Гений музыки Петр Чайковский




Великий русский композитор Петр Ильич Чайковский родился 25 апреля (7 мая) 1840 года в селении при Камско-Воткинском заводе Вятской губернии (ныне город Воткинск, Удмуртия) в семье горного инженера, начальника упомянутого завода.
Предки отца происходили из украинских казаков, дед матери был обрусевшим французом. В семье родителей музыку любили, мать хорошо пела, играла на фортепиано, в доме проводились музыкальные вечера. Способности к музыке проявились у Петра рано: пяти лет он начал играть на фортепиано, а через три года читал ноты и записывал свои музыкальные впечатления.
Петр Ильич Чайковский

Десятилетним мальчиком Петр попал в Петербург, где в 1850–1859 годах, по желанию родителей, учился в Училище правоведения. После этого был определен на службу в Министерство юстиции. В 1855–1858 годах брал уроки игры на фортепиано у известного в то время пианиста Р. Кюндингера, который, между прочим, был невысокого мнения о способностях будущего композитора.
Серьезно заниматься музыкой Чайковский начал лишь в 21 год: сначала в музыкальных классах Петербургского отделения Русского музыкального общества, а затем в преобразованной из этих классов Петербургской консерватории, которую с отличием окончил в 1865 году Тогда же были написаны первые крупные сочинения для симфонического оркестра – увертюра «Гроза» (к одноименной драме Александра Николаевича Островского, 1864 г.) и Увертюра фа-мажор (1865 г.), «Характерные танцы», кантата для солистов, хора и оркестра на оду немецкого поэта и драматурга Фридриха Шиллера «К радости» (дипломная работа), камерные произведения. Ранее, в мае 1863 года, Чайковский оставил службу и стал зарабатывать на жизнь уроками.
С русской литературой и поэзией Петр Ильич впервые познакомился, еще будучи студентом Училища правоведения. Его поразили творения Пушкина, Некрасова, Тургенева, Островского. До самой смерти «Гроза» Островского оставалась его любимой русской пьесой.
Окончив Петербургскую консерваторию, Чайковский сочинял много и быстро, избрав направление русской лирико-философской симфонии. Он стал создавать музыку на определенные, чаще всего литературные сюжеты. Такой стала, например, увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Попутно композитор сочинял романсы и небольшие фортепьянные пьесы. Из-под его пера вышли всемирно известные оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама» (по одноименным произведениям Пушкина), «Иоланта» и многие другие.
Чайковский становится признанным композитором, и после переезда в 1866 году в Москву его приглашают вести в Московской консерватории теоретические дисциплины: гармонию, инструментовку, композицию. Эти предметы будущим учителям музыки, композиторам, пианистам и певцам Петр Ильич преподавал почти двенадцать лет.
//-- Личная драма --//
Жизненные неудачи, которые сам композитор объяснял, как правило, стесненным материальным положением, тоже нашли отражение в его музыке – появляется тема судьбы, злого рока – фатума. Правда, была здесь и другая причина – влечение композитора к представителям мужского пола, что вызывало у него ощущение своей неполноценности или ненормальности.
Сложные отношения в московской музыкальной среде и ухудшение обстановки в стране подтолкнули композитора к решению уехать за границу. Сыграла свою роль в этом решении и личная драма Чайковского. Он тщательно скрывал свои гомосексуальные наклонности и даже пытался лечиться от этого, как он считал, недуга.
Но в том, что великий русский композитор имел такие наклонности, нет ничего удивительного, в творческой среде подобное явление – далеко не редкость. Тем не менее, стремясь всеми силами и средствами добиться успеха в «борьбе с самим собою», Петр Ильич в 1877 году женился на выпускнице Московской консерватории Антонине Ивановне Милюковой. Брак оказался неудачным и через месяц закончился тягостным разрывом: Чайковский не смог преодолеть свой «недуг» и переориентироваться, а его двадцативосьмилетняя супруга так и осталась девственницей. Эти события привели к тяжелому нервному заболеванию композитора. Возврат к прежней жизни был невозможен, и Петр Ильич покинул Москву.
//-- Надежда фон Мекк и расцвет творчества --//
Однако с одной (и единственной) женщиной Чайковский поддерживал связь на протяжении четырнадцати лет.
Правда, только посредством переписки, – лично они никогда не встречались. А связь заключалась в том, что в 1877 году эта женщина – Надежда Филаретовна фон Мекк, вдова российского капиталиста, одна из богатейших женщин России, взяла Чайковского под свое финансовое покровительство. Хорошо образованная, эрудированная, горячая любительница и тонкая ценительница музыки, она буквально боготворила Петра Ильича, своего кумира.
Благодаря ее финансовой помощи и душевной поддержке он смог оставить преподавание и провести несколько лет в Швейцарии, в Италии, на Украине, а затем и под Москвой. Именно в эти годы были созданы оперы «Мазепа» (по поэме Пушкина «Полтава») и «Орлеанская дева» (на сюжет одноименной драмы Шиллера о Жанне д'Арк), «Торжественная увертюра 1812 год», «Итальянское каприччио» и многие другие произведения. А что касается переписки с фон Мекк, то она была регулярной, весьма обширной.
Успех «Евгения Онегина» в 1884 году дал стимул для дальнейшей работы. Однако перепады в настроении композитора в какой-то степени нашли отражение и в его произведениях. Начался последний период его творчества.
Чайковский был принят в состав дирекции Московского музыкального общества и поселился под Москвой, в Клину. Трагическая исповедь мыслящего и страдающего человека звучала в симфонии «Манфред», которая в то же время отражала и метания души самого композитора. Писал он также и балетную музыку.
Первым балетом стало «Лебединое озеро», за ним последовали «Спящая красавица» и «Щелкунчик». В этот же период Петр Ильич создает и другие произведения высочайшего класса: Пятую симфонию, оперы «Пиковая дама» и «Иоланта», а также свою последнюю, Шестую (Патетическую) симфонию.
Чайковский начал выступать и в качестве дирижера – он с триумфом поднимался на сцены Москвы, Тифлиса (Тбилиси), Одессы, Киева, Праги, Лейпцига, Гамбурга, Варшавы, Парижа, Лондона, Брюсселя, Женевы.
//-- Загадочное предчувствие, причина смерти --//
Закончился жизненный путь великого композитора в Петербурге – там же, где и начиналась его славная творческая карьера. По официальной версии, Чайковский заболел холерой и умер от этой тяжелой болезни 25 октября (6 ноября) 1893 года.
Так считалось долгое время, но спустя много лет после кончины композитора стали всплывать факты, позволяющие утверждать, что он покончил жизнь самоубийством.
Символично, что в последнем сочинении Чайковского – Шестой симфонии – явно звучит тема смерти. В этом произведении разворачивается потрясающая картина прощания с жизнью, и, по странному совпадению, композитор умер через девять дней после того, как он продирижировал симфонией на премьере в Петербурге: премьера – 16 октября, начало болезни – 21 октября, а 25-го наступила смерть.
Основной причиной возможного умышленного заражения холерой могла стать все та же, как теперь принято выражаться, «нетрадиционная сексуальная ориентация» Петра Ильича. По некоторым сведениям, на имя обер-прокурора Сената Н. Б. Якоби, в юности учившегося вместе с Чайковским в Училище правоведения, была подана жалоба от графа Стенбок-Фермора. В ней говорилось, что Чайковский проявляет неестественное влечение к племяннику графа.
За жалобой будто бы последовал «суд чести» бывших однокашников композитора, и вердиктом стало предложение Чайковскому покончить жизнь самоубийством, чтобы избежать огласки и не навлекать позора на воспитанников и на само училище. Если это произошло в действительности, то Петр Ильич мог сам выбрать добровольное заражение холерой и скрывать болезнь до тех пор, пока она не перейдет в неизлечимую стадию. А в Петербурге холера в это время действительно свирепствовала, и чтобы заразиться ею, было достаточно всего лишь каждый день пить сырую воду.
Между тем в России и в прежние времена бывали случаи, когда гомосексуалисты становились весьма заметными государственными деятелями. Например, князь Владимир Мещерский, [39 - Мещерский Владимир Петрович (1839–1914) – российский публицист. Основал и издавал консервативно-монархическую газету-журнал «Гражданин» (с 1872 года).] известный своим влечением к мужчинам, даже стал доверенным советником царя Александра III.
Другое дело, если Чайковский сам не хотел и не мог мириться со своим пристрастием и предпочел воспользоваться случайным заражением. В то же время душевные терзания были для него источником творческого вдохновения. Поэтому определить, как все произошло на самом деле, и почему Петра Ильича сразила ужасная болезнь, пока что сказать определенно не может никто…
Произведения Петра Ильича Чайковского и в наши дни с непреходящим успехом исполняются лучшими мастерами на театральных сценах и концертных площадках всего мира. Еще в 1894 году был открыт Дом-музей Чайковского в подмосковном городе Клин, а в 1940 году – мемориальный музей в Воткинске. С 1958 года в Москве проводится Международный музыкальный конкурс имени Чайковского. Светлая гармония музыки мастера не может оставить равнодушной никого. И, проникаясь ею, мы даже не задумываемся о полной душевного дискомфорта жизни композитора и о его безвременном уходе [1, 11, с. 138–142; 12, с. 740–741].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: