральное соглашение по тарифам и торговле (General Agreement on Tariffs and Trade) — это многосторонний договор, устанавливающий общие правила осуществления международных торговых соглашений, принятых более 100 государствами.
Объективная потребность международного регулирования торговли с помощью норм и правил появилась в послевоенный период. Она вылилась в подписание временного соглашения по вопросам тарифов и торговли (ГАТТ), которое вступило в силу 1 января 1948 года.
ГАТТ использует 3 фундаментальных принципа, с помощью которых она стремиться достигнуть своей цели — либерализации мировой торговли.
1. Принцип недискриминации, выраженный в так называемой оговорке о наиболее благоприятствуемых нациях в ст.1 ГАТТ. Значение этого соглашения состоит в том, что если в ходе двухсторонних переговоров договаривающая сторона представляет другой стороне тарифные льготы, то, на такие же льготы, в принципе, имеют право все остальные договаривающиеся стороны.
Договаривающаяся сторона вправе использовать только импортные тарифы в тех случаях, когда это необходимо для защиты местной промышленности. Нетарифные меры, такие как количественные ограничения (квоты) или стандарты, носящие дискриминационный характер по отношению к импортным товарам, в принципе запрещены.
Существует развитая система разрешения торговых споров.
В реализации этих принципов ГАТТ допускаются многочисленные исключения, в особенности в пользу таможенных союзов и зон свободной торговли ст.24, при чрезвычайных обстоятельствах ст. 19, в интересах развивающихся стран — ст.18 и др.
В рамках ГАТТ выработан механизм наблюдения за реализацией рекомендаций и решений совещаний экспортеров.
|
Институциональный аппарат ГАТТ — включает в себя периодические сессии, совет, состоящий из представителей государств- членов и секретариат, расположенный в Женеве.
Основное значение в деятельности ГАТТ имеет задача ликвидации или сокращения таможенных пошлин. Постоянная активная работа в этом направлении позволила сократить среднюю величину таможенных пошлин в промышленно развитых стран с 40-60% в 1945-1947гг. до 3-5% к концу 80-х годов. Динамику торговых переговоров относительно сокращения таможенных барьеров показывает таблица 1.
Одновременно с уменьшением величин таможенных пошлин были достигнуты определенные успехи в унификации правил и условий их применения. В "Кодексе по техническим барьерам в торговле", принятом в ходе "Токио—раунда", поставлена задача устранения дискриминационного воздействия стандартов и технических барьеров в торговле, маркировке, сертификации и испытании товара. Наиболее важным является соглашение об обмене информацией, о предлагаемом введении новых стандартов, технических требований, систем сертификации. Новым моментом в деятельности ГАТТ стали переговоры по либерализации торговли услугами, начавшиеся на Уругвайском раунде.
Таким образом, ГАТТ — это порожденный текущим ходом событий институт который взял на себя задачи национальной организации и добился всеобщего признания в севере координации международной торговли.
Таблица 1.Перечень торговых (1947-1994 гг.)
переговоров*
Место открытия и проведения переговоров | Годы | Основное содержание |
Женева (Швейцария) | Снижение таможенных тарифов | |
Аннеси (Франция) | Снижение таможенных тарифов | |
Торки (Англия) | Снижение таможенных тарифов | |
Женева | Снижение таможенных тарифов | |
Женева | 1960-1961 | Снижение таможенных тарифов |
Женева | 1964-1967 (Кеннеди-раунд) | Снижение тарифов, разработка антидемпингового кодекса |
Токио (Япония). Работа проходила в Женеве | 1973-1979-(Токио- раунд) | Снижение тарифов, разработка кодексов, расширяющих и усиливающих компетенцию ГАТТ в области нетарифных барьеров |
Ïунта-дель-Эсте (Уругвай)... Работа проходила в Женеве | 1986-1994 (Уругвайский раунд) | Снижение таможенных барьеров, совершенствование механизм ГАТТ, соглашение о созданий Всемирной торговой организации. Разработка Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТТ) |
|
§6. Внешнеторговый мультипликатор.
Интенсивное развитие внешнеэкономических связей требует определить их влияние на развитие экономики страны. Экспорт и импорт, как и другие составляющие совокупных расходов, действуют с мультипликационным эффектом. Поэтому для количественной оценки воздействия внешней торговли, на рост национального дохода и ВНП экономическая теория разработала и использует в практике модель внешнеторгового мультипликатора. Большой вклад в ее создание и развитие внесли Д. Кейнс, Р. Кан, Ф. Махлуп, П. Самуэльсон и другие экономисты.
Первоначальное изменение экспорта, подобно изменению инвестиций, порождает цепную реакцию, которая, уменьшаясь с каждым последующим циклом. Дает эффект многократного усиления первоначального изменения. Аналогично мультипликатору инвестиций, мультипликатор экспорта(Мx) обусловлен внутренними Dпроцессами в сфере потребления и может быть определен через предельную склонность к потреблению(MRC) или предельную склонность к сбережению (MRS):
|
Mx=1/MRS=1/(1—MRC)
Влияние увеличения экспорта на объем производства определяется на основании формулы: ВНП= МpDX.
Но международная торговля—это не только экспорт, но и импорт. И если часть полученного экспортного дохода идет на импорт, то внутренняя покупательная способность сократиться. Импорт действует как утечка, аналогично сбережениям (импорт имеет отрицательный знак). Поэтому анализировать импорт можно аналогично функции сбережения. С введением понятия предельной склонности к импорту(MRM), как отношения изменения объема импорта к изменению дохода, формула мультипликатора принимает вид:
Mp=1/((MRS-MRM)DX)
А влияние изменения экспорта с учетом импорта на изменение объема производства можно описать формулой:
DВНП=1/(MRS-MRM)DX
Действие мультипликатора внешней торговли не бесконечно. Мультиплицирование носит затухающий характер, величины очередных приростов неуклонно сокращаются, т.к. значение предельной склонности к потреблению к потреблению импортных товаров меньше единицы.
По прошествию определенного промежутка времени, возмущение, вызванное приростом инвестиций в одну из стран, сглаживается, системы вновь приходят в состояние равновесия. Большую роль в устранении нарушенного равновесия торгового баланса и помех на пути развития международной торговли призвано играть активное государственное регулирование.
ГЛАВА II