Метод наблюдения за музыкой




Суть — не навязывать музыку, а убеждать ею, не развлекать, а радовать.

Методы организации учебно - воспитательного процесса:

- словесный /беседы и лекции /;

- наглядно- слуховой /слушание произведений, показ иллюстраций/;- репродуктивный/ воспроизведение с показа педагога /;

- метод стимулирования музыкально-творческой деятельности /метод эмоционального воздействия, создания, ситуации успеха, поощрения и т.д./;

- метод анализа сравнения и обобщения;

- практический метод.

Обучение игры на гитаре основывается на следующих педагогических принципах:

- личностно- ориентированного подхода /обращение к субъективному опыту

подростка, признания самобытности ребенка/;

- природосообразности /учитывается опыт ребенка, его интеллектуальный уровень, предполагающий выполнение заданий /;

- культуросообразности /приобщение подростков к национальной и мировой музыкальной культуре, ориентация на общечеловеческие ценности/;

- сотрудничества и ответственности;

- сознательного освоения подростками учебного материала;

- систематичности, последовательности и наглядности обучения.

Приложение 1  
Основные аккорды, применяемые в гитарном аккомпанементе

I C III Cm I C7

     
 

     
 

       
 

             
 

     
 

     
 

     
 

     
 

   
 

         
 

                       

 
 
 
I D I Dm I D7

     
 

     
 

     
 

     
 

     
 

     
 

                     
                       
                       

I E I Em I E7

                     
 

     
 

             
 

     
 

     
 

     
 

     
 

     
 

     
 

                     

I F I Fm I F7

                           
     
 

             
 

     
 

     
 

       
     
 

     
 

     
 

                       

 
 
I G III Gm I G7

                             
                         
             
 

         
     
 

     
 

     
 

 
   
 

           
 

 

I A I Am I A7

     
 

     
 

     
 

     
 

     
 

       
     
 

     
 

     
 

                     
                       

 
II H II Hm I H7

     
 

       
 

         
     
 

     
 

     
 

     
 

     
 

     
 

                   
 

                       

Приложение 2  
Таблица транспозиции

(для исполнения произведения в другой тональности)

Для минорных тональностей
C D F G B
C# D# E F# G# A H
D E F G A B C
Fь(E) B Cь(H)
E F# G A H C D
F G B C
F# G# A H C# D E
G A B C D F
G# A# H C# D# E F#
A H C D E F G
B C F
H C# D E F# G A
Для мажорных тональностей
C D E F G A H
F B C
D E F# G A H C#
F G B C D
E F# G# A H C D#
F G A B C D E
B Cь(H) F
G A H C D E F#
B C F G
A H C# D E F# G#
B C D F G A
H C# D# E F# G# A#

 

Если вам трудно петь или в определенной тональности, вы можете перевести (транспонировать) все аккорды любой песни (пьесы) в удобной для вас тональность. Для этого в 1 вертикальной колонке найдите тоники исходной и новой тональностей. Далее, выпишите в одну строку все аккорды песни. Найдите каждый из выписанных аккордов песни в горизонтальной строке, соответствующей исходной тональности. (Цифры роли не играют). В вертикальных столбцах таблицы вы увидите аккорды тех же ступеней в новой тональности. Подпишите их под аккордами исходной тональности.

Приложение 3  
Словарь терминов, связанных с тональностями

Тональность – звуко-высотное положение лада (от какого звука: До, Ре, Ми идёт отсчёт). К примеру, гамма тональности До-мажор будет выглядеть так: до – ре – ми – фа – соль - ля-си-до, а гамма тональности До-минор:: до - ре - миb - фа – соль – ляb – сиb - до. От любого звука можно построить мажорную и минорную тональность. Тональность определяют по ключевым знакам, заключительному звуку или аккорду произведения.

Лад – система взаимосвязей музыкальных звуков, обусловленная тяготением неустойчивых звуков к устойчивым (опорным). Звуки лада, расположенные поступенно, образуют гамму. Гамма лада имеет строго определенное строение и начинается с 1 ступени – тоники. В любой тональности есть три главные ступени: тоника (1 ступень), субноминанта (4 ступень) и доминанта (5 ступень).

Мажорный лад – обладает светлой (весёлой) окраской, так как в его основе мажорное трезвучие (три ноты, расположенные по терциям). С = до + ми + соль.

Минорный лад – обладает более мягким (грустным) звучанием и имеет в основе минорное трезвучие (три ноты, расположенные по терциям). Сm = до + ми - бемоль + соль.

Переменный лад – объединяет в себе два лада, тоники которых появляются в мелодии поочередно. Чаще других используются два вида переменного лада: переменно – параллельный лад (например: C - Am) и одноименный лад (например: C - Cm).

Аккорд – созвучие, состоящее не менее чем из трёх звуков, расположенных по терциям (например: до – ми - соль). В зависимости от количества звуков аккорды делятся на несколько видов: трезвучия – 3 звука (например: С), септаккорды – 4 звука (например: С7), нонаккорды – 5 звуков например: С9). В гитарной практике используются ундецимаккорды – 6 звуков (например: С11) и терцдецимаккорды – 7 звуков (например: С13). Все эти аккорды могут быть мажорными и минорными.

Гамма – последовательность всех звуков лада, расположенных от основного тона в восходящем или нисходящем порядке. Ладовое мышление европейской музыки строится на основе диатонических ладов с гаммой из 7 основных ступеней.

Гамма аккордами – прекрасное средство освоения грифа гитары и ориентирования в разных тональностях на каждой ступени лада можно построить трезвучие. Получится логичная цепочка аккордов. Например, в Соль мажоре (G): G – Am – Hm – C – D – Em – F#dim7.

Параллельные тональности – две тональности мажорного и минорного наклонений, имеющие один и тот же звукоярд и одинаковые ключевые знаки. Например: F (фа - мажор) и Dm (ре - минор). В квинтовом круге эти тональности расположены друг против друга (попарно). Параллельные тональности могут объединяться в переменный лад. Такой приём часто используется композиторами.

Одноименные тональности – две тональности – мажорная и минорная, имеющие одинаковую тонику, но разные звукоярды и ключевые знаки. Например: C – Cm, D – Dm. Поочередное применение этих тональностей – приём. Позволяющий разнообразить музык. К примеру, в пособии подобную форму имеет «Французская мелодия» (1 часть – в тональности Em, 2 часть – в одноименной тональности - E).

Однотерцовые тональности – ещё один оригинальный приём сопоставления двух ладов, имеющих одинаковую теорию в тоничеких трезвучиях. Например: До – мажор (С: до – ми - соль) и До – диез – минор (С#m: до# – ми – соль#).

Родственные тональности – тонические трезвучия которых находятся на ступенях исходной тональности. Начальная тональность произведения является главной, а тональности, сменяющие её в процессе развития музыки – побочными. Взаимодействие тональностей через септаккорды хорошо иллюстрируют «Схемы основных ступеней и отклонений», расположенные перед нотными примерами.

Модуляция – переход в новую тональность с завершением в ней музыкального построения. Чаще всего встречается модуляция в родственные тональности. Этот приём используется композиторами как художественное выразительное средство.

Отклонение – кратковременный переход в другую тональность с возвращением в исходную тональность. Признак отклонения – появление в песни септаккорда.

Сопоставление = перенос музыкального построения (куплета) в новую тональность.

Транспозиция – перенос всего музыкального произведения в новую тональность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: