Тема 3. Управление рисками в инновационной–инвестиционной деятельности предприятия в сфере химии и нефтехимии




Инновационная деятельность как объект инвестирования. Инвестиционная привлекательность инновационных проектов. Критерии инвестиционной привлекательности. Норма прибыли, при финансировании инвестиционных проектов. Показатели экономической эффективности инновации. Обоснование экономической эффективности проекта и методы его выбора к реализации. Способы организации и формы финансирования инновационной деятельности. Источники финансирования инноваций. Неопределенность как неотъемлемая составляющая инновационного процесса. Основные виды неопределенности и инновационные риски. Классификация рисков инновационной деятельности. Методы анализа неопределенности и риска. Количественная оценка риска. Методы управления рисками инновационной деятельности. Цикл управления рисками. Риск-менеджмент в инновационной деятельности.

Смыслом и целью инвестиционной деятельности является активизация капитала, т. е. максимизация его роста. По существу, возможно всего два вида инвестиций: венчурные инвестиции и спекулятивные инвестиции.

В простейшем случае венчурной инвестиции, когда вы становитесь владельцем предприятия, для вас важна прибыль, которую это предприятие приносит (сегодняшний доход), и стабильность, с которой предприятие прибыльно работает (доход будущих периодов).

Для портфельных спекулятивных инвестиций важна капитализация предприятий, акции которых составляют портфель. Реальная стоимость этих предприятий не играет никакой роли. Вопрос рисков инвестиций стал предметом исследования выдающихся экономистов: Г. Марковица1, У. Шарпа2, Ф. Найта и других.

В самом многоуровневом и сложном случае рост капитала достигается на государственном уровне: США, монополизировавшие роль генератора образцов глобальных институтов, продвигающие на монологичной основе систему «глобальных» ценностей, основанную на игнорировании, а то и вовсе подавлении ценностей национальных, получают глобальную институциональную ренту. Предпринимаемые в наши дни рядом западных правительств и неправительственных организаций попытки изолировать Россию путём преувеличения существующей нестабильности, недемократичности, коррумпированности страны вообще, создания имиджа страны-изгоя, преследуют совершенно практическую коммерческую цель сбора институциональной ренты в коммерческих отношениях с нами.

В этом смысле вложения в чёрный антироссийский пиар в западных странах также можно расценивать как инвестиции в активизацию капитала. Однако темой нашего исследования является более приземлённый вопрос о рисках, которые принимает на себя частный инвестор при принятии решения о венчурных инвестициях, поэтому далее мы не будем обсуждать ни институциональную ренту, ни портфельные инвестиции.

К. Нордстрём и Й. Риддерстрале говорят о капитализме как о машине, отделяющей эффективное от неэффективного3. Этот принцип является ключевым для принятия решения об инвестиции.

Предприниматель, принимающий решение о венчурной инвестиции, принимает на себя связанные с этим риски. Он самым непосредственным образом заинтересован в максимальной эффективности своей инвестиции. Такую максимальную эффективность даёт временная монополия на рынке. Й. А. Шумпетер выделяет пять групп ситуаций, в которых принимается венчурное инвестиционное решение4:

• Создание нового товара, с которым потребители еще не знакомы, или нового качества товара.

• Создание нового метода производства, ещё не испытанного в данной отрасли промышленности, который не обязательно основан на новом научном открытии и может состоять в новой форме коммерческого обращения товара.

• Открытие нового рынка, на котором данная отрасль промышленности в данной стране ещё не торговала, независимо от того, существовал ли этот рынок ранее.

• Открытие нового источника факторов производства.

• Создание новой организации отрасли, например, достижение монополии или ликвидация монопольной позиции.

• Мы идентифицируем ещё один вид предпринимательского решения, который подпадает под определение венчурного инвестирования:

• Восстанавливающие инвестиции в существующее собственное производство (замена амортизированного оборудования на идентичное).

Разумеется, продукция/услуги должны быть востребованы рынком. Даже массовое производство резных деревянных прялок в условиях мегаполиса начала XXI века бессмысленно.

Даже гениальное, опережающее своё время изобретение может не принести успеха. Как предложить на современном рынке гиперискривитель пространства, позволяющий разогнать звездолёт с полутора световых скоростей до тридцати?

При инвестиции в новое производство на существующем рынке предприниматель должен заранее понимать, в чём будет заключаться его конкурентное преимущество, что позволит ему занять свою сбытовую нишу.

Одним из приёмов захвата сбытовых ниш ещё в 80-х гг. ХХ в. было давление масштабом производства. Наводняя рынок своей продукцией, промышленные гиганты уничтожали более мелких конкурентов.

Однако уже в 90-е гг. XXв. этот приём срабатывал далеко не всегда. В 1995г. лидеры производства силиконов – Wacker Chemie GmbH, Dow Corning, Rhone Poulenc – одновременно каждый увеличили производство высококачественных строительных герметиков в четыре-пять раз. В результате рынок оказался перенасыщен. Рентабельность производства упала до ~2%, и ни одному из гигантов не удалось захватить этот рынок*. Напротив, для Rhone Poulenc эта операция стала одной из последних соломинок, приведших семейную фирму к выходу из бизнеса.

Значительно более надёжным средством захвата рыночной ниши является качественное отличие продукции, выводимой на рынок, выпуск продукции с уникальными свойствами, удовлетворяющими чётко идентифицированный целевой сектор рынка.

Для принятия решения о способе финансирования инновационной инвестиции необходимо понимать, какие денежные потоки сможет генерировать инвестиционный проект. Опираясь на управленческие принципы повышения эффективности и результативности** инноваций можно отсортировать эффективные и неэффективные проекты.

Растущие инвестиции в инновации не ведут к росту возврата на инвестиции (ROI) – другими словами, каждый дополнительный рубль, потраченный на разработку нового продукта, приносит всё меньший и меньший возврат.

В качестве примера снижения ROI в зависимости от зрелости технологии можно привести производителей цифровых фотоаппаратов. Первый цифровой фотоаппарат (Canon, 1993) отличался плохим разрешением матрицы, невысокой эргономикой, малой ёмкостью запоминающего устройства. На примерном графике зависимости ROI от зрелости инвестиции продажам этого пионерского изделия соответствует начало графика. В этот период публика «присматривается» к нововведению, начинает формироваться спрос. На этом участке ROI может принимать и отрицательные значения. Дальнейшее техническое развитие сделало цифровую технику удобной, а качество записи изображения – более высоким, чем у аналоговых аппаратов. Этому этапу внедрения инновации соответствует взрывной рост продаж. После достижения определённого уровня удовлетворения ожиданий потребителей последующие улучшения в убывающей степени влияют на потребительские свойства и слабо сказываются на ROI. (Увеличение матрицы фотоаппарата в два раза улучшает качество снимка – всего в √2≈1,4 раза). Низкие значения ROI остаются типичными для отрасли вплоть до появления новой революционной технологии. Однако и здесь при первоначальном внедрении новации весьма вероятно возникновение убытков.

Необходимость инвестирования в разработку новых продуктов может быть обусловлена чисто рекламными аспектами. Как пример приведём безопасную бритву Жиллета. Первые безопасные бритвы К. К. Жиллета, выпущенные на рынок в 1904 г., функционально мало отличаются от продукции компании Gillette, производимой в наши дни. Дальнейшее наращивание числа лезвий и изменение дизайна бритв необходимо не столько для обеспечения удобства бритья, сколько для поддержки присутствия продукции фирмы в медийном поле.

Изобретательность Жиллета особенно явно выразилась в маркетинговой политике. Компания изобрела промо-акции – бесплатную раздачу продукции. Сегодня большинство исследователей деятельности компании Gillette Safety Razor Co. признают, что своим успехом на рынке фирма в первую очередь обязана новаторскому подходу к брэндингу.

Напротив, исследования в области авиационных турбин привели за последние 20 лет к снижению расхода топлива на 15–25%, снижению шумности в два-три раза, снижению материалоёмкости на 10–12%. Каждое нововведение в области авиационного двигателестроения становилось возможным благодаря масштабным инвестициям в НИОКР. Каждый шаг в этой отрасли давал лишь незначительное вознаграждение, однако отказ от развития техники неминуемо приводил к потере рыночной позиции. С 1 апреля 2002 г. серьёзно ужесточены ограничения по шумности воздушных судов5. Двигателестроители, не уделявшие достаточного внимания снижению шумности, были выброшены с рынка.

Инновационная деятельность всегда сопряжена с риском, поскольку невозможно заранее предвидеть все факторы, которые будут влиять на результаты хозяйственной деятельности.

Неопределённость экономической конъюнктуры связана с колебаниями спроса и предложения на продукцию, платёжные средства, множества вариантов приложения капитала, многообразия критериев выбора инвестиций, ограниченности знаний о проектах конкурентов (см. приведённый выше пример о строительных герметиках) и многих других факторов.

Ещё Й. А. Шумпетер указывал, что неопределённость предпринимательской деятельности всегда выше, чем неопределённость устоявшегося хозяйственного оборота, поскольку предприниматель (инноватор) лишён опыта эксплуатации внедряемого инновационного решения.

Инвестиции в собственное производство сопряжены со следующими инновационными рисками:

• При замене вышедшего из строя (полностью амортизированного) элемента производственной цепочки на идентичный существует риск воспроизводства устаревшей технологии и утрата относительной эффективности.

• При замене элемента производственной цепочки вследствие морального износа существует риск применения неотработанной технологии и несогласованности продукта внутреннего подрядчика с нуждами внутреннего заказчика.

• При качественном изменении продукции в результате инновации существует неопределённость рынка.

В крупных организациях инновационный риск может быть несколько нивелирован самими масштабами предприятия в смысле возможности банкротства, однако каждый инновационный проект несёт всю совокупность инновационных рисков.

В общем виде инновационный риск можно определить как вероятность потерь в результате инвестирования фирмой средств в производство новых товаров и услуг, в разработку новой техники и технологий, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке, а также при вложении средств в разработку организационных инноваций, которые не принесут ожидаемого результата.

Главным риском венчурного инвестирования является неудачный выбор инновационного проекта. Такая ошибка может быть вызвана неправильным прогнозом развития рынка, изменением доминирующей на рынке технологии, неправильным определением приоритетов стратегии компании.

Например, фирма Siemens была вынуждена ликвидировать производство сотовых телефонов, потому что сосредоточилась на достижении наилучшего качества связи. Между тем качество сотовой связи перестало быть определяющим для массового покупателя, и рынок смогли захватить производители «розовых и пушистых» телефонов для населения «народной республики Бритни Спирс»6, по меткому выражению Нордстрёма.

Аналогичным образом Motorola была вынуждена свернуть свой амбициозный проект спутниковой связи Iridium. Выяснилось, что на значительной части земного шара – в Сахаре, в Антарктиде, сибирских болотах и т. д. – отсутствует платежеспособный спрос на услуги связи.

Второй по значимости риск – риск неполучения необходимого финансирования. Финансирование инновационных проектов возможно из собственных средств, с привлечением коммерческого кредита, путём размещения ценных бумаг или с использованием лизингового механизма. Как особый вариант инновационного финансирования может выступать грант от государства7.

Ограниченность собственных средств предпринимателя обусловлена факторами, также описанными в классической работе Й. А. Шумпетера. Доступность кредитных средств при условии обеспечения кредита уникальным и, следовательно, малоликвидным оборудованием, сопряжена как с высокой стоимостью кредита, так и с высокой вероятностью наступления margin-call.

Размещение ценных бумаг с целью привлечения финансирования чревато утечкой конфиденциальной информации о сути инновации и утратой рыночного приоритета. К этим же последствиям ведёт промышленный шпионаж (и другие методы недобросовестной конкуренции) со стороны конкурентов.

Высокоэффективным способом стимулирования отдельных отраслей промышленности является лизинг. Н. Р. Дааев8 приводит пример оперативного лизинга авиационной техники. Авиатехника относится к высокотехнологичному наукоёмкому имуществу, чья балансовая амортизация опережает экономическую. Благодаря этому обстоятельству лизинговый цикл авиатехники предполагает троекратное повторение за период фактической жизни изделия.

В результате получается, что «старая», бывшая в эксплуатации техника, находящаяся в оперативном лизинге, фактически «субсидирует» расширенное воспроизводство.

Тем не менее лизинг наукоёмкого оборудования также имеет серьёзные ограничения. В нашей практике мы сталкивались с ситуацией, когда были вынуждены отказаться от предоставления в лизинг инновационного оборудования, поскольку ноухау на использование этого оборудования находилось только в руках потенциального лизингополучателя. В случае дефолта лизингополучателя ликвидационная стоимость такого имущества была бы равна стоимости металлолома.

Неспособность сосредоточить необходимые ресурсы, как финансовые, так и технические, для максимально быстрого внедрения инновации чревато отставанием по сравнению с конкурентными проектами. Сюда же попадают маркетинговые риски, связанные со снабжением и производством. Уже упомянутый К. К. Жиллет на протяжении 6 лет искал технологию, которая позволила бы закаливать стальные пластины толщиной в долю миллиметра.

Риски, связанные с обеспечением интеллектуальной собственности, возникают по разным причинам. Ошибки в формуле изобретения (описания полезного образца), оставляющие «лазейку» для конкурента, могут перечеркнуть надежды предпринимателя на получение предпринимательской прибыли. Этим же опасно неполучение патента, несвоевременное получение лицензии, несвоевременная уплата пошлин за поддержание патента в силе.

Возможен риск опротестования патентов, в результате которых патентные права могут быть объявлены недействительными, и т. о. утрачена временная монополия, на достижение которой рассчитывает каждый предприниматель.

Кроме перечисленных, инновационное предприятие подвержено всем обычным рискам общехозяйственной деятельности.

Управление инновационными рисками

Возможности снижения инновационных рисков всегда связаны со снижением предпринимательской прибыли.

Стратегическое планирование является самым мощным методом управления рисками. Оно включает глубокое исследование и тщательное прогнозирование рыночной, социально-экономической, технологической и правовой среды, в которой планируется инновация.

Предварительный сбор информации является затратным мероприятием. Если издержки на поиск информации превышают предельный доход от её использования, предприниматель будет искать оптимум в получении предварительной информации. Этот эффект усугубляется тем, что информация быстро устаревает. Правильные сведения сегодня не описывают ситуацию, которая сложится завтра.

Распределение рисков или диверсификация деятельности, т. е. участие в нескольких инновационных проектах, не связанных между собой, является вторым способом снижения инновационного риска. Однако, как мы отмечали выше, только один из семи проектов оказывается успешным. Слишком снисходительные компании растрачивают деньги на проекты, которые так никогда и не идут в запуск или проваливаются вскоре после появления на рынке.

Важнейший способ снижения инновационных рисков – их страхование. Инновационная компания может застраховать практически все имущественные, а также многие политические, кредитные, коммерческие и производственные риски. Тем не менее можно сказать, что чем революционнее инновационное предложение, тем выше окажется страховая премия.

Для достаточно крупного инвестора, занимающегося инновационной деятельностью, открыт метод локализации риска. В этом случае для внедрения инновации создаётся отдельное самостоятельное предприятие.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: