Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов




Термодинамика и теплопередача

Методические указания по выполнению контрольной работы и СРС

по дисциплине «Термодинамика и теплопередача» для подготовки бакалавров по направлению 131000 НЕФТЕГАЗОВОЕ ДЕЛО и профилям: «Эксплуатация и обслуживание объектов добычи нефти»,

«Бурение нефтяных и газовых скважин»,

«Сооружение и ремонт газонефтепроводов и газонефтехранилищ», «Эксплуатация и обслуживание объектов транспорта и хранения нефти, газа и продуктов переработки»

очной, очно-заочной и заочной форм обучения

 

Альметьевск 2013

УДК?

Вахитова Р.И.

Термодинамика и теплопередача: методические указания по выполнению контрольной работы и СРС по дисциплине «Термодинамика и теплопередача» для подготовки бакалавров по направлению 131000 НЕФТЕГАЗОВОЕ ДЕЛО и профилям: «Эксплуатация и обслуживание объектов добычи нефти», «Бурение нефтяных и газовых скважин», «Сооружение и ремонт газонефтепроводов и газонефтехранилищ», «Эксплуатация и обслуживание объектов транспорта и хранения нефти, газа и продуктов переработки» очной, очно-заочной и заочной форм обучения. – Альметьевск: Альметьевский государственный нефтяной институт, 2013. – 22 с.

 

Предлагаемое пособие составлено в соответствии с принятой рабочей программой. В методических указаниях приведены основные требования по выполнению контрольной работы и организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Термодинамика и теплопередача», представлены основные виды самостоятельной работы, формы контроля и список основной литературы.

Самостоятельная работа студентов является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. Содержание самостоятельной работы студентов направлено на расширение и углубление практических знаний и умений по данному курсу, на усвоение межпредметных связей. Основная задача организации самостоятельной работы студентов (СРС) заключается в создании психолого-дидактических условий развития интеллектуальной инициативы и мышления на занятиях любой формы.

Рецензент

Содержание

  Введение………………………………………………………………….  
  Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов…  
  Организация и формы самостоятельной работы………………………  
  Контроль самостоятельной работы……………………………………..  
  Задание для самостоятельной работы…………………………………..  
  Вопросы для самоконтроля ……………………………………………..  
  Задание по контрольной работе………………………………………...  
  Литература………………………………………………………………..  

 

 

 

Введение

 

Курс «Термодинамика и теплопередача» является фундаментальной учебной дисциплиной из базовой части профессионального цикла, читаемой студентам Альметьевского государственного нефтяного института. Ее важное значение связано с задачами повышения эффективности и интенсификации всех отраслей экономики России, требующих ускоренного внедрения последних достижений науки и техники. Основная роль в решении этих задач принадлежит энергетике, в теоретическую базу которой входят термодинамика и теплопередача.

Термодинамика и теплопередача являются теоретической основой ряда специальных дисциплин (Применение тепловых методов для разработки залежей высоковязкой нефти и битумов и др.) и играют определяющую роль при подготовке бакалавров широкого профиля.

В основе построения и принципах работы всех теплосиловых и энергетических установок, распространенных в промышленности, лежат законы термодинамики и теплопередачи.

При изучении данной дисциплины рассматриваются вопросы: 1.Основные понятия термодинамики. 2. Первое и второе начала термодинамики. 3. Круговые процессы. 4. Пары и парообразование. 5. Процессы истечения и дросселирования газов, паров и жидкостей. 6.Термодинамические процессы компрессорных машин.7. Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания, паро- и газотурбинных установок, холодильных машин. 8. Законы теории теплообмена.

К основным задачам изучения дисциплины «Термодинамика и теплопередача» следует отнести:

-развивать способности к деятельности в профессиональной сфере современной энергетики;

-умение изучать и анализировать необходимую информацию, технические данные, показатели и результаты работы, обобщение и их систематизация;

- использование современных информационных образовательных технологий в области эффективности и использования тепловой энергии.

Повышение качества подготовки бакалавра, перестройка процесса обучения требует особого внимания, уделяемого самостоятельной работе студентов.

Самостоятельная работа студентов является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. Основным принципом организации самостоятельной работы студентов является комплексный подход, направленный на формирование навыков репродуктивной и творческой деятельности студента в аудитории, при внеаудиторных контактах с преподавателем, при домашней подготовке.

Формы самостоятельной работы определены кафедрой и преподавателями на основе рабочей программы по учебной дисциплине с учетом курса обучения, степени подготовленности.

 

Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

 

Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путём передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути её решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Происходящая в настоящее время реформа высшего образования связана с переходом от парадигмы обучения к парадигме образования. В этом плане следует признать, что самостоятельная работа студентов (СРС) является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.

Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учётом потребностей и возможностей личности.

Что же такое СРС? В общем случае это любая деятельность, связанная с воспитанием мышления будущего профессионала. Любой вид занятий, создающий условия для зарождения самостоятельной мысли, познавательной активности студента связан с самостоятельной работой. В широком смысле СРС это совокупность всей самостоятельной деятельности студентов как в учебной аудитории, так и вне её, в контакте с преподавателем и в его отсутствии.

