Выделил 3 типа знаков по означаемому и означающему.
1)Икона (изображение, образ) Основа на фактическом или изобразительном объектом. (Фотографии, картины) – там, где узнаётся этот предмет.
2)Индексные знаки (указатель) – действие основано на реальной смежности означающего и означаемого. Благодаря индексу объект сигнализирует о себе миру.
Дым – индекс огня. Жесты, одежда, запахи. Вообщем мы живём в облаке индексов.
Символ – знак. Знак не равно символ. Действие символа как знака обусловлено на условной, установленной по соглашению связью между означающим и означаемым.
Символом может становиться и иконические и индексные знаки, если они становятся общезначимыми по незримому соглашению социума и означают именно это.
По Пирсу самым простым знаком является иконический, так как сам по себе он не передаёт информацию, а принадлежит к прошлому опыту. (Это было так). Индексный знак более сложный. Он существует в настоящем и может передавать актуальную информацию. Самый сложный – символический знак, поскольку он, благодаря своему общему значению может воздействовать на мысли и деятельность человека, предопределяя действия человека или будущую реакцию.
Незнание социально обусловленного значения символических знаков, их ошибочная интерпретация не только затрудняет коммуникацию, но может привести к полному её разрыву.
Социальный знак в социологии понимается как символ, который может быть представлен в предмете, слове, действии, жесте или образе. В первую очередь это те знаки, которые сообщают информацию о социальном статусе индивида, его принадлежности к определённой группе, движению, организации. (военные организации, мигалки)
|
Как обращаются россияне друг к другу. (Кто они по отношению друг к другу)
Единое обращение. (Товарищ было. Сейчас единого знака нет)
Уровни семиотического анализа Морис.
1)Семиотика изучает отношения между знаками и обозначаемый объектом. Зона интереса семантики.
2)Синтактика – изучает соотношение или связь знаков друг с другом.
3)Прагматика – изучает оценки и мнения коммуникаторов, адекватность интерпретации знаков, условия использования знаков в типовой ситуации.
Золотое практическое правило маркетолога. Следует употреблять только те качества знаков, которые понятны и приняты в определённой социальной группе.
Социобиологические коммуникации.
Социология коммуникации изучает функциональное назначение социальной коммуникации, связанное с созданием наиболее устойчивых форм социальной солидарности и соц. иерархии.
Этология – наука о коллективном поведении животных, которая объясняет биологические основание сохранения вида с позиций солидарности и иерархии.
И там и там изучаются коммуникативные механизмы объединения особей и выстраивания иерархии между ними.
Сравнительная этология Конрад Лоренц (1903-1989)
19, Социобиологическое основание коммуникации: агрессия и насильственная коммуникация.
Книга: «Агрессия так называется зло»
Межвидовая борьба лишена агрессивности. В отношении агрессии вступают только близкие особи.
Агрессия – форма борьбы за передел ресурса. Ресурс – это вспомогательное средство. Ресурсы: материальные(пространство, деньги, еда, одежда, территория, и т.д.) и нематериальные(власть, влияние, любовь, знания) Чем больше у меня ресурсов – тем я выше в иерархии. Иерархия – ранжирование членов сообщества по уровню властных полномочий и возможностей доступа к различным жизненным ресурсам.
|
По мнению Конрада Лоренца полож. значение агрессии – она носит сохранение вида.
1)Агрессия обеспечивает равномерное распределение ресурса в зоне обитания определённого вида.
Агрессия по поводу передела ресурса увеличивается, когда ресурса становится меньше.
Наиболее остро агрессия проявляется в сообществах ограниченного типа с ограниченным видом ресурсов(армия, тюрьма, пионерский лагерь)
2)Агрессия – служит полезному отбору, когда бойцы проверяются внутривидовыми дуэльными правилами для схватки с внешним врагом.
3) Агрессия – создаёт иерархию сообщества и тем самым и как это не парадоксально, демократизирует это сообщество. Чем сильнее иерархический пост в жизни – тем слабее напряжённость между ними.
Насильственная коммуникация – способ научения групповой норме. – это болевое воздействие на тело, способ навязанной коммуникации, когда субъект не желает или не готов её принять. Она применяется на разных этапах освоения нормы:
1)на этапе приёма в общество (разные формы посвящения)
2) нарушение нормы(наказание, пытка, разборка)
3)исключение из общества (отлучение от церкви, раскулачивание, бойкот, троллинг.)
В процессе насильственной коммуникации происходит не просто деформация определённой части тела, а трансформация его в соответствии с групповой нормой, придание формы, приближенной к образцу.
|
20. Социобиологические основания коммуникации. Гендерные различия в коммуникации.
Стереотипы формируются при помощи генерализации обобщения и схематизации опыта и основаны на поляризации или дихотомии качеств человека.
Мужские черты – мускулистость, агрессивность, бескомпромиссность, властность, склонность к лидерству, гласность, способность к стратегическим решениям, ум.
Феминные черты. – компромисность, неагрессивность или лояльность, тактическая гибкость, отсутствие амбиций, ограниченные умственные способности.
Психологические исследования 70 годов 20 века – различия между мускулинностью и феминностью сильнее, чем между полами.
С точки зрения этологии мужские и женские особи демонстрируют очень большое разнообразие коммуникативных тактик и построений в различных ситуаций.
1)Агрессивность. С точки зрения этологии мужчины чаще всего проявляют демонстранивную агрессивность – вызвать всеобщую настороженность, поскольку чем страшнее становится окружающим – тем выше становится потенциальный иерархический ранг. Это способ привлечь к себе внимание во время опасности как потенциальным защитникам вида. Женская агрессия возникает не для запугивания, а чтобы уничтожить противника, или нанести физический урон.
2)Способность к лидерству – чаще всего самцы становятся лидерами в численно ограниченных сообществах, охраняющих свою территорию. Самки становятся вожаками только в больших сообществах, без чёткой территории, которые возглавляют спасающийся народ.
В управлении сообществом – поведение муж. И жен. Особей различается – ситуация нападения. Самка отвлекает внимание – самец сзади, где убивают жертву. В ситуации защиты потомства – самки уводят потомство безопасное место, а самцы нападают спереди. Самец решает как правило сиюминутные оперативные задачи, а самки – стратегические, отдалённые, требующие опыта и знания.
3)Способность к обучению и интеллект. Женским особям присуще игровое поведение с предметами, не имеющими кормовой или иной биологической ценности(манипулятивная активность) Сначала идёт какая-либо самка – осваивает индивидуально: потом дети, далее другие низко ранговые самки, вожак, остальное стадо, за исключением высокоранговых самцов, которые в принципе не обучаемые
4)Соотношение задатков и уровня обучаемости. Муж. Особи рождаются с жёстким, но чётким наборов задатков. Надо найти себя, а не тыкаться. Жен. Особи рождаются с умеренным набором широких задатков. Стратегия – развить себя, обучиться и применить себя в различных сферах. В учительской сфере – мужчина говорит о себе любимом, а женщины – об окружающем мире.
Дмитриева Александра Владимировна.
Интернет коммуникации.
Признаки:
1)мультимедийность (даёт возможность объединять видео, звук и всё остальное)
+ экономическая составляющая
- другие СМИ теряют своё существование, несистематизированность данных, возможности сегментирования нет (малые) (имеющие равный доступ к интернету)
2) персонализация
3)отсутствие посредников
4)темпоральность
5)быстрое сохранение информации
6)бесконтрольность интернета (цензура)
7)реклама соседствует с целевой информации (нацеленность и возможность конструировать социальную реальность.
8) интерактивность.
Сеть.
1) Теоритический сетевой подход – общество рассматривается как глобальная развлетвлённая сеть.
2) Объединение людей в соц. пространстве.
3) Соц. сеть как Вэб. Сервис.
Джон Барсон – употребил соц. сеть. Социальные сети – те системы взаимоотношений, которые нельзя установить как определённые группы.
Соц. сеть как соц. структура, которая состоит из узлов и в роли узлов выступают социальные субъекты + связи этих субъектов.
Как вэб. Сервис – это в первую очередь соц. сеть обеспечивает соц. презентацию.
Коммуникативная составляющая сети. Расширение круга общения.
Соц. сеть должна давать возможность кооперации. Первая волна – 70 –е.
Соц. сети объединяют в группы.
Религиозные сети, научные сети.
Социальные сети- самопрезентация + коммуникация.
Социальные сообщества – на основе интереса.
Объективизм и коструктивизм(понимающая социология, символический интеракциализм, феноменология)
Конструктивистский подход.(мы сами делаем свою реальность)
Лукман
Институализация
Реальность объективирована. Потомки думают, что реальность объективна.
Но нужна социализация потомства. Интернализация – процесс усвоения норм, правил, как объективных на уровне субъекта.
Интернет позволяет конструирования реальности.
Конструируем себя, рекламу, новости.
Идентичность – социальная. Личностная есть ещё.
Фактически, идентичность – представление индивида о себе. Он соотносит себя, принадлежит такой-то группе. Классовая, политическая, экономическая идентичность, что непосредственно выражается в жизни.
Как проблема коммуникации понимается в социологии.
Понимание социальной коммуникации в объективистской социологии(технологический детерминизм)
Понятие объективное и субъективное. Объективное – то, что находится вне и существует независимо от нашего сознания.
Субъективное – находящееся в нашем сознании, наше. (сны и др.)
Ни те, ни другие не отрицают, что в обществе существует и объективное и субъективное, но речь идёт о том, что считается первичным в описании общества.
Объективистская социология понимает общество как результат взаимодействия социальных институтов и систем. Развитие социальной коммуникации связано с развитием технологий и особенностями функционирования социальных институтов.
Алан Тофлер (3-я волна) – это книга, где зафиксировано информационное общество (1980 год) (практопия) –общество, которое будет через 10-15 лет, а то и 30.
3 волны. 1-е – аграрное общество, которое как волна убегает назад
2-е – индустриальное общество (до конца 20 века)
3-е – информационное общество.
Главным фактором развития общества не техника, а информация. «2-я волна индустриального общества привела к печальным последствиям: стандартизация массового производства, централизация управления, концентрация ресурсов, синхронизация образа жизни»
Культ инновационной экономики – основана на информационных технологиях, порождает гибкий динамичный рынок, дифференцирует его, делает более разнообразным. Благодаря информационным технологиям возникает информационное правительство и электронное правительство. Максимизация ресурсов.
Благодаря информационным технологиям и науке человечество способно не только разработать ресурсы сберегающей технологии, но и открыть новый ресурс, где раньше его и не видели.
Синхронизация образа жизни, которое теперь замещается введением фиксированного рабочего дня, увеличением свободного времени, массовым увеличениям дистанционного обучения.
Скрытые образовательные программы – это некоторые практики, которые возникают при общении преподавателей, студентов – то есть быть интеллектуалом.
Сетевые коммуникации в информационном обществе.
Сети были и до интернета, а есть и другие сети. Грановеттер.
Современные социальные сети связаны с их осуществлением в режиме онлайн коммуникации (Мануэль Кастельс) «О русском следе» В 90-е годы – Россия делает больше всего в мире. Книга «Информационная эпоха: Экономика. Общество. Культура.» Описывает сети.
Предприятие, система средств которого составлена путём пересечения сегментов автономных систем целей. Существует много автономных структур – и в других структурах не нуждаются.
Сетевые предприятия в экономике имеют большое преимущество по сравнению с вертикальными структурами, поскольку они динамичны и быстрее приспосабливаются к имениям рынка. Особенности сетевых предприятий:
1)Плоская иерархия горизонтальной структуры.
2)Строится вокруг процесса, а не задачи
3) Переподготовка и обучение на всех уровнях.
4) Максимизация контакта с покупателем.
5)Сетевые структуры имеют адхократический характер.(от случая к случаю) (рождаются, существуют, умирают)
В политической сфере на смену традиционных институтов приходит сетевые конфигурации политических субъектов различного уровня, созданные в соответствии с определённой целью.
Общество знаний – новая версия информационного общества.
Обществознание: от идеи к практике часть первая, основные контуры концепции общества знания. В 2005 году впервые словосочетание информационная эпоха поставили под вопрос.
С 80 годов 20-ого века за 20 лет до информационного века сформировались новые проблемы и новые информационный разрывы, между севером и югом. Образовательный разрыв.
Консюмеризм. Доступ к информации недостаточен для решения проблем. Знание предполагает необходимость критически осмыслить и осуществить селекцию информации.
С точки зрения субъективизма – коммуникация – обмен смыслами.
Социальное действие – действие индивидов, направленное на и сознательно ориентированно на ожидание (ответное поведение людей). В зависимости от социальных действий, выделяют следущие: 1)целерациональное
2)ценностнорациональное
3)традиционное
4)аффективный.
Альберт Шутц считал, что основной задачей социологии является исследование путей и способов которыми структурируем мир, в котором мы
Человек живёт в потоке общества, в процессе ощещения есть опыт, но этот опыт нужно логически упорядочить, что происходит в сознании одного индивида, а потом в процессе коммуникации.
Типизация – это ситуация, когда существующий опыт может быть применён в новой ситуации, если это происходит, то возникает коммуникативная норма. Цитата:
«Конструирование и упорядочивание опыта происходит на основе ряда бездоказательных допущения или само собой разумеющихся смыслов.
Цель – этнометодология Гарфинкля – изучить те способы,, которые люди используют, чтобы извлечь смысл того, что они подразумевают в разговорах и действиях других людей.
1)Невербальная коммуникация.
2)Контекст
3)Фоновые ожидания определяются тем, кто нас спрашивает и какие отношения связывают нас с ним. Они определяются способами действия коммуницирующих.
Люди в повседневной коммуникации строят свои взаимодействия на основе моделей, о существовании которых они не догадываются, но которые неосознанно приспосабливают своё поведение. Тотальное нарушение «нормативной» коммуникации ведёт к разрыву социальной сети.
3 вопроса на экзамене:
1)Проблема коммуникаций а=в символическом интеракционизме (Мид, Кули, Гофманн)
2)Гоффман. Представление себя другим в повседневной жизни. Драмматургический подход Гоффмана (исполнения зоны и зональное поведения) 1 и 3 главы.
3)Драмматургический подход Гоффмана. (Команда и противоречивые роли) 2 и 4 глава.