ДЕД МОРОЗ И ЕГО ПОМОЩНИКИ 3 глава




Довели Василия до знакомых мест, поласкались маленько, как про­стились, а сами наговаривают одно: «Клип-анг, клип-анг!»

Вроде наказ дают: когда тебе надо, кричи нам!»

(«Ермаковы лебеди» П.П. Бажов)

 

«Старшие ушли, а дочка забыла, что ей приказали; посадила братца на травке под окошком, а сама побежала на улицу, заигралась, загу­лялась. Налетели Гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на кры­лышках».

(«Гуси-лебеди», русская народная сказка)

 

«Вот Иван-царевич ездил за охотой каждый день в чисто поле, в широко раздолье, на край синя моря; он ловил гусей, лебедей и серых утиц. И попала ему в ловушку Лебёдка. Поймал эту Лебёдку Иван-царевич, принёс в шатёр и посадил в шосточек. Поутру встал и уехал за охотой.

Вот Лебёдка та вышла из шосточка, обернулась молодой-молодицей и наготовила Ивану-царевичу всяко кушанье. Сама опять обернулась Лебёдкой и села в шосток».

(«Белая Лебёдка», русская народная сказка)

 

«В тучах есть леса, есть пашни и посевы,

Стройные, растут, восходят терема,

У янтарных окон Облачные Девы

Ткут, прядут, в их тканях – свет, в их пряже – тьма.

 

Без конца прядут и ткут попеременно,

Любо Девам выткать самоцветный луг,

Море из опала, ширь, где влажность пена,

Сеть сребристой грёзы, золотистый круг.

 

Из воздушной влаги облачные горы,

Стебли из дождя, что вниз, не вверх растут.

Облачные Девы ткут всегда узоры,

Им в ответ Земля рождает изумруд».

(«Облачные Девы» К.Д. Бальмонт)

 

«… И каждый день высылает она караваны белых птиц в разные стороны света. Медленно, медленно плывут караваны этих птиц по небу, и там, где люди жаждут узнать то, что было в древние времена, быстро-быстро начинают махать крыльями. И падают белые перья птиц на землю, превращаясь в сказки, легенды, предания, мифы и песни. А в них – наше наследие, то, что было в старину, как жили в давние времена наши предки. Слушают их мудрецы и запоминают, а потом рассказывают своим детям и внукам. Так прошлое опять пере­ходит вместе с людьми в будущее».

(эстонский писатель М. Юхма)

 

«… Как в простор небес высоко унесёт его полёт, –

И какую там он песню вдохновенную споёт!

Как на всё, на всё святое, что таил он от людей,

Там откликнутся родные стаи белых лебедей».

(«Лебедь» Я.П. Полонский)

 

«Ай, как синяя вода разливается,

Ай, как зелёная трава расступается.

Как лебёдушка да с лебедем милуются,

Лебедями – люли! – девушки дивуются».

(Русская народная песня)

 

ДЕД МОРОЗ И ЕГО ПОМОЩНИКИ

 

Мороз, Морозко, Студенец – так называют на Руси повелителя зимних месяцев и зимних холодов. Зимой он на земле полноправный хозяин: ему подчиняются вьюги, метели, снегопады и льды; его слушаются звери и птицы. Дыхание Мороза вызы­вает стужу, а слёзы и слова превращаются в сосульки, его волосы – это снежные облака. Сам Дедушка Мороз это величественный старик с длинной седой, снежной бородой и ледовым посохом. Он одет в тёп­лую шубу, да и другим не даёт замёрзнуть. Заботится о лесах и лес­ных обитателях, укрывая их снегом, заботится о реках и речных оби­тателях, покрывая реки льдом и давая им отдых от летних забот. Но не всех путников Хозяин зимы встречает радушно в своих владе­ниях – не любит ленивых и капризных, так как сам трудится без ус­тали. Если уж рассердится – снегом запорошит, с дороги собьёт, уши и нос отморозит или совсем заметёт. Не любит и тех, кто дрожит и жалуется на стужу, а бодрым, весёлым, смелым и крепким людям дарует здоровье телесное и жаркий румянец на щеках. Поэтому так полезно зимой купаться в реке или в снежных сугробах – на весь год Дедушка Мороз одарит здоровьем, благополучием и удачей!

Любит тихие зимние ночи; именно долгими зимними вечерами рассказываются самые таинственные, волшебные сказки. Говорят, что Дед Мороз помнит эти сказки с тех пор, когда сам был маленьким – со времени, когда на Земле ещё только начиналось большое оледенение. Днём любит смотреть на игры детей, слушать их смех, вспоминая свою внучку Снегурочку. На радостях покрывает оконные стёкла изумительными узорами, замораживает снежные горки и поверхности рек, катков для детских забав. Может и побаловаться: напустить стужи, загнать людей в дома и ходить стучать посохом по стенам и углам домов. Тогда и говорят в народе: «Трескучие морозы начались!». Редко кто из детей остаётся зимой без подарка от Дедушки Мороза – он щедро одаривает весёлую детвору в зимние праздники играми, по­техами, подарками.

 

Бабушка Зима – его супруга, а Морозы-трескуны – верные слуги. В народе говорят, что летом Трескуны спят, а с началом зимы падают на землю вместе с первыми снежинками. Они бегают по лесам и полям с позёмками и зимними вет­рами, вызывая наступление холодов и стужи. Если рассердятся – на­чинают стучать по деревьям, по льду на реках или по домам так, что те дают трещины. Помогает Деду Морозу и Зимник (раньше южные Славяне называли его Зюзя) – это тоже зимний служебный дух, старичок маленького роста с волосами и бо­родой белыми точно снег, в белой шубе, но босой. Большую часть времени он ходит по лесам и дорогам, стучит по ним железной була­вой, сковывая морозом, проверяя, как они спят. Он отвечает за прочность зимних дорог (наземных и речных), охраняет санный путь, следит за их состоянием, бережёт и сопровождает путников, не позволяя им замёрзнуть. Ладит со всеми лесными обитателями; это к нему обращаются люди за помощью, когда надо усыпить медведя-шатуна. Трудно доброго Зимника-Зюзю рассердить, но если такое случится – можно замёрзнуть в сугробе даже рядом с собственным домом. Иногда заходит в гости в де­ревни и сёла, смотрит на занятия людей и детские забавы. В деревнях этому любопытному старику с босыми ногами почтительно кланяются, уго­щают и привечают его. Но все люди знают – быть стуже и морозу (которые следуют за ним повсюду), после его ухода.

 

 

«Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи –

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит – хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?

Идёт – по деревьям шагает,

Трещит по замёрзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде».

(«Мороз, красный нос» Н.А. Некрасов)

 

«Рукодельница идёт дальше. Смотрит: перед ней сидит старик Мо­роз Иванович, седой-седой; сидит он на ледяной лавочке да снежные комочки ест; тряхнёт головой – от волос иней сыплется, духом дохнёт – валит густой пар. Пошли они в дом. Дом у Мороза Ивановича сде­лан был изо льда: и двери, и окошки, и пол ледяные, а по стенам уб­рано снежными звёздочками; солнышко на них сияло, и всё в доме блестело, как бриллианты. На постели у Мороза Ивановича лежал снег пушистый; холодно, а делать было нечего. Рукодельница приня­лась взбивать снег, чтобы старику было мягче спать, а между тем у ней, бедной, руки окостенели и пальчики побелели, как у бедных лю­дей, что зимой бельё в проруби полощут; и холодно, и ветер…

«Ничего, – сказал Мороз Иванович, – только снегом пальцы потри, так и отойдут, не отзнобишь. Я ведь старик добрый, посмотри-ка, что у меня за диковинки».

Тут он поднял свою снежную перину с одеялом, и Рукодельница увидела, что под периной пробивается зелёная травка…»

(«Мороз Иванович» В.Ф. Одоевский)

 

«Осталась падчерица, бедненькая, трясётся и тихонько молитву творит. Приходит Мороз, попрыгивает, поскакивает, на красную девушку поглядывает: «Девушка, девушка, я Мороз красный нос!».