Самостоятельная работа реализуется:

1. Непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях, практических и семинарских занятиях, при выполнении лабораторных работ.

2. В контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.

3. В библиотеке, дома, в общежитии, на кафедре при выполнении студентом учебных и творческих задач.

Границы между этими видами работ достаточно размыты, а сами виды самостоятельной работы пересекаются. Таким образом, СРС может быть как в аудитории, так и вне её. Рассматривая вопросы СРС, обычно имеют в виду в основном внеаудиторную работу. Для активного владения знаниями в процессе аудиторной работы необходимо, по крайней мере, понимание учебного материала, а наиболее оптимально творческое его восприятие. Реально, особенно на младших курсах, сильна тенденция на запоминание изучаемого материала с элементами понимания. Кафедры и лекторы часто преувеличивают роль логического начала в преподнесении своих дисциплин и не уделяют внимания проблеме его восприятия студентами. В образовательных стандартах на внеаудиторную работу отводится половина учебного времени студента. Активная СРС возможна только при наличии серьёзной и устойчивой мотивации.

Ниже приведены внутренние факторы, способствующие активизации СРС:

1. Полезность выполняемой работы. Если студент знает, что результаты его работы будут использованы в лекционном курсе, в методическом пособии, в лабораторном практикуме, при подготовке публикации или иным образом, то отношение к выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону и качество выполняемой работы возрастает. При этом важно психологически настроить студента, показать ему, как необходима выполняемая работа.

2. Участие студентов в творческой деятельности. Это может быть участие в научно-исследовательской, опытно-конструкторской или методической работе, проводимой на кафедре.

3. Важным мотивационным фактором является интенсивная педагогика. Она предполагает введение в учебный процесс активных методов, прежде всего игрового тренинга, в основе которого лежат инновационные и организационно-деятельностные игры. В таких играх происходит переход от односторонних частных знаний к многосторонним знаниям об объекте, его моделирование с выделением ведущих противоречий, а не просто приобретение навыка принятия решения. Первым шагом в таком подходе являются деловые или ситуационные формы занятий, в том числе с использованием ПК.

4. Участие в олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах научно-исследовательских или прикладных работ и т.д.

5. Использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры). Эти факторы при определенных условиях могут вызвать стремление к состязательности, что само по себе является сильным мотивационным фактором самосовершенствования студента.

6. Поощрение студентов за успехи в учёбе и творческой деятельности и санкции за плохую учебу. Например, за работу, сданную раньше срока, можно проставлять повышенную оценку, а в противном случае её снижать.

7. Индивидуализация заданий, выполняемых как в аудитории, так и вне её, постоянное их обновление.

8. Мотивационным фактором в интенсивной учебной работе и, в первую очередь, самостоятельной является личность преподавателя. Преподаватель может быть примером для студента как профессионал, как творческая личность. Преподаватель может и должен помочь студенту раскрыть свой творческий потенциал, определить перспективы своего внутреннего роста.

9. Мотивация самостоятельной учебной деятельности может быть усилена при использовании такой формы организации учебного процесса, как цикловое обучение ("метод погружения"). Этот метод позволяет интенсифицировать изучение материала, так как сокращение интервала между занятиями по той или иной дисциплине требует постоянного внимания к содержанию курса и уменьшает степень забываемости. Разновидностью этого вида занятий является проведение многочасового практического занятия, охватывающего несколько тем курса и направленного на решение сквозных задач.

В общем случае возможны два основных направления построения учебного процесса на основе СРС. Первый - это увеличение роли самостоятельной работы в процессе аудиторных занятий. Реализация этого пути требует от преподавателя разработки методик и форм организации аудиторных занятий, способных обеспечить высокий уровень самостоятельности студентов и улучшение качества подготовки. Второй - повышение активности студентов по всем направлениям самостоятельной работы во внеаудиторное время.

Цель СРС - научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.

Виды внеаудиторной СРС разнообразны: подготовка и написание контрольных работ, рефератов, докладов и других письменных работ на заданные темы. Индивидуальное задание может получать как каждый студент, так и часть студентов группы; выполнение курсовых проектов и работ; подготовка к участию в научно-теоретических конференциях, смотрах, олимпиадах и др.

В словаре русского языка С.И.Ожегова, слово «самостоятельность» обозначает совершение чего-нибудь без посторонней помощи, без постороннего участия. Опираясь на данное определение и рассматривая различные источники следует, что: самостоятельная работа заключается в формировании навыков самостоятельного изучения и анализа литературных источников, а также обобщение опыта своей работы и других воспитателей во время учебной деятельности; самостоятельная деятельность студентов – деятельность личности, направленное на овладение профессиональным мастерством; самостоятельная работа – это закрепление знаний, профессиональных умений и навыков студентов, которая проходит в процессе педагогической практики в дошкольном образовательном учреждении.

Делаем вывод, что самостоятельная работа студентов – это организованная преподавателями активная деятельность студентов, направленная на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: