Школьное биологическое образование: задачи, структура, стандарт.




 

Ключевые слова: ФГОС, биологическое образование, системно-деятельностный подход, цели образования, планируемые результаты.

 

Основные положения Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Национальной доктрины образования РФ (2000–2025), а также Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России потребовали поиска новых идей к вопросам развития и воспитания детей, а также к формулированию целей и задач образования в современном, информационном, обществе. В связи с этим в первом десятилетии XXI в. были приняты новые образовательные стандарты.

До 2009 года в РФ действовали государственные образовательные стандарты основного общего образования и среднего (полного) общего образования первого поколения - т. е. ГОС ООО и ГОС СОО, соответственно. Помимо этого, в 2004 году был принят федеральный компонент государственного образовательного стандарта (ФК ГОС), определивший обязательный минимум содержания всех образовательных программ в общеобразовательных учреждениях. Всё это было первой попыткой со стороны государства стандартизировать систему образования в постсоветской России.

Необходимость в этом была обусловлена двумя основными причинами:

1) сохранение базового единства образовательного пространства, что позволяет обеспечить единый уровень образования в различных типах общеобразовательных учреждений - эта причина возникла в 90-е годы после распада СССР, когда школам была предоставлена полная свобода в формировании учебных планов, которые в итоге разнились в пределах даже одного небольшого города, что вызывало некоторые трудности при переводе обучающегося из одной школы в другую;

2) стремление руководства РФ обеспечить признание российских документов об образовании за рубежом, а также войти в мировое образовательное поле - эта причина явилась желанием руководства страны войти в Болонский процесс, чтобы обеспечить гражданам РФ возможность беспрепятственно получать образование в европейских государствах. Проблема существовавших тогда ГОС заключалась в том, что они, в первую очередь, определяли лишь уровень предметной подготовки выпускников (в ГОС чётко прописывались позиции «знать» и «уметь/владеть»).

В условиях становления нового общества, когда поменялась не только модель управления государством, но и общественное сознание, появились попытки обозначить новые цели и задачи образования. Первостепенной задачей ставилась гуманизация общественной жизни, информационный подход стал постепенно меняться на системно-деятельностный. Основным документом, который отразил новые требования образования, является стандарт второго поколения - федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС), принятый в 2009 году. Данный документ позволил не только надёжно закрепить начавшийся процесс стандартизации образования, но и заключил в себе современные требования к школьному образованию, которые теперь базируются не на задачи сформировать у школьника крепкие научные знания, а, главным образом, на развитии его мышления и на формировании умений, которые выпускник школы будет применять в своей повседневной жизни.

Стандарт второго поколения определил совершенно новые требования к результатам освоения образовательных программ, что отличает его от предыдущего стандарта (ГОС). ФГОС выдвинул три группы результатов обучения (см. рис. 1), формирование которых в настоящее время является обязательным условием реализации образовательных программ основного общего и среднего общего образования в общеобразовательных организациях РФ. Достижение обучающимися данных результатов разработчиками ФГОС предполагается осуществлять в процессе использования системно-деятельностного подхода.

 

Рис. 1. Результаты обучения биологии

 

Предметные результаты - это те знания и умения, которыми обучающиеся овладевают в процессе освоения того или иного курса биологии. Например, в 6 классе (Учебник для 6 класса «Биология: Бактерии. Грибы. Растения», разработанный под руководством Пасечника В.В.) у обучающихся формируются умения работать с микроскопом, понятия «клетка», «растительная клетка» и др., в 7 классе (Биология. Животные. 7 класс - Латюшин В.В., Шапкин В.А. и др. учебники) у обучающихся формируются знания о животной клетке, умения находить сходства и различия животной и растительной клеток, в 8 классе (Биология. Человек. Учебник для 8 класса - Сонин Н.И., Сапин М.Р.) у обучающихся формируются понятия клетка ткани, клетки организма, клетки половые и соматические и т. п. (см. рис. 2)

Рис. 2 Учебники по биологии

 

Целесообразно формировать данные результаты у обучающихся не только на репродуктивном уровне, но и на продуктивном и творческом уровне. Ведь простое механическое воспроизведение того или иного знания или умения снижает мотивацию и познавательный интерес школьника, приводит к быстрому забыванию материала, а также не способствует развитию креативного и творческого мышления, что необходимо в современном динамично изменяющемся мире.

Продуктивный и творческий уровни формируют у обучающихся исследовательские навыки, а также помогают развить такие качества как заинтересованность в той или иной деятельности и умение найти наилучший способ решения задачи. Цель биологического образования в современной школе - формирование у обучающихся не только прочных знаний и умений биологической направленности, но и развитие творческой и инициативной личности, что отвечает запросом информационного общества. Именно поэтому в ФГОС были включены и другие результаты обучения (метапредметные и личностные), формирование которых является залогом успешного существования в современном обществе.

Метапредметные результаты - это освоенные обучающимися способы деятельности, которые применимы как в образовательном процессе, так и в реальных жизненных ситуациях. Их достижение происходит как в рамках обучения географии, так и при освоении программы любого другого школьного предмета. Данные результаты призваны развивать у школьников не только интеллектуальные способности, но и творческие, а также помогают сформировать умения самообразования и самоконтроля. Метапредметные результаты в соответствии с ФГОС включают в себя межпредметные понятия и универсальные учебные действия (далее — УУД). Межпредметные понятия - это общенаучные термины, применимые ко всем областям научного знания. Их структура и перечень в ФГОС не определены, однако усвоение обучающимися межпредметных понятий является обязательным условием освоения образовательной программы того или иного предмета. Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной образовательной программы образовательной организацией в зависимости от условий материально-технической базы, квалификации кадрового состава, используемых методов работы и т. д. Примерами таких понятий могут служить: «вещество», «метод», «модель», «процесс», «диаграмма», «график» и т. п.

Более подробно в ФГОС изложены позиции, характеризующие формирование у обучающихся УУД - тех способов действия, которые школьник сможет применять не только в рамках учебного процесса на том или ином уроке, а, что более важно, в своей повседневной жизни, при решении тех или иных задач.

А. Г. Асмолов — доктор психологических наук, профессор, академик РАО — выделил в многообразии УУД несколько групп: личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные. Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся, а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Примером данной группы УУД являются: установление обучающимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов; нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм; личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе. Регулятивные УУД позволяют обучающимся правильно выстроить траекторию своей деятельности, спрогнозировать результат той или иной деятельности, разработать план действий, достигнув результата, организовать контроль, оценку и коррекцию своей деятельности, т. е. данный тип УУД обеспечивает формирование у обучающихся умений правильно организовать свою деятельность.

Для развития регулятивных УУД на уроках биологии следует, например, акцентировать внимание обучающихся на том, что необходимо использовать для сравнения (или описания) живых организмов, каким образом его провести, по какому плану и т. п. Также следует постоянно предоставлять обучающимся возможность оценить свою деятельность, подумать над тем, где и почему были совершены ошибки, каким образом можно было бы их избежать, т. е. из урока в урок следует организовывать процесс рефлексии.

Коммуникативные УУД помогают обучающимся социализироваться, принимать во внимание позиции друг друга, вступать в диалог, учувствовать в коллективном обсуждении работы, строить продуктивное взаимодействие не только во время урока, но и при дружеском общении. Данная группа УУД активно формируется на таких уроках биологии, когда между обучающимися осуществляется работа в парах и группах. Примером такого урока может служить: «Многообразие представителей класса Однодольные растения», на котором обучающиеся делятся на группы, каждая из которых изучает то или иное семейство или представителей класса, а затем рассказывают своим одноклассникам особенности изученного, отвечают на их вопросы, решают проблемные вопросы и т. д.*

* Задание: придумать проблемный вопрос к данному уроку

Именно в подростковом возрасте, когда ведущим видом деятельности становится общение, формирование коммуникативных УУД осуществляется наиболее продуктивно.

Познавательные УУД способствуют развитию у обучающихся таких умений, с помощью которых они могут осуществлять поиск и отбор необходимой информации, устанавливать связи между объектами, процессами и явлениями, позволяют производить высшие мыслительные процессы: анализ и синтез. На уроках биологии данные УУД формируются в процессе самостоятельной работы обучающихся с учебником, атласом-определителем, с географическими картами, гербариями и т.д. Примером заданий, направленных на формирование познавательных УУД, могут быть следующие: 1) с использованием текста учебника, географических карт, а также Интернет-ресурсов, покажите и обоснуйте особенности животного мира Австралии; 2) используя ресурсы Интернета, найдите убедительные доказательства теории эволюции; 3) выделите черты сходства и различия животной и растительной клетки.

Личностные результаты выражаются в формировании у обучающихся системы нравственных установок, ценностных ориентиров к самому себе, другим участникам образовательного процесса, а также к самому образовательному процессу, объектам познания и к своим результатам деятельности.

Помимо вышеназванных личностно-значимых качеств, интерес представляет формирование такого качества у школьников, как толерантность к ценностям других народов мира. Достигаются вышеописанные результаты в курсах 8 и 10–11 классов при изучении тем, связанных с происхождением человека и теорией эволюции, расовым составом и т.д.

Таким образом, цель современного биологического образования в школе - это не только овладение обучающимися знаний и умений предметного характера, но и приобретение ими метапредметных компетенций (через овладение и применение УУД и межпредметных понятий), а также воспитание творческой личности, способной к успешной самореализации в современном динамично изменяющемся мире, через целенаправленное приобщение к географической культуре. А знания, умения, навыки – средства достижения этой цели.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: