Раскрывая сущность профессионального роста учителя, Л.М.Митина в своих исследованиях предложила оригинальную модель конструктивного изменения поведения. Проведенный ею анализ позволяет выделить несколько экспериментально апробированных путей повышения эффективности труда учителей:
По ее убеждению, радикальное изменение системы образования возможно лишь на основе личностно-развивающей стратегии, предполагающей не просто обучение учителя новым способам деятельности, а преобразование его мотивационной, интеллектуальной, аффективной и, в конечном счете, поведенческой структур.
Изменение поведения учителя в реальном педагогическом процессе возможно лишь в том случае, если меняется восприятие и осознание им себя самого, своих ценностных ориентации.
Процесс профессионализации учителя - это процесс постоянного выбора между продвижением и отступлением. Столкновение самосознании «Я-действующего» и «Я-отраженного» создает жизненное напряжение, затрудняющее привычный ход жизнедеятельности учителя. Выбор пути разрешения противоречия зависит от двух факторов. С одной стороны, в основе самореализации учителя лежит высокий уровень развития самосознания, с другой стороны, потребность в актуализации своего потенциала, что способствует преодолению возникающих препятствий. Важным условием сохранения вектора развития является наличие стремления к выражению своего творческого «Я», которое будет стимулировать учителя к активному поиску и выведет его на качественно новый виток профессионального развития.
Таким образом, противоречивое единство «Я-действующего», «Я-отражающего» и Я-творческого задает и направляет безграничный путь профессионального развития учителя.
|
В модели изменения поведения учителя Л.М.Митина раскрывает 4 стадии (подготовка, осознание, переоценка, действие), в которых протекают процессы преобразования личности с использованием комплекса методов воздействия. Эти стадии объединяют
основные процессы изменения поведения: мотивационные (I стадия), когнитивные (II стадия), аффективные (Ш стадия), поведенческие (IV стадия).
На первой стадии, мотивационной происходит активное включение учителя в процесс изменения собственного поведения. Для этого необходимо выяснить степень готовности учителя (тип учителя) к изменениям, с помощью научно-практических семинаров.
1тип - учитель не имеет серьезного намерения изменить свое поведение, не проявляет интереса к предлагаемым новым технологиям, инновациям, склонен преувеличивать положительные стороны своего стиля деятельности и преуменьшать отрицательные проявления своего поведения.
IIтип - учитель начинает серьёзно рассматривать возможность изменения своего поведения, оценивая положительные и отрицательные образы своей жизни.
IIIтип - учитель намерен изменить свое поведение в ближайшее время, осуществляет попытки оптимизировать собственное поведение и образ жизни.
Совершенно очевидно, что средства воздействия, используемые на стадиях, должны различаться в зависимости от степени готовности учителя к изменениям в поведении.
На второй стадии, когнитивной, осуществляется осознание необходимости изменения своего поведения.
Существенное повышение осознания происходит благодаря наблюдению, противопоставлению, интерпретации возможных точек зрения, позиций, способов и приемов восприятия и поведения, обсуждаемых на научно-практических семинарах. Благодаря увеличению информации, учитель начинает осознавать и оценивать альтернативы поведения и собственные возможности профессионального и личностного роста.
|
На третьей стадии, аффективной, происходит переоценка поведения социального окружения (учеников, семью, друзей) и собственной личности. На этой стадии, в процессе тренингов, деловых игр, учитель все более ощущает собственную независимость и способность изменить свою жизнь. Основной результат этой стадии выражается в выборе и принятии решения действовать.
На четвёртой стадии, поведенческой, осуществляется возможность апробации новых способов поведения в практической деятельности. Основной результат этой стадии выражается в способности противостоять нежелательному поведению.
Основным механизмом, запускающим процесс профессионального роста, является способность учителя к рефлексии собственной деятельности.
Итак, в концепуальной модели профессионального развития учителя рассматриваются
* в качестве объекта развития — интегральные характеристики
личности (педагогическая направленность, педагогическая компетентность,
эмоциональная гибкость);
* в качестве фундаментального условия — переход на более высокий уровень профессионального самосознания;
* в качестве психологического механизма — превращение собственной жизнедеятельности учителя в предмет его практического преобразования;
|
* в качестве движущих сил — противоречивое единство Я-
действующего, Я-отраженного и Я-творческого;
* в качестве результата развития — творческая самореализация учителя,
достижение неповторимости личности.
Концептуальные положения легли в основу психологической технологии конструктивного изменения поведения педагога.
Концепция и технология профессионального развития учителя позволяют решать вопросы, связанные с диагностикой, прогнозом, коррекцией профессионального развития педагога, а также строить инновационные проекты и программы непрерывного педагогического образования на качественно новом уровне: системно и технологично.
Пед. направленность - система эмоционально-ценностных отношений, задающая иерархическую структуру доминирующих мотивов личности учителя, побуждающих учителя к ее утверждению в педагогической деятельности и общении.
Иерархическая структура педагогической направленности учителя может быть представлена следующим образом:
направленность на ребенка (и других людей), связанная с заботой, интересом, любовью, содействием развитию его личности и максимальной самоактуализации его индивидуальности;
направленность на себя, связанная с потребностью в самосовершенствовании и самореализации в сфере педагогического труда;
3) направленность на предметную сторону профессии учителя (содержание
учебного предмета).
Психологическим условием развития пед. направленности является осознание учителем ведущего мотива собственного поведения, деятельности, общения и необходимости его изменения.
Динамика педагогической направленности определяется перестройкой мотивационной структуры личности учителя с предметной направленности на гуманистическую.
Педагогическая компетентность учителя - гармоничное сочетание знаний предмета, методики и дидактики преподавания, а также умений и навыков (культуры) педагогического общения. Данное определение дает возможность представить в структуре педагогической компетентности учителя две подструктуры: деятельно-стную (знания, умения, навыки и способы осуществления педагогической деятельности) и коммуникативную (знания, умения, навыки и способы осуществления педагогического общения).
Психологическим условием развития педагогической компетентности является осознание учителем необходимости повышения своей общечеловеческой и специальной культуры и тщательной организации общения как основы развития и обучения в школе.
Динамика развития педагогической компетентности учителя определяется сменой репродуктивного уровня выполнения действий и операций творческим; гармонизацией и усложнением деятельностных и коммуникативных компонентов педагогической компетентности.
Эмоциональная гибкость учителя – оптимальное (гармоничное) сочетание эмоциональной экспрессивности (отзывчивости) и эмоциональной устойчивости учителя.
Психологическим условием развития эмоциональной гибкости является осознание учителем роли и значения аффективной сферы личности в оптимизации деятельности, общения, психического и физического здоровья и учителя, и учеников.
Динамика эмоциональной гибкости учителя определяется гармонизацией и усложнением его аффективных проявлений: способностью «оживлять» подлинные эмоции в многократно повторяющемся учебно-воспитательном процессе, вызывать положительные эмоции, контролировать отрицательные, т.е. проявлять гибкость поведения, нестандартность, творчество.
Три выделенные интегральные характеристики личности учителя (педагогическая направленность, педагогическая компетентность, эмоциональная гибкость) являются взаимополагающими и каждая из них безотносительно к двум другим самостоятельного значения не имеет. Развитие интегральных характеристик труда учителя обусловливает общий ход его профессионального развития.