Менеджер — исполнитель в рамках четко заданных параметров




Бакалавр

Виды деятельности: Организационно-управлен­ческая, сервисная, образовательная

Характеристика этих видов деятельности:

Организационно-управленческая:

1. Прогнозирование и планирование собственных действий для достижения конкретно поставлен­ных задач;

2. Проектирование содержания собственных дейс­твий с учетом заданных стандартами профессио­нальной деятельности технологий;

3. Контроль собственных действий с позиций приня­тых и зафиксированных стандартами технологий;

4. Отслеживание конкретных результатов собствен­ных действий.

Сервисная деятельность:

1. Обеспечение и обслуживание конкретных видов сервисной деятельности;

2. Участие в практическом осуществлении элемен­тов маркетинговой деятельности;

3. Отслеживание удовлетворенности клиента на различных этапах сервисной деятельности

Образовательная деятельность:

Самоменеджмент

 

Менеджеры в сервисной деятельности представля­ют собой особую социально значимую группу гуманитарной и технической интеллигенции, осуществляющую теоретическую и практическую организационно-управ­ленческую деятельность и оказывающую социальное влияние на определенные группы людей. Это прежде всего коммуникаторы, работающие с человеческими ресурсами: персоналом фирмы и клиентами. Любое взаимодействие в системе «человек-человек» — это коммуникация, диалог, предполагающие «взаимообога­щение сознаний», обмен ценностями. Именно поэтому современная подготовка менеджеров сервисной сферы должна опираться на компетентностный подход. Ком­петенции заложены и в двухуровневую систему подго­товки «бакалавр-магистр» (мы ее описали выше), и в конструирование содержания образования, и в способы его реализации через педагогические технологии.

Компетенция — это способность индивидуума воспроизводить определенный тип поведения, эффек­тивный для целей организации. Выделяют социаль­ные компетенции (готовность и способность жить в определенном социальном взаимодействии, достигать согласия с другими); профессиональные компетенции (готовность и способность — на основе знаний и уме­ний — целесообразно, методически, организованно и самостоятельно решать профессиональные проблемы и задачи, а также оценивать результаты своей деятель­ности); личностные, или персональные компетенции (готовность и способность осмысливать, самооцени­вать и презентировать шансы своего развития, непре­рывный личностный рост с опорой на осознанные цен­ности и ценностные ориентации). [11]

Сегодня речь идет о выработке новых образова­тельных технологий, ориентированных на удовлетво­рение глубинных потребностей человека, поскольку менеджер призван прежде всего опираться на ве­дущую человеческую потребность — потребность в саморазвитии. Он взаимодействует с другими людь­ми, с их индивидуальным опытом, за которым стоит конкретная жизненная история, стиль и образ жизни, зафиксированные в определенных культурных ко­дах. Менеджер не просто предлагает определенные услуги, удовлетворяет потребности, но и формирует потребности, интересы, новые установки и ценности (несет опережающий образовательный запас).

При подготовке студентов, будущих менеджеров сервисной сферы, мы разрабатываем концепцию соци­ально — и личностно ориентированного образования.

Необходимость создания такого образования вызвана тем, что в системе вузовского образования сегодня не получили широкого распространения интегративные курсы, изучающие человека во всем многообразии его опыта, в движении «от несвободы к свободе», в историческом и индивидуальном времени и пространстве его собственной жизни, в специфике рутинной и творческой жизнедеятельности. Важней­шим социальным инструментом, помогающим чело­веку не просто приспособиться к динамике измене­ний, но и создать самого себя и собственную жизнь, должны стать прежде всего «человековедческие» дисциплины, формирующие гуманистическую этику и психологию.

В периоды неравномерного развития общества (особенно в период экономических спадов) востребуется деятельно-активный тип личности, стремящий­ся к самоактуализации, реализации себя через разви­тие и усиление своих возможностей и способностей. Такому развитию «полноценно функционирующего человека» (К.Роджерс) способствуют педагогические стратегии и тактики, активные методы обучения.

Представители гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт) говорили о том, что научиться, чему-то можно, лишь самообучаясь. Под самообучением здесь понималось значимое для человека обучение, которое вовлекает в «орбиту» обучения чувства, отношения, мысли, действия. Пе­дагог призван быть создателем именно такого типа обучения, помогающего студентам соотносить ма­териал со своим собственным внутренним опытом. Важно не только и не столько то, что делает человек, но то — как он осознает свое бытие. Поэтому задача педагога — помогать студентам обнаруживать смыс­лы каждой ситуации, которая в учебном процессе мо­делирует те или иные реалии жизни.

В качестве основы социально — и личностно ори­ентированного образования положена идея функци­онирования всечеловеческого опыта и личного опыта каждого конкретного человека. Ведущую роль в этом процессе имеет гуманитарное образование, в основу которого положен аксиологический подход, пред­полагающий построение такого образовательного пространства, в котором постигаются ценности чело­веческой культуры: нравственное значение, достоинс­тво личности и ее поступков, а также нравственные характеристики общественных институтов. Гармония «самости» и «социумности» (В.А.Сластенин) создает целостность личности, всесторонность ее представле­ний о своем «Я», которое развивается во взаимосвязи с внешним природным и социальным миром.

Основной смысл деятельности педагога — помочь человеку обрести внутренний «локус» оценки и контро­ля, в соответствии с которым человек сам оценивает себя с точки зрения того, «насколько полно удовлетворяет и выражает его самого его образ жизни», т.е. насколько удовлетворяет человека сам процесс его становления как «изменяющееся соцветие возможностей, а не сумма застывших характеристик» (К.Роджерс) [10].

Менеджер в сфере сервиса взаимодействует с дру­гими людьми, — а значит, с их индивидуальным опы­том, стилем и образом жизни. Он не просто предлагает определенные услуги, удовлетворяет потребности, но и формирует потребности, интересы, запросы, — т.е. развивает своих клиентов. Работа с любым челове­ком предполагает прежде всего работу с ним средс­твами образования. Образование — явление широкое и многообразное, поскольку связано со всеми видами человеческой деятельности, всеми сферами жизни человека, включая такие «глубинные» стороны инди­видуального человеческого опыта, как формирование жизненных смыслов, соотнесение человеком себя с ценностями и эталонами всечеловеческой культуры. Поэтому задача менеджера — стать не просто функ­ционером, обслуживающим ту или иную категорию населения, те или иные социальные слои, — а образователем, просветителем, взаимодействующим с архетипами (кодами) массового и индивидуального сознания и возвышающим потребности людей.

А.Маслоу сформулировал знаменитую иерархи­ческую структуру потребностей — от базальных, гомеостатических, до высших социальных — таких, как потребность в самоактуализации, или — в желании и стремлении стать тем, на что человек способен, пос­кольку удовлетворение именно этой потребности способствует установлению внутренней гармонии в человеке[7].

Зная относительную силу каждой потребности и варианты ее применения, менеджер может выбрать на­иболее действенные методы, ведущие к ее удовлетво­рению, и создавать климат, активизирующий творчес­кую деятельность людей. Поэтому когда мы говорим о специфике деятельности менеджера, занимающегося обслуживанием дома (семьи), заведующего делами фирмы, офиса, организующего набор персонала и рабо­ту с ним, а также встречи, приемы и презентации, — то подразумеваем наличие определенных технологий дан­ной деятельности, базирующихся, естественно, на гума­нистической философии, психологии и педагогике, и подразумевающих прежде всего коммуникацию, диалог как способ актуализации и возвышения опыта людей. Поскольку менеджер — это управленец «людскими ре­сурсами», — его деятельность предполагает личностно ориентированное взаимодействие с человеком.

Таким образом, личностные свойства персонала выступают человеческим капиталом сферы социаль­ных услуг (сервиса).

Поэтому мы говорим о создании гуманитарных технологий социального менеджмента в сфере серви­са — т.е. об изучении и создании новых коммуника­тивных технологий при работе с персоналом и клиен­том, в которые заложено усиление образовательного, «просвещенческого» компонента деятельности ме­неджера как профессионала. И эта логика профессии заложена в построение образовательных курсов для студентов — будущих менеджеров сферы сервиса.

Стратегии образования разрабатываются на стыке теории и практики. Поскольку образова­ние представляет собой путь от познания к преоб­разованию, то стратегия образования, по словам Л.Н.Лесохиной, — преимущественный способ, с помощью которого достигается образовательный эффект. Конечный эффект — это прежде всего сба­лансированность жизненной позиции, воплощение жизненной позиции через знание («распредмечи­вание») в способ деятельности, поведения, сам тип личности («опредмечивание»)[6].

Обучение будущих менеджеров предполагает практические способы освоения когнитивной (фор­мирование знаний, овладение способами познава­тельной деятельности), аффективной (воспитание чувств, эмоциональной сферы личности) и конативной (воспитание способности к саморегуляции, выражающейся в поступке, выборе поведения) педа­гогики, представленной тремя ведущими образова­тельными стратегиями: информирующей, проблемно- дискуссионной и социально-ролевой (игровой).

Информирующая стратегия ориентирована на сообщение знаний и обеспечивает познавательную основу формирования жизненной позиции личности и типа личности в целом.

Проблемно-дискуссионная стратегия связана с актуализацией глубинных пластов эмоционально- ассоциативного опыта личности, формированием ее эмоциональной сферы, воспитанием чувств через «перетолковывание» знаний, их интерпретацию при­менительно к проблемам, которыми живет человек. Это могут быть «вечные проблемы», которые «про­читываются» и сегодня.

Социально-ролевая (игровая) стратегия заключа­ется в том, что с ее помощью студент не только соот­носит знание с актуальными и значимыми для него проблемами, но реально действует в предложенной ситуации, — когда поступок рассматривается в качес­тве «единицы деятельности» обучающегося. С помо­щью поступка, по словам А.А.Вербицкого, «человек входит в ткань культуры и общественных отношений» [3]. Социально- ролевая образовательная стратегия преследует высшие цели образования и воспитания личности — ценностно-смысловое образование, со­провождающееся структурными изменениями лич­ного опыта, что предполагает обретение личностью новых смысловых ориентиров и способности к их ак­туализации через поведение, поступок.

Педагогические технологии, используемые нами в процессе подготовки будущих менеджеров, строятся в русле креативной педагогики: раскрытии и развитии уникальных творческих дарований и возможностей студентов, обретении навыков рефлексивной деятель­ности (осмыслении своего собственного внутреннего опыта, жизненного пути), умении ставить перед собой значимые цели и овладевать разнообразными способа­ми их достижения. При этом освоение новых моделей обучения и воспитания (проблемных лекций, семинаров-дискуссий, моделирование неоднозначных педаго­гических ситуаций — в отечественной практике за ними закрепилось название методов «активного обучения») осуществляется в русле «контекстного обучения» — т.е. смысловых позиций, раскрывающих деятельностный, культурный, исторический, поведенческий, эмоци­ональный и другие смыслы человеческой практики (А.А.Вербицкий). Знаково-контекстное обучение спо­собствует формированию креативного (творческого) мышления, свободного от устойчивых стереотипов и штампов, способности к спонтанности, моделированию образов и сюжетов, выдвижению новых, неожиданных задач и гипотез и способов их решения. Но главное, что преследуют методы контекстного обучения, — это способность личности к саморефлексии (самоосмысле­нию), самопроектированию (видению себя в определен­ных обстоятельствах жизнедеятельности) и самопро­гнозированию (умению планировать предполагаемые результаты своей деятельности).

Конструирование технологий обучения осущест­вляется также с опорой на передовой зарубежный опыт подготовки управленцев. Так, основатель Шко­лы ускоренного обучения бизнесу в г. Бурклин (штат Вермонт, США) Б.Депортер сформулировала концеп­цию так называемого «Квантового обучения» (назва­ние метафорично, так как «квант» — это порция энер­гии, излучаемая электроном при его скачкообразном переходе на другую орбиту). Личность в процессе обучения способна к «скачку» в своем развитии, де­монстрируя при этом способности к дивергентному (нестандартному, предполагающему новые и неожи­данные способы решения ситуаций) мышлению, в ре­зультате чего «излучается» энергия удовольствия от обучения, радости познания и созидания, обретения новых возможностей, которые, в результате, приводят к изменению и самой личности, и ее профессионально­го статуса, и образа жизни в целом. По свидетельству Б.Депортер, учащиеся Школы бизнеса стали не только преуспевающими менеджерами, но многие из них от­крыли свое дело и возглавили собственный бизнес. По сути, речь идет не просто о формировании профессио­нала, а — «счастливого профессионала», актуализиру­ющего себя в многообразии личностных смыслов [9].

В «смысловое» образование заложены следую­щие тенденции.

Прежде всего — принцип целостности (холистичности), т.е. студент должен представлять все аспекты менеджмента как науки и искусства управления, а не только отдельные его части. Управление осуществля­ется в триединстве «Я» (Личность) — Социальная среда (микрокосм) — Социум, Мир (макрокосм). По­этому речь идет прежде всего не о подготовке «узкого специалиста», а специалиста-универсала, обладаю­щим достаточно широким видением окружающего мира и себя в этом мире. Речь идет о формировании «планетарного мышления» личности: жизнь и судь­ба каждого индивида «встроена» в судьбу единого целого. Это способствует осознанию особенностей всемирно-исторического развития человечества на современном этапе, пониманию необходимости пре­одоления глобального кризиса человечества и выра­ботке индивидуальных стратегий деятельности и по­ведения человека. Принцип холистичности является, по сути, отражением полифункциональной природы самого образования как социального явления.

Следующая тенденция — ориентация на буду­щее. Быстрота и непредсказуемость социальных и технологических изменений, по мнению Тоффлера, являются основой для педагогики будущего и пси­хологии, ориентированной на формирование у лич­ности образа будущего (футурологии) [5]. Эту идею развивает современный американский исследова­тель Д.А.Сиск. Его «педагогика будущего» предпо­лагает следующие аспекты:

а) необходимость начинать с собственного представ­ления о будущем, прилагая усилия к развитию такового;

б) связь учебного материала с будущими потреб­ностями учащихся;

в) междисциплинарный подход с акцентом на сходстве всех существ и всех социальных систем;

г) организацию учебной среды, стимулирующей творчество, мотивацию к учению, самораскрытию [8].

В педагогике и психологии будущего прежде все­го делается акцент на проблему выбора. Будущее яв­ляется «зоной возможного», а «не тем, что будет». Оно определяется частично- социально-исторической и физической реальностью, частично — человеческим выбором. Соотношение этих факторов варьирует в зависимости от того, насколько отдаленный прогноз делается и какова природа сделанных выборов.

Из этого логически вытекает следующая тенден­ция — формирование смысловой установки на твор­чество.

Эта тенденция предполагает осознание студентом себя как «нового открытия, как активного, преобразу­ющего начала, как строителя мира, реализующего в процессе этого строительства свои способности, зна­ния и умения (А.А.Леонтьев). По словам А.Г.Асмолова, творчество — это способность действовать в неопреде­ленных ситуациях [2]. Это предполагает:

— творческое мышление (готовность к риску и признание совершения ошибок позитивным сти­мулом к дальнейшему творческому поиску; спо­собность находить, критически оценивать и ис­пользовать информацию);

— решение проблемы разными путями;

— умение работать независимо от других;

— умение работать в группе, признавая ценность индивидуальных различий;

— формирование качеств лидера (видение будуще­го, способность пропагандировать его и увлечь им других; умение учитывать возникшую ситуацию; способность принимать решения и нести ответс­твенность за них).

На наш взгляд, очень полезной и целесообразной является точка зрения Д.А.Сиска относительно того, что ядром педагогического процесса должно быть обу­чение общению в разнообразных формах и на разных «языках» — от научного до танцевального, от компью­терного до изобразительного. Наиболее важными зна­ниями — знания о навыках мышления, креативности, о том, как надо учиться [8]. Как отметил В.В.Давыдов, «нельзя выявить подлинные глубины творческого по­тенциала человека, оставаясь лишь в пределах форм его деятельности и уже принятых систем обучения и воспитания, так как в других условиях жизни и в дру­гих системах обучения и воспитания этот потенциал может существенно меняться» [2]. (Освоению разных «языков» обучения посвящены разнообразные игры и социально-психологические тренинги, которые мы ис­пользуем на практических занятиях со студентами.)

Следующая тенденция «смыслового образова­ния» — реализация одаренности личности с помо­щью развития позитивного образа-Я и повышения самооценки.

Эта проблема продуктивно решается амери­канскими психологами М.Мольцем, К.Холлингер, Э.Флеминг и др. Развитию самооценки в их работах уделяется особое внимание, при этом самооценка (social self-esteem) является центральным пунктом самореализации человека.

По мнению К.Холлингер и Э.Флеминг, самооценка формируется на основе двух составляющих самовос­приятия; инструментальности и экспрессивности [1].

Инструментальность — отношение к себе как к компетентному лицу и убеждение в своих способнос­тях эффективно действовать, оказывать влияние и принимать самостоятельные решения.

Экспрессивность — восприятие себя как человека заботливого, общительного, способного к эффектив­ным контактам и умению взаимодействовать с окру­жающими.

Поэтому одна из основных задач используемых нами технологий обучения — обучить студентов спо­собам формирования у них позитивного мышления, позитивного взгляда на себя как на творца любой си­туации, что является необходимой предпосылкой их последующей профессиональной успешности.

Итак, используя ведущие достижения отечествен­ного и зарубежного опыта при подготовке социального менеджера, мы опираемся на четыре основных «блока» процесса обучения: общеобразовательные предметы (курсы), способствующие развитию высокого уровня общей культуры студентов, эрудиции, психологической и педагогической грамотности; развитие навыков мыш­ления (технологии «воспитания ума» — прежде всего активные методы развития интеллекта («мозговой штурм», синектика), формирование ассоциативного мышления, развитие творческого мышления с исполь­зованием НЛП-техник, интеллектуальные игры и т.д.); развитие навыков общения (умение услышать собесед­ника и быть услышанным самому, развитие эмпатии — способности «вчувствоваться» в другого человека, в его внутренний мир, умение вести деловые переговоры и устанавливать эффективные межличностные контак­ты); развитие навыков управления (умение увлекать других людей своими идеями, формирование качеств лидера и освоение различных стилей лидерства, умение донести до людей свои цели и превратить противников в союзников, формирование навыков работы в команде, создание командного духа, имиджа и т.д.).

Таким образом, учебный процесс включает в себя освоение основополагающих знаний и принципов, на базе которых строится дальнейшая жизнь, и техно­логии обучения применяются для решения тех уни­кальных проблем, которые встают перед студентами в профессиональной деятельности.

Использование педагогических технологий, при­сущих информирующей, проблемно-дискуссионной и социально-ролевой (игровой) образовательным стра­тегиям, формируют три основных взаимосвязанных «пласта» социально-профессиональной деятельнос­ти будущего специалиста. Это прежде всего профес­сиональные знания (осознание профессиональной роли), профессиональные чувства (эмоциональное «вживание» в роль, ощущение себя в роли) и профес­сиональные убеждения (видение себя в конкретных обстоятельствах деятельности, формирование инди­видуального стиля, почерка деятельности).

Применение инновационных технологий в про­цессе обучения способствует формированию не прос­то менеджера, достигающего высоких результатов, но прежде всего человека, способного к саморазвитию и активно воздействующему на социальную среду. Че­ловека, способного к активному взаимодействию в триаде «Человек (Личность) — Социальная среда — Мир (Космос)», что возможно благодаря высвобож­дению творческих сил, позволяющих достичь боль­шей эффективности, уверенности и успеха не только в профессии, но и жизни вообще, побуждая студентов к непрерывному личностному росту.

 

Литература

1. Алан Дж. Роу. Креативное мышление. — М.: НТ Пресс, 2007.

2. Быков А.К. Методы активного социально-психологического обучения. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

3. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекс­тный подход. — М.: Высшая школа, 1991

4. Депортер Б., Сенаки М. Квантовое обучение. — Минск.: По­пурри, 1998

5. Королева Н.И. Теория и практика домоведения. Учебное по­собие. - СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2006

6. Лесохина Л.Н. К обществу образованных людей. — СПб.: Тус- карора, 1998

7. Маслоу о менеджменте: самоактуализация. Просвещенный менеджмент. — СПб.: Питер, 2003

8. Морева Н.А. Современная технология учебного занятия. — М.: Просвещение, 2007

9. Нефф Т. Дж., Стрин Дж. М. Уроки лидеров. - М.: ООО «Из­дательство ACT», 2004.

10. Пашковская И.Н. Профессиональное самоопределение педа­гога в гуманистической перспективе. — СПб.: Изд-во СПб- ГИСЭ, 2001.

11. Пашковская И.Н., Королева Н.И. Профессия: домоправитель­ница // Новые знания, 2007. — № 6.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: