Ознакомление со звуками Д-ДЬ (продолжение).
Коррекционно-образовательные задачи:
- учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звуков [д], [д’];
- совершенствовать умение детей дифференцировать звуки [д], [д’] в словах, предложениях;
- продолжать учить отвечать на вопрос полным предложением.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- развивать психические процессы: внимание, мышление;
- активизировать мыслительные процессы;
- развивать координацию речи с движением;
- совершенствовать навык звукового анализа слов.
Воспитательные задачи:
- воспитывать чувство доброжелательности, ответственности и сотрудничества;
- развивать коммуникативную компетентность;
- развивать навык работы в группе;
- воспитывать умение слушать ответ другого человека;
- воспитывать умение правильно вести себя в обществе;
- продолжать воспитывать у детей интерес и желание заниматься.
Оборудование: Мягкая игрушка Домовой и Домовенок, «профиль» звука [д] на рисунке, предметные картинки.
Ход занятия.
Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости. А кто, вы узнаете, отгадав загадки:
Кто за печкою живет,
Дом хранит от бед, невзгод,
Но бывает злым порой,
Существо то … (домовой).
Правильно Домовой.
И еще одна загадка:
Мой наряд кругом в заплатах,
Сам не чесан и немыт,
Но зато родная хата
Вся как зеркало блестит.
Ухаю совой на крыше,
Кошкою пугаю мышек,
Дверью жалобно скреплю –
Очень всех пугать люблю!
Но я вовсе не чертенок,
А проказник – … (домовенок!!!)
Ребята, кто это? Правильно, это Дедушка Домовой и Озорной Домовенок. Они узнали, что ребята могут все рассказать про звук, который у них самый любимый. А какой это звук давайте выясним?
|
- Итак, в слове Домовой, какой звук слышится в начале слова? (В слове Домовой, в начале слова слышится звук [д]).
Правильно в слове Домовой в начале слова слышится звук [д].
Расскажите все, что вы знаете про звук [д]? Произнесите звук [д] и скажите, как при этом расположены губы, зубы и язык. (Выставляется «профиль» звука на рисунке).
- Верно, при произнесении звука [д] губы открыты, зубы разомкнуты, кончик языка упирается к верхним зубам.
- Подставив ладошку ко рту, произнесите звук [д], как выходит воздух изо рта? (Воздух изо рта выходит толчками, встречается преграда: зубы и язык).
А если воздух изо рта выходит толчками и встречается преграда: зубы и язык, то это какой звук гласный или согласный? (Согласный). Правильно, согласный.
- А теперь поднесите руку к горлышку и проверьте, работает или нет голосок. (Горлышко дрожит). Если голос работает, горлышко дрожит, значит, звук [д] какой? (Звонкий). Правильно, звонкий.
- Каким цветом будем обозначать звук [д], в слове Домовой? (Синим).
- Почему? (Потому что он звучит твердо).
- А каким цветом в слове Дедушка? (Зеленым).
- Почему? (Потому что он звучит мягко).
- Итак, звук [д] – согласный, звонкий, твердый; а звук [д’] - согласный, звонкий, мягкий.
Развитие фонематического восприятия.
Игра «Поймай звук».
Домовёнок хочет с нами поиграть. Хлопните в ладоши, если услышите звук Д; поднимите руку, если в слове будет звук Д': дом, дача, деревня, друг, радость, добрый, дыня, диван, дуб, девочка, Дима, Даша, динозавр, Лида и т.д.
|
Давайте поиграем в игру: Взрослый называет чистоговорки, а дети закончивают их одним словом в котором есть наш звук.
Ду-ду-ду – к деду я иду.
Ды – ды – ды – много здесь воды.
Подбор слов, в которых по сравнению с рифмуемым добавлен звук Д.
Сравнение похожих слов на слух (стихи И. Лопухиной), акцент (при помощи символа) на добавленный звук Д.
В этом доме, ты мне верь,
Заперта надёжно … (дверь).
Если влезть захочет вор,
Он не попадёт во (двор).
Здесь живут малышка Аня и её братишка (Даня).
В руках у Ани удочка, а у Дани (дудочка).
Домовенок очень любознательный и любит рассматривать картинки. Он принес их и вам. В названии картинок есть звуки [д] и [дь]. Но он не знает, где они находятся. Домовенок просит вас помочь определить место звуков в словах. Но будьте внимательны – звуки [д] и [дь] могут находится только в начале или середине слова. Дети называют картинки и определяют место звука в слове (дом, дуб, 9, индюк, диван, радуга, гвозди, желуди, медаль, дельфин, подарок).
А сейчас озорной Домовенок приглашает вас отдохнуть. Дружно все вставайте физминутку начинайте.