Тема. Закономерности психического развития детей с аномалиями в развитии




Дисциплина: Специальная психология

Дата: 20 мая 2020-05-19

Вид занятия: лекция

Время: 2 часа

Тема. Закономерности психического развития детей с аномалиями в развитии

1. Общие закономерности психического развития.

2. Общие закономерности психического развития всех лиц с ОВЗ

3. Теория компенсации в педагогике и психологии.

 

Закономерности психического развития в норме и патологии. Психическое развитие детей, имеющих те или иные отклонения, подчиняется тем же закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормально развивающихся детей.

· Первая закономерность состоит в соотношении биологических и социальных факторов в процессе психического развития ребенка. К биологическим факторам относятся особенности развития нервной системы, определяющие тип темперамента, задатки способностей — общих и специальных. Большое значение для последующей жизни ребенка имеют условия протекания внутриутробного периода (болезни матери, лекарства, которые она принимала в период беременности, травмы при родах). Социальные факторы объединяют все то, что характеризует общество, в котором живет и развивается ребенок. Социальная среда и преобразованная человеком природа являются источниками развития человека, определяют принятую в данном обществе систему обучения и воспитания. Усвоение социального опыта происходит не путем пассивного восприятия, а в активной форме: в различных видах деятельности — общении, игре, учении, труде. Дети овладевают этим опытом не самостоятельно, а при помощи взрослых. Важную роль в успешной компенсации различных нарушений играют условия семейного воспитания, ограничивающие, например, эмоциональный опыт ребенка на ранних этапах онтогенеза, в том числе уровень образования родителей, своевременность их обращения к специалистам, степень участия в коррекционной работе. Выготский сформулировал положение о единстве и взаимодействии биологических и социальных факторов в процессе развития. Это единство характеризуется двумя особенностями: во-первых, каждый из факторов имеет разный удельный вес в становлении различных по сложности психических функций. В формировании более простых функций (ощущений), велика роль биологических, наследственных факторов. В развитии более сложных, высших психических функций (произвольной памяти, абстрактно-понятийного мышления) главенствующее значение приобретают социальные факторы. Чем сложнее функция, тем больше времени требуется на ее формирование, а значит, тем больше сказывается влияние социальных факторов, условий обучения и воспитания. Во-вторых, единство и взаимодействие биологических и социальных факторов меняются в процессе развития, т. е. на разных возрастных этапах роль каждого фактора в развитии той же функции оказывается различной.

· Вторая закономерность. Психическое развитие сложно организовано во времени: имеет свой ритм, который меняется в разные годы жизни, и свое содержание, которое обусловлено особенностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания ребенка. На каждом возрастном этапе происходит преобразование всех структурных компонентов психики. Психологический возраст — это определенная, качественно своеобразная ступень онтогенеза.

· Третья закономерность. Неравномерность психического развития детей, обусловленная активным созреванием мозга в определенные периоды жизни, а также тем, что одни психические функции формируются на основе других. По мере продвижения от одного возраста к другому увеличивается сложность межфункциональных связей. Каждый возрастной период характеризуется повышенной восприимчивостью (сензетивностью) к разным педагогическим воздействиям. На каждом возрастном этапе происходит перестройка связей и взаимодействий психических функций, изменение соотношений между ними. Наличием сензитивных пе­риодов объясняется то, что наибольшее влияние обучение оказы­вает на те психические функции, которые только начинают фор­мироваться, поскольку в этот период они наиболее гибки, подат­ливы, пластичны. Так например, учет наиболее известного сензитивного периода в развитии речи (от 1 до 3 лет) необходим при организации коррекции психического развития детей с недостатками слуха.

· Четвертая закономерность состоит в том, что развитие — это цепь качественных изменений. Психика ребенка своеобразна на каждом возрастном этапе, что является результатом перестройки межфункциональных взаимо­действий, интеграционных процессов, происходящих при раз­витии ребенка. Сочетание в этом процессе эволюции и инволю­ции обуславливает на новом этапе усвоение, преобразование или даже отмирание того, что было сформировано на предше­ствующих этапах.

· Пятая закономерность — развитие высших психических функ­ций, которые первоначально возникают как форма коллективного поведения, сотрудничества с другими людьми, в первую очередь, со взрослыми, и лишь постепенно становятся внутренними функ­циями самого ребенка. Высшие психические функции — сложные, системные образования, социальные по своему происхождению; они формируются в результате овладения специальными орудия­ми, средствами, выработанными в ходе исторического развития общества. Прежняя структура «натуральных» психических функ­ций изменяется, они становятся «культурными», приобретают та­кие признаки, как опосредованность, осознанность, произвольность.

2. Вместе с тем в психическом развитии детей со всеми типами нарушений можно выделить общие специфические закономерности. При всех типах нарушений наблюдается снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации. Так, при всех типах нарушенного развития по сравнению с нормально развивающимися сверстниками снижен объем информации, которая может быть принята в единицу времени. Для приёма информации необходимо больше времени. Кроме того, повышение порогов чувствительно­сти (например, при снижении слуха) приводит к росту уровня шумов, что влияет на точность принимаемой информации, ведет к ее искажениям. Переработка информации замедлена. Всё это может быть обусловлено дефектами сенсор­ного входа, т.е. рецепторной части анализатора (органа чувств), проводниковых путей или проявляться в нарушениях функционирования центральной части анализатора — соответствующей об­ласти коры мозга. Снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации сказывается на протекании целого ряда психических процессов и явлений разного уровня и раз­ной сложности организации. Это и сенсорные процессы: ощу­щение и восприятие, и такие познавательные процессы, как мышление, память, представления, речь. Следующей закономерностью, наблюдающейся у всех категорий аномальных детей, является трудность словесного опосредования. Кроме того, для всех типов аномального развития характерно замедление процесса формирования понятий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: