II.Характер эпохи эллинизма.




I.О понятии «эллинизм».

«Эллинство» и «эллинизм». Эллины – первоначальное название греческого племени, отграничивающее греков от всех негреческих народов (варваров). Эллинство – греческая культура и ее носители. Возникшее в XIX в. понятие эллинизма (немецкий историк И.Г.Дройзен) и означавшее «подражание грекам» и «использование чистого греческого стиля речи», войдя в обиход, обросло целым рядом ассоциаций, никак не предполагавшихся в исходном греческом слове «эллин», стало противопоставляться эллинству (греческой культуре) и обозначать распространение греческой культуры за пределами Греции, начало которому положили завоевательные походы Александра Македонского; синкретическую культуру на просторах империи Александра Македонского, распавшейся на отдельные монархии; в целом культуру Римской империи, в основе которой мы находим греческую традицию.

Эллинистический период, или период эллинизма ‑ конец IV-I вв. до н.э.) Эллинистический период заканчивается с включением Птолемеевского Египта в состав римского государства.

Что касается эллинистической философии, то вся римская философия (вплоть до философских школ неопифагореизма и неоплатонизма, а это уже2-3-4 вв. н.э.), продолжающая греческую традицию, называется эллинистической.

II.Характер эпохи эллинизма.

Великий поход Александра Великого (334—323 гг. до н.э.) закрывает классическую эпоху.

Наиболее важное политическое следствие ‑ крушение полиса.

Эллинистические монархии, возникшие на обломках александровой империи, в своей нестабильности породили понятие "подданный" вместо прежнего классического греческого "гражданин". Управление общественными делами передается функционерам; солдат становится купцом, и постепенно рождается новый тип человека, который перед лицом государства занимает позицию если не оппонента, то равнодушного нейтрала. Вот эту новую реальность пытались осмыслить новые философские течения, где политика и государство представали как морально индифферентные феномены, или как то, чего следует избегать.

Что характеризует эллинистическое мировоззрение:

А). Индивидуализм

Каждый из подданных, понимая, как мало от него зависит, оказывался перед необходимостью создания своего мира. Человек с обретением собственной персональности становился свободным. Но свобода понимается как свобода «от» общества и государства. Появление этики, отдельной от политики. С индивидуализмом связано экономическое развитие: появление индивидуальных торговых предприятий, рост больших городов, увеличение класса зажиточных предпринимателей.

В). Космополитизм

Господствующее мнение считает достойным пребывание человека уже не в полисе (как во времена Платона и Аристотеля), но в космосе, который стал «истинным и великим полисом всего сущего»: «быть достойным гражданином космоса – космополитом, означало высшее достижение человеческой нравственности; а залогом получения этого гражданства являлось обладание Логосом, или Разумом. Отечество – весь мир, в котором открывается для мыслящей личности подлинная свобода.

С ) Эллинизм как синтез познавательных традиций греко-восточных культур

Греческой культуре было свойственно возведение на престол разума как самой высшей ценности в человеке. Разумный человек способен обрести непосредственную связь со Вселенной, поскольку она управляется Логосом.

Эллинизация Востока. Восточная мысль, в отличии от греческой, ‑ «непонятийна», т.е выражена по преимуществу в образах и символах, больше полагается на мифы и ритуалы, чем на логику. Оформление в виде спекулятивных систем иранского дуализма, вавилонской астрологии и иудейского монотеизма произошло с помощью греческой философской традиции.

Но и Восток повлиял на греческую культуру, греческую философию ‑ религиозный синкретизм, под влиянием которого эллинистическая светская культура превратилась в явно религиозную языческую культуру. Гностицизм (многообразные сектантские учения, появившихся вокруг и около христианства в 1-2 вв. новой эры): акцент на познании как способе обретения спасения и требование к обладанию этим знанием.

D). Преодоление расовых предрассудков

У греков – «варвары по природе», которые «рабы по натуре». Включение других народов в жизни римского государства (этот процесс начал Александр Македонский).

E). Новый тип античной культуры

Музеи, библиотеки, новые культурные центры в Пергамо, в Александрии, на Родосе. Рим как центр политической, духовной и культурной жизни. Эллинистическая культура эклектично (смешение идей, традиций разных культур).

III. Общая характеристика философии эпохи эллинизма

Преобладанием практических задач и практических интересов над теоретическими. Философия по преимуществу становится этической: истинная мудрость есть та, которая делает истинной нашу жизнь, делает нас счастливыми, дает нам высшее благо. Цель философии ‑ в ограждении личности от мирового и социального зла.

1) В центре ‑ человеческую личность в ее практическом, обыденном состоянии, поиск через это состояние осмысленного существования. В зависимости от этого и для обоснования этого строится космология.

Три философские школы раннего эллинизма по-разному это делают:

Стоики: философия как теория мудреца, совершенно не подверженного треволнениям жизни. Он всегда безмятежен, бесстрастен, нечувствителен к происходящему. Внутренний покой души и независимость от волнений жизни – идеал (апатия).

‑Эпикурейцы: тоже пекутся о внутреннем покое души («самодовольство»). То, что они называли удовольствием (главный принцип поведения), тоже требовало огромной аскезы, воздержания от всего беспокойного. Главное – не науки и искусство, а уйти в себя, забыть все остальное, уйти в глубину «эпикурейского сада», в котором безмолвие эстетического наслаждения, для которого достаточно только хлеба и воды.

Скептицизм: проповедь как единственной цели в жизни безмятежного и безмолвного внутреннего состояния, не подверженного никаким воздействиям извне (атараксия). Утверждали невозможность говорить «да» или «нет», т.к. считали, что всякое утверждение человека к чему-то обязывает, ограничивает его внутреннюю свободу («Кажется, мне хочется есть»).

2) Все античные философы так или иначе проповедовали абсолютное существование объективного мира. Для эллинистической философии характерны идеи внутреннего покоя личности, ее безмятежности и свободы от всего объективного. Внутреннее состояние личности, покой ее – главная тема. Теория объективного бытия обосновывает теорию субъективного покоя.

Так, скептики исходили из картины текучести бытия Гераклита. Эпикурейцы нашли учение о бытии, наиболее, с их точки зрения, безопасного для внутреннего покоя души, ‑ атомизм. Скептики разделяли учение Гераклита об огне как первоначале и Логосе, о творческом его характере; рассматривали космос как мировое государство, а граждане космоса – все люди, космополиты.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: