Эмоциональные нарушения, лежащие в основе суицида:
• Потеря аппетита или импульсивное переедание
• Частые жалобы на боли в животе, головокружение – соматические недомогания
• Непривычно пренебрежительное отношение к собственному внешнему виду
• Изоляция от друзей и семьи
• Постоянное чувство одиночества, скуки
• Внезапные приступы гнева
• Снижение концентрации
• Отсутствие планов на будущее
• Погруженность в размышления о смерти
Поведенческие маркеры – выражаются в резком изменении поведения без видимой на то причины:
• Тоскливое выражение лица
• Тихий, монотонный голос
• Склонность к нытью, капризность, слезливость, брюзжание
• Ускоренная экспрессивная речь
• Пессимистическая оценка своего прошлого, настоящего и будущего
• Расширение зрачков, сухость во рту, тахикардия, нехватка воздуха, повешенное давление, ощущения кома в горле
• Активное взаимодействие с людьми, поиск новых контактов
• Постоянное физическое бездействие
• Бесчувственность, безразличие к себе и окружающим
• Поиск смертельного оружия
• Создание завещания
• Селфхарм (саморазрушительное поведение): злоупотребление алкоголем, наркотиками, порезы, ожоги, синяки, трихотилломания и т.д.)
Словесные маркеры – видны в рамках бесед:
• Сообщения о конкретном плане суицида («Я планирую убить себя в ближайшее время», «Я решил, это будет сегодня»)
• Самообвинения («Я не достойна жить среди людей», «Я ничтожество, мне ничего не добиться в этой жизни»)
• Прощания
• Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях («Слава богу, скоро всё это закончится», «Радуйся, ты меня больше не увидишь»)
• Шутки о желании умереть («Лучше умереть, чем писать ОГЭ»)
Этапы суицидального поведения
«Суицидальные мысли не присутствуют в сознании человека постоянно, они возникают эпизодически, под влиянием провоцирующих стимулов и ситуаций. Возникновению суицидальных мыслей обычно предшествуют негативные эмоциональные переживания, такие как чувства безнадежности и тоски» [4]
Пресуицидальный этап – этап, длящийся от первых мыслей о самоубийстве до четких планов его совершения.
Этап реализации суицидальных намерений – планирование самоубийства, подготовка к нему, сам акт суицида.
Постсуицидальный период – 1-3 месяца после попытки совершения самоубийства.
Как помочь человеку с суицидальными наклонностями
«Самое главное, что вы можете сделать для кого-то, кто находится в непосредственном кризисе, - это слушать то, что они говорят, и воспринимать их всерьез. Если они говорят о причинении себе вреда, они, вероятно, не шутят» [1]
1. Ко всем намекам на суицид следует относиться крайне серьёзно.
2. Спрашивай и выслушивай. Спроси у человека прямо, что ему нужно, что могло бы помочь, попытки угадать могут лишь усугубить ситуацию. Не обесценивай чувства говорящего.
3. Позаботься о его безопасности. Спроси, пробовал ли он уже сделать это, есть ли у него план действий. Эти вопросы помогут оценить уровень опасности. Если в пределах досягаемости человека есть огнестрельное оружие или иным способам самоубийства, стоит ограничить к ним доступ или отвезти человека к специалисту.
4. Будь рядом. Сделай все возможное – поговори по телефону, проведите время вместе, но никогда не давай пустых обещаний. Если человек будет знать, что он не один, то риск самоубийства снизится в разы.
5. Помоги наладить связь с внешним миром.
6. Не прекращай связь, даже если кажется, что уже все наладилось. Важно не давать темноте и чувству отчужденности вернуться.
Результаты опроса
Заключение
Список литературы
1. Анупов А. Я., Шипилов А. И. Словарь конфликтолога. – 2-е изд. – СПБ.: Питер, 2006. – С. 381—526 с.
2. Блейхер В. М., Крук И. В. Толковый словарь психиатрических терминов. / Под ред. канд. мед. наук С. Н. Бокова. В 2-х томах. Т. 2. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. — 448 с.
3. Всемирная организация здравоохранения [электронный ресурс]. -- URL: https://www.who.int/ru/news-room/detail/09-09-2019-suicide-one-person-dies-every-40-seconds
4. Ворсина А. П., Дианова С. В., Чернигова Е. П. Вопросы диагностики и профилактики суицидального поведения детей и подростков. – Иркутск, 2015 – с. 87—88
5. Литмен Р. Зигмунд Фрейд о самоубийстве. – 2003 – с. 9--10
6. Паперно И. Самоубийство как культурный институт. – 1999 -- с.87
7. Пелипас В. Е. Депрессия и суицид в практике общесоматических лечебных учреждений. -- 1998
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Катав-Ивановска»
Проект по теме
«Самоубийства в современном мире»
Тип проекта: информационно-познавательный
Предметная область: обществознание
Выполнила:
Ученица 9 «А» класса
Егорова Светлана
Руководитель:
Мясоедова Елена Андреевна
2019 год
[1] Американская психологическая ассоциация