обучающихся по профессиональной образовательной программе




по дисциплине

ОСНОВЫСТАНДАРТИЗАЦИИ, СЕРТИФИКАЦИИ И МЕТРОЛОГИИ

Профессиональная образовательная программа

по специальности 032401 Реклама

 

Учебно-методический комплекс для студентов

Факультета рекламы и социально-культурной деятельности

по специальности 032401 (350700) Реклама

Утверждено на заседании

кафедры

«___» ______________ 2009г.

протокол № _____

 

 

Краснодар

 

 

Учебно-методический комплекс для студентов специальности

032401.65 Реклама

 

«ОСНОВЫСТАНДАРТИЗАЦИИ, СЕРТИФИКАЦИИ И МЕТРОЛОГИИ»

 

Составитель доцент кафедры рекламы к.ф.н. Прокопчук А.А.

Рецензенты: декан ФЭУБ, заведующий кафедрой рекламы и маркетинга КГТУ, д.эюн., профессор М.Б. Щепакин

Стю преподаватель кафедры маркетинга КГУКИ, к.э.н., А.Г. Абазян

 

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы стандартизации, сертификации и метрологии»

Утвержден на заседании кафедры

Протокол № ___1___ от «28»_____августа_____2009 г.

 

Корректировка утверждена «___»_______________20__г.

Протокол №________

Корректировка утверждена «___»_______________20__г.

Протокол №________

Корректировка утверждена «___»_______________20__г.

Протокол №________

Корректировка утверждена «___»_______________20__г.

Протокол №________

 

 

Примерная программа дисциплины «Основы стандартизации, сертификации и метрологии» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу «Дисциплины специализации» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 032401 (350700) Реклама.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

 

1. Рабочая учебная программа дисциплины «Основы стандартизации, сертификации и метрологии»…………............................................................................................5

2. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов…….......11

3. Глоссарий - словарь терминов в алфавитном порядке………………………….....18

4. Формы текущего и промежуточного контроля…...………………………………..23

5.Учебно-методичское обеспечение курса……………………………………………25

 

 

1. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫСТАНДАРТИЗАЦИИ, СЕРТИФИКАЦИИ И МЕТРОЛОГИИ»

для студентов очной и заочной форм обучения,

обучающихся по профессиональной образовательной программе

032401 (350700) Реклама

 

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных, плановых и распорядительных документов:

1. Государственного образовательного стандарта высшего и профессионального образования по специальности 032401 (350700) Реклама

2. Рабочего учебного плана КГУКИ по специальности 032401 (350700) Реклама.

 

1.1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

 

Цель курса

Целью изучения дисциплины «Основы стандартизации, сертификации и метрологии» является приобретение студентами знаний, умений и навыков работы с нормативными документами на товары и услуги с целью последующего их применения для решения проблем, возникающих в коммерческой деятельности. К ним относится разработка норм, требований и правил, обеспечивающих:

- безопасность продукции, работ, услуг для жизни и здоровья людей, окружающей среды и имущества;

- качество продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития научно-технического прогресса;

- единство измерений;

- экономию всех видов ресурсов.

 

Задачи курса

 

Задачей курса является изучение теоретических основ стандартизации, сертификации и метрологии, и применение этих знаний в условиях, имитирующих профессиональную деятельность. При изучении дисциплины предусмотрено применение таких активных методов обучения как структурно-логические схемы, проблемное изложение вопросов, решение ситуационных задач, индивидуализация обучения. Освоение дисциплины должно научить студентов анализировать тенденции в действующих российских и международных стандартах и понимать суть и значение современных стандартов в процессе создания и размещения рекламных обращений.

 

 

1.2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение.

Предмет, содержание и задачи дисциплины.

Роль стандартизации, сертификации и метрологии в обеспечении конкурентоспособности отечественных товаров.

Виды учебных занятий по дисциплине.

Литература и рекомендации по изучению дисциплины.

Контроль освоения дисциплины.

 

Раздел 1. Основы стандартизации.

Тема 1. Сущность стандартизации.

Сущность стандартизации.

Краткая история развития стандартизации.

Основные нормативные документы по стандартизации.

Цели, принципы и функции стандартизации.

Методы стандартизации.

Тема 2. Государственная система стандартизации в РФ.

Общая характеристика стандартов различных категорий. Межгосударственная система стандартизации России (МГСС) - понятие и функции.

Органы и службы стандартизации РФ. Характеристика стандартов организаций. Общая характеристика стандартов организаций.

Объекты стандартов организаций. Разработка и утверждение стандартов организаций. Информация о документах по стандартизации и технических регламентах.

Технические условия как нормативный документ.

Виды стандартов.

Порядок разработки государственных стандартов.

Основные элементы стандарта.

Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований стандартов.

Маркировка продукции знаком соответствия государственным стандартам.

 

Тема 3. Международная и региональная стандартизация.

Характеристика национальных стандартов. Виды национальных стандартов. Разработка национальных стандартов. Применение национальных стандартов.

Задачи международного сотрудничества в области стандартизации.

Международные организации по стандартизации, их структура и функции. Организация работ по стандартизации в рамках Европейского союза.

Региональная стандартизация.

Применение международных и региональных стандартов в РФ.

Соглашение по техническим барьерам в торговле.

Основные правила деятельности членов ВТО в рамках международной стандартизации.

Тема 4. Межотраслевая стандартизация.

Стандартизация систем управления качеством: стандарты технической подготовки производства; стандарты, обеспечивающие качество на стадии эксплуатации; стандарты систем качества; стандарты, определяющие требования к отдельным свойствам продукции.

Система стандартов по управлению и информации: стандарты по управленческой документации; организационно-распорядительная документация; внешнеторговая организация; стандарты по информационным технологиям. Стандартизация и кодирование информации о товаре.

Система стандартов социальной сферы: комплекс стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» (ГОТР Р 22.); комплекс стандартов «Система стандартов безопасности труда» (ГОСТ 12.).

 

Раздел 2. Основы сертификации.

 

Тема 5. Сущность и содержание сертификации.

Основные понятия в области оценки соответствия и сертификации.

История сертификации. Сертификация как процедура подтверждения соответствия.

Правила сертификации. Цели и принципы подтверждения соответствия.

Обязательная и добровольная сертификация. Участники сертификации.

Знаки соответствия.

Международное сотрудничество в области сертификации, стандартизации и метрологии.

Тема 6. Порядок сертификации продукции в РФ.

Правила сертификации товаров в РФ.

Законодательная и нормативная база сертификации. Законодательные акты. Подзаконные акты. Классификаторы, перечни и номенклатуры. Рекомендательные документы.

Справочные информационные материалы.

Схемы сертификации. Порядок проведения сертификации.

Виды сертификатов.

Сертификация импортной продукции.

Ответственность за нарушение правил обязательной сертификации.

Государственный надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов при производстве продукции.

Ответственность за выпуск или продажу товаров, не отвечающих требованиям стандартов РФ.

 

Тема 7. Отраслевая сертификация.

Особенности отраслевой сертификации работ и услуг.

Сертификация систем качества. Пути совершенствования работ по сертификации в ближайшей перспективе.

Концепция совершенствования сертификации, действующая на территории РФ.

Сертификация продукции и услуг и переход к механизму «оценка и поддерживание соответствия».

 

Раздел 3. Основы метрологии.

 

Тема 8. Основы технических измерений.

Основные понятия в области метрологии, роль метрологии, роль измерений и значение метрологии. Виды и методы измерений.

Средства измерений.

Требования к метрологическому обеспечению сертификационных испытаний.

Требования стандартов ИСО.

Тема 9. Метрология в России.

Цели и задачи государственной системы обеспечения единства измерений. Состав государственной системы обеспечения единства измерений.

Органы и службы по метрологии РФ.

Международные и региональные организации по метрологии.

Государственный метрологический контроль и надзор в РФ.

Калибровка средств измерений.

Сертификация средств измерений.

Ответственность за нарушение метрологических правил.

 

Тема 10. Заключение.

Перспективы и проблемы развития науки и практики в области стандартизации, сертификации и метрологии.

Краткий обзор изученного материала и рекомендации по его применению в будущей производственной деятельности.

Рекомендации по подготовке к экзамену.

 

 

УТВЕРЖДЕНО

протоколом заседания кафедры

Рекламы КГУКИ

от «___» _________ 20__ №__

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИОННЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫСТАНДАРТИЗАЦИИ, СЕРТИФИКАЦИИ И МЕТРОЛОГИИ»

для студентов 3 курса очной формы обучения специальности 032401 (350700) Реклама

№ п/п Тема занятия ВСЕГО (часов) Аудиторные занятия (часов) Самостоятельная работа (часов)
В том числе
Лекции Семинары
  Тема 1. Сущность стандартизации.        
  Тема 2. Государственная система стандартизации в РФ.        
  Тема 3. Международная и региональная стандартизация.        
  Тема 4. Межотраслевая стандартизация.        
  Тема 5. Сущность и содержание сертификации.        
  Тема 6. Порядок сертификации продукции в РФ.        
  Тема 7. Отраслевая сертификация.        
  Тема 8. Основы технических измерений.        
    Тема 9. Метрология в России.        
    Тема 10. Заключение.        
ИТОГО        

 

УТВЕРЖДЕНО

протоколом заседания кафедры

Рекламы КГУКИ

от «___» _________ 20__ №__

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИОННЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫСТАНДАРТИЗАЦИИ, СЕРТИФИКАЦИИ И МЕТРОЛОГИИ»

для студентов 3 курса заочной формы обучения специальности 032401 (350700) Реклама

№ п/п Тема занятия ВСЕГО (часов) Аудиторные занятия (часов) Самостоятельная работа (часов)
В том числе
Лекции Семинары
  Тема 1. Сущность стандартизации.     -  
  Тема 2. Государственная система стандартизации в РФ.        
  Тема 3. Международная и региональная стандартизация.     -  
  Тема 4. Межотраслевая стандартизация.     -  
  Тема 5. Сущность и содержание сертификации.        
  Тема 6. Порядок сертификации продукции в РФ.     -  
  Тема 7. Отраслевая сертификация.     -  
  Тема 8. Основы технических измерений.     -  
  Тема 9. Метрология в России.       -  
  Тема 10. Заключение.     -    
  Контроль самостоятельной работы   -   -
ИТОГО        

2. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов

2. 1. Рекомендации по планированию и организации времени, необходимого на изучение дисциплины

 

Изучение дисциплины «Основы стандартизации, сертификации и метрологии» студентам целесообразно начинать с правильного планирования своего учебного времени. На изучение дисциплины из общего объема 120 часов, при этом 60 часов отводится на самостоятельную работу (для студентов очной формы обучения) и 100 часов (для студентов заочной формы обучения).

Повторение учебного материала, рассмотренного на лекции, целесообразно осуществлять еженедельно в ходе подготовки к семинарским занятиям. При этом затрачивать времени на подготовку не меньше, чем отведено на самостоятельную работу.

Эффективность усвоения учебного материала будет значительно выше, если в ходе подготовки к занятиям использовать широкий спектр литературы по учебной дисциплине.

2.2. Рекомендации по работе с учебной литературой

 

При изучении учебной дисциплины особое внимание следует обратить на следующие основные (базовые) литературные источники:

Обязательная литература:

1. Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация: Учебник. - М.: Юрайт-Издат, 2008. - 416 с.

2. Раков А.В. Стандартизация и сертификация в сфере услуг. - М.: Академия, 2004.- 208 с.

3. Архипов А.В., Берновский Ю.Н., Зекунов А.Г. Основы стандартизации, метрологии и сертификации: Учебник для вузов (под ред. Мишина В.М.). - М.: ЮНИТА-ДАНА, 2007. - 447 с.

4. Дубовой Н.Д., Портнов Е.Н. Основы метрологии, стандартизации и сертификации. - М.: ИНФРА-М, 2008.- 256 с.

Дополнительная литература:

1. Закон РФ от 7 февраля 1992г. N 2300-I «О защите прав потребителей» (с изменениями от 25 октября 2007г.).

2. Закон РФ от 27 декабря 2002г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании».

3. Закон РФ от 10 июня 1993г. N 5151-1 «О сертификации продукции и услуг» (в ред. Федеральных законов от 27.12.1995 N 211-ФЗ, от 02.03.1998 N 30-ФЗ, от 31.07.1998 N 154-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, с изменениями, внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 22.11.2001 N 15-П).

4. Закон РФ от 10 июня 1993г. N 5154-1 «О стандартизации» (в ред. Федеральных законов от 27.12.1995 N 211-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 10.07.2002 N 87-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ).

5. Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997г. N 1013 «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации» (с изменениями от 24.05.2000 N 403, от 03.01.2002 N 3, от 29.04.2002 N 287, от 10.02.2004 N 72, от 17.12.2005 N 775).

6. Постановление Правительства РФ от 17 мая 1997г. N 601 «О маркировании товаров и продукции на территории РФ знаками соответствия, защищенными от подделок» (с изменениями от 19.09. 1997 N 1193).

7. Постановление Госстандарта РФ от 21 сентября 1994г. N 15 Об утверждении «Порядка проведения сертификации продукции в РФ». (в ред. Изменений N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 25.07.1996 N 15, Изменений N 2, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 11.07.2002 N 60).

8. Журналы: «Стандарты и качество», «Законодательная и прикладная метрология», «Сертификация», «Вестник Госстандарта России».

2.3. Рекомендации при подготовке к экзамену

 

При подготовке к экзамену особое внимание следует обратить на выявление актуальности предлагаемых вопросов, их практической значимости, на знание основного содержания вопроса, умение увязывать рассматриваемый материал с современными экономическими реальностями, умение делать выводы и рекомендации.

Для того, чтобы минимизировать трудности при ответах, рекомендуем:

- во время подготовки к экзамену осуществить планирование времени, отводимого на самостоятельную работу. Подготовку к экзамену начать с изучения и повторения наиболее сложных вопросов. Выделять на их изучение больше времени, чем на другие вопросы;

- при рассмотрении каждого вопроса, составлять краткий план ответа на него. Использовать при этом учебную программу курса. Это позволит в ходе зачета восстановить структуру рассматриваемой проблемы и привязать её к учебной программе:

- при рассмотрении наиболее сложных вопросов, вызывающих их непонимание обращаться за помощью к наиболее успевающим студентам. Отметить данный вопрос и попросить преподавателя дать разъяснения в ходе консультации;

- эффективность усвоения материала будет значительно выше, если студенты будут сообща готовиться к экзамену. При этом целесообразно объяснять друг другу рассматриваемые вопросы поочередно и вслух.

- на заключительном этапе подготовки целесообразно оставить примерно 4 часа времени для повторного рассмотрения всех вопросов.

 

2.4 Перечень примерных контрольных вопросов на практических занятиях и заданий для самостоятельной работы.

Вопросы для обсуждения к теме № 1.

Сущность стандартизации.

История стандартизации. Общая характеристика системы. Нормативная база системы. Роль технического законодательства. Основные положения закона РФ «О стандартизации». Общие сведения о фонде нормативных документов.

Литература:

1. Закон РФ «О стандартизации»;

2. Сборник ГОСТ Р «Государственная система стандартизации»;

3. Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация. Задания для лабораторно-практических работ студентов очной и заочной форм обучения всех специальностей и направлений / Под ред. проф. Ш.К. Гонцова - М.: МГУК, 2002;

4. Басков М.И. Основы стандартизации, метрологии, сертификации. - М.: ЮНИТИ 2004.

Вопросы для обсуждения к теме № 2.

Изучение государственной системы стандартизации России

Органы и службы стандартизации РФ. Общая характеристика стандартов разных видов: основополагающие стандарты, стандарты на продукцию и услуги, стандарты на работы, стандарты на методы контроля, специфические виды стандартов на услуги.

Порядок разработки государственных стандартов России. Требования к разработке. Характеристика стадий разработки. Участие потребителей в работах по стандартизации.

Литература:

1. Закон РФ «О стандартизации»;

2. Сборник ГОСТ Р «Государственная система стандартизации»;

3. Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация. Задания для лабораторно-практических работ студентов очной и заочной форм обучения всех специальностей и направлений / Под ред. проф. Ш.К. Гонцова - М.: МГУК, 2002;

4. Басков М.И. Основы стандартизации, метрологии, сертификации. - М.: ЮНИТИ 2004.

Вопросы для обсуждения к теме № 3.

Международная и региональная стандартизация.

Общая характеристика международных и региональных систем стандартов. Стандарты, обеспечивающие качество на отдельных стадиях жизненного цикла продукции.

Требования стандартов к техническим документам, техническим условиям и эксплуатационным документам. Стандарты систем качества.

Литература:

1. Закон РФ «О стандартизации»;

2. Сборник «Международная система стандартов»;

3. Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация. Задания для лабораторно-практических работ студентов очной и заочной форм обучения всех специальностей и направлений / Под ред. проф. Ш.К. Гонцова - М.: МГУК, 2002;

4. Мишин В.М. Основы стандартизации, метрологии и сертификации. - М.: ЮНИТИ, 2007.

 

Вопросы для обсуждения к теме № 4.

Межотраслевая стандартизация.

Общая характеристика межотраслевых систем стандартов. Общая характеристика стандартов технической подготовки производства.

Требования стандартов к техническим документам, техническим условиям и эксплуатационным документам.

Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭСИ)

Литература:

1. Закон РФ «О стандартизации»;

2. Сборник «Международная система стандартов»;

3. Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация. Задания для лабораторно-практических работ студентов очной и заочной форм обучения всех специальностей и направлений / Под ред. проф. Ш.К. Гонцова - М.: МГУК, 2002;

4. Мишин В.М. Основы стандартизации, метрологии и сертификации. - М.: ЮНИТИ, 2007.

 

Вопросы для обсуждения к теме № 5.

Сущность и содержание сертификации.

Участники обязательной сертификации: национальный и центральный органы, органы по сертификации, испытательные лаборатории, изготовители. Функции участников. Требования, предъявляемые к органам и экспертам. Заявители в системе сертификации, их права и обязанности.

Правила проведения работ в области сертификации. Схемы сертификации. Правила заполнения бланков сертификатов.

Классификация систем сертификации. Декларация о соответствии как форма подтверждения соответствия продукции и услуг установленным требованиям.

Литература:

1. Закон РФ «О сертификации продукции и услуг»;

2. Правила по проведению сертификации в РФ;

3. Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация. Задания для лабораторно-практических работ студентов очной и заочной форм обучения всех специальностей и направлений / Под ред. проф. Ш.К. Гонцова - М.: МГУК, 2002;

4. Иванова В. А., Яблонский О.П. Основы стандартизации, метрологии и сертификации. - М.: Социальная защита, 2004;

5. Басков М.И. Основы стандартизации, метрологии, сертификации. - М.: ЮНИТИ 2004.

 

Вопросы для обсуждения к теме № 6.

Порядок сертификации продукции.

Сущность основных этапов работ по сертификации: подача заявки на сертификацию; принятие решения по заявке; отбор, оценка, идентификация образцов и их испытания; оценка производства; выдача сертификата соответствия; применение знака соответствия; инспекционный контроль за сертифицированной продукцией; корректирующие мероприятия.

Порядок сертификации продукции, ввозимой из-за рубежа.

Литература:

1. Закон РФ «О сертификации продукции и услуг»;

2. Правила по проведению сертификации в РФ;

3. Порядок проведения сертификации продукции;

4. Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация. Задания для лабораторно-практических работ студентов очной и заочной форм обучения всех специальностей и направлений / Под ред. проф. Ш.К. Гонцова - М.: МГУК, 2002;

5. Иванова В. А., Яблонский О.П. Основы стандартизации, метрологии и сертификации. - М.: Социальная защита, 2004;

6. Басков М.И. Основы стандартизации, метрологии, сертификации. - М.: ЮНИТИ 2004.

 

Вопросы для обсуждения к теме № 7.

Отраслевая сертификация.

Этапы работ отраслевой сертификации. Применяемые схемы. Особенности сертификации отдельных групп услуг: ремонт и техническое обслуживание сложно-технических товаров; химчистка и крашение; услуги парикмахерских; транспортные услуги; жилищно-коммунальные услуги; туристические, экскурсионные, гостиничные услуги.

Сертификация услуг общественного питания - требования к безопасности, применяемые схемы, используемые нормативные документы.

Ответственность за выпуск или продажу товаров (услуг), не отвечающих требованиям безопасности.

Литература:

1. Закон РФ «О сертификации продукции и услуг»;

2. Правила по проведению сертификации в РФ;

3. Порядок проведения сертификации услуг;

4. Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация. Задания для лабораторно-практических работ студентов очной и заочной форм обучения всех специальностей и направлений / Под ред. проф. Ш.К. Гонцова - М.: МГУК, 2002;

5. Иванова В. А., Яблонский О.П. Основы стандартизации, метрологии и сертификации. - М.: Социальная защита, 2004;

6. Басков М.И. Основы стандартизации, метрологии, сертификации. - М.: ЮНИТИ 2004.

 

Вопросы для обсуждения к теме № 8.

Основы технических измерений.

Понятие технических и метрологических измерений. Общая характеристика объектов измерений. Объекты метрологии: физические нефизические величины.

Краткая характеристика шкал. Понятие видов и методов измерений.

Характеристика средств измерений. Основы теории и методики измерений. Погрешности: определение, классификация, способы обнаружения и учета.

Методики выполнения измерений.

Литература:

1. Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация. Задания для лабораторно-практических работ студентов очной и заочной форм обучения всех специальностей и направлений / Под ред. проф. Ш.К. Гонцова - М.: МГУК, 2002;

2. Кудряшов Л.С. Стандартизация, метрология и сертификация в пищевой промышленности. - М.: Дели, 2002;

3. Серова Ю.А. Краткий курс по стандартизации, метрологии и сертификации. Учебное пособие для ВУЗов. - М.: Окей-книга, 2007;

4. Архипов А.В., Берновский Ю.Н., Зекунов А.Г. Метрология, стандартизация, сертификация. - ЮНИТА-ДАНА, 2007;

5. Дубовой Н.Д., Портнов Е.Н. Основы метрологии, стандартизации и сертификации. - М.: ИНФРА-М, 2007.

 

Вопросы для обсуждения к теме № 9.

Метрология в России.

Основные условия обеспечения единства измерения. Субъекты метрологии: государственная метрологическая служба РФ, метрологические службы федеральных органов управления и юридических лиц, международные метрологические организации.

Нормативная база метрологии. Структура нормативной базы. Характеристика закона «Об обеспечении единства измерений». Общая характеристика государственных стандартов системы ГСИ.

Государственный метрологический контроль и надзор (ГМКН). Цель, объекты и сферы распространения ГМКН. Характеристика видов государственного метрологического контроля. Характеристика видов государственного метрологического надзора.

Калибровка средств измерений: сущность, порядок проведения, практическое значение.

Литература:

1. Закон РФ «Об обеспечении единства измерений»;

2. Основополагающие стандарты государственной системы обеспечения единства измерений;

3. Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация. Задания для лабораторно-практических работ студентов очной и заочной форм обучения всех специальностей и направлений / Под ред. проф. Ш.К. Гонцова - М.: МГУК, 2002;

4. Архипов А.В., Берновский Ю.Н., Зекунов А.Г. Метрология, стандартизация, сертификация. - ЮНИТА-ДАНА, 2007.

 

Вопросы для обсуждения к теме № 10.

Заключение.

Перспективы и проблемы развития науки и практики в области стандартизации, сертификации и метрологии. Краткий обзор изученного материала и рекомендации по его применению в будущей производственной деятельности. Обзорная лекция об актуальности сертификации системы управления качеством современных предприятий в системе стандартизации ИСО.

Организационная и нормативная база проведения сертификации систем качества в России, регистр систем качества и функции его органов. Освещение этапов проведения работ по сертификации систем качества.

На основе прочитанного курса обосновать тесную взаимосвязь между стандартизацией, сертификацией и метрологией, как прикладных наук необходимых для успешной работы современного производственного предприятия или предприятия сферы услуг, в том числе, рекламных.

Литература:

1. Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация: Учебник. - М.: Юрайт-Издат, 2008. - 416 с.

2. Раков А.В. Стандартизация и сертификация в сфере услуг. - М.: Академия, 2004.- 208 с.

3. Архипов А.В., Берновский Ю.Н., Зекунов А.Г. Основы стандартизации, метрологии и сертификации: Учебник для вузов (под ред. Мишина В.М.). - М.: ЮНИТА-ДАНА, 2007. - 447 с.

4. Дубовой Н.Д., Портнов Е.Н. Основы метрологии, стандартизации и сертификации. - М.: ИНФРА-М, 2008.- 256 с.

 

3. ГЛОССАРИЙ - СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ В АЛФАВИТНОМ ПОРЯДКЕ

 

Ассортимент - (от фр. assortiment) - перечень видов и разновидностей продукции и товаров, различаемых по отдельным показателям (признакам). Ассортимент (номенклатура) подразделяется на групповой и развернутый. Групповой ассортимент - это перечень различных видов продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления; под развернутым ассортиментом понимают состав продукции и товаров одного вида, различаемых по отдельным признакам - маркам, профилям, артикулу, модели, фасону, росту, размеру, цвету, рисунку, расфасовке, рецепту, упаковке и др.

Валидация - проверка, осуществляемая для обеспечения того, что получаемая в результате продукция способна отвечать требованиям в отношении ее установленного или предполагаемого использования (если оно известно) (ISO 9000:2000).

Вендор - это компания - поставщик брэнд-продуктов, сервисов и услуг, под чьей торговой маркой выпускается продукция (Intel, Compaq, 3Com), также это может быть организация или физическое лицо, являющееся носителем торговой марки.

Верификация - проверка, осуществляемая для обеспечения того, что выходные данные проектирования и разработки соответствуют входным требованиям к проектированию и разработке (ISO 9000:2000).

Государственный стандарт (ГОСТ) - одна из основных категорий стандартов в РФ.

Дефолт - это:

- неспособность производить своевременные процентные и основные выплаты по долговым обязательствам или неспособность выполнять условия договора о выпуске облигационного займа;

- неспособность выполнить условия фьючерсного контракта по правилам биржи.

Диверсификация - (от лат. diversus - разный и facere - делать) в широком смысле - стратегическая ориентация на создание многопрофильного производства или портфеля ценных бумаг.

Дистрибьютор - фирма, осуществляющая оптовую закупку определенных товаров у крупных промышленных фирм-производителей и сбыт товаров на региональных рынках. Обычно фирма-дистрибьютор:

- располагает собственными складами;

- устанавливает длительные контрактные отношения с производителями;

- представляет фирму-производителя на региональном рынке;

- обладает преимущественным правом приобретать и продавать оборудование, технические новинки, программное компьютерное обеспечение.

Дюйм - (от голл. duim, буквально - большой палец), английская мера длины, 1 дюйм = 2.54 см = 25.4 мм.

Инкотермс - (от англ. Incoterms, International commerce terms), система торговых терминов, обозначающих международные торговые условия, связанные с погрузкой, транспортировкой, разгрузкой и страхованием товаров. Инкотермс установлены Международной торговой палатой и определяют права и обязанности сторон при заключении сделки. Инкотермс были впервые опубликованы в 1953 г., последняя редакция - 2000 г. Включают 13 терминов.

ИСО (ISO) - Международная организация по стандартизации (International Organization for Standardization).

Логистика - теория и практика управления материальными и информационными потоками в процессе товародвижения.

Международная Организация по Стандартизации ИСО (International Organisation for Standardisation; ISO) - международная федерация национальных организаций, ведающих стандартами. ISO способствует разработке и применению международных стандартов во всех областях деловой жизни. Работа ISO основана на принципах, включающих сохранение существующих национальных систем в максимальной возможной степени. Стандарты разрабатываются техническими комитетами, состоящими из экспертов, которых выдвигают соответствующие отрасли индустрии. Стандарт принимается, если его одобрили 75% членов ISO.

Международные стандарты - документы, определяющие качественные характеристики товаров и применяемые в международной торговле.

Международные стандарты имеют приоритет над национально-государственными стандартами и применяются при аккредитации предприятий, сертификации продукции, ее экспортировании, допущении для участия в конкурсе на получение государственного заказа и т.д.

Метрология - (от греч. métron - мера и...логия), наука об измерениях, методах достижения их единства и требуемой точности. К основным проблемам метрологии относятся:

- общая теория измерений;

- образование единиц физических величин и их систем;

- методы и средства измерений;

- методы определения точности измерений (теория погрешностей измерений);

- основы обеспечения единства измерений и единообразия средств измерений (законодательная метрология.);

- создание эталонов и образцовых средств измерений;

- методы передачи размеров единиц от эталонов образцовым и далее - рабочим средствам измерений.

Репрезентативность - (от фр. representatif - показательный), свойство выборки отражать характеристики изучаемой генеральной совокупности.

Ритейл - (от англ. retail - продавать в розницу), направление деятельности предприятия по развитию розничных точек.

Ритейлер - розничный продавец.

Сертификат (от лат. sertifico - удостоверяю) - это:

- документ, удостоверяющий качество товара (сертификат качества, сертификат соответствия);

- документ, свидетельствующий о наличии у обладателя определенных знаний и умений.

Сертификация - деятельность третьей стороны, независимой от изготовителя (продавца) и потребителя продукции, по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.

Систематизация права - процесс сведения нормативно-правовых актов к единству путем внешней или внутренней обработки их содержания. В зависимости от способа обработки нормативно-правового материала различают инкорпорацию и кодификацию.

Стандарт - это:

- утверждаемый компетентным органом нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил по отношению к предмету стандартизации. Типовой образец, эталон или модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других предметов.

- нормативное производственно-практическое издание, содержащее комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации.

Стандартизация - это деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения:

- безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

- технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

- качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;

- единства измерений;

- экономии всех видов ресурсов;

- безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

- обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

К нормативным документам по стандартизации, действующим на территории Российской Федерации, в случаях, порядке и на условиях, установленных Законом, относятся:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: