ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ




Познание действительности начинается с ощущения и восприятия. Однако ресурсов чувственного познания недостаточно для регуляции человеческой активности, высшей формой которой является деятельность. В этой активности необходимо отражать явления и связи, которые чувственному познанию недоступны. Невозможно средствами восприятия увидеть элементарную частицу, между тем создана теория элементарных частиц. Этими средствами невозможно постичь черты характера человека, его мысли и состояния. Именно благодаря мышлению как своему родовому свойству человек вышел за пределы чувственной ступени познания.

Мышление – высший познавательный социально обусловленный психический процесс, заключающийся в опосредствованном и обобщенном отражении действительности в ее существенных связях и отношениях [10, 158].

А. В. Петровский определяет мышление как социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза[6, 87].

Проблемами развития мышления детей младшего школьного возраста занимались многие зарубежные (Б. Инельдер, Ж. Пиаже, и др.) и отечественные (Л.С. Выготский, П.П. Блонский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, З.М. Истомина, С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов, и др.) исследователи.

Р.Декарт выдвинул формулу «Я мыслю, значит, я существую». Было выделено мышление рассуждающее, мышление словесно-логическое. Это мышление и сегодня выделяется как один из основных видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций, существующих, функционирующих на базе языка, языковых средств. Однако современная психология не рассматривает этот вид мышления как единственный. В психологии выделяется так же, как самостоятельный вид, образное (или наглядно-образное) мышление. Функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию, с конкретизацией общих положений. С помощью образного мышления более полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременное видение предмета с нескольких точек зрения. Очень важная особенность образного мышления - установление непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа. Наглядно-действенное мышление характеризуется тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов [8, 318].

Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определённой логикой. В структуре мышления выделяют следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.

Сравнение, сопоставляя вещи, явления, их свойства, вскрывает тожество и различия. Выявляя тожество одних и различия других вещей, сравнение приводит к их классификации. Сравнение является часто первичной формой познания: вещи сначала познаются путем сравнения. Это вместе с тем и элементарная форма познания. Тожество и различие, основные категории рассудочного познания, выступают сначала как внешние отношения. Более глубокое познание требует раскрытия внутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Это осуществляется другими сторонами мыслительного процесса или видами мыслительных операций – прежде всего анализом и синтезом.

Анализ – это мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон; анализом мы вычленяем явления из тех случайных несущественных связей, в которых они часто даны нам в восприятии. Синтез восстанавливает расчленяемое анализом целое, вскрывая более или менее существенные связи и отношения выделенных анализом элементов.

Анализ и синтез не исчерпывают собой всех сторон мышления. Существеннейшими его сторонами являются абстракция и обобщение.

Абстракция – это выделение, вычленение и извлечение одной какой-нибудь стороны, свойства, момента явления или предмета, в каком-нибудь отношении существенного, и отвлечение от остальных.

Обобщение – это способ познания посредством определения общих существенных признаков объектов. Обобщение базируется на анализе и синтезе, направленных на установление существенных признаков объектов, а также на сравнении, которое позволяет определить общие существенные признаки. В свою очередь, благодаря обобщению возможно осуществление другого способа познания – определения понятий.

Абстракция и обобщение, в своих первоначальных формах укорененные в практике и совершающиеся в практических действиях, связанных с потребностями, в своих высших формах являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса раскрытия связей, отношений, при помощи которых мысль идет ко все более глубокому познанию объективной реальности в ее существенных свойствах и закономерностях. Это познание совершается в понятиях, суждениях и умозаключениях [8, 324].

К логическим формам мышления относятся суждения, умозаключения и понятия. Это осознаваемые формы мысли.

Суждение – это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами, признаками. Оно выражается в обычном предложении. Различают суждения истинные и ложные. В иной плоскости – общие, частные и единичные.

Умозаключение – форма мышления, в которой из исходных суждений получается новое суждение, содержащее новое знание. В индуктивном умозаключении мысль движется от единичного к частному или от частного к общему, т.е. всегда в направлении обобщения. В дедуктивном умозаключении мысль движется в обратном направлении.

Понятие – форма мысли, в которой отражаются отличительные признаки предмета мышления. Каждое понятие характеризуется содержанием, т.е. суждениями о совокупности признаков предмета, ядром которой являются существенные признаки. Другой характеристикой понятия является его объем – совокупность объектов, отображаемых им[10, 159].

Наиболее полно мышление как процесс выступает при решении человеком любой задачи. Этот путь решения можно разделить на 4 фазы:

· первая – возникновение затруднения, противоречия, вопроса, проблемы;

· вторая – выработка гипотезы, предложения или проекта решения задачи;

· третья – осуществление решения;

· четвертая – проверка решения практикой и последующая оценка.

Эффективность работы учащихся зависит от того, насколько правильно осуществляются мыслительные операции, как используются различные формы и виды мышления.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: