Суть — не навязывать музыку, а убеждать ею, не развлекать, а радовать.
Методы организации учебно - воспитательного процесса:
- словесный /беседы и лекции /;
- наглядно- слуховой /слушание произведений, показ иллюстраций/;- репродуктивный/ воспроизведение с показа педагога /;
- метод стимулирования музыкально-творческой деятельности /метод эмоционального воздействия, создания, ситуации успеха, поощрения и т.д./;
- метод анализа сравнения и обобщения;
- практический метод.
Обучение игры на гитаре основывается на следующих педагогических принципах:
- личностно- ориентированного подхода /обращение к субъективному опыту
подростка, признания самобытности ребенка/;
- природосообразности /учитывается опыт ребенка, его интеллектуальный уровень, предполагающий выполнение заданий /;
- культуросообразности /приобщение подростков к национальной и мировой музыкальной культуре, ориентация на общечеловеческие ценности/;
- сотрудничества и ответственности;
- сознательного освоения подростками учебного материала;
- систематичности, последовательности и наглядности обучения.
|
I C III Cm I C7
![]() | |||||||||||||||||||
![]() | ![]() | ![]() | |||||||||||||||||
![]() | ![]() | ||||||||||||||||||
![]() | |||||||||||||||||||
I E I Em I E7
![]() | ![]() | ||||||||||||||||
![]() |
I F I Fm I F7

![]() | ![]() |
I A I Am I A7
![]() | ![]() | ||||||||||||||||||
![]() | |||||||||||||||||||


![]() | |||||||||||||||||
|
(для исполнения произведения в другой тональности)
Для минорных тональностей | ||||||
C | D | Eь | F | G | Aь | B |
C# | D# | E | F# | G# | A | H |
D | E | F | G | A | B | C |
Eь | Fь(E) | Gь | Aь | B | Cь(H) | Dь |
E | F# | G | A | H | C | D |
F | G | Aь | B | C | Dь | Eь |
F# | G# | A | H | C# | D | E |
G | A | B | C | D | Eь | F |
G# | A# | H | C# | D# | E | F# |
A | H | C | D | E | F | G |
B | C | Dь | Eь | F | Gь | Aь |
H | C# | D | E | F# | G | A |
Для мажорных тональностей | ||||||
C | D | E | F | G | A | H |
Dь | Eь | F | Gь | Aь | B | C |
D | E | F# | G | A | H | C# |
Eь | F | G | Aь | B | C | D |
E | F# | G# | A | H | C | D# |
F | G | A | B | C | D | E |
Gь | Aь | B | Cь(H) | Dь | Eь | F |
G | A | H | C | D | E | F# |
Aь | B | C | Dь | Eь | F | G |
A | H | C# | D | E | F# | G# |
B | C | D | Eь | F | G | A |
H | C# | D# | E | F# | G# | A# |
Если вам трудно петь или в определенной тональности, вы можете перевести (транспонировать) все аккорды любой песни (пьесы) в удобной для вас тональность. Для этого в 1 вертикальной колонке найдите тоники исходной и новой тональностей. Далее, выпишите в одну строку все аккорды песни. Найдите каждый из выписанных аккордов песни в горизонтальной строке, соответствующей исходной тональности. (Цифры роли не играют). В вертикальных столбцах таблицы вы увидите аккорды тех же ступеней в новой тональности. Подпишите их под аккордами исходной тональности.
|
Тональность – звуко-высотное положение лада (от какого звука: До, Ре, Ми идёт отсчёт). К примеру, гамма тональности До-мажор будет выглядеть так: до – ре – ми – фа – соль - ля-си-до, а гамма тональности До-минор:: до - ре - миb - фа – соль – ляb – сиb - до. От любого звука можно построить мажорную и минорную тональность. Тональность определяют по ключевым знакам, заключительному звуку или аккорду произведения.
Лад – система взаимосвязей музыкальных звуков, обусловленная тяготением неустойчивых звуков к устойчивым (опорным). Звуки лада, расположенные поступенно, образуют гамму. Гамма лада имеет строго определенное строение и начинается с 1 ступени – тоники. В любой тональности есть три главные ступени: тоника (1 ступень), субноминанта (4 ступень) и доминанта (5 ступень).
Мажорный лад – обладает светлой (весёлой) окраской, так как в его основе мажорное трезвучие (три ноты, расположенные по терциям). С = до + ми + соль.
Минорный лад – обладает более мягким (грустным) звучанием и имеет в основе минорное трезвучие (три ноты, расположенные по терциям). Сm = до + ми - бемоль + соль.
Переменный лад – объединяет в себе два лада, тоники которых появляются в мелодии поочередно. Чаще других используются два вида переменного лада: переменно – параллельный лад (например: C - Am) и одноименный лад (например: C - Cm).
Аккорд – созвучие, состоящее не менее чем из трёх звуков, расположенных по терциям (например: до – ми - соль). В зависимости от количества звуков аккорды делятся на несколько видов: трезвучия – 3 звука (например: С), септаккорды – 4 звука (например: С7), нонаккорды – 5 звуков например: С9). В гитарной практике используются ундецимаккорды – 6 звуков (например: С11) и терцдецимаккорды – 7 звуков (например: С13). Все эти аккорды могут быть мажорными и минорными.
Гамма – последовательность всех звуков лада, расположенных от основного тона в восходящем или нисходящем порядке. Ладовое мышление европейской музыки строится на основе диатонических ладов с гаммой из 7 основных ступеней.
Гамма аккордами – прекрасное средство освоения грифа гитары и ориентирования в разных тональностях на каждой ступени лада можно построить трезвучие. Получится логичная цепочка аккордов. Например, в Соль мажоре (G): G – Am – Hm – C – D – Em – F#dim7.
Параллельные тональности – две тональности мажорного и минорного наклонений, имеющие один и тот же звукоярд и одинаковые ключевые знаки. Например: F (фа - мажор) и Dm (ре - минор). В квинтовом круге эти тональности расположены друг против друга (попарно). Параллельные тональности могут объединяться в переменный лад. Такой приём часто используется композиторами.
Одноименные тональности – две тональности – мажорная и минорная, имеющие одинаковую тонику, но разные звукоярды и ключевые знаки. Например: C – Cm, D – Dm. Поочередное применение этих тональностей – приём. Позволяющий разнообразить музык. К примеру, в пособии подобную форму имеет «Французская мелодия» (1 часть – в тональности Em, 2 часть – в одноименной тональности - E).
Однотерцовые тональности – ещё один оригинальный приём сопоставления двух ладов, имеющих одинаковую теорию в тоничеких трезвучиях. Например: До – мажор (С: до – ми - соль) и До – диез – минор (С#m: до# – ми – соль#).
Родственные тональности – тонические трезвучия которых находятся на ступенях исходной тональности. Начальная тональность произведения является главной, а тональности, сменяющие её в процессе развития музыки – побочными. Взаимодействие тональностей через септаккорды хорошо иллюстрируют «Схемы основных ступеней и отклонений», расположенные перед нотными примерами.
Модуляция – переход в новую тональность с завершением в ней музыкального построения. Чаще всего встречается модуляция в родственные тональности. Этот приём используется композиторами как художественное выразительное средство.
Отклонение – кратковременный переход в другую тональность с возвращением в исходную тональность. Признак отклонения – появление в песни септаккорда.
Сопоставление = перенос музыкального построения (куплета) в новую тональность.
Транспозиция – перенос всего музыкального произведения в новую тональность.