«Добро пожаловать, Мороз; знать, бог тебя принёс по мою душу».

Мороз хотел её тукнуть и заморозить; но полюбились ему её умные речи, жаль стало! Бросил он ей шубу. Оделась она в шубу, поджала ножки, сидит.

Опять пришёл Мороз красный нос, попрыгивает, поскакивает, на красную девушку поглядывает: «Девушка, девушка, я Мороз красный нос!».

«Добро пожаловать, Мороз; знать, бог тебя прислал по мою душу».

Мороз пришёл совсем не по душу, он принёс красной девушке сундук высокий да тяжёлый, полный всякого приданого. Уселась она в шубочке на сундук, такая весёленькая, такая хорошенькая!..»

(«Морозко», русская народная сказка)

 

«Мальчик оглянулся.

Позади стоял высокий старик в шубе, шапке и валенках из чистого снега. Борода и усы старика были ледяные и позванивали тихонько, когда он говорил. Старик смотрел на мальчика, не мигая. Не доброе и не злое лицо его было до того спокойно, что у мальчика сжалось сердце.

А старик, помолчав, повторил отчётливо, гладко, как будто он читал по книжке или диктовал: «Я. Распорядился. Чтобы холод. Не причинил. Тебе. До поры до времени. Ни малейшего вреда. Ты знаешь, кто я?». «Вы как будто Дедушка Мороз?» - спросил мальчик. «Отнюдь нет! - ответил старик холодно. – Дедушка Мороз мой сын…»

(«Два брата» Е. Шварц)

 

 

«Он в колодец заглянул,

Льдом колодец затянул.

А на речку поглядел,

В ледяной тулуп одел!

Он меня щипал за нос,

Еле ноги я унёс…

Старый дедушка Мороз

Если шутит, то всерьёз!»

(«Мороз-шутник» В. Ланцетти)

 

«Ветер спит, и всё немеет, только бы уснуть;

Ясный воздух сам робеет на мороз дохнуть».

(А.А. Фет)

 

ДОМОВОЙ

Служебный домашний дух – хранитель дома. Часто появляется пе­ред людьми в виде маленького человечка, иногда в виде старичка с лицом, покрытым белой бородой (или мягкой светлой шерстью), может даже принимать облик хозяи­на дома. Умеет превращаться в кошку, собаку, корову и других до­машних животных. Любит жить около печки, в тепле (в городских квартирах – на кухне, рядом с батареей парового отопления), в том месте, где люди не безпокоят. В разговорах принято называть его «хозяином», «дедушкой», «набольшим», «доможилом», «суседкой», «домовиком». У него может быть и своё домашнее имя, данное хозяевами (как в мультфильме «Домовёнок Кузя»). Если любит хозяина или хозяйку, то служит им преданно и на совесть: предупреждает о беде или о появление нежеланных гостей, караулит дом и двор, присматривает за детьми и скотиной. Дети иногда видят Домового и по-современному называют его «Мурзилкой» или «Чебурашкой».

Очень не любит ленивых и безответственных хозяев, мусор в доме, ссоры и шум по пустякам. Если Домовой сердится – он бьёт и колотит посуду, кричит как кошка, завывает в трубе, прячет и роняет вещи, по ночам топает ногами. Обычно не делает зла человеку, а только шутит и проказит: гладит мохнатою рукой сонного, стучит и во­зится по ночам на чердаке, подменяет вещи и продукты.

У него может быть своя семья – жена-домовуха и дети-домовята. Он главный над другими домашними духами; его слушаются домовая Кикимора и Кот-баюн, Чердачник и Дворовой, Сарайник и Конюшенник и прочие. Благословен дом, в котором добрый и хозяйственный Домовой, все дела в его хозяйстве будут идти на лад, а беды – обходить стороной. Поэтому при переезде в новый дом хорошие хозяева зовут его с собой. Раскланиваются во все четыре угла комнаты и говорят: «Хозяйнушко Домовой, пойдём в новый дом на богатый двор, на житьё, на бытьё, на богачество!». На новоселье обязательно ставят ему особое угощение (обычно – кашу или пироги) и со всевозможным уважением обращаются: «Дедушко Домовой, входи домой! Будем вместе жить! Давай с тобой дружить!». Угощать Домовых можно и каждый день: очень любят они молоко, домашний хлеб, сладости, свежую зелень. Если семья умеет правильно общаться с Домовым – в их домашнем хозяйстве всегда будет поря­док.

Когда Домовой плачет (а плачет он жалостно, как ребёнок) – быть беде. А если уж из всех домов выхо­дят Домовые и плачут на окраине села или деревни – быть войне, болезням, пожару или другим бедствиям. Могут они и собак заставить лаять и выть, а кошек – метаться по дому и громко мяукать, предупреждая своих хозяев о каких-то напастях или приближающейся беде. Если дом пуст или До­мовые уходят из него – то и счастье может обойти такой дом.

 

Есть ещё Домовой-Дворовой, который обитает во дворе дома, в хо­зяйственных постройках. Обычно Дворовой показы­вается только ночью, когда люди уже спят, поэтому любит животных тёмного цвета. Он дружен с дворовой собакой, а кошек недолюбливает, так как они своевольны и ему не подчиняются. От доброжелательного или враждебного отношения Дворового зависит здоровье домашнего скота. Особенно любит хозяйничать и наводить порядок в конюшне; расчёсы­вает и заплетает любимой лошади гриву и хвост, даёт ей корма и чистит её. На­против, когда животное ему не по нраву, он всячески ему докучает. В большой конюшне может обитать и присматривать за лошадями свой Конюшенный, с которым Дворовой дружит. Когда в домашнем хозяйстве коня нет, оказывает внимание корове или другим животным с добрым, покладистым характером. Дары Дво­ровому приносят на конюшню или в хозяйственные постройки. Дружит с Банником. В народе говорят, что человеку, который хочет увидеть Дворового или хочет поговорить с ним, нужно сказать заговор: «Дядя Дворовой, приходи ко мне не зелен, как дубравный лист, не синь, как речной вал, приходи таким, каков я» («Русский народ. Его обычаи, обряды, предания») – тогда он явится человечьем облике. В большом хозяйстве в сарае обитает свой Сараечник, на гумне – Гуменник, в овине – Овинник, а Дворовой будет над ними старшим. Хотя, обычно, он сам слушается Домового, который живёт в доме с хозяевами и считается старшим из домашних служебных духов.

 

 

«Соседка сказывала. Дома сидела, стряпала. Вдруг из под полу кто-то вышел. Больше кошки, а на кошку не похож. Она глядела, глядела да и замахнулась на него. Убежал. Это Домовой был».

«Братишка мой, семнадцать лет ему было, видал суседко. Шёл как-то домой поздно вечером с улицы. Видит: суседко сено кобыле даёт. Из себя он – маленький старичок. Видно, суседко любил кобылу».

«У одной старухи батрак землю пахал, а как зашёл домой, слышит: шаги, на чердаке кто-то ходит. Поднялся, а там маленький мужичок в красном колпаке. Домовой дом охранял, пока он землю пахал».

«Когда я училась в Соликамске, жила в общежитии. Как-то раз девчонки прибирались в комнате, подмели, а мусор не убрали. Легли спать, а ночью что-то вдруг застучало в шкафу. На следующий день вахтёрша сказала, что на третьем этаже что-то бегало, кричало, хо­дило так. Домовой, наверное, наказал за то, что мусор не убрали».

(«Былички и бывальщины»)

 

«Нина! - позвал Егор. – Нина, где ты? Я проснулся!». И увидел, что кто-то наклонился над ним, серый и расплывчатый в полутьме, щетинистый, мягкий, ресницы как пух. Моргает, сопит, зубы скалит, руки протягивает.

«Кто ты?» - вскочил Егор на ноги. И страшно самому, к стенке прижался, кулаки сжал. А тот губы разжал, зашамкал и заговорил ватным голосом: «Не бойся. Домовой я. Живу я здесь, один на весь город остался, плохо мне одному. Человека живого искал, скучно мне без людей, голодно. Дай тюри, Егор, есть хочется…».

(«Башня птиц» О.С. Корабельников)

 

«Гдядь-поглядь, вырос перед королевой дымный старичок, личность паутиной обросла. Глазки с бело-голубым мерцанием, ножки щуплые в валенках пёстрых, ростом – еле до стола носом дотягивается.

Королева ничего, не испугалась. «Кто ты такой, старичок? Что вам от моего королевского величества надобно?.. Ежели ты на мой королевский вопрос ответа не дашь, изволь тотчас выйти вон!».

Тем часом старичок ножку дерзко выставил и говорит: «Что так сразу и вон? Я существо нужное, и выгнать меня никак нельзя. Я, матушка, Домовой, могу тебе впалую грудь сделать либо, скажем, глаза скосить – родная мать не узнает. Могу и доброе что сделать… Дай, матушка, кашки, за мной не пропадёт…».

(«Королева – золотые пятки» С. Чёрный)

 

«… Взрослые, выслушав его, молча переглянулись. Они сразу по­няли, что видел Чуйко домовых, слышал их причитания. Известно – если Домовой плачет ночью, это всегда предвещает беду, а может и смерть хозяина. Что же вещует плач всех деревенских Домовушек? И что заставило их, домоседов-доможилов, покинуть свои избы и выйти к околице, рыдать там, словно на пепелище? Уж не грозит ли беда всей деревне? «Парнишка видел степняков – не их ли надобно опа­саться?» – сказал Воля, Чуйков отец. – «… Если уж духи жилищ на­ших возрыдали – не миновать беды. Изготовимся к обороне, одно­сельчане, чтоб не встретить врага с разинутым ртом!»

(«Плач Домовых», русская сказка)

 

«Пошла баба на двор давать корм скотине и видит, что старик в рубахе и портках кладёт лошади охапку сена. Думала, что это свёкор, вошла в избу, а тот сидит там. «Батюшка, ведь ты сейчас давал корм лошадям, как же ты раньше меня пришёл?» - спрашивает его сноха. А старик не выходил. Поглядели на дворе, а там уже никого нет, Дворовой ушёл в своё место. Любил он очень эту лошадь, а когда её продали, а купили другую, то не взлюбил эту и принялся мучить…»

(Из сборника М.И. Смирнова)

 

«Иду по дороге, а навстречу лошадь везёт сено. Рядом женщина шагает в телогрейке. У всех-то лошадей глаза печальные, а у этой – смотрю – совсем никуда. «Как зовут, - спрашиваю, – вашу лошадь?». «Мая». «А что она грустит? Веселилась бы – весна на дворе». «Хозяин её мучит. На ночь гриву заплетает». «Какой хозяин?». «Ихний Хозяин, лошадиный, - ответила женщина. – Сама с ней мучаюсь. А Хозяин, – который ночью приходит. Придёт и гриву заплетает. Я уж утром встану пораньше, расплету ей гриву, чтоб полегчало»…

Лошадь Мая слушала наш разговор и печально покачивала головой, как бы поясняя: «Да, брат, мучают, гриву заплетают мохнатою рукой».

Я пошёл дальше и думал про себя: «Да что же это за хозяин? Домовой, что ли? Сараешник?». А ведь я и сам видел такого хозяина. Я ночевал тогда в сарае, на сеновале. Вдруг под утро всполошились куры, замычала тревожно корова. Я спрыгнул на землю, и тут под ногами у меня и прошмыгнул тот, кого зовут – «Хозяин». Я помню его круглые ушки, маленькое сердитое лицо и белую грудь…».

(«Хозяин» Ю. Коваль)

 

«Поместья мирного незримый покровитель,

Тебя молю, мой добрый Домовой,

Храни селенье, лес, и дикий садик мой,

И скромную семьи моей обитель!..

 

… Останься, тайный страж, в наследственной сени,

Постигни робостью полунощного вора

И от недружеского взора

Счастливый домик охрани!»

(«Домовому» А.С. Пушкин)

 

ДРЕВЕСНИЦА

 

Это служебный дух Светлой Нави – покровитель деревьев. Древес­ница в западных странах носит греческое название «Дриада». Её имя иногда совпадает с названием дерева, в котором она живёт. Древесницы смертны – то есть они могут переходить «с меры на меру», из одного мира в другой (вновь возвращаясь в мир Светлой Нави). Они рождаются в нашем мире Яви и умирают вместе с деревьями. Эти духи растительного царства обычно невидимы, прозрачны, но могут по­казываться людям, как юные стройные девушки с прекрасными лицами и зелё­ными волосами из листьев. Они приветливы, веселы и игривы; всегда рады пообщаться с добрым челове­ком, пошутить, поиграть с ним в прятки или догонялки. Однако взрослые Древесницы, которые могут «переселяться» из одного дерева в другое (есть деревья, которые живут по много сот и даже тысяч лет), редко являются людям в человеческом обличье. Они хранительницы древней мудрости с тех времён, когда на нашей Земле появились первые деревья. Шелест листьев – их разговор. Если обидеть одно дерево – об этом тут же узнает весь лес или сад.

Раньше люди умели общаться и разговаривать с деревьями, обращались к ним за советом или утешением. Чтобы не повредить Древесницам, в старину собирали хворост и сухостой на костры, а не рубили зелёные деревья. Если нужно было срубить живое дерево на строительство жилища – испрашивали разрешение у богов и совета у жреца, знающего лес: он указывал дерево и назы­вал время, когда можно это сделать. Человек приносил требы дереву, Хозяину леса и богу-покровителю, а ещё – сажал взамен молодое де­ревце: так как, считалось, что тогда Древесница могла в него переселиться. Человек, сажающий деревья и ухажи­вающий за ними, пользуется особым покровительством Древесниц. Если дерево засохло – значит, его дух-покровитель умер (вернулся в мир Светлой Нави) или покинул своё обиталище (переселился в другое дерево нашего мира).

В русских сказках Древесницы-берегини часто помогают людям. На Руси всегда чтили духов деревьев, приносили им требы и подарки. У всех деревьев есть земные и небесные покровители: дуб посвещается богу воинов – Перуну, липа – дерево богини Лады, яблоне покрови­тельствует Макошь, а берёзу любят Русалки и молодой бог Купала. Женский дух берёзы – её Древесница – по­кровительствует, в свою очередь, юным девам, которые заплетают ей в праздник косы из ветвей и украшают своими лентами. Часто девушки обращаются к берёзе со своими просьбами. Рябину любит Леший, и если её срубить без большой нужды – он обязательно покарает древоруба. В народе считается, что в елях могут жить и разговаривать с нами души предков, что по высоким елям они могут спуститься к нам из Ирия Небесного. Поэтому на Коляду (со­временный Новый год) украшают и почитают именно эти деревья. Во многих деревнях люди до сих пор празднуют в начале лета «зелёные святки» (Семик), украшая «свои» деревья и принося в дом их ветви, после роспуска листьев, как оберег от бед и болезней и как благословение на весь год самой Матушки-Природы.

Деревья, а точнее – их Древесницы, выступают свидетелями клятв и преступлений людских. У дуба приносят клятвы и проводят свои обряды воины. По-старинному закону, венчанные под небом молодожёны могут трижды обойти вокруг ракиты или калины, принося тем самым клятву верности друг другу перед самим Родом Небесным. В необычном месте может подняться и расти плакучая ива, оплакивая безвинно погибшего. Покидая надолго свою семью или суженую, мужчина садил дерево, которое своими слезами или шелестом сообщало им о его бедах или радостях в разлуке.

Древние Славяне особо почитали Свещенную (Солнечную) Берёзу, которая росла где-то на заморском острове Березани и была «всем берёзам старшой сестрой». Следы её почитания можно найти и в современных записях учёных, сделанных в деревнях. В «Северных преданиях», записанных со слов сказительницы в 1978 году, написано: «Сколько топоров переломали, пока хотели берёзу срубить, так её и оставили в храме. Она была запрятана, шёлковыми платками занавешана. Как кто заболеет, так и несут ей дары». Раньше никогда не строили дом на том месте, где росли берёзы, не корчевали их. Если приходилось возделывать новую пашню, Славяне оставляли берёзы расти посреди поля. Девушки кумятся (роднятся) с берёзами, мужчины просят совета у зрелой берёзы, как у мудрой женщины. И сегодня берёза – светлый образ России.

Во всех народах и верованиях считается, что у каждого че­ловека есть своё дерево-покровитель. Общеизвестен календарь друидов – лесных жрецов и восточные «древесные» гороскопы. До сих пор на Руси помнят обычай: сажать женское дерево после рождения дочери, и мужское – после рождения сына, чтобы у детей появился свой дух-охранитель. Люди верят, что если человек подружится с деревом, то получит покровительство и помощь его Берегини-Древесницы.

Даже сейчас есть люди, которые понимают разговор деревьев. Говорят, что дети, стихоплёты и музыканты слышат их пение. О духах деревьев писал и А.С. Пушкин в своей поэме «Евгений Онегин»:

«Огромный запущенный сад, приют задумчивых Дриад».

 

 

«Души отдельных деревьев … разумны, высокопрекрасны и мудры… Некоторые из них благи, подобно праведникам, и благо­склонны к нам. Они терпеливы, спокойны и смиренно мудры. Иногда между ними совершается нечто торжественное: они склоняются друг к другу, все в одну сторону. Весь эфирный лес превращается в тихо сгибающиеся и выпрямляющиеся, друг в друга переливающиеся пла­мена; они возносят хором нечто вроде славословия».

(«Роза мира» Д.Л. Андреев)

 

«Как будто, чуя жизнь двойную и ей овеяны вдвойне, -

И землю чувствуют родную, и в небо просятся оне»

(А.А. Фет)

 

«Например, считается, что в Купальскую ночь деревья переходят с одного места на другое и разговаривают друг с другом.

Нельзя рубить дерево, которое скрипит, ибо люди думают, в нём мучается человеческая душа: срубивший такое дерево заставит её ис­кать себе новое пристанище, за что может поплатиться увечьем или жизнью… Подобная участь постигает и того, кто решился срубить дерево, посаженное человеком и взлелеянное им. Кроме того, за­претны деревья в заповедных рощах. Грешит тяжко даже тот, кто ре­шит срубить в такой роще старое дерево, отнимая у него заслуженное право на ветровал, то есть на естественную, стихийную смерть…»

(«Словарь русских суеверий»)

 

«Замотал Егор головой, сказать слова не может. И встала Нина, за­смеялась, корешки из ног пустила, листьями оделась и стала яблоней. И чувствует Егор, что и сам он в землю ногами входит, меж камешков корнями путь ищет, ввысь вытягивается, расчленяется на ветки и ли­стья, и стал он тополем, и хорошо ему и тревожно…

Егор жил внутри дерева. Не в дупле, не обособлено от дерева, а внутри его древесины, и тело своё отграничивал корой и листьями. Через него шли земные соки, внутри него медленно нарастало годо­вое колечко, и он, Егор, поскрипывал всем своим телом под поры­вами ветра. Его совсем не удивляло это новое состояние, считал его естественным и даже удобным. Он рос на большой поляне, и корни его уходили глубоко в землю, сплетаясь с чужими корнями…»

(«Башня птиц» О.С. Корабельников)

 

«Стал я на огороде с краю, да босыми ногами в мягкую землю! Чую: в рост пошёл! Ноги – корнями, руки – ветвями. Вверх не очень поддаюсь: что за охота с колокольней ростом гоняться!

Стою, силу набираю, да придумываю, чем расти, чем цвести. Ежели малиной, дак этого по всей округе много. Придумал стать яблоней. Задумано – сделано. На мне ветви кружевятся, листики развёртываются. Я плечами повёл и зацвёл. Цветом яблонным весь покрылся.

Я подбоченился, на мне яблоки спеют, наливаются, румянятся. От цвета яблонного, от спелых яблок на всю деревню зарозовело, и яблочный дух разнёсся».

(«Яблоней цвёл» С.Г. Писахов)

 

«Вы видали у берёзы деревянные глаза?

Да, глаза! Их очень много с веками и без ресниц.

Попроси Лесного бога эту странность объяснить…»

(И. Сельвинский)

 

«Свейте, девушки, веночек невелик –

Ожила берёза-дерево на Семик».

(«Семик» А.Н. Толстой)

 

«Все деревья мира, казалось, устремились к Аслану. Приближаясь, они перестали быть деревьями, и вскоре толпа их, кланяясь, делая реверансы и протягивая к Аслану длинные тонкие руки, оказались вокруг Люси. Она увидела, что все они приобрели человеческие очертания. Бледные девушки-берёзки вскидывали головы, женщины-ивы откидывали назад волосы, чтобы взглянуть на Аслана, царственные буки спокойно стояли, склонившись перед ним, косматые дубы, тонкие и меланхоличные вязы, кудрявые остролисты (сами тёмно-зелёные, а их жёны – украшены яркими ягодами) и пёстрые рябины кланялись и снова поднимались, восклицая: «Аслан! Аслан!» - хриплыми скрипучими голосами, похожими на шум волн».

(«Принц Каспиан» К.С. Льюис)

 

«О чём лопочет дерево другому,

Такому же, как и оно, живому?

О чём берёза клёну говорит?

А что ореху нашептал самшит?

Мы тщимся разгадать хотя бы слово

Лугов и рощ, подлесков и садов,

Но это слово племени иного

И чуждое созвучью наших слов.

Оно дыханье и оно шептанье,

Оно как трепет и оно как стон,

О чём кусты хотят на расстоянье

Другим кустам сказать, для нас как сон.

Необъяснимо, если сон и вещий.

Но чувствую: душой хочу сберечь

То нежный, то суровый, то зловещий

Язык дерев, их потайную речь».

(Л. Озеров)

 

ЕДИНОРОГ

 

Животное с телом белоснежной лошади (иногда – быка), с одним прямым длинным рогом на лбу. В русских книгах «Азбуковниках» XVI - XVII веков он описывается как безстрашный и непобедимый зверь, подобный коню, вся сила которого заключена в роге. В средневеко­вом христианстве Единорог это образ святости, чистоты, девственно­сти, самопожертвования и отваги. Это белоснежное животное – и целитель, и воин; один из защитников Руси и Света.

Рогу Единорога приписываются целебные свойства – говорят, что им этот таинственный зверь может очищать землю, заражённую болезнью или отравленную ядом Змея. Уверенность в этом в народе была столь велика, что даже царь Алексей Михайлович, по свидетельству дворцовых книг 1655 года, соглашался за три таких рога заплатить 10 тысяч рублей соболями и «мягкой рухлядью» (то есть ме­хами). Русские целители того времени были убеждены, что рог Еди­норога оказывает помощь во всех болезнях, даёт вла­деющему им человеку уверенность в собственных силах, цветущее здоровье и долголетие, кроме этого – уничтожает силу всех ядов.

В русских народных сказках Единорога называют Индрик-зверь. Он может передвигаться под землёй и является властителем подземных родников и ключей. В «Голубиной книге» о нём говорится как о спасителе нашей Все­ленной и её миров во время всеобщей засухи – он рогом выкапывал ключи и пускал чистую воду по всем рекам и озёрам. «Куда Индрик-зверь пройдёт – туда ключ шумит», – осталась запись об этом в русских преданиях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: