Силы и средства ликвидации последствий ЧС.




Силы и средства наблюдения и контроля включают: органы, службы, учреждения, осуществляющие государственный надзор, инспекцию, мониторинг и контроль состояния природной среды опасных объектов, здоровья людей. Силы и средства ликвидации последствий ЧС военизированных и невоенизированных противопожарных, поисково-спасательных и аварийно-восстановительных федеральных организаций и других служб защиты животных и растений Минсельпрода; военизированных противоградовых и противолавинных служб Росгидромета; соединение гражданской обороны; подразделений поисково-спасательной службы, соединений и частей радиационной химической и биологической защиты и инженерных войск Минобороны; восстановительных и пожарных поездов МПС; аварийно-спасательных служб ВМФ России и др.

Их функции:

оказание помощи в случае их возникновения;

определение порядок привлечения Войск гражданской обороны РФ;

определяет порядок сбора и обмена информации по всем вопросам ЧС;

принимает другие необходимые решения по своей компетенции и издает нормативно-правовые активы в области защиты населения и территорий от ЧС.

Органы государственной власти субъектов РФ:

 принимают законы и другие нормативные правовые акты в области защиты населения и своей территории от ЧС;

 осуществляют подготовку и содержание в готовности сил и средств для защиты от ЧС, проводят обучение населения способам защиты и действиям в условиях ЧС;

 принимают решения о проведении, при необходимости, эвакуационных мероприятий и обеспечивают их проведение;

 обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникшей ЧС;

 организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы;

 поддерживают общественный порядок в ходе их проведения;

 при необходимости обращаются за помощью к Правительству РФ;

 осуществляют финансирование мероприятий для защиты населения и территорий от ЧС;

 создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

 создают постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территории от ЧС.

Органы местного самоуправления самостоятельно:

 осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств защиты населения и территории от ЧС, организуют обучение населения способам защиты и действиями в этих ситуациях;

 принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в ЧС и организуют их проведение;

 осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС;

 осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и своей территории от ЧС;

 создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

 организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов РФ;

 содействуют при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решения задач в области защиты населения и территории местного региона от ЧС.

Организации, эксплуатирующие потенциально-опасные с точки зрения ЧС объекты, обязаны:

 планировать и осуществлять необходимые меры по защите работников в своих объектов от ЧС;

 планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования объекта в условиях ЧС;

 подготовить необходимые силы и средства для предупреждения и ликвидации ЧС;

 создать и поддерживать в постоянной готовности системы оповещения о ЧС;

Территория РФ разделения на 9 регионов, в которых созданы региональные центры РСЧС (Москва, Санкт-Петербург, Ростов – на – Дону, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Чита, Хабаровск).

Система РСЧС функционирует в трех режимах:

1. Режим повседневной деятельности – функционирование системы в мирное время при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, гидрометеорологической и сейсмической обстановке.

2. Режим повышенной готовности – функционирование систем при ухудшении обстановки и получении прогноза о возможности возникновения ЧС, угрозе войны.

3. Чрезвычайный режим – функционирование системы при возникновении и ликвидации ЧС в мирное время, а также в случае применения современных средств поражения.

Решение о введении соответствующих режимов в зависимости от масштабов ЧС принимает Правительство, МЧС или соответствующие комиссии по ЧС.

Подготовке в области защиты от чрезвычайных ситуаций подлежат: население, занятое в сферах производства и обслуживания, учащиеся общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего и профессионального высшего образования.

Основными задачами подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций являются:

 обучение всех групп населения правилам поведения и способам защиты от чрезвычайных ситуаций;

 обучение приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

 ознакомление с правилами пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;

 подготовка учащихся общеобразовательных учреждений начального, среднего и профессионального высшего образования, осуществляемая в учебное время по образовательным программам защиты от чрезвычайных ситуаций;

 обеспечение проведение аварийно-спасательных работ в соответствии с разработанными планами;

 создание резерва финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС; информация в области защиты населения и территории от ЧС;

 все проекты технологических процессов, объектов производственного и социального назначения, которые могут быть источниками ЧС, или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий от ЧС, проходят обязательную государственную экспертизу.

Ликвидация последствий ЧС

Ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы, органов местного самоуправления, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация, под руководством соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям.

Чрезвычайные ситуации ликвидируются соответственно их уровню и значению: локальная - силами и средствами предприятия или организации, на территории которых они произошли; местная – при помощи органов местного самоуправления; территориальная – органов исполнительной власти субъекта РФ. Ликвидация чрезвычайной трансграничной ситуации осуществляется по решению Правительства РФ в соответствии с нормами международного права и международными договорами.

Ликвидация чрезвычайной ситуации считается завершенной по окончании проведения аварийно-спасательных работ. Однако еще до наступления самой чрезвычайной ситуации к ее появлению необходимо подготовиться: заблаговременно должны создаваться резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайной ситуации и поддержания жизнеобеспечения людей. Сюда входят:

 продовольствие,

 пищевое сырье,

 медицинское имущество;

 медикаменты;

 транспортные средства;

 средства связи;

 строительные материалы;

 топливо;

 средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы.

Резервы всех необходимых вещей создаются исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема по их ликвидации, максимально возможного использования сил и средств по следующим уровням управления:

 Федеральный резерв в составе государственного материального резерва – решением Правительства РФ;

 Резервы федеральных органов исполнительной власти;

 Резервы субъектов РФ – решением органов исполнительной власти субъектов РФ;

 Местные резервы – решением органов местного самоуправления;

 Объектовые резервы – решением администраций предприятий, учреждений.

Номенклатура и объемы резервов, а так же контроль за созданием, хранением, использованием и их восполнением устанавливаются создавшим их органом. Размещаются резервы на объектах, предназначенных для их хранения, откуда возможна их оперативная доставка в зоны чрезвычайных ситуаций. Резервы используются при проведении аварийно-спасательных и иных неотложных работ по устранению непосредственной опасности для жизни и питания пострадавших граждан, оказание им единовременной материальной помощи и иных первоочередных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности пострадавшего населения. Финансирование издержек по созданию, использованию и восполнению ресурсов осуществляется за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, средств федеральных органов исполнительной власти, собственных средств предприятий, учреждений.

При ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий производятся экстренные поставки материальных ресурсов. Для этого используются средства банков под гарантию Правительства РФ при расчетах за формирование, закупку, доставку, хранение и страхование материальных ценностей, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций. От имени Правительства гарантии по возврату средств банков предоставляет Минфин России в пределах ассигнования на эти цели, предусмотренных в федеральном бюджете. Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) совместно с Государственным комитетом РФ по государственным резервам (госкомрезерв России) ежегодно определяет перечень предприятий-поставщиков в государственные резервы материальных и продовольственных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. При этом таможенное оформление товаров при их ввозе, вывозе осущетвляется в приоритетном порядке.

Целью проведения спасательных и других неотложных работ в очагах массового поражения является спасение людей и оказание медицинской помощи пораженным; локализация аварий и устранение повреждений, препятствующих ведению спасательных работ на предприятиях.

Спасательные работы в очагах массового поражения включают: разведку маршрутов выдвижения формирований и участков работ; локализацию и тушение пожаров на маршрутах выдвижения и участках работ; розыск пораженных и извлечение их из поврежденных и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, завалов; вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений и спасение находящихся в них людей; подачу воздуха в заваленные защитные сооружения с поврежденной фильтровентиляционной системой; оказание первой медицинской помощи пораженным и эвакуацию их в лечебные учреждения; вывод (вывоз) населения из опасных зон в безопасные районы; санитарную обработку людей, ветеринарную обработку животных, дезактивацию и дегазацию техники, средств защиты и одежды, продовольствия, пищевого сырья, воды и фуража.

Другие неотложные работы включают: прокладку колонных путей и устройство проездов в завалах и зонах заражения; локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных и технологических сетях в целях создания условий для проведения спасательных работ; укрепление или обрушивание конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному движению и проведению спасательных работ; ремонт и восстановление разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ, а также защитных сооружений для укрытия людей в случае повторных ЧС; обнаружение, обезвреживание и уничтожение неразорвавшихся боеприпасов и других взрывоопасных предметов.

СиДНР проводятся непрерывно, днем и ночью, в любую погоду до полного их завершения.

Должны быть обеспечены: быстрый вход в очаг поражения, развертывание и проведение СиДНР в сжатые сроки; непрерывность их проведения; наращивание усилий по мере расширения фронта работ; маневр силами и средствами в ходе их выполнения; своевременную замену формирований; широкое и умелое использование прибывающей техники, а также аппаратуры для розыска и извлечение людей из-под завалов и разрушенных защитных сооружений; удобство в управлении и поддержании взаимодействия.

Для проведения СиДНР могут применяться все имеющиеся типы и марки строительных и дорожных машин и механизмов, техники коммунального хозяйства района (города).

В планах ликвидации последствий намечают конкретный перечень неотложных работ, устанавливают их очередность с учетом объемов и сроков проведения спасательных работ определяют силы и средства их выполнения. В первую очередь в плане необходимо предусматривать работы, направленные на прекращение воздействия внешнего фактора на объект (если это возможно), локализацию очага поражения, постановка средств, препятствующих распространению опасности по территории объекта. Для своевременного и успешного проведения спасательных работ планируется проведение целого ряда неотложных мероприятий.

Значительная часть работы в очаге поражения приходится на локализацию и ликвидацию пожаров. Очень важно, как можно быстрее оценить обстановку, предугадать развитие пожаров и на этой основе принять правильное решение по их локализации и тушению. Пожарные в первую очередь тушат и локализуют пожары там, где находятся люди, одновременно с тушением пожара эвакуируют людей.

После всего определяется материальный ущерб и число жертв. Нанесенный ЧС материальный ущерб складывается из прямого (разрушение промышленных объектов) и косвенного (недополученный доход, товары, материальные ценности).

Ущерб и число жертв при ЧС подсчитывают, как правило после проведения комплекса спасательных работ.

 

Критерии чрезвычайных ситуаций

№ п/п   Тип критерия Номер параметра Качественное описание критерия
  Временной   Внешняя внезапность, неожиданность возникновения. Быстрое развитие событий (с момента возникновения чрезвычайной ситуации).
  Социально –экологический   Человеческий жертвы, эпидемии, мутагенез, тератогенез у человека и животных. Эпизоотии, массовый падеж скота. Вывод из производства значительной части природных ресурсов, сельскохозяйственных угодий и культур.
  Социально-психологический     Стрессовые состояния (страх, депрессии, психосоматические симптомы, фобии, паника и т.д.). Дестабилизация психологической устойчивости населения в посткризисный период.
  Социально-политический   Остроконфликтность, взрывоопасность. Усиление внутриполитической напряженности, широкий внутриполитический резонанс. Усиление международной напряженности, широкий международный резонанс.
  Экономический (включая технико-экономический)         Значительный экономический ущерб в денежном и натуральном выражении. Выход из строя целых инженерных систем и сооружений. Необходимость значительных материальных затрат на восстановление и компенсацию, создание специальных фондов (страховых и т.д.). Необходимость использования большого количества разнообразной техники, в том числе качественно новой, для предотвращения ситуации и ликвидации ее последствий.
  Организационно-управленческий   Неопределенность ситуации, сложность принятия решений, прогнозирования хода событий. Необходимость быстрого реагирования (принятия решений). Необходимость привлечения большого числа различных организаций и специалистов. Необходимость масштабных эвакуационных и спасательных работ, включая скорую медицинскую помощь.
  Специфический (мультипликативный)   Много- и разноплановость последствий, их цепной характер (например, разрушение объекта вследствие пожаров, выход из строя коммуникаций из-за пожаров и т.д.; задержка в развитии или отказ от продолжения соответствующей научно-технической программы и т.д.)

 

Транспортные аварии

- Крушение товарного поезда при наличии более 15 пострадавших

- Крушение пассажирского поезда, если число жертв более 4 человек

- Аварии грузовых судов

- Аварии пассажирских судов

- Авиакатастрофы

- Автокатастрофы

Пожары, взрывы

- На объектах (если более 10 пострадавших или 2 погибших)

- На объектах с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, взрывчатые вещества, вызвавшие заражение

- На транспорте

- В шахтах

- В жилых домах



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: