ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«Серебряная струна»
На 2012/2013 учебный год
Год индивидуального обучения
РАССМОТРЕНО Составитель
на педагогическом совете Гареева Д.М.
Протокол №___ педагог дополнительного
От «__»_____2012 образования
МБОУ ДЮЦ «Юность»
г. Салават
Салават 2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Важнейшей задачей воспитания духовной культуры детей является разборка и внедрение творческой системы массового музыкально-эстетического образования. Целостное освоение художественной картины мира позволяет постичь теснейшую связь искусства с жизнью, историей страны, народов. Способствует мировоззренческому и нравственному развитию молодого поколения.
Познавательные, воспитательные, эстетические и созидательные функции искусства определяются в процессе приобщения подростков к отдельным видам художественного творчества на основе собственной деятельности в доступной для них форме.
Предлагаемая адаптированная программа по обучению игре на инструменте «Серебряные струны» ориентирует подростка не на профессию, а даёт знания, умения и навыки, которые пригодятся в любой другой деятельности. Занятия в объединении помогут развить кругозор подростка, сформировать их общую культуру, а также дадут возможность общения, в процессе которого происходит обогащение личности.
В процессе игры на инструменте - гитара у подростка развиваются музыкальные способности, мышление, память, внимание, эмоциональность, творчество.
Актуальность и доступность программы.
Подросток имеет право на творчество, на получение бесплатного дополнительного образования, право на знакомство с другими видами искусства, развивающими личность. Он имеет право выбора конкретного направления в развитии своих способностей при личной заинтересованности, поэтому работа педагога должна обеспечить ему высокий уровень освоения образовательной программы. Доступность данной программы заключается в том, что подросток овладевает не только навыками игры на инструменте и сольного пения, а также через музыкально-образовательные беседы, посещение лекций-концертов, слушание музыки познает жанровое многообразие гитарной музыки и музыки в целом.
|
Цель программы.
Развитие творческих способностей детей, стремление к самосовершенствованию и духовному обогащению средствами музыкального искусства: посредством игры на инструменте и занятий пением.
Задачи:
Образовательные задачи:
- изучить инструмент;
- обучить навыкам игры на гитаре;
- освоить элементарную теорию музыки и музыкальной грамоты;
- ознакомить с историей возникновения и развития гитарного искусства;
- обучить навыкам сольного пения;
- дать знания, умения и практические навыки для самостоятельного музицирования.
Воспитательные задачи:
- воспитать активного участника в общественно-полезной деятельности;
- выработать у детей социально ценные нормы поведения, общения, группового согласованного действия;
- создать условия для освоения азов этики и эстетики.
Развивающие задачи:
- развить музыкальный слух, голос, чувство ритма, музыкальную память;
- привить литературный вкус в процессе ознакомления с поэтическим текстом песен;
|
- расширить музыкальный и общий кругозор.
Отличительная особенность образовательной программы.
Программа ориентирует подростка не только на игру на инструменте и ее совершенствование, но и на развитие вокальных данных, исполнение разнохарактерных песен, изучение музыкальной культуры в целом.
В программу включен региональный компонент. Для изучения и исполнения предусматриваются современные эстрадные песни башкирских композиторов.
В объединение принимаются все желающие, в основном, средних классов (10-14 лет).
Характеристика возрастной группы (10- 14 лет)
Современный подросток - человек с кипучей энергией, инициативностью, с оптимистическим восприятием жизни, стремящийся быть общественно полезным. Это время жизни, когда формируются нормы и способы общения с другими и с самим собой. Общечеловеческие ценности добра, справедливости, равенства, красоты понимаются конкретно и применяются в отношениях со сверстниками и взрослыми.
Огромное значение в этом возрасте имеет общность интересов и увлечений, но не столько их содержание, сколько возможность общения с другими во время совместных занятий. Этот возраст характеризуется активностью, самостоятельностью, развитием любознательности, развитым любопытством и умением самовыражаться в процессе творчества. Это период активного общения между сверстниками с ярко выраженной потребностью выразить свое «Я».
Усвоение норм отношений порождает проблему, характерную только для подросткового возраста,- проблему нормальности: подросток стремится быть таким же, как и все,- и внешне, и в поведении
|
Испытывая потребность в профессиональном самоопределении, что связано с общей тенденцией этого возраста, найти своё место в жизни, сфера общения подростка выходит за пределы семьи и школы. Подросток начинает искать себя в объединениях по интересам, имея возможность многообразного приложения своих способностей. Занимаясь в них, он получает удовлетворение от своего чувства творческого потенциала, становится уверенным в сегодняшнем дне и в своем будущем.
Mузыкальная исполнительская деятельность в объединении гитары будет способствовать развитию ориентировки подростка в мире взрослых отношений, даст возможность пережить их социальную значимость, а также раскрыть общественную ценность его индивидуальности.
Рассматривая проблемы, связанные с приобщением подростков к активному музицированию, и, прежде всего к пению, необходимо учесть существенный физиологический фактор, характеризующий данный возрастной период-это мутация голоса, связанная с созреванием организма, в частности его половой сферы.
Физиологические изменения проявляются в росте гортани и ее важнейшей части - голосовых связок. Изменения в голосовом аппарате мальчиков более значительны, нежели у девочек: у мальчиков связки растут в длину и утолщаются, гортань увеличивается в полтора-два раза, а у девочек - лишь на одну треть. Поэтому для мальчиков характерно смещение диапазона. У девочек голоса не понижаются, но приобретают новый, более насыщенный тембр. Все это необходимо учитывать в вокально-хоровой работе и при подборе песенного репертуара.
Срок реализации дополнительной образовательной программы:
Программа рассчитана на один год обучения.
Формы и режим занятий:
Занятия в объединении проводятся с сентября по май месяц. Занятия проводятся индивидуально 2 раза в неделю по 1 часу на обучающегося. Проведение занятий происходит с постоянной сменой формы работы: слушание, запись аккордов изучаемых произведений, рассказ об авторе, игра на инструменте,, пение с сопровождением, вокально-хоровая работа, опрос. За счет такого переключения подросток успевает отдохнуть, занятие будет проходить продуктивно.
Программируемые результаты.
Подросток первого года обучения к концу года должны:
- знать:
а) жанровое разнообразие гитарной музыки;
б) творчество известных авторов;
- уметь:
а) грамотно читать буквенные обозначения аккордов и находить их на инструменте;
б) коллективно или индивидуально исполнять разученные на занятиях песни;
в) сопровождать песенный материал разнообразными приёмами игры на инструменте;
г) исполнять песенный репертуар на высоком художественном уровне;
- принять:
участие в мероприятиях, концертах, проводимых в клубах МБОУ ДЮЦ
«Юность».
Формы подведения итогов:
- занятие- концерт;
- занятие- конкурс;
- творческий отчет.
Учебно – тематический план
Первый год обучения
№ | Содержание и виды занятий | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1. | Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки. | 5,25 | 11,75 | 17,00 |
2. | Основы музыкальной грамоты и теории. | 4,00 | 13,00 | 17,00 |
3. | Освоение аккордов и приемов игры правой рукой. | 2,50 | 12,50 | 15,00 |
4. | Исполнительское мастерство. Работа над песней. (вокал, аккомпанемент, в т.ч. подбор по слуху). | 1,50 | 14,50 | 16,00 |
5. | Итоговое занятие: | 1,25 | 5,75 | |
Итого: | 14,50 | 57,50 | 72,00 |
Содержание программы по разделам