Психологические механизмы профессионального роста учителя




Раскрывая сущность профессионального роста учителя, Л.М.Митина в своих исследованиях предложила оригинальную модель конструктивного изменения поведения. Проведенный ею анализ позволяет выделить несколько экспериментально апроби­рованных путей повышения эффективности труда учителей:

По ее убеждению, радикальное изменение системы образова­ния возможно лишь на основе личностно-развивающей стратегии, предполагающей не просто обучение учителя новым способам дея­тельности, а преобразование его мотивационной, интеллектуаль­ной, аффективной и, в конечном счете, поведенческой структур.

Изменение поведения учителя в реальном педагогическом процессе возможно лишь в том случае, если меняется восприятие и осознание им себя самого, своих ценностных ориентации.

Процесс профессионализации учителя - это процесс постоян­ного выбора между продвижением и отступлением. Столкновение самосознании «Я-действующего» и «Я-отраженного» создает жиз­ненное напряжение, затрудняющее привычный ход жизнедеятель­ности учителя. Выбор пути разрешения противоречия зависит от двух факторов. С одной стороны, в основе самореализации учителя лежит высокий уровень развития самосознания, с другой стороны, потребность в актуализации своего потенциала, что способствует преодолению возникающих препятствий. Важным условием сохра­нения вектора развития является наличие стремления к выражению своего творческого «Я», которое будет стимулировать учителя к ак­тивному поиску и выведет его на качественно новый виток профес­сионального развития.

Таким образом, противоречивое единство «Я-действующего», «Я-отражающего» и Я-творческого задает и направляет безгранич­ный путь профессионального развития учителя.

В модели изменения поведения учителя Л.М.Митина раскры­вает 4 стадии (подготовка, осознание, переоценка, действие), в ко­торых протекают процессы преобразования личности с использо­ванием комплекса методов воздействия. Эти стадии объединяют

основные процессы изменения поведения: мотивационные (I ста­дия), когнитивные (II стадия), аффективные (Ш стадия), поведен­ческие (IV стадия).

На первой стадии, мотивационной происходит активное включение учителя в процесс изменения собственного поведения. Для этого необходимо выяснить степень готовности учителя (тип учителя) к изменениям, с помощью научно-практических семина­ров.

1тип - учитель не имеет серьезного намерения изменить свое поведение, не проявляет интереса к предлагаемым новым техноло­гиям, инновациям, склонен преувеличивать положительные стороны своего стиля деятельности и преуменьшать отрицательные проявле­ния своего поведения.

IIтип - учитель начинает серьёзно рассматривать возможность изменения своего поведения, оценивая положительные и отрицательные образы своей жизни.

IIIтип - учитель намерен изменить свое поведение в ближайшее время, осуществляет попытки оптимизировать собствен­ное поведение и образ жизни.

Совершенно очевидно, что средства воздействия, используе­мые на стадиях, должны различаться в зависимости от степени го­товности учителя к изменениям в поведении.

На второй стадии, когнитивной, осуществляется осознание необходимости изменения своего поведения.

Существенное повышение осознания происходит благодаря наблюдению, противопоставлению, интерпретации возможных то­чек зрения, позиций, способов и приемов восприятия и поведения, обсуждаемых на научно-практических семинарах. Благодаря увели­чению информации, учитель начинает осознавать и оценивать аль­тернативы поведения и собственные возможности профессиональ­ного и личностного роста.

На третьей стадии, аффективной, происходит переоценка поведения социального окружения (учеников, семью, друзей) и соб­ственной личности. На этой стадии, в процессе тренингов, деловых игр, учитель все более ощущает собственную независимость и спо­собность изменить свою жизнь. Основной результат этой стадии выражается в выборе и принятии решения действовать.

На четвёртой стадии, поведенческой, осуществляется воз­можность апробации новых способов поведения в практической деятельности. Основной результат этой стадии выражается в спо­собности противостоять нежелательному поведению.

Основным механизмом, запускающим про­цесс профессионального роста, является способность учителя к рефлексии собственной деятельности.

Итак, в концепуальной модели профессионального развития учителя рассматриваются

* в качестве объекта развития — интегральные характеристики
личности (педагогическая направленность, педагогическая компетентность,
эмоциональная гибкость);

* в качестве фундаментального условия — переход на более высокий уровень профессионального самосознания;

* в качестве психологического механизма — превращение собственной жизнедеятельности учителя в предмет его практического преобразования;

* в качестве движущих сил — противоречивое единство Я-
действующего, Я-отраженного и Я-творческого;

* в качестве результата развития — творческая самореализация учителя,
достижение неповторимости личности.

Концептуальные положения легли в основу психологической технологии конструктивного изменения поведения педагога.

Концепция и технология профессионального развития учителя позволяют решать вопросы, связанные с диагностикой, прогнозом, коррекцией профессионального развития педагога, а также строить инновационные проекты и программы непрерывного педагогического образования на качественно новом уровне: системно и технологично.

Пед. направленность - система эмоционально-ценностных отношений, задающая иерархическую структуру доминирующих мотивов личности учителя, побуждающих учителя к ее утверждению в педагогической деятельности и общении.

Иерархическая структура педагогической направленности учителя может быть представлена следующим образом:

направленность на ребенка (и других людей), связанная с заботой, интересом, любовью, содействием развитию его личности и максимальной самоактуализации его индивидуальности;

направленность на себя, связанная с потребностью в самосовер­шенствовании и самореализации в сфере педагогического труда;

3) направленность на предметную сторону профессии учителя (содержание
учебного предмета).

Психологическим условием развития пед. направленности является осознание учителем ведущего мотива собственного поведения, деятельности, общения и необходимости его изменения.

Динамика педагогической направленности определяется перестройкой мотивационной структуры личности учителя с предметной направленности на гуманистическую.

Педагогическая компетентность учителя - гармоничное сочетание знаний предмета, методики и дидактики преподавания, а также умений и навыков (культуры) педагогического общения. Данное определение дает возможность представить в структуре педагогической компетентности учителя две подструктуры: деятельно-стную (знания, умения, навыки и способы осуществления педагогической деятельности) и коммуникативную (знания, умения, навыки и способы осуществления педагогического общения).

Психологическим условием развития педагогической компетентности является осознание учителем необходимости повышения своей общечеловеческой и специальной культуры и тщательной организации общения как основы развития и обучения в школе.

Динамика развития педагогической компетентности учителя определяется сменой репродуктивного уровня выполнения действий и операций творческим; гармонизацией и усложнением деятельностных и коммуникативных компонентов педагогической компетентности.

Эмоциональная гибкость учителя – оптимальное (гармоничное) сочетание эмоциональной экспрессивности (отзывчивости) и эмоциональной устойчивости учителя.

Психологическим условием развития эмоциональной гибкости является осознание учителем роли и значения аффективной сферы личности в оптимизации деятельности, общения, психического и физического здоровья и учителя, и учеников.

Динамика эмоциональной гибкости учителя определяется гармонизацией и усложнением его аффективных проявлений: способностью «оживлять» подлинные эмоции в многократно повторяющемся учебно-воспитательном процессе, вызывать положительные эмоции, контролировать отрицательные, т.е. проявлять гибкость пове­дения, нестандартность, творчество.

Три выделенные интегральные характеристики личности учителя (педагогическая направленность, педагогическая компетентность, эмоциональная гибкость) являются взаимополагающими и каждая из них безотносительно к двум другим самостоятельного значения не имеет. Развитие интегральных характеристик труда учителя обусловливает общий ход его профессионального развития.

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: