Коллективно Творческие Игры




Отрядное дело. Технология КТД

«Всё — творчески, иначе — зачем?»

Игорь Петрович Иванов

Детей в лагере обязательно нужно занимать. Незанятый ребенок - это источник повышенной опасности. Как для самого себя, так и для окружающих. Он в любой момент может выбежать, сломать, залезть, свалиться, поджечь, застрять, порезать, уронить, перепачкаться, заплакать и т. д. Устранить эти опасности запретами под угрозой наказания еще никому и никогда не удавалось. Поэтому не стоит и пытаться: проверено - ничего не выйдет. Лучше сразу подумать, а чем, собственно, их можно занять? Только важно при этом помнить, что ребенок должен быть занят для того чтобы развиваться!

Как показывает опыт педагогов, чьи дети не ломают ног и не взрывают лагерей, оптимальный выход - это мероприятия, или отрядные дела. В большом количестве и в ассортименте. Так как же организовать и провести такое дело, которое будет интересно и полезно ребятам, а также решало ряд педагогических задач?

Наиболее эффективным методом является технология Коллективного Творческого Дела. Что же такое КТД?

Понятие «Коллективное Творческое Дело» было введено в обиход И.П. Ивановым в 1956 г.

Как человек, работавший в школе, он знал, что ребенок отличается от взрослого обязательным присутствием неизбежного воспитателя рядом. Ребенок и взрослый слишком часто вместе. И если присутствие взрослого лишь бесконечный надзор и опека, жизнь становится каторгой для обоих. А что если быть не просто рядом, а действительно вместе: придумывать, поддерживать, осуществлять? Так Иванов предложил взрослому другие роли – не контролера, а генератора идей, вдохновителя, помощника. И главное – взрослый может помочь там, где эта помощь действительно требуется. И ребята не воспримут ее как посягательство на независимость.

Принципы КТД:

· Коллективное (совместная работа взрослых и детей).

· Творческое (нестандартное, нешаблонное, создаваемое в совместной творческой деятельности).

· Дело (занятие, действие, мероприятие).

Вожатые выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них. (Вспомним девиз СПО Товарищ: «С ребятами рядом, на шаг впереди!»)

Идея методики довольно проста: дети сами ищут дело по душе, сами их планируют (придумывают, режиссируют) при активном участии вожатого. КТД ценно тогда, когда в нем каждому члену коллектива находится дело по душе. Это важно. Любое дело становится коллективным и творческим, если его придумали, подготовили и провели сами, а не предложили со стороны в готовом виде.

Творчески – значит с импровизацией, потому что дети очень не любят готовить что-нибудь слишком долго и ненавидят запоминать наизусть специально. Зато обожают переодеваться и выдумывать. Значит, если концерт-”ромашка” – пять минут подготовки, и вот вам отличный туземный танец или номер канатоходца для цирка. И совершенно не важно, что канат тот вообще лежит на полу, а туземец просто обмотался полотенцем. Всем весело – значит, цель достигнута.

Разновидности КТД:

· Трудовые («Трудовой десант», чередование традиционных поручений, книжкина больница, день самостоятельности, город веселых мастеров, фабрика игрушек, зеленый патруль, клуб умельцев-волшебников, профессиональные праздники календаря, трудовой час, штаб заботы о лагере);

· Познавательные (аукцион знаний, академия веселых наук, викторина, эрудит – шоу, «Что? Где? Когда», вечер веселых задач, вечер разгаданных тайн, клуб кинопутешественников, книжный бал, конкурсы эрудитов, олимпиада, "Поле чудес", рассказ-эстафета, час почемучек, экскурсия, экспедиция);

· Художественные (защита фантастических проектов, театральные постановки, выставки, карнавал, вечер сказок, кинофестиваль, бал, вечер поэзии, вечер легенд, конкурс украшенных тумбочек, выставка картин, карнавал, КВН, концерт "Ромашка", литературный суд, настольный театр, просмотр фильмов, театр пантомимы, фестиваль искусств);

· Спортивные (веселые старты, спартакиада, день здоровья, фестиваль приключений, запуск бумажных змеев, конкурс знатоков спорта, лагерь Робинзонов, малые олимпийские игры, ориентирование на местности, праздник Мойдодыра, полоса препятствий, походы, санитарный пост (викторина, патруль), спортивная газета, слет туристов, шахматно-шашечный турнир, спортивные товарищеские встречи, эстафета (смешанная, комбинированная, звездная, легкоатлетическая, встречная, комическая));

· Общественно-политические (агитафиша, письмо потомкам, агитпоход, анкета общественного мнения, аукцион идей, беседа за "круглым столом", брифинг, вечер поколений, военизированная эстафета/полоса препятствий, газета стенная, "живая", радиогазета, киногазета, декада художественных и документальных фильмов, гайдаровский рейд, конкурс рисунков, конкурсы "А ну-ка, мальчики!", "А ну-ка, девочки!", "машина времени", операции "забота", "Радость людям", программа "Взгляд", почетный караул, дебаты, фестивали дружбы народов, факельное шествие, эстафета дружбы)

Этапы КТД:

 

Этап Действия Как?
Предварительная работа Вожатый увлекает ребят радостной перспективой интересного и полезного дела. Беседы, экскурсии, заинтересовать детей, «подкинуть» идею.
Планирование Отбор идей к осуществлению. Начинается в микрогруппах (не больше 6-7 человек). Здесь каждый высказывает свое мнение, оно обсуждается, в результате вырабатывается мнение микрогруппы. На сборе-старте выступают представители каждой микрогруппы. Принимается решение. «Мозговой штурм», общая дискуссия, «Дерево идей», экспертный совет, «Банк идей», «живая анкета», «волшебный сундучок».
Подготовка Каждая микрогруппа создает творческий проект. Для подготовки создается «Совет дела», в который входят представители от каждой микрогруппы. Проект КТД уточняется сначала советом дела, затем – в микрогруппах, которые начинают работу по воплощению общего замысла. Главное - добровольность! Самоопределение, «жеребьевка».
Проведение КТД Каждому находится дело, поручение, творческая роль или задание. Не забыть про подведение итогов (награды)
Проведение итогов Происходит на общем сборе. 1) что удалось, что было хорошо и почему, 2) что не получилось и почему, 3) что предлагаем на будущее?
Последействие Реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы. Анкета, разговор в кругу, «свободный микрофон», «конверт мнений», незаконченный тезис.

Временные рамки:

· Для младшего возраста (6 - 9 лет): Лимит времени – 20-30 минут. Небольшие викторины, «Вечера загадок», конкурсы сказок и историй, театр экспромтом.

· Для среднего возраста (10 – 13 лет): 30-40 минут, вид любой. Перемежать спортивные и интеллектуальные конкурсы.

· Для старшего возраста (13 – 16 лет): До 60 минут. И серьезные, и шутливые. НО: все должно требовать повышенной самоотдачи (большое проявление творческих способностей, интеллекта, трудовых навыков)

Коллективно Творческие Игры

Как ни печально, в лагере чаще всего КТД представляет собой мероприятие, разработанное исключительно вожатым или педагогом, и предложенное детям в готовом виде. Эти разработки неплохие, занимательные, но все же направлены исключительно на воспитание или элементарное увеселение детей. Педагогика определяет данные мероприятия как КТИ. Они являются лишь отдельными техниками КТД.


Нельзя утверждать, что детям в таких лагерях не нравится, что они не плачут в день отъезда, что они не обожают своих вожатых. Напротив, общение между ребятами и педагогами искреннее, «творческие дела» проводятся каждый день, дети отдыхают. Тем не менее, любимым мероприятием для детей остается дискотека… Не нацеленность на конкретный результат – вот в чем порок многих воспитателей и вожатых.


В работе хорошего вожатого такого быть не должно. Главный вопрос, который должен волновать каждого, кто работает с детьми, это «Мы приняли детей такими. Что собираемся получить в итоге?». Принцип работы: «поменьше мероприятий, а свободного времени побольше» абсолютно неприемлем, вреден и злокачественен.


Но перед любым вожатым обязательно встанет проблема ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ детей в том или ином мероприятии. Успех зависит прежде всего от готовности детей участвовать, поэтому перед проведением вожатый должен создать настрой. Проще всего это сделать, когда существует какая-то цель всех предлагаемых детям игр или конкурсов. Сравните, как легче заманить детей:

§ "БЕДА! террористы захватили нашу вожатую. Они не освободят её пока мы не выполним все их условия: нужно оказать помощь их раненному, разминировать пути отступления из лагеря, заправить самолет и т.д. "

§ "Дети сейчас мы пойдем на улицу. Там мы забинтуем голову старшему вожатому, потом будем искать вот такие вот железочки и распутывать проводки, потом лить из шланга воду в бочку..."

Естественно, работу с любым отрядом придется начинать с собственных предложений. Для этого существуют такие правила:

· Все, что вы собираетесь предложить детям, должно быть разработано ЗАРАНЕЕ

· Участвуют в предложенном мероприятии ВСЕ

· Вожатые всегда находятся рядом и принимают активное участие

· Обязательно достижение какого-либо результата, сопровождающегося награждением лучших и отличившихся

· Все творчески, иначе – зачем?

Вот несколько советов того, как можно объединить различные интересы, сделать так, чтобы задуманное вожатым стало достоянием каждого:

1. Вожатый должен быть сам убежден в правильности выбора, тогда он сможет «заразить» отряд своей идеей;

2. Задуманное должно соответствовать интересам детей данного возраста;

3. Игра должна стать полем для самовыражения ребенка;

4. Любая разумная идея должна быть услышана;

5. Каждый ребенок должен найти для себя место.

Начните с театральных постановок, спортивных эстафет и конкурсов, викторин. Позже, если вы сумеете УВЛЕЧЬ детей, то сможете впоследствии ПРИВЛЕЧЬ их к самостоятельной организации коллективных творческих мероприятий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: