Maryina Ludmila Petrovna




ЖУРНАЛИСТИКА И КУЛЬТУРА

Марьина Людмила Петровна

Доцент кафедры теории журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета, Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций», кандидат социологических наук

JOURNALISM AND CULTURE

Maryina Ludmila Petrovna

St.Petersburg State University
Theory of journalism аnd mass communications department

Саndidate of Sociology, Assistant Professor of the Theory of journalism and mass communications department. Scientific interests include culturology of journalism, the arts theory and cultural communications.

Аннотация: Актуально изучение журналистики 21 тысячелетия как культурного феномена, в котором переплетаются такие теоретико-методологические научные подходы, как философские, социологические, политологические, культурологические, коммуникационные, литературоведческие, лингвистические, технические. Мы остановимся на тех концепциях, которые расширяют и углубляют культурологическую парадигму журналистской деятельности, ее аксиологический дискурс, оказывающий влияние на формирование моделей поведения в современном обществе.

В журналистике одно из направлений реализации новой эпистемологии - использование игры как способа познания мира. Сегодня доминируют информативность и развлекательность, игровое отношение к действительности, эклектика и мозаичность в подаче информации. Мозаичная» культура, не являясь результатом конкретного знания, складывается под ежедневным воздействием информации. Глобальные технологии меняют формы коммуникации, а стремительное развитие Интернета вносит существенные изменения в современную информационно-коммуникативную среду.

Abstract: There is a high relevance in studying journalism of the 21st century as the culture phenomenon which consists of such theoretical and methodological research approaches as philosophical, sociological, political, cultural, communication, literary, linguistic and technical. We will focus on those concepts which extend and deepen the culture paradigm of journalism, its axiological discourse that affects the formation of patterns of behavior in modern society.

One of the directions of realization of the new epistemology in journalism is a usage of a game as a way of perception of the world. Today informativeness and entertainment, treatment of reality as a game, eclectic and mosaic presentation of information dominate there.

Ключевые слова: аксиология, глобальное информационное пространство,информация, «мозаичная» культура, социокультурная динамика, социокультурная коммуникация, теория игры, эпистемология

Keywords: axiology, global information space, information, «mosaic» culture, social and cultural dynamics, socio-cultural communication, socio-cultural dynamics, game theory, epistemology.

Рост интереса к проблемам культуры характерен для всей современной мировой науки. Это обусловлено, прежде всего, цивилизационным фактором. Человек живет в эпоху разрушения традиционных ценностей, постигает аксиологию массовой культуры, адаптируется к достижениям техногенного мира. Сегодня культура ориентирована на инновации, культ творческой личности. Журналистская деятельность в этой ценностной системе обуславливает динамику культуры и одновременно является ее продуктом, выступая мощным агентом социализации. Журналистика в контексте культуры, которая существует как целостная система доступных человеку форм духовной, материальной и художественной деятельности, формирует стиль жизни, модель поведения, определяет семантику цивилизации. Средства массовой информации участвуют в социализации личности, приобщают к социальному опыту, культуре.

Российские социально-гуманитарные научные дисциплины разнопланово исследуют общекультурные процессы, в том числе, и журналистику как часть культуры, транслирующую социально-значимую информацию. Журналистика – это полифоническая система, являющаяся «не только порождением определенных культурных потребностей общества, но и отражением конкретных социокультурных условий, ситуаций, процессов, а также фактором формирования, развития и трансформации культурной среды» [8, с. 238]. В изучении журналистики как культурного феномена переплетаются различные теоретико-методологические научные подходы. Мы остановимся на гуманитарных концепциях, которые расширяют и углубляют аксиологическую парадигму журналистской деятельности.

Современное культурное пространство – это, прежде всего, продукт «мозаичной» культуры, которая складывается под воздействием информации, нового опыта и знаний. В данном контексте конструктивен семиотический подход изучения журналистики, как знаковой системы. Отечественный основатель семиотической концепции культуры Ю. Лотман считает, что культура — сложноорганизованный текст, распадающийся на иерархию «текстов в тексте» и образующий замысловатое переплетение текстов различного порядка [4, с. 306]. СМИ начала нынешнего тысячелетия создают тексты, широко используя теорию игры. «В журналистику проникли игровое отношение к действительности, эклектика и мозаичность в подаче информации. В результате культурных изменений произошла смена самого социокультурного типа – возникает «массовая культура», на ее основе – массовое общество и соответственно массовая аудитория» порядка [8, с. 160]. Игра является универсальным инструментом современной журналистской деятельности. Базисом такого подхода служат концепции общественной жизни как игры, изложенные в исследованиях ученых Санкт-Петербургского государственного университета И. Н. Блохина, Т.В. Васильевой, С.Н. Ильченко, Г.С. Мельник, В.Г. Осинского. В современной терминологии определение «игры» столь широко, что включает не только зрелища, но и некоторые виды искусства. Активно используются игровые приемы в ток-шоу. Лучшие профессиональные ведущие, обладающие уникальными личностными качествами, харизмой, создают популярные телепередачи. Например, такие, как “Вечерний Ургант”, “Пусть говорят”, “Познер”. Сегодня телевизионные экраны заполнены ток-шоу, но немногие становятся успешными благодаря ведущим - ярким и уникальным личностями. Жанровые инновации с применением теории игры обусловлены, в первую очередь, запросами «массовой» культуры. Данная тенденция проявляется как в художественной, так и в научной сферах. В информационной реальности, которая представляет собой постоянно движущийся поток событий, первостепенное значение имеет новость, а не истина.

С помощью концепции «языка как игры» транслируется опыт культурных традиций, осуществляется слияние миров интерпретатора и интерпретируемого. Разработанная философской герменевтикой методологическая фигура «герменевтического круга» раскрывает сущность культурного наследия, его интерпритационный характер. Продуктивна с методологической точки зрения хайдеггеровская концепция «проективности» как одна из основополагающих экзистенциальных составляющих человеческого бытия. Опыт социокультурной коммуникации, теоретически осмысленный Т. В. Адорно и М. Маклюэн, конструктивно используют современные СМИ. Сегодня в структуре современных культурных коммуникаций журналист занимает особое место, организуя духовное общение и формируя политическую, эстетическую, нравственную, экономическую культуру. Будучи посредником между аудиторией и действительностью, средства массовой информации не только обладают возможностью влиять на восприя­тие реальности, но и могут использоваться для ее формирования. Канадский социолог, культуролог и публицист Г. Маклюэн связывал содержание каждой культурной эпохи с преобладанием определенной коммуникационной технологии. Согласно М. Маклюэну, смена исторических эпох определяется переворотами в развитии культуры, когда появляется новое «средство общения», которое оказывает на человека всестороннее влияние [5, с. 46-47]. Данный взгляд разделяет американский социолог О. Тоффлер

Ж. Бодрияру, современная эпоха характеризуется возрастающей ролью знаков и образов, заменой материального производства символическим и главная роль в этом процессе принадлежит масс медиа, прежде всего, — телевидению. Масс медиа создают «гиперрреальность» — симуляционную реальность, состоящую из симулякров — образов, замещающих реальные объекты. Происходит виртуализация общества, знаки в основном симулируют реальность, но не отражают ее [2, с. 57].

Социокультурные факторы оказывают влияние на различные виды новостей и информации (включая рекламу) и формируют спрос. Предложения новостей должно отвечать национальным условиям, различным возрастным интересам, культурным вкусам, стилю жизни, нормам и ценностям, запросам этнических и других сообществ. Британский исследователь массовой коммуникации профессор Дэнис МакКуэл, описывая взаимодействие журналистики и общества, выделяет следующие социально-структурные факторы, которые влияют на медиасистемы:

· географические особенности;

· социально-классовые различия;

· позиция в цикле жизни;

· базовые демографические характеристики: размер населения, возраст, пол и т.д.

· сети глобальной коммуникации [6, с. 57].

Данные характеристики показывает, насколько журналистика восприимчива к аудитории, ее культурным особенностям и обществу, которому она принадлежит. Автор подчеркивает: «Довольно много исследований, посвященных журналистам, показали, что существуют разные «культуры новостей», как на уровне отдельных стран, так и на межнациональном уровне…Помимо этого, журналистика является культурным продуктом, сформированным культурным контекстом окружающего общества в соответствии с регионом, традицией, вкусом, стилем жизни» [6, с. 120].

Джеффри Александер в работе «Смыслы социальной жизни: культурсоциология» анализирует социальное сотворение культурного факта и его воздействие на социальную и моральную жизни. «В нашем мире постмодерна изложение фактов и рассказ о вымышленных событиях тесно переплетены между собой» [1, с. 47]. Исследователь вводит понятие «культура» культурсоциологии как «совокупность элементов внутренней среды человеческого действия – смыслов социальной жизни». Александер подчеркивает значимость культурных смыслов в истории человечества, анализируя такие события как Холокост, компъютеризация, Уотергейтский скандал [1, с. 8]. Таким образом, журналист эпохи постмодерна конструирует события, моделирует картину мира, создает новую реальность.

Для анализа журналистики как феномена культуры конструктивна научная концепция профессора Санкт-Петербургской философской школы Моисея Самойловича Кагана, который рассматривает культуру как специфическое системное образование, целостность которого образуется взаимодействием трех подсистем — материальной, духовной и художественной. В данной структуре культурных коммуникаций журналист занимает особое место, организуя духовное общение и формируя политическую, эстетическую, нравственную, экономическую культуру. Будучи посредником между аудиторией и действительностью, средства массовой информации не только обладают возможностью влиять на восприя­тие реальности, но и могут использоваться для ее формирования [3, с. 230].

Именно СМИ погружают нас в предметный мир действительности. Культура производства вещей, их потребления, стиль жизни, хозяйственная культура и рекреационная, досуг, уют, комфорт – эти и подобные проблемы создают пространство культурологической реалогии и для их решения подключаются средства массовой информации. Закономерно в типологии современной журналистики выделяют журналистику повседневности [7, с. 120].

В ХХ веке зарождаются новые виды культурной коммуникации, аналогов которым нельзя найти в предшествующих культурах. Речь идет, к примеру, о появлении инсталляций, хэппенингов, перформансов. Эти произведения искусства становятся достоянием общественности благодаря средствам массовой информации, а журналист помогает понять язык культуры, ее семиотику. Исследования социокультурной системы позволяют увидеть общность генезиса журналистики и культуры как явлений духовной жизни общества. Ценности, создаваемые журналистами, — продукт культурной среды и одновременно ее преобразо­ватель. Культурологический аспект освоения действительности журналистом – это результат духовного общения, основу которого составляет культура.

Литература:

1. Александер Дж. Смыслы социальной жизни: Культурсоциология/ пер. с англ. Г. К. Ольховикова под ред. Д. Ю. Куракина. ­– М.: Изд. и консалтинговая группа «Праксис», 2013. – 640 с.

2. Бодрийяр Ж. Откровенность зла: эссе об экстремальных феноменах. М.: Добросвет, 2000. – 280 с.

3. Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. СПб.:Издательство «Петрополис», 2003 – 368 с.

4. Лотман Ю.М. Культура и информация// Лотман Ю.М. Семиосфера: Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. СПб.: Искусство, 2004 – 704 с.

5. Маклюэн М. Галактика Гутенберга: Становление человека печатающего. М.,2005.

6. МакКуэйл Д. Журналистика и общество. М.:МедиаМир; Факультетжурналистики МГУ им.М. В. Ломоносова, 2013 – 368 с.

7. Марьина Л. П. Журналистика и культура: динамика взаимодействия: учебное пособие. – Львов: ПАИС, 2013. – 164 с.

  1. Теории журналистики в России: зарождение и развитие/ под ред. С. Г. Корконосенко: Изд.-во С.-Петерб. ун-та, 2014. – 272 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: