Основоположником отечественной теории компенсации является Лев Семенович Выготский. Уже в первых его работах (1920-е гг), встречается тезис, о том, что дефект не существует для ребенка до тех пор, пока он не замечается им в конкретной деятельности, связывающей его с социумом, в реальных отношениях с людьми: с родителями, сверстниками, воспитателями и учителями. Компенсация является реакцией личности на трудности и возникает в результате конфликта между стремлениями ребенка соответствовать предъявляемым к нему требованиям социума и невозможностью сделать это из-за наличия дефекта. «Судьбу личности в конечном итоге решает не дефект сам по себе, а его социальные последствия, его социально-психологическая реализация», – писал Л.С. Выготский.
В теории компенсации психических функций Л. С. Выготского можно выделить ряд важных положений.
· Первое. При выпадении из нормального функционирования какого-либо органа чувств, другие органы начинают выполнять те функции, которые у нормального человека ими обычно не исполнялись. Так, у глухого человека зрение играет иную роль, чем у человека с сохранными органами чувств, так как оно должно содействовать восприятию и переработке огромного количества информации, которую глухой другим путем получить не может, поэтому сущность работы с детьми, имеющими недостатки слуха, заключается не столько в развитии у них оставшихся органов восприятия, сколько в создании активных, действенных форм детского опыта.
· Второе. Л. С. Выготский вводит понятие структуры дефекта, т.е. системного характера нарушений. Это положение является ключевым при организации необходимых условий обучения и воспитания, условий, способствующих успешной компенсации. Педагогическое воздействие в первую очередь направлено на преодоление и предупреждение вторичных дефектов. С его помощью может быть достигнута значительная компенсация нарушенных функций.
· Третье. Л.С.Выготский сформулировал положение о связи задач общего воспитания и специальных методик, подчинение специального воспитания социальному, их взаимозависимость. При этом необходимость специального воспитания не отрицается, т.к. обучение детей с любыми нарушениями требует специальной педагогической техники, особых приемов и методов.
· Четвертое. Основной путь к компенсации людей с различными нарушениями развития Л С.Выготский видел во включении их в активную трудовую деятельность, которая обеспечивает возможность формирования высших форм сотрудничества. При правильном подходе к делу именно благодаря включению в трудовую деятельность создаются условия для интеграции неполноценного человека в общество.
· Пятое. Глубокий научный и практический смысл имеет положение Л. С. Выготского о том, что «сама по себе слепота, глухота и тому подобные частные дефекты не делают еще носителя их дефективным». По его мнению, судьбу личности решает не дефект сам по себе, а его социально-психологическая реализация. Поэтому говорящий глухой, участвующий в общей жизни и воспринимающий ее во всей полноте и многообразии, не будет сам ощущать своей неполноценности и не даст для этого повода другим..
Таким образом, в процессах компенсации участвуют и биологические и социальные факторы.
Проблема компенсации разрешается и в рамках индивидуальной психологии Альфреда Адлера, который исходил из того, что личность ребенка формируется в возрасте до пяти лет, в виде особого «стиля жизни», который предопределяет всё последующее психическое развитие. С его точки зрения у человека изначально возникает ощущение малоценности, которое усиливается при наличии какого-либо сенсорного или физического дефекта. Ощущение своей малоценности является постоянным стимулом к развитию психики человека, стимулом к компенсации и сверхкомпенсации. В попытках преодолеть чувство малоценности, вплоть до неполноценности, складываются жизненные цели ребенка, он самоутверждается. Если эти цели реалистичны, личность развивается нормально, если фиктивны – становится асоциальной и невротичной. Значительную роль в этом играет формирование чувства общности. Развитие чувства общности связано с близкими взрослыми, окружающими ребенка с детства, прежде всего с матерью. У детей, растущих рядом с холодными, отстраненными матерями, или у чрезмерно избалованных детей чувство общности не развивается. Уровень развития чувства общности определяет систему представлений о себе и о мире, которая создается каждым человеком. Если чувство общности определяет стиль жизни, то два других врожденных чувства — неполноценности и стремления к превосходству — являются своеобразными носителями энергии, необходимой для развития личности. При неразвитом чувстве общности у детей формируются невротические комплексы, что приводит к отклонениям в развитии личности, делает его тревожным, неуверенным в себе, завистливым, конформным и напряженным. Невозможность преодолеть свои дефекты, особенно физические, часто ведет к мнимой компенсации, при которой ребенок (а позднее — взрослый человек) начинает спекулировать своими недостатками, пытаясь вызвать сочувствие к себе и извлечь из этого привилегии. Такой вид компенсации порочен: он останавливает личностный рост, формирует неадекватную, завистливую, эгоистичную личность. В случае сверхкомпенсации у детей с неразвитым чувством общности стремление к самосовершенствованию трансформируется в невротический комплекс власти, доминирования и господства. Такие личности используют свои знания для приобретения власти над людьми, их порабощения, думая лишь о своих выгодах, что приводит к отклонению от социально ценных норм поведения. Человек с развитым чувством общности в случае сверхкомпенсации старается обратить свои знания и умения на пользу людям, его стремление к превосходству не превращается в агрессию, слабость оборачивается силой. Стремясь преодолеть чувство неполноценности и самоутвердиться, человек актуализирует свои творческие возможности. По мнению Л. С. Выготского, А. Адлер вывел психологический закон превращения органической неполноценности через субъективное чувство малоценности, которое является оценкой своей социальной позиции, в стремление к компенсации и сверхкомпенсации. Идея сверхкомпенсации ценна тем, что «оценивает положительно не страдание само по себе, а его преодоление; не смирение перед дефектом, а бунт против него; не слабость самое по себе, а заключенные в ней импульсы и источники силы». Сверхкомпенсация — это только крайняя точка одного из двух возможных исходов процесса компенсации, один из полюсов осложненного дефектом развития. Другой полюс — неудача компенсации, бегство в болезнь, невроз, полная асоциальность психологической позиции. Между этими двумя полюсами расположены все возможные степени компенсации — от минимума до максимума.
Литература ЭСБ Лань
1. Лемех, Е. А. Основы специальной психологии: учебное пособие / Е. А. Лемех. — Минск: РИПО, 2017. — 223 с. — ISBN 978-985-503-718-8. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/131949 (дата обращения: 15.05.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
2. Поливара, З. В. Введение в специальную психологию: учебное пособие / З. В. Поливара. — 3-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2016. — 271 с. — ISBN 978-5-9765-1666-3. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/119417 (дата обращения: 15.05.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
3. Специальная психология: учебное пособие / под редакцией Е. С. Слепович, А. М. Полякова. — Минск: Вышэйшая школа, 2012. — 511 с. — ISBN 978-985-06-2186-3. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/65323 (дата обращения: 15.05.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.