Данный раздел включает беседы о роли музыки в жизни человека. Дается краткая историческая справка о гитаре, возникновения бардовского движения и роли этого жанра в музыкальной культуре народа
Знакомство с творчеством композиторов-авторов бардовских песен (Ю.Визбор, Б. Окуджава, В.Высоцкий, А.Митяев, А.Городницкий, С.Никитин, А. Розенбаум), а также башкирских композиторов (Р.Сахаутдинова, Р.Хасанов, А.Зиннурова, С.Низаметдинов), слушание записей их песен и разучивание.
2. Основы музыкальной грамоты и теории музыки.
Объяснение музыкальных терминов, обозначений, знаков, кодирование аккордов. Рассматриваются понятия: мажор, минор, тоника, главные ступени лада, отклонение, модуляция, транспонирование, альтернирование, звукоряд, тон, полутон. Знаки альтерации: диез, бемоль, бекар. Раскрываются понятия метроритмической структуры: метр, ритм, размеры - сложные простые, сильные и слабые доли. Темп. Динамика. Музыкальное построение. Мелодия. Гармония. Фактура.
3.Освоение аккордов и основных приёмов игры правой рукой.
Устройство гитары. Посадка. Настройка. Обозначение пальцев правой и левой рук. Обозначение струн. Освоение аккордов и приёмов игры правой рукой. Постановка аккордов левой рукой и отработка их исполнения. (Аm, Dm,G, E, Em, A7, D, D7, A, C, H7). Освоение переходов. Игра разными приёмами: перебор, бой, щипок.
Исполнительское мастерство. Работа над песней.
Исполнительское мастерство включает в себя работу над правильным звукоизвлечением на инструменте: тирандо, апояндо.
Работа над ритмом, темпом. Выполнение упражнений на метроритмические сбивки. Работа над техникой игры, как в правой руке, так и в левой. Позиция.
Вокальная работа включает в себя постановку голоса: дыхания, звукоизвлечения, дикции, артикуляции, интонацией. При изучении песен необходимо провести словарную работу, определить характер и содержание песни, проанализировать и определить мелодическую и гармоническую линию.
Мероприятия познавательно-воспитательного характера.
Знакомство и беседа с детьми. Экскурсии в выставочный зал. Знакомство с творческими коллективами города, посещение концертов, участие в концертных программах. Встречи с интересными людьми. Проведение творческого вечера участников объединения. Организация родительских собраний и выезд на природу.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Формы занятий:
1.Занятие - введение, углубление, закрепление, обобщение.
2.Занятие - встреча, викторина, концерт, конкурс.
3. Творческий отчет.
Методические приёмы обеспечения программ
Метод эмоциональной драматургии
В основе — идея: «урок музыки - урок искусства». Суть метода заключается в том, чтобы создать и воплотить каждый урок как музыкально -педагогическое произведение, в котором имеет место определенное драматургическое решение:
- некая интродукций, вступление (завязка);построение композиции, сочетающей контрасты и сходство различных
по характеру произведений, видов музыкальной деятельности детей,
форм работы, музыкальных произведений, исполняемых педагогом и
детьми, и т.д. (развитие);
- наличие эмоционально - эстетической кульминации урока, связанной
со слушанием или исполнением самими детьми яркого
художественного произведения;
заранее продуманное завершение урока произведением определенного
настроения и характера, логически завершающего общую музыкальную
композицию урока.
- Предложенная схема допускает любые варианты, творчески создаваемые самим педагогом.
2. Метод контрастных сопоставлений
Способствует осознанности восприятия музыки, созданию проблемных ситуаций, углубляет эмоциональную отзывчивость на музыку, развивает воображение и творчество детей.
Суть метода — система заданий, в которых сравниваются контрастные произведения одного жанра, пьесы с одинаковыми названиями, контрастные произведения в пределах одного настроения (определение оттенков), интонации музыки и речи, различные интерпретации одного произведения (оркестровое и сольное звучание, варианты исполнительской трактовки на фортепиано) и т.д.
Метод сопереживания
Метод направлен на развитие эмоционально - чувственного опыта ребенка, пробуждение в детях внутреннего сопереживания, открытие детям искусства как сокровищницу духовных содержаний, аналогию которых ребенок найдет в собственном внутреннем мире, познавая и развивая свою душу, испытывая сопричастность культурному творчеству человечества